Подведем некоторый итог. Иисус собрал свою первую аудиторию. Его слова начались со слов восторга от предвкушения результатов и обещания ученикам великого воздаяния. Главным требованиям к ученикам стал отказ от любой попытки угодить Богу исполнением Закона. На нескольких примерах Он показал, что это невозможно, и, предложив альтернативу, предупредил о потере права на воздаяние, в случае нарушения первого правила.
Первый спутник законничества – страх, что тебя осудят. От чего человек начинает жить «напоказ». То есть жить так, чтобы никто не осудил, а лучше, одобрил. Это отображается на просто добрых делах и на стремлениях религиозных, как то, поиск воли Божьей в посте и молитве. Стараясь так жить, человек противопоставляет ценности Царства Божьего ценность царства земного. В этом и заключается следующее утверждение Иисуса:
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Матф.6:24)
Поясню еще раз. Этот текст нельзя читать отдельно, вырывая из контекста. Именно по этой причине у нас столько разных учений на этот счет. В контексте же, все встает на место. Служение двум господам, это попытка получить воздаяние от Бога одновременно с воздаянием от Мира, т.е. мнение людей, авторитет и т.д.
Это не про противостояние служения Богу зарабатыванию денег. Даже апостол Павел сказал: «Кто не работает, тот не ешь». Зарабатывание не отменяется. Даже объясняется зачем. Чтобы было из чего давать нуждающемуся. И это тоже Писание. Но речь именно о служении, о стараниях, стремлениях. О том, чем занято твое мышление. О чем тебе интересно говорить.
Павел, как мы знаем, предпочел зарабатывание своими руками жизни от приношений. И он объяснил, почему. Но ни у кого нет ни сомнения в том, что, даже работая над своими палатками, чем бы это не являлось в действительности, он продолжал думать о служении Господу.
Послушайте себя на досуге. О чем ведете речь? Что для вас интересно? Не надо слушать, о чем говорит ваша жена, не это предлагаю. Послушайте себя. В течение дня, что вас интересует? Послушайте ваши мысли. Просто в течение дня промониторьте свои интересы. И все станет на свое место. Не думаю, что кратковременные мысли о чем-то постороннем здесь имеют какой-то вес. Речь о главном. О том, на что мы тратим время больше всего.
Вспомним Евангелие от Иоанна, где записан конфликт между Марией и Марфой. Где были мысли Марфы? А где были мысли Марии? Их мысли отобразились в действии. И, хотя Мария выглядела бездельницей в глазах людей (помните, жизнь напоказ?), в глазах Господа она была полностью права. Совершенно обратная ситуация с Марфой. Она много делает. Ее мысли – это отображение беспокойства «что поесть». Как мы видим не только самой, но и гостям. Она трудится на благо пришедших. Иисус ее не осудил, но и не похвалил. Кого он похвалил на самом деле? Правильно, Марию. И это жесткий урок.
Когда мы служим Господу, не нужно ждать похвалы даже от христиан. Ведь Марфа, формально, тоже последователь Господа. И она, как христианка оказалась бы причиной того, что Мария занялась бы не тем, чего от нее ждал Иисус. Это сложно. Но это не моя идея. Это слова Евангелия.
Служение мамоне включает в себя все внешние признаки обычной заботы о жизни. И служить мамоне мы начинаем не тогда, когда нам нужно побольше таблеток от жадности. А тогда, когда большую часть времени заняты заботой о быте в ущерб заботе о Царстве Божьем.
Сегодня христиане думают, что настоящий мужик должен хорошо зарабатывать и обеспечивать семейный уют. Это правда, но не совсем. Заботиться о доме нужно. Но вопрос в приоритете. В чем заключается твоя забота о доме? В деньгах? Ты уже проиграл.
Настоящая забота о доме – это забота о Царстве Божьем. Найди Его и все вопросы будут решены. Весь твой дом будет служить Господу. Почему? Потому что для тебя и для семьи слово «спасся» приобретёт совершенно иной смысл. Потому что в твоем доме на самом деле, я не иллюзорно, поселится Иисус. Не религиозный, не ментальный, не духовно, а реально. В твоем доме будет Его Царство. Догадайся сам, что будет, если вместо этого, ты кладешь все свои силы на заработок. Ты попадаешь в вечное колесо погони за уютом, за миром в семье, за званием мужика и т.д. И финала у тебя никогда не будет. Эта погоня – обман. Так же как линия горизонта. Чем быстрее бежишь к ней, тем быстрее она от тебя убегает. И наоборот. Чем быстрее убегаешь, тем быстрее она бежит ЗА тобой.
Служение двум господам, иллюзия. И это не одновременное хождение в церковь и в капище. Это и верность «напоаказ», и клятва «напоказ», и месть и всякие добрые дела «напоказ», молитва «напоказ» и пост с той же целью. То, что тебя пугает и привлекает. Что забирает твой взгляд от Иисуса. Все это мамона.
И точно в том же русле мы должны читать следующие слова Спасителя:
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
(Матф.6:25-32)
Если вы были внимательны к тексту ранее, то у вас не возникнет вопросов, почему этот текст находится в том же русле. Иисус и здесь использует некоторую иронию. Чтобы ее уловить, надо вновь вспомнить, к кому обращены эти слава. Спаситель преподает свой первый урок своим ученикам. Т.е. тем, кто должен понести на своих плечах весь груз ответственности за исполнение Его воли.
Это не все христиане. Есть христиане, которые дружат с Иисусом, и Спаситель считает их своими друзьями, однако не ходят за Ним. Помните Лазаря? Как мы знаем, он умер далеко от Учителя. Марфа и Мария так же встречали Его издалека. Но Он не обвинил их в этом. Просто с ним были те, кого Он посчитал нужным иметь при Себе. Именно эти ребята были Его учениками.
В начале Своей Нагорной Проповеди Иисус говорил о «плачущих». Это те, кто не может быть учеником, однако эти люди так же полностью Его. Именно ради них Иисус начал свою школу. И именно о них, о плачущих, о жаждущих правды, о гонимых, о слабых духом заботится Учитель, создавая первый курс Своего Колледжа Небесных Правителей. И все они Его. Они Его друзья. Всех этих ребят позже назвали христианами. И те, кто стал учеником, и те, кто ими не стал, но присоединился к Его опеке и дружбе.
В Деяниях апостолов, например, когда говорится о конфликте с раздачей хлебов, упоминается об учениках апостольских. Т.е. в церкви были люди, которые нуждались в хлебе. Были люди, так же христиане, кто по некоторому непониманию раздул конфликт. А успокоить этот конфликт должны были не они, а именно УЧЕНИКИ апостолов.
Мы видим явное разделение церкви на две категории. Те, кому нужна помощь. То есть те, кому служат. И те, кто эту помощь обеспечивает. Или те, кто служит. Вот эти две категории. И те и другие – христиане. Но далеко не все ученики.
Итак, Иисус обращает свое учение в Нагорной Проповеди исключительно к ученикам. Т.е. к тем, кто решил идти до конца, как им тогда казалось. Иисус даже отделился от остальных ради этого. И именно этим Своим ученикам Он говорит, чтобы они не говорили: «что нам есть и одевать».
Вы понимаете, что это сильные и умелые ребята? Большая часть из них были рыбаками. Это не те рыбаки, что сидят на берегу с удочкой, слушая новые шлягеры через наушники. Это ребята, которые умеют держать корабль в бурю. Которые знакомы с штормами. Пусть не такими великими, как в Тихом океане. Да и море их с трудом можно назвать морем. Но и лодки у них никак нельзя сравнить с Титаником. Их лодки не так хороши, чтобы сидеть спокойно во время бури. Т.е. эти люди знакомы с риском для жизни. Они грубы, потому что их работа такова. Они сильны, потому что работа рыбака не терпит слабых. Они всегда могут заработать себе на пропитание. Они настоящие «мужики».
Но именно им Иисус говорит: «Не заботьтесь… что есть… во что одеваться». Это даже не модницы, у которых барахла в десятки раз больше чем у всех рыбаков вместе взятых. Да когда они беспокоились об одежде? Они настолько просты, что даже голышом готовы бегать, если что. Вспомнили одного такого, да?
Может быть Иисус на секунду забыл, кто перед Ним сидит? Да нет, я даже не могу допустить такого. Иисус прекрасно представляет, кто Его окружает. Это рыбаки, пастухи, воины и т.д. Все эти люди не имеют проблем с добычей пищи. И они никогда не «заботятся» об этом. Они просто идут и работают, добывают.
И вот тут выходит наружу фраза «для души вашей». Речь не о нужде. В принципе не о пище и питие. Речь о душе…
И тут я, вдруг, понимаю, что придется рассказывать о душе. Раньше я уже говорил, что у древних евреев не было представления о трехчастном устройстве человека. Они не знали философию Аристотеля. И не могли знать устройства этой души по Аристотелю. Их представление о душе имело совсем другое очертание.
О теле мы говорили выше, так что поговорим только о душе. Если Господь позволит, когда-нибудь побеседуем и о плоти с духом.
Итак, под телом евреи понимают всего человека. Т.е. всего полностью, с Аристотелевой душою, телом и Гегелевским духом, волей Ницше и т.д. Человек в принципе определяется как тело. Об этом уже было говорено. А что же такое душа?
Как это странно не прозвучит, под душой древние евреи так же понимают всего человека. Но с одной оговоркой. Это человек изнутри. Это человек невидимый. Это его переживания. Причем к душе относится даже голод физический. Не надо удивляться. Для древнего еврея это так же муки души. Почему? Потому что в конце концов хорошо от насыщение или плохо от голода всему человеку. Он весь, во всем своем составе страдает от одного и радуется от другого. Т.е. душа, это вопрос довольства всего человека. Тело – человек видимый, душа, тот же человек, но взгляд со стороны чувств.
Нет, все таки придется сказать немного и о духе. Под духом человека подразумевается его «дыхание». Т.е. жизнь. Вот эта таинственная сила, толкающая и двигающая человека, заставляющая его дышать, создавая ветер «руах». По их пониманию, эта жизнь и есть этот поток воздуха внутри человека. Ни о каком отношении воли человека к человеческому духу не идет речи. Иногда дух человевка связывают с душой, но не определенно, без конкретики.
И второе понятие духа – это Дух Божий. Т.е. тот же ветер (руах евр. или пневма греч.), который заставляет жить человека, читай «дышать», является жизнью Божьей, буквально «ветер» дыхания Бога. В новом завете, вообще, почти всегда, даже там, где мы уверены, что речь о духе человеческом, имеется в виду Дух Божий.
Но тут еще нужно учитывать, с кем «говорит» Павел. Когда он обращается в своих посланиях к христианам НЕ евреям, он использует их понятия духа, души и тела. Если его речь направлена к его землякам, он манипулирует понятиями древних евреев. Если мы это не учитываем, попадаем в ловушку.
Извините за длинное отступление. Возвращаюсь к тексту. Итак, Иисус говорит, что апостолы могут беспокоиться о пище для души!
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
(Матф.6:25)
Теперь мы понимаем, что речь идет о довольстве, удовлетворении внутренних потребностей человека, в том числе и голода. Но душа, это нечто больше, чем просто голод. Это весь человек, со всем букетом чувств. И тут мы понимаем, что кроме удовлетворения голода, есть еще и удовлетворение, покоя.
На земле есть сезоны. В одни сезоны человек зарабатывает что-то для другого сезона. Современные люди, например, вкалывают всю зиму, чтобы летом все спустить на курорте за один отпуск. Они о чем-то беспокоятся. Всю зиму о двух неделях летом. Их волнуют планы на отпуск. Они делают некую «заготовку». Т.е. это не пища на сей час. Это пища впрок. Это одежда на будущее. Готовь плавки зимой, а шипы летом. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Что тебя беспокоит, о чем ты волнуешься. Все это говорит о твоем боге. Кстати, слово, которое у нас переведено как «заботьтесь» в греческом тексте означает так же и «размышлять», «обдумывать».
Под словом «больше» подразумевается важность. У греческого слова, которое так переведено в синодальном переводе есть и такие черты, как «значительный», «сильный», «могучий», «важный» и «ценный». Конечно, это не все значения. Т.е. речь не столько о размере, сколько о важности, ценности. Ценности для кого? И Сам Иисус отвечает нам, что речь идет о ценности для Отца Небесного.
Т.е. наша внутренняя и внешняя жизнь (душа и человек) ценнее для Бога чем одежда и еда. Т.е. ради нашей внутренней и внешней жизни (речь к ученикам) Бог ничего не пожалеет.
Почему я напомнил, что речь направлена на учеников? Во-первых, потому что это именно так. И во-вторых, потому что Иисус уже сказал о том великом воздаянии, которое гарантировано последователям Христа, готовым на жертвы.
У Иисуса есть одна важнейшая задача. Подготовить апостолов. Если их не научить, все превратится в нашу современную жизнь. Т.е. что приходил Иисус, что нет, если не считать морального успокоения, все остальное по-старому. Люди болеют и умирают. Тонут в воде, по которой должны ходить. Замерзают от мороза и погибают в бурю, хотя должны сами указывать погоде, что и как. Тратят деньги и время на транспорт, когда должны перемещаться как Илия и Филипп. И отсутствие всего этого мы называем христианством? Все это спасение?
Итак, у Иисуса есть задача. Срочно в кротчайший срок подготовить «делателей». Потому что «жатвы много». Потому что потом, именно они сделать все остальное. Утрут слезу у плачущего, подставят плечо слабому духом и т.д. И если эти ребята будут тратить время на «заготовки», все провалится. Ученики – это вооруженные силы Бога. Он берет их на свое обеспечение. Иначе они не смогут выполнять свой долг. Вот почему эти слова в первую очередь относятся к ним.
Но Иисус усугубляет их понимание еще и тем, что показывает, как Бог обеспечивает даже самое бесполезное существо, с точки зрения древнего еврейского рыбака. Воробей! Какой от него толк. Повторяю для орнитологов, это с точки зрения древнего еврейского рыбака. Положите свои камни. Идем дальше.
Так вот, если Бог так заботится о самом бесполезном существе, от которого не зависит вообще ничего (с точки зрения древнего еврейского рыбака), то как Он позаботится о тех, кто для Него готов на жертвы?
И Учитель добивает учеников тем, что сравнивает такого «ученика» с язычниками. А для древнего еврейского рыбака это равносильно самому гадкому унижению. Вот многое можно простить, но если тебя назвали язычником, это все, конец света. И вот Иисус заявляет, что, если ты решил идти в ученики Христа и пытаешься обеспечивать свой уют и сезонные нужды, ты уже ПРЕДАТЕЛЬ!
А теперь немного вернемся к началу. Такая «забота» появляется не столько от нужды, сколько от страха, что тебя осудят, назовут бездельником. Тебе напомнят басню про стрекозу и муравья. Жена скажет, что ты не мужик. Друзья назовут нехорошим словом. И с издевкой будут хвастаться своими успехами, тогда как у тебя уровень может оказаться недостаточный. И получается, что наша «душа», т.е. наш внутренний мир будет в смущении, обиде, дисгармонии. А это очень мощный повод для предательства.
Повторяю, если ты не можешь быть учеником, не бери эти слова на свой счет. Но если назвался груздем, то…