Пост напоказ

думаюИисус начал свой первый урок. Было ли все, что записано в Нагорной проповеди, сказано в одно и то же время, мы не знаем. Мы лишь знаем, что Матфей пожелал, чтобы читатель увидел все это в одном месте и в одно время. Так что, просто подчинимся логике Матфея и поверим, что вся Нагорная Проповедь сказана в течение первой сессии в институте Божественных Правителей. 

Иисус начал свой первый урок с восторга от неизбежного будущего. Где блаженны все плачущие, слабые духом, изгнанные и желающие мира. А те, кто обеспечит их этим «блаженством», т.е. ученики Иисуса, будут счастливы от воздаяния, которое покроет любую их боль, любое огорчение, с лихвой. Так что даже в страшные времена они будут радоваться и веселиться. Но это только при условии, если они не будут пытаться исполнять Закон, чтобы угодить Богу. Подчеркиваю «исполнять, чтобы». Т.е. Закон ради угоды не пройдет. Мало того, каждый последователь, кто попытается этим угодить Ему, лишится обещанного ему воздаяния.

Продолжая тему вреда законничества, Иисус указывает на прямое следствие такой жизни – жизнь напоказ. Жизнь напоказ – это обязательный спутник жизни по Закону. Любое доброе дело (милостыня) с тем, чтобы заметили, в результате станет причиной лишения воздаяния, обещанного ученикам. Надеюсь понятно, что речь не о блаженстве для слабых. Блаженство для сильных, совсем другой уровень и иные требования. Так же, когда еврей молится, надо сделать так, чтобы на тебя не обратили внимание. Иначе, вновь, переход на уровень ниже. И ты получаешь блаженство для слабых.

Далее, говоря о таком подходе для учеников, Иисус дошел до своей молитвы, которую мы знаем как «Отче Наш». Она несколько выбивается из общего контекста урока. Однако, как это делают многие учителя, Иисус воспользовался тем, что речь зашла о молитве, и дал важные уточнения. Он назвал цели молитвы – Слава Имени Бога и «принуждение» всего к повиновению воле Божьей. Причем, исполнение обеих этих целей молящийся по определению берет на себя.

Здесь важно еще раз указать, что «Отче Наш», это молитва ученика Иисуса или апостола. Это не молитва «блаженных», которые плачут. Это молитва воинов. Как справедливо заметили некоторые братья, в этой молитве есть что-то военное. Да, это так. Это молитва бойца, отправляющегося на задание.

Его задание – это «освятить имя Бога» и «подчинить все Его воле». Далее, как мы прочли, это объявление нужды. И так как «Отче Наш» не имеет отношения к быту, речь идет о нужде военной. Объявляется все, что нужно для успешного выполнения данного конкретного задания. Это, во-первых, обоз, т.е. пища, одежда и оружие, во-вторых, прикрытие тыла и условий выполнения, чтобы не попасть в «котел».  И в-третьих, ожидание того, что в стараниях на дело Божье, они не окажутся без воздаяния. Без того самого воздаяния, о котором речь шла в начале урока. То, что обещано тем, кто пострадает за имя Иисуса.

И теперь, когда, более или менее стал понятен смысл молитвы Иисуса, становится видна и причина появления этой молитвы здесь, в уроке против Законничества и жизни напоказ. Ни один воин, в здравом уме, не будет у всех на виду, договариваться с Военачальником об условиях боевой операции.

И «Отче Наш» Иисус заканчивает жесткой инструкцией. Если они не будут выполнять своего воинского долга, то и Отец не даст им обещанного воздаяния. Потому, что оно обещано тем, кто «пострадал»,т.е. тем, кто выполнил. И, наоборот, если ты выполняешь, буквально «прощаешь», то и ты получишь, что обещано. Это справедливо, ни так ли?

Но на молитве разговор об извращенном служении Богу, служении напоказ, не закончен. Вот следующие слова Небесного Инструктора.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:16-18)

Обратите внимание на слово «Также». Это очень важное слово, если мы учитываем контекст всего послания.  Авторы Синодального перевода сделали мудрое решение, перевести небольшое слово, которое, при невнимательном подходе, можно интерпретировать как простой союз «и», словом, выражающим настоящий смысл текста. А именно, это слово указывает на пояснение, уточнение и усиление. Другими словами, текст о посте должен пояснять, уточнять и усиливать то, что Иисус сказал только что о молитве.

Что значит «усиливать, пояснять и уточнять»?  Мы все время забываем, что этот текст – часть одного урока, если верить Матфею. Весь этот урок нацелен исключительно на учеников. Т.е. на тех, кто должен выполнять «боевые» задания своего Учителя.

Кстати, если вас так смущает «военная тематика», то вспомните требования Иисуса к Своим ученикам. Помните? Кто достоин быть учеником? Если вспомнили, надеюсь, вопрос отпадет сам собой. Если нет, наберитесь терпения, дойдем и до этого.

Итак, Иисус обращается к ученикам, которые еще не возрождены. Они не имеют Духа Святого. Они еще почти 3 года будут жить в рамках Ветхого Завета. Ведь Новый вступит в силу только после крика Иисуса: «Свершилось», на кресте. Иисус не вдается в глубинный смысл поста, потому что они прежде должны родиться свыше. Но затрагивает все ту же тему законничества – жизнь напоказ. Так же и пост напоказ – причина потери обещанного воздаяния для апостолов.

Создается впечатление, что Иисус превращает все, что делают апостолы в нечто скрытное, тайное. То, чего никто не должен замечать. Действительно. Если ты молишься, ни в коем случае нельзя, чтобы тебя видели. Если постишься, ни в коем случае нельзя, чтобы тебя заметили. На самом деле это одно из самых тяжелых указаний. Жить так, чтобы никто не мог сказать о тебе, что ты «праведник», но при этом быть им на все сто, это ли не испытание?

Некоторым кажется, что здесь есть какое-то лукавство. Действительно, Иисус, фактически говорит нам, чтобы мы обманули народ. Чтобы люди думали, что мы не постимся, а мы, хитрые и коварные, корку хлеба нюхали неделю назад. Шутка, конечно. Они на нас смотрят, а у нас все замечательно! Мы веселы, бодры и… как там в старом советском кино? Не важно.

Иначе говоря, задача быть верным Богу и прославлять Его имя в то время, когда никто не сможет сказать о нас, что мы верные Ему и на самом деле славим Его. Думаю, конечно, я перегибаю палку, но подумайте сами, как вы это видите?

Когда ты постишься, читай, находишься в скорби, в горе, в страхе, в трепете и т.д., «нарисуй свое лицо» таким, чтобы все думали, что ты самый счастливый человек. Что это даст? А я не знаю. Но раз Иисус так учит, значит, в этом есть действительный смысл. Это его требование к ученикам.

Как и прежде, фраза «видящий тайное, воздаст тебе явно», не содержит слова «явно». Вся фраза звучит так: «видящий тайное, воздаст тебе». Все. Тот, кто видит твою верность, воздаст тебе. И мы уже знаем, о каком воздаянии идет речь. Это то самое воздаяние, что обещано в начале урока:

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…
(Матф.5:12а)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*