Сокровища

думаюЗа все время Нагорной Проповеди Иисус говорил только об одном сокровище. Это то самое воздаяние, что приготовил для учеников, готовых страдать, Отец. Это то самое воздаяние, которое призвано сделать «блаженными», т.е. счастливыми даже человека в страшном положении. Это то богатство, которое больше всяких денег. Ведь, когда человеку жутко, ему наплевать на любые деньги. Да и вообще, что можно предложить в самых трудных ситуациях, да так, чтобы человек «возрадовался» и «возвеселился»? 

Весть об этом воздаянии звучит постоянно. Либо мы исполняем Его указания и получаем его, либо нет. Даже, говоря о прощении, под «ответным» прощением понимается все то же воздаяние. То есть, тема сокровища в Нагорной Проповеди, если не центральная, то крайне важная. И вот, когда Иисус объявил о самом воздаянии. Указал, что попытка угодить Богу Законом лишает человека права на это воздаяние, как и жизнь напоказ. И Учитель проиллюстрировал эти два варианта жизни, что, по сути одно и то же разными примерами. И, когда Он все это рассказал, настало время «ИТОГО», подводящего итог повествования о Небесном сокровище или «обещанном воздаянии от Отца». Вот оно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:19-21)

Обычно это место трактуется как-то расплывчато. Мол не надо гоняться за богатством земным, читай, деньгами, золотом и т.д., лучше гоняться за небесным. И под ним понимается некое иллюзорное богатство, которое человек получит (или не получит) после смерти. Однако все, что нами прочтено, говорит о другом богатстве. О воздаянии при жизни. Не зря Иисус говорит:

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
(Матф.5:11,12)

Всех смущает «на небесах». И мало кто задумывается, что «небеса внутрь вас есть» (Лук.17:21). А исходя из исследований Марка можно с полной уверенностью сказать, что это воздаяние полностью связано с Обретением Царства Божьего, которое, как мы только что прочли уже есть (!) внутрь вас. Вот где проблема. Оно есть, но его еще нужно получить. Странность? Безусловно. А если учесть, что Иисус это сказал НЕВОЗРОЖДЕННЫМ ребятам (Лук.17:20-21), если быть точными – фарисеям, то выражение становится предельно вызывающим.

Далее, говоря о «сокровище», которое истребляется молью и ржой, и уносится через подкоп ворами, в контексте всего прочитанного оказывается далеко не золотом. Не о злате и серебре говорит Господь, хотя оно и служит во зло, но о почтении человеческом. О жизни ради мнения людей, о самоправедности. Сокровище, которое воруют воры, это человеческий авторитет, положение в обществе, земная власть. А «ржа» и «моль», вкупе с ворами – это образный язык, показывающий полную несостоятельность человеческих исканий.

Следующий момент, на который нужно обратить здесь внимание, это последний стих в приведенном отрывке:

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:21)

Смысл, думаю, всем понятен. Твое сердце будет с тем, что связано с твоею ценностью.  Если ты более всего ценишь авторитет или власть, хорошее о себе мнение, славу, то твое сердце, читай, все твои желания, старания и дела, будут связаны с этим. Если твое сокровище – Божье дело, Божья воля, то и сердце твое, т.е. мысли, желания, старания, стремления, планы и т.д. будут связаны с Божьей волей.

Фактически противопоставляются два «бога». Один действительный Бог, другой ложный. А я всякий раз получаю воздаяние от того божества, которому служу. Служу Богу, получаю Его воздаяние, о котором мы уже много говорили. Ну и т.д.

Итак, можно проверить свои стремления и старания, и по ним совершенно четко определить, какому из богов мы служим. Ну, и, совершенно ясно для себя понять, какое у меня будет воздаяние и от кого.

Нам бы, наверное, было достаточно и этих слов. Но Иисус не остановился на этой короткой фразе и продолжил объяснение. И то, что мы читаем как отдельный текст, по сути таким не является. Это одно послание с одним содержимым, которое еще не закончено. Итак, что еще по поводу этого «сокровища» говорит Иисус?

Светильник

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
(Матф.6:22,23)

У нас действительно большая проблема. Мы так привыкли читать эти строки отдельно, что наш отформатированный мозг не сразу связывает  все воедино. Но, повторяю. Евангелие от Матфея – это монолитное послание, а не «собрание наставлений Спасителя» как нам внушают некоторые учителя. Под монолитным посланием я понимаю текст, связанный одной мыслью и текущий в одном русле, где каждая последующая мысль является результатом предыдущей. Это ручей, а не ступеньки.

Итак, какая связь, между светильником и сокровищем? Давайте подумаем. Как мы действуем? Почему на нас так влияет мнение других людей? В данном случае я не лезу в психологию. Меня интересует другое.

Когда кого-то хвалят, мы это и слышим и видим.  Мы буквально смотрим на это и желаем чего-то подобного. Почему сегодня так много людей жаждут стать звездами? Потому что люди видят воздаяние. Им нравится то, что получают звезды. Почему люди хотят получить власть? Они смотрят вокруг и видят преимущество власть имущих над остальными. Когда люди смотрят на себя и сравнивают с успешными людьми, что они видят? Они видят «несправедливость».  Человек все время «смотрит» на жизнь одних и сравнивает со своей. То, что человек видит, создает духовную атмосферу в его сердце. То, на что он смотрит, создает полюса тяготения для его сердца. Он видит успех бизнесмена, его сердце стремится к тому же. Что мы получаем? Правильно! «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Вопрос тьмы и света – вопрос сокровища. Ты либо гонишься за сокровищем тьмы. И тогда сама тьма гонит тебя к нему. Сердце, читай тело, наполняется этой тьмой. Ты чувствуешь ее как острую несправедливость, обиду, жажду успеха и т.д.. И начинаешь служить мамоне. Либо видишь успех Христов и, сравнивая со своей жизнью, стремишься к Его славе, и тогда свет руководит твоим сердцем. И ты служишь Богу. И все это прямо зависит от твоего взора. На что ты смотришь? А ведь смотрит человек туда, где «сердце его».

Здесь есть одна трудность, которую мы не понимаем. Мы, читая эти строки ставим следующую зависимость. Куда смотрим, тем и наполняемся. И, вроде бы, все верно. Именно так сказаны слова Иисуса. Но мы правы лишь в том случае, если читаем эти строки как инструкцию. Т.е. сделай то-то и то-то, и будет тебе вот это и вот это. Т.е. направь свой взгляд на свет и все тело будет светлым.

Но правда в том, что, как я уже сказал, человек смотрит туда, куда смотрит его сердце. И наоборот никогда не бывает. Невозможно находиться сердцем в человеческой славе, а смотреть на славу Иисуса. Нет, взгляд все время будет поворачиваться к славе человеческой. И ничего с этим сделать невозможно. И, наоборот, если для тебя ценность – это слава Божья, святость Его имени и исполнение Его воли на Земле, то ты не сможешь долго смотреть в другую сторону. Твой взгляд все время будет, как магнитом притягиваться к Слову Божьему исходящему из Его уст.

Но, наше понимание, как уже сказано, исходит из чтения Евангелия в качестве инструкции. Однако Учение Христа – это не инструкция. Для непонимающих скажу, инструкция  не может быть учением. Инструкцию не надо понимать, в отличии от учения, ее нужно просто исполнять. Учение же направлено всецело на осознание, на понимание. А исполнение Учения вытекает из понимания. Не понимаешь Учения, никогда не исполнишь. Понимаешь, никогда не ошибешься.

Так вот, когда мы читаем не инструкцию, а учение, то обнаруживаем, что в Евангелии есть иллюстрации, пояснения и т.д. Многие вещи говорятся образно, заставляя человека думать отвлеченно. Кстати, способность мыслить отвлеченно приходит лишь к 30 годам (не точно, зависит от конкретного челвоека). То есть, такое мышление доступно взрослым людям. Дети думают большей частью рассудочно. Но, не буду углубляться в это.

Итак, в Евангелии есть иллюстрации, образные вещи, нацеленные на лучшее понимание послания. Если это и воспринимать как инструкцию, то лишь в контексте всего послания и через призму ясного понимания всего текста. Так вот, давайте еще раз прочтем выбранный текст:

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
(Матф.6:22,23)

Итак, в русском переводе мы не видим очень важной вещи – определенного артикля перед словом «светильник».  О чем он нам говорит. Это либо тот светильник, о котором мы только что говорили, либо это светильник, который во всем мире единственный, как солнце или луна. Но мы не знаем «светильника», о котором известно всему Миру. Солнце или луна тут не подходят, так как, чтобы артикль работал в этом смысле, здесь должно было стоять именно «солнце», а не его прообраз.

Остается указание на то, что мы вместе с Иисусом, только что читали о нем. Значит, под светильником понимается что-то из сказанного прежде. А что говорил Иисус только что? Правильно, о сокровище и сердце. Так что же мы должны понимать под светильником?

Понимаете сложность? Мы, как грамотные люди XXI-го века, привыкли воспринимать глаз как некий прибор, который получает некоторое отображение света (особенно понятно фотографам) на сетчатку и преобразует его в информационный сигнал мозгу. Вот  так мы и толкуем слова Иисуса. Глаз, в нашем понимании, это не в прямом смысле светильник, а, как бы, окно, через которое свет приходит внутрь. В воображении у многих, наверное, представляется некий сосуд с глазами – окошками. И, соответственно, если повернуть этими глазами-окошками к темноте, внутри сосуда так же будет темно. И, наоборот, повернем его глазами-окошками к свету, и в сосуде сразу же посветлеет. Можно сравнивать с комнатой. На улице темно, в комнате ничего не видно. На улице светло, и нам хорошо.

Но вся эта логика работает только до тех пор, когда мы вспоминаем, что ни Иисус, ни ученики, не знали, как устроен глаз. Для древнего человека глаз – это взгляд, это то, что поворачивается к желаемому. Глаз сам по себе имеет силу, он ворочается куда ему нужно.  Фактически Иисус говорит снова о сердце.

Немного о теле

А тело у еврея – это совсем не мясо. Древний еврей никогда не воспринимал тело, как нечто отдельное. Древний еврей не делил человека на три составляющие. В его понимании дух, душа и тело, совсем не то, что позже ворвалось в Христианство благодаря греческим «новобранцам», накушавшимся Платона и Аристотеля.

Мало кто подозревает, что современная протестантская система духа, души и тела, никакого отношения к Писанию не имеет. Только самый ленивый уже не разглагольствовал о взаимоотношениях этих трех составляющих. Однако, все это в начале Христианства сильно осуждалось. Называлось Платонизмом и объявлялось ересью. Но прошло время и все утряслось. Теперь ересью часто называют обратное.

Тело для древнего еврея – это сам человек со всем тем, что мы распиливаем на части. К телу относятся и современное понимание души и духа. Т.е. весь человек в полном объеме и со всем содержимым.  Древний еврей, например, говоря о своей жене, входящей в дом, говорит: «Это идет тело моей жены». Мы, переводя текст на русский, понимаем, что по-русски это будет так: Это входит моя жена». В английском языке есть похожий момент. Например, когда  мы входим в помещение, где находятся люди, мы можем поздороваться сразу со всеми: «Hello every body!». Переведу дословно: «Привет каждому телу». Конечно, мы так не переводим, да и сами англичане так не понимают. Понимается это всеми одинаково: «Привет всем!».  Мы не зацикливаемся на слове «тело» в таком словосочетании. Оно само собой звучит в нашей речи. Мы не говорим: «Привет каждое тело, а душа с духом меня не интересует». Нет, тело в этой ситуации – весь человек.

В русском языке есть нечто похожее, только вместо «тела» нами используется «душа». Например, мы говорим, что в доме нет ни души. Это не означает, что в доме масса покойников. Т.е. тела есть, а души уже улетели. Нет, под душами мы понимаем всего человека. Помните Гоголевские «Мертвые души»? Точно так же воспринимает слово «тело» и древний еврей.

Будет когда-нибудь время и о душе, духе и плоти поговорим. Не хочется здесь углубляться в этот вопрос.

Итак, око – это нечто властное.  Тело – весь человек, со всеми переживаниями, волей, деятельностью. Око – командир, тело слуга. Куда командир ведет (смотрит), туда идет и слуга (наполняется). Получается, что око, это отображение сердца. Око – явное проявление скрытого. Именно око показывает, где находится сердце. Именно оно смотрит на сокровище. Т.е. оно тесно связано с сердцем, его видимая часть. Если совсем грубо, око – это сердце в действии. Сердце – источник света для всего человека. Что у человека на сердце, тем и будет наполнено все тело.

Это не инструкция, куда смотреть. Это тест. Если твое сердце смотрит (око) на земные блага, значит, все твое тело мучается в потугах «наесться» земного сокровища. Если сердце повернуто к Богу, все тело бежит в свете. Не «К» свету, а «В» свете.

6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
(1Иоан.1:6)

Видите, что пишет Иоанн. Не идем к тьме, а ходим во тьме. Итак, или я сердцем служу свету и хожу в свете. Либо служу мамоне и хожу во тьме. Так вот, Иисус задает риторический вопрос  (т.е. не ожидает ответа).

23 … Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
(Матф.6:23б)

Давайте приведу подстрочный перевод с греческого:

23… Итак, если этот свет, который в тебе, является тьмой, как велика эта тьма?
(Матф.6:23б)

Т.е. как сильно эта тьма владеет тобой? Как ты жаждешь ее славы? Насколько ты способен оторваться от нее? Как сильно она тебя поработила?

Сокровища: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*