Если хочешь

думаюЕсли бы единственным доступным Евангелием оказалось Евангелие от Матфея, мы решили бы, что этот прокаженный подошел к Иисусу, как только Тот сошел с горы.  Но Матфей делает этакий прием, призванный показать, что между событиями есть еще что-то.  Но, давайте все по порядку. 

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
(Матф.8:2-4)

Чуть раньше, мы читали, что как только Иисус сошел с горы, за Ним последовало множество народа.  Затем стоит фраза «и вот». К союзу «и» нет никаких претензий. Но слово «вот» не так просто, как кажется. Это слово практически всегда используется с восклицанием.  Но об этом чуть позже.

Так вот. Иисус сходит с горы, и следующее сообщение идет о том, что за Ним последовал народ.  Само по себе это означает, что описываемое вслед за этим действие происходит в иное время. Иначе говоря, Иисус спускается с горы и куда-то направляется. За ним идет толпа. Занавес. А со второго стиха начинается иная сцена.

Чтобы понять сочетание греческих слов, переведенное нам как «и вот», вспомним, как кто-то рассказывает интересные случаи в компании.  Обычно эти случаи не связаны друг с другом. Но начало каждой такой истории начинается с привлечения внимания: «А у меня была такая история».  Так говорит человек, который хочет, чтобы послушали его. Но у Матфея еще интереснее. Здесь с восторгом «и ОПА!», или «и ПРИКИНЬ!». Я не шучу, эти слова больше подходят по значению, чем предложенное переводчиками «вот». В крайнем случае, за «и вот» надо было поставить восклицательный знак.  Современная молодежь сказала бы что-то вроде: «А вот был прикол!».

Само это выражение указывает на обрывочность описания. Т.е. автор желает разорвать контекст. Указывает читателю, что связывать прежде сказанное с последующими событиями не следует. Эти события описаны как одно из множества. Что еще важно понимать. Матфей этим приемом как бы говорит: «Вы же слышали об Иисусе. Так вот, среди прочего был интересный случай». И предлагает нам случай никаким образом не связанный с хронологией послания, с его последовательностью. Матфей создает понимание, что это событие было где-то внутри всех событий, но где и когда, не важно. Важно лишь одно. Оно было.

Однако не следует заблуждаться, будто здесь Матфей действительно ломает всю логику. То, что он вырывает случай из временного контекста, еще не ломает поток главной мысли. Все, что мы должны понимать, это а) событие по времени было не в то время, когда Иисус спустился с горы, б) событие привнесено сюда ради подтверждения или разъяснения какой-то мысли, сказанной ранее.  Вот теперь, можем приступить к самому посланию.

Итак, к Иисусу приходит прокаженный. Он кланяется Ему и говорит очень странные слова: «Если хочешь, можешь меня очистить».  Давайте представим подобное событие в наших реалиях. Пусть это будет не Иисус, а какой-то врач, например зубной.  Вот, вы приходите к зубному врачу и говорите: «Если хотите, можете вылечить мне зубы». Что он скажет? Наверное, покрутит у виска, и направит нас в кассу, чтобы мы оплатили свое лечение и не говорили глупостей.

Все, что мы видим в Евангелии от Матфея, это короткое упоминание о том, что Иисус исцеляет людей. Это сказано без конкретики. Никаких подробностей. Если у Марка мы к этому времени уже читали массу историй об исцелениях. Мы уже знали, что Капернаум  был исцелен полностью. То у Матфея вопрос исцелений пока почти не трогался.

Но вот что мы знаем точно. Иисус, по Матфею, недавно закончил свою вводную лекцию для учеников. Буквально перед началом вводной лекции автор говорит, что Иисус ходил по всей Галилее. А еще раньше мы читаем о призвании сбежавших от Него учеников. Это произошло на пути Иисуса в Капернаум. Если мы помним Марка, то именно там, в первый Свой приход Иисус за одну ночь исцелил целый город. Кроме того, гора, где Иисус преподавал свою Нагорную Проповедь, находится недалеко от того города. Т.е. все события происходят приблизительно в одно время. Т.е. Матфей рассказывает историю, вырвав ее не из всей истории, а из истории служения в Галилее.

Итак, Иисус ходит по всей Галилее. Видит народ (глава 5) и собирает учеников, чтобы начать школу. Дает им особые инструкции. Говорит что опасно для ученика, куда смотреть, на что обращать внимание, а что просто игнорировать. И вот, теперь, ученики уже иначе смотрят на дела Иисуса. Это не просто спутники Мессии, это ученики. Они следят за словами и делами своего Учителя. Они учатся.

И Матфей рисует картину, знакомую всем подмастерьям, желавшим в те времена научиться чему-то у мастера. Мастер соглашается взять молодого человека себе в ученики (подмастерья), дает ему наказ быть внимательным. И хочет что-то показать, как учитель. И тут, в качестве «подопытного» может кто-то оказаться рядом: «Вы хотите ученику что-то показать? Покажите на мне! Хотите?».  Т.е. человек, не просит исцеления, он, как бы, зарабатывает его, предлагая себя в качестве не просто больного, а в качестве учебного материала.

Так это было или нет, не знаю. В любом случае, когда мы читаем текст 2-го стиха, акцент надо ставить не на разрешении «очистить», а на предложении себя, для решения некой проблемы Иисуса. Кончено у Иисуса нет проблем. Но ведь Он и не искал себе подопытного. Подопытный сам себя предлагает. Это его понимание. Возможно больной и по другой причине предложил себя для «экзекуции», но Матфей нам подает именно под этим соусом, в отличии от Марка, например.

Часто школы парикмахеров устраивают бесплатные услуги для тех, кто готов рискнуть. Ты никогда не знаешь, хорошо тебя постригут или плохо, но ты готов на эксперимент. Зато, если все нормально, ты получил услугу даром. Если плохо, … может быть тебе все равно.

Итак, второй стих надо в смысловом плане читать так:

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь на ком-то показать пример, не надо никого искать,  можешь МЕНЯ очистить.
(Матф.8:2)

Здесь ведь вот в чем дело. Когда ты болен, тебе не хочется, чтобы на тебя глазела толпа. А ведь Иисус старался не делать из исцеления шоу, как современные «апостолы». Здесь же Иисус стоит с учениками, они все пристально наблюдают за Учителем и за «жертвой».  Вам бы очень хотелось, чтобы на приеме у врача за вами кто-то еще наблюдал? Вот этот прокаженный готов. Для него важно исцеление, а будут ли при этом зрители, не важно. Он даже выставляет это как шаг лояльности к Иисусу и Его последователям.

Какая же реакция у Спасителя?

3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
(Матф.8:3)

Прокаженный, наивно полагал, что у Иисуса не будет много желающих. По всей видимости это повеселило Иисуса и Его учеников. От прокаженного вообще не требовалось никаких жертв. Иисус итак исцелил бы его. Но «жертва»! Это же круче.  Такой шаг можно записать себе в достоинства. Как иногда люди хвастают, как за здорово живешь, они получили что-то, предоставив себя в качестве такого испытуемого. Ну, что же. Хочешь быть жертвой, пожалуйста. Нужен ли Иисусу кто-то? Да, нужен. Подойдет прокаженный? Подойдет. Дело сделано. Но Спаситель на этом не останавливается. Он отпускает «героя» с определенными наставлениями.

4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
(Матф.8:4)

Упс! Как же так?! «Герой» выставил себя жертвой, сейчас бы рассказать всем о своем героизме. Как он не побоялся явиться перед иудеями, перед целой толпой учеников. Ведь он прокаженный! И за это получил «бесплатно» дар исцеления!  Понимаете, почему Иисус сказал ему не рассказывать? Благодать нельзя заработать, заслужить чем-либо! Этот «герой» мог создать совсем дурную славу Божьей любви. Иисус исцелил его не за «геройство». Он исцелил его, потому что «хотел» (в греческом «сильно желал», «получил удовольствие»). А вот за «геройство» счастливчик получил «епитимью» (религиозное наказание).

Первое – рассказать  нельзя. А так хотелось!
Второе – отчитаться перед священником. Вот тут нужно настоящее геройство. Священники не ходят там, где ходят прокаженные. Это значит, что «счастливчику» нужно отправляться в Иудею, добраться до священника, привлечь к себе внимание, получить позволение подойти. Но и это еще не все. Прославить за все Бога, как повелел Моисей. И где тут заслуги «героя»? Увы, ни одного на них намека.

Если бы ему было позволено болтать. Он прославил бы себя в первую очередь. Прославил бы Иисуса, во вторую. А про Бога, скорее всего, забыл бы. Ведь для этого надо идти в Храм, что в Иудее (другого нет). Но теперь, он все должен сделать правильно. И это все, если он все исполнил, будет увидено священниками. И тогда у них не будет морального права обвинить Иисуса в чем-то нечистом.

Смотрите. Представим себе, больной поступил как все. Т.е. пошел и рассказал, что его исцелил Иисус. Как он «хитро» получил исцеление. Что узнают священники? Они в Иисусе увидят человека, который исцелениями делает себе имя. Он прославляет себя.  И Он точно не от Бога, потому что те, кто получил от Него исцеление, не спешат в Храм и не исполняют закон.

Как поступают современные «священники»? Как только кто-то проповедует что-то особенное, идет оценка его дел. И главным показателем оказывается не то, как становится реален Бог для людей. Не уровень славы Божьей в их жизни. А приходят ли эти люди обратно в свою «родную» церковь или нет. И если верно второе – проповедник вор,  разбойник и т.д. В общем и целом, современные «священники» в своем большинстве ничем не отличаются от тех, что были в Иудее во времена Иисуса. Любой новый проповедник – по определению конкурент и опасен для личного достатка и авторитета.

Итак, попытался прокаженный стать героем, стал свидетелем перед священниками.

Если хочешь: 6 комментариев

  1. Можно было бы добавить о уровне слова «хочу». Слово не простое хочу- не хочу. Это такое хочу, что если не сделаю, то мне очень плохо. Это слово «хочу» не подходит к сравнению «хочу яблоко», скорее подходит к сравнению «хочу в туалет». Если и не съем яблоко, то не так плохо, как от того что не сходил в туалет. Типа того.

  2. спасибо, брат, я понимаю, почему не много комментариев — а что добавить? с чем спорить? Слава Господу! *acute*

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.