Сотник

думаюДавайте немного напомню, что мы читали. Иисус идет в Капернаум. По пути призывает некогда убежавших от него учеников, обратно, пообещав, что теперь наступает обучение.  Где-то на пути в Капернаум Иисус поднимается на возвышенность и туда же отзывает отдельно учеников. Там преподает первое свое учение. Учение, направленное исключительно на последователей. Т.е. не тех, кто ходит за, а тех, кто полностью перенимает все. И поступки, и образ мыслей. 

И вот, наконец-то, они входят в Капернаум. Далее мы читаем:

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
(Матф.8:5-13)

Первая часть, кажется, ничего особенного не предвещает. Иисус реагирует, судя по всему, обыденно. Т.е. Он всегда так отвечает (ну, или почти). Но тут происходит нечто из ряда вон выходящее.  Сотник ведет себя не логично. Точнее, совсем не так, как все. Все тянут Иисуса к больному. Ждут от него возложения рук. Сотник говорит, что он «не достоин, чтобы Иисус вошел под его кров».  И самое удивительное, он толкует свое решение следующим образом: «… но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуке моему: сделай то, и делает».

Прежде чем продолжить, нужно дать несколько пояснений. Первое –  слово «слуга» в 6-м стихе. Здесь стоит слово «ребенок» или «мальчик».  Здесь нет никакого противоречия с переводом, так как в культуре того времени было принято называть молодых слуг мужского пола мальчиками, или младенцами.  Это что-то похожее на русское «человек» в ресторане, по отношению к официанту.

Тем более, что этот офицер… К сожалению, я не очень владею пониманием римских званий. Знаю лишь, что в греческом тексте стоит именно сотник, буквально руководитель ста солдат. Так вот, этот,… …пусть будет офицер, беспокоится о слуге. И это усиливает привычное для того времени слово «ребенок», соединяясь не только с традицией, но и с чувствами воина.

Итак, сотник беспокоится о своем молодом слуге. Он по традиции и любя называет его ребенком. И он приходит к Иисусу. Но его желание, не тащить Лекаря к пастели. Его жажда, получить распоряжение.  Сегодня нам сложно понять те отношения, так как мы живем в обществе, отдаленно напоминающее демократию. А демократия ничего общего с монархией не имеет. Кстати, православным ребятам гораздо легче в этом вопросе, так как православие по своему определению «заточено» под монархию. Оно не способно сосуществовать с обществом другого толка. И в этом кроется причина русского поклонения лидеру. Здесь я не даю оценку. Хорошо это или плохо, не знаю. В чем-то хорошо, в чем-то нет. Но это не наш вопрос.

Итак, мы живем не в монархии. Мы вообще мало представляем себе, что это такое. И дело не в том, что мало информации. Наоборот. Информации более чем достаточно. И кино и книги, уроки истории и т.д. Но одно дело знать о монархии, другое дело жить в монархическом обществе. Можно знать все О монархии, и на самом деле никогда не понимать ее логики.

Иисус принес Божественную монархию. В церкви Спасителя нет, и не может быть никакой демократии. Он Царь! И Он царствует над царями. И здесь сложность.

14 … ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, …
(Откр.17:14 середина)

Его власть по отношению к царям суверенна. Он не избирается. И Его не интересует, нравится «народу» Его царство, или нет. Он Царь с абсолютной властью. Но под властью Царя царей находятся не только цари. Ведь в книге Откровений на царей указывается для того, чтобы показать величие, а не все Его служение. Он Царь царей, призванных господствовать над Землей.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(Быт.1:26)

Вот Царство предназначенное человеку. А над человеком стоит Царь царей. И его власть не только абсолютная, она еще и образцовая. Т.е. задача человека брать пример с Царя царей и действовать подобным образом в своей юрисдикции.

Итак, когда мы приходим к «слугам народа», мы требуем от них выполнения их функций. Мы требуем от милиции, чтобы она нас защищала. Почему мы требуем? Потому что это «демократия».  Вся власть у народа. Мы скандалим, если скорая опоздала. И мы правы. Ведь они обязаны выполнять свои функции. Все должны делать свое дело.

Однажды меня позабавил один случай. Есть один брат в Швейцарии. Его жена из России. Ребята пригласили погостить к себе маму жены. Но у нее ничего не получалось с посольством. Причем виновато было именно посольство. Так вот, швейцарец позвонил послу в России, а, надо сказать, швейцарец не занимает никаких постов. Т.е по российским меркам он никто и звать его никак. И вот он звонит послу в России и дает ему буквально разгон. И вот феерическое действие демократии (настоящей). Посол сильно извинялся, оправдывался и тут же все решил в пользу визы.

Как этот же случай работает в монархии? Когда кто-то обижен, он обращается в государственную канцелярию (представительство царя) с жалобой. И царь, как суверенное лицо, самолично (если только не делегирует свое право другому) отвечает на запрос. И отвечает не так, как положено, а так, как посчитает нужным.

Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о настоящей монархии, а не разных ее заменителях. Я не знаю, есть ли сегодня в Мире настоящая монархия. Сегодня все страдают демократией.

Так вот, зачем это пространное рассуждение. От царя не требуется выполнения функций врача скорой помощи или пожарника. От царя вообще ничего не требуется. От царя ОЖИДАЕТСЯ в смирении его воля. И его воля ничем не гарантирована. Если сегодня вы подаете в суд, вы взвешиваете доказательства, гарантии и т.д., опираясь на закон. Но при монархии, если в суде окажется царь, все идет вверх ногами. Решает уже не закон, а царь. Вес гарантий и доводов зависит от сиюминутной воли монарха. Зачастую от его настроения.

Итак, обращаясь к царю, мы не ждем, что он пойдет самолично что-то делать. Мы ждем распоряжения. Нас интересует только его слово. Если он что-то говорит, это становится законом. Его слово закон, а не наоборот.

Сотник, как и любой другой солдат, как никто понимает, что такое царь. Он сам иллюстрирует свой взгляд. Он крайне прост. Что говорит этот офицер? Он говорит, что знает, как работает царская власть. И ему не нужно, чтобы Царь царей лично шел к нему домой. Все что нужно – это слово, т.е. распоряжение. Само это слово заставит «ответственных» все сделать в лучшем виде.

Фактически, воин говорит, что у Иисуса есть некая служба, которая лечит больных. Ее не видно. Она не осязаема. Но она есть. И все, что нужно Царю царей – издать распоряжение, попросту приказать. И все «ответственные лица» сотворят в своем рвении даже больше.

То, что сотник именно так понимает действие Христова слова, он показывает своим объяснением: «…ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуке моему: сделай то, и делает…».

Сотник, иначе говоря, заявляет, что хоть он сам и не царь, а находится в подчинении, но и у него есть «маленькое царство».  И это «царство» работает просто. Сотник говорит, издает указ, приказывает, распоряжается, а «царство сотника» тут же бросается исполнять.

Кстати, поясняя действие власти, сотник, там, где у нас стоит слово «слуга», в 9-м стихе, в греческом стоит уже не «ребенок», а «раб» или «подчиненный».  Здесь сотника не волнуют чувства к слуге, здесь он открывает принцип. Он имеет кого-то в подчинении и тот исполняет все, что ему приказано.

Вот это понимание, которое сотник предложил Иисусу, Спасителем оценено по достоинству. Наставник в восторге от этих слов. В восторге не от того, что услышал некую странную идею, а от того, насколько точно и правильно сотник охарактеризовал действия Иисуса, как Царя.

И один этот случай выбивает фундамент у тех, кто настаивает на действии «силы» Духа Святого в исцелениях. В данном случае под словом «сила» подразумеваю некую энергию, которая, по учению этих ребят, истекает из рук в больного. Возможно, и во всем Израиле действия Иисуса воспринимались так же, поэтому Иисус и удивился, что совсем не израильтянин увидел настоящую «механику» событий.

Как древние евреи, так и современные христиане, ожидают приход «сверхъестественной энергии» от Бога, которая «наделит человека» дарами, а ля способностями. Но чем больше я читаю Новый Завет, тем больше убеждаюсь, что здесь нет никакого намека на эту странную энергию, или, как говорят святые – силу. Сила Духа Святого заключается совсем в другом. И эта сила если и участвует в исцелениях, то косвенно.

Мы стали заложниками современной культуры. Весь этот мир стремиться внушить нам, что вся власть находится у тех, кто владеет энергиями.  Массовая культура волшебников, магов и т.д. нацелена на одно – приучить человека к тому, что все сверхъестественное лежит не в плоскости власти, а в плоскости умения, опыта, особенных способностей, сверхъестественных дарований. И чем больше мы гонимся за Силой Духа в понимании текущей через тело энергии, тем дальше мы от настоящей силы Духа, которая никуда не течет, она покоится. Она «ЕСТЬ». И эта сила делает человека царственным, твердым, решительным, властным. Властным в первую очередь в своей жизни. Властным над грехом.

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
(Быт.4:7)

И как тогда, так и сегодня, тот, кто должен был это понимать, священники, книжники (теологи) и т.д., ничего не видели в действиях Иисуса. А совсем посторонние люди – сотник, например, не имея никакого духовного образования (по иудейским меркам), вник в саму суть проблемы.  Реакция Иисуса не замедлила.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
(Матф.8:10-13)

Когда мы читаем текст, не замечаем многих тонкостей языка. Дело в том, что Иисус не просто «удивленно повел бровями». Он поразился, изумился, смотрел с любопытством, дивился, восторгался, восхищался и при этом недоумевал, задавался вопросом! Все эти эпитеты – значение слова, переведенного нам как «удивился». Иисус увидел невероятное! Тот, Кто каждый день по многу раз творит чудеса, увидел чудо, которое Его повергло в изумление.  Каково?!

Иисус увидел НЕВОЗМОЖНОЕ, о чем мы говорили выше. И по Его свидетельству, Он не нашел такой ВЕРЫ даже в Израиле. Тут надо еще кое-что прояснить. Дело в том, что в обширный букет значения греческого слова «вера», входят еще и такие понятия, как «убежденность», «уверение», «доказательство», «поручение».  Если упростить, то речь здесь не столько о твердости, верности, стойкости, сколько о понимании, представлении, убеждении, учении.

Мы сегодня сказали бы так: «Даже в Израиле никто так не понимает».  Когда я говорю, что верю в Иисуса, в это слово я вкладываю и Его учение. Ведь если я верю Иисусу, то верю и Его учению. Его учение – это часть моей веры. Именно Его учение и является моей верой в Него.

И смотрите, какой вывод делает Иисус! Если бы сотник был не прав, то следующие слова были бы не к месту. Но сотник прав.  И мы в 12-м стихе читаем, что все те, кто верит не так (!) будут «извержены» (описывается процесс болезненной рвоты) во тьму внешнюю. А все, кто понимает так, как этот сотник, (11-й стих) придут и возлягут, т.е. займут с гарантией, надежно, непоколебимо, место власти.

Сотник: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*