Отче наш

думаюЗа эту тему берусь не с самым большим желанием. Это потому, что, как мне кажется, я уже сказал о ней более чем достаточно, а повторять уже обнаруженное, не очень хочется. Однако, просто обойти этот вопрос, наверное, тоже будет неверно. Так что, вот вкратце повторение пройденного. 

У нас есть такое понятие, как «параллельные места». У нас, т.е. у христиан, чтущих Библию. Так вот, почти всегда это место ставится в параллель с похожим местом у Луки. А переводчики синодального перевода так вообще не затруднили себя, просто скопировали одно у другого. Однако «Отче Наш» у Матфея совсем не одно и то же, что «Отче Наш» у Луки.

Разница этих мест обнаруживается уже во времени и обстоятельствах, в которые авторы этих текстов вставляют учение о молитве. Матфей нам сообщает, что Иисус преподал учение о молитве в самом начале служения.  Оговорюсь. Я не говорю, что Иисус говорил это именно в данное время. Я говорю лишь о том, что Матфей, как автор своего Евангелия, вложил учение о молитве в уста Иисуса именно в это время, когда Он собрал своих первых учеников и преподал им первые наставления. И эти наставления мы знаем как «Нагорная Проповедь».

Лука же, наоборот, вкладывает эти слова в уста Иисуса аж в 11-й главе, то есть тогда, когда большая часть служения Иисуса уже завершилась. Ученики уже многому научены, как в теории, так и в практике. И здесь кроется ответ, почему молитва Иисуса у Луки отличается от молитвы Иисуса у Матфея.

У Матфея, Иисус первый раз объясняет ученикам о молитве. А это значит, что необходимы некоторые пояснения. Нужно больше объяснений, уточнений. Напоминаю, это первый урок. У Луки все иначе. Ученики уже давно с Иисусом, они уже слышали учение о молитве и, теоретически, должны были уже знать ее. Однако их не устроило это. И они обратились к Иисусу с просьбой, научить их молиться, как Иоанн научил своих учеников.

Так вот, у Матфея «Отче Наш» сопровождает Его учение о недопустимости служения «напоказ». Главная тема здесь не сама молитва, а ее роль в видимом служении. У Луки, наоборот. Главная мысль именно молитва, отсюда и появление дополнительных примеров и пояснений, идущих за молитвой «Отче Наш». То есть, мы должны понимать, что и контекст и время и причины у этих двух «учений» совершенно разные. В этом кроется причина отличия. Теперь, о самом отличии и уникальности «Отче Наш» у Матфея.

Так как у Матфея Иисус впервые заговорил о молитве, то прямо внутри этого текста Иисус, по словам Матфея, добавляет некоторые пояснения. Давайте уже обратимся к тексту и разберем все по порядку.

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
(Матф.6:9-15)

Я основываюсь на том, что у Луки текст Христовой молитвы не содержит пояснений к словам, а это значит, что он содержит исключительно главный текст, т.е. текст несущий основной смысл. А то, что у Матфея есть в дополнение, это и есть пояснительный текст, т.е. разъяснение к самому тексту.

У Матфея мы читаем «Отче наш, сущий на небесах!». У Луки мы находим только «Отец». То есть, «наш, сущий на небесах» — это дополнение, призванное дать пояснение. Первое – «наш». Для еврея это крайне важно. «Общий Отец» может быть только Яхве. И древние евреи знали, что Бог является их «в некотором роде» Отцом. Указание «сущий на небесах», еще одно утверждение, призванное дать четкое указание, к кому именно обращена молитва.

Всякий христианин из евреев должен был увидеть, что Иисус не учит их поклонению кому-то еще, кроме Единого Бога Писаний. Т.е. это не молитва какому-либо языческому богу, это не обращение к новому божеству. Это обращение абсолютно  направлено к Тому Самому Богу, Которого они почитали всю свою жизнь и Иисус не делает никаких подмен.

Следующая фраза: «… да святится имя Твое». Прямо здесь мы видим, что первые слова, после обращения к Богу, это не просьба, не моление в привычном нам понимании. Это провозглашение. Иначе говоря, молящийся сразу объявляет, чего он хочет. То есть, тот, кто обращается к Богу прежде всего хочет, чтобы имя Бога святилось. Что это значит? Это значит, что молящийся всем своим сердцем желает, чтобы имя Бога никогда не подвергалось унижению, чтобы никто не посмел пренебрежительно его произносить. Чтобы даже враги с трепетом произносили его. Иначе говоря, молящийся как бы говорит: «Вот, что я хочу. Я хочу, чтобы все вокруг поняли, какой мой Бог! Чтобы все знали, что могущественнее Тебя, благословеннее Тебя и лучше Тебя нет никого и никогда не будет». Это первая мотивация молитвы.

Если есть желание, спросите себя, по какой причине мы обычно обращаемся к Богу? Можем ли мы в своих мотивах найти именно этот повод? И если мы обнаружили этот повод, усердно его поискав, то на каком месте он у нас оказался?

Вторая фраза, которую нам предлагает Иисус: «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе».  Почему я говорю, что это вторая, а не вторая и третья фраза? Здесь мы вновь сравниваем с Лукой и находим, что настоящий текст, это слова «Да придет Царствие Твое», а все остальное, это пояснение. То есть, фраза «…да будет воля Твоя и на земле, как и на небе», это пояснение к фразе «Да придет Царствие Твое».  Что значит «да придет Царствие Твое»? Это значит, что я провозглашаю свое желание, которое гласит следующее: «Я жажду, чтобы на земле Божья воля исполнялась так же, как на небе». То есть, я хочу, чтобы здесь на земле Божья власть работала, а не игнорировалась.

Одна эта фраза говорит  нам о многом. И самое сложное для нашего понимания, отформатированного религией, понять, что на земле сегодня Божья воля не исполняется. То есть утверждение «все по воле Божьей» ложно.  Если бы все было по Его воле, то не было бы смерти, а значит и болезней, а значит несчастных семей и т.д. и т.п.. И вот эта одна фраза отвечает на массу вопросов, которые начинаются со слова «почему». Почему же Бог допустил то или это. Вот он четкий и ясный ответ. Потому что на земле не исполняется Его воля. Бог желает, изъявляет волю, но здесь не имеет результата.

Понимая вдруг возникшие вопросы, спешу сразу дать пояснение. Надеюсь, мы не забыли, что так нас учит молиться Иисус (еще не забыли, что слово «молитва» здесь несколько странное?).  То есть Иисус говорит. Первая причина, почему верующий встал на молитву – желание сделать так, чтобы имя Бога никогда не унижалось, а восхвалялось. Чтобы ничто и никогда не прикасался к Его имени нечистыми устами, руками, ногами и т.д. Вторая причина, ради чего верующий вообще может встать на молитву – это жажда исполнения Его воли на земле. И это второй ответ, который дает данный текст.

Если ты встал на молитву, то именно ты будешь что-то делать, чтобы имя Бога было неприкосновенно, и чтобы на земле все и всё подчинилось воле Бога. Именно ты тот человек, который берет на себя обязанность заставить Землю повиноваться Богу. А теперь вопрос, относятся ли к этой категории болезни? Ответ – ДА.

Давайте немного перефразирую. Вот я встаю на молитву и говорю: «Отец, я сделаю все, чтобы Твое имя было неприкосновенно, и чтобы все здесь повиновалось Тебе». Это вторая причина, почему верующий может обращаться к Богу. И, как мы видим, здесь нет еще ни одной просьбы. Повторюсь «да будет», это не прошение, это утверждение, такое модное слово «провозглашение».

Когда кто-то сделал человеку какую-то гадость, человек иногда говорит: «Я никогда не прощу!». Это провозглашение. Это не просьба. Это жажда мести. Когда молящийся говорит: «Да будет». Это жажда славы Богу. Это так же провозглашение. И ни оттенка прошения.

Третья фраза, которую нам предлагает Учитель: «хлеб наш насущный дай нам на сей день».  Разница с Лукой здесь в одном слове «сей» (у Матфея) или «каждый» (у Луки). И, если со словом «сей» не возникает никаких проблем, по крайней мере, у меня, то со словом «каждый» есть трудность. Дело в том, что слово «кат», которое здесь переведено как «каждый», в принципе такого значения не имеет. Какие же значения имеет данное слово?

Каждый (2596): 1(сверху) вниз, на, с, против; 2 по, через, в, на.

Так, мы уже научены, что доверять Номерам Стронга не стоит. Так вот, глядя на использование древними греками этого слова, можно сказать, что Стронг, в общем и целом, здесь оказался прав. И мы тут не находим ничего, указывающего на «каждый». Правда, у Стронга не все значения. Кроме приведенных здесь, древние греки использовали еще следующие значения: в продолжение, в течение; (обособление) на, в; ради, из-за; как, словно.

И тут мы обнаруживаем повод, для перевода этого слова как «каждый», а заодно и понимание этого перевода. Ответ заключается в «обособлении». Т.е. для каждого в отдельности. Соединяя с учением о молитве, получаем следующее. У Матфея Иисус говорит: «…на сей день». У Луки, практически то же самое, только в том смысле, что так надо делать каждый день. Не одна молитва на все дни, а каждый день нужно это делать.

Т.е. каждый раз, когда у меня, технически, доходит молитва до «хлеба», то я не говорю «на каждый день», как может показаться по Луке. Но каждый день, дойдя до «хлеба» я говорю «на сей день». Надеюсь, так понятно.

Следующее – хлеб. Я мог бы, конечно, пойти по примеру Карри Блейка, который говорит, что хлеб – это исцеления. В своем толковании он ссылается на разговор Иисуса с Сирофиникиянкой. Где, если помните, на ее просьбу об исцелении ее дочери, Иисус ответил, что нехорошо брать хлеб у детей и бросать его щенкам. Такое толкование, мне кажется притянутым «за уши».

Все, что я здесь вижу, это указание на обеспечение. Поясню. Вот молящийся встает на молитву. У молящегося есть только (!) два желания. Вас это не смущает? Это не просьба о зарплате, не прошение о новой работе. Это не жажда найти вторую половинку. Это даже не просьба об исцелении кого-либо. Иисус говорит, что в настоящей, правильной молитве может быть всего 2 желания.  И даже эти желания оказываются не просьбами. Это желание молящегося исполнить что-то. Т.е. молящийся встал на молитву не для того, чтобы вот эти два желания получить от Бога, но чтобы эти два желания исполнить самому. Это а) святость имени Бога, и б) воля Бога на земле.

Итак, человек жаждет двух вещей, о чем мы выше уточнили. Но, для того, чтобы эти две вещи были исполнены, человеку что-то нужно. Т.е. вот эти две вещи, человек готов исполнить, если у него будет некоторая поддержка от Бога. И вот эта поддержка для исполнения двух обозначенных вещей теперь и озвучивается.

Представьте себе воина, который жаждет победить врага. Он всем сердцем стремится одержать победу. Но перед тем, как выступить в бой, он обращается к своему правителю и говорит : «Мой король! Я иду завоевать славу твоему имени и подчинить тебе новые земли! Только об одном прошу тебя. О! мой король! Обеспечь мой обоз провиантом и оружием!».

Наши же молитвы звучат совершенно иначе: «О! Мой Король! Я хочу жрать! Мне не в чем пойти на бал! Дай мне еду и одежду, чтобы все, глядя на меня восторгались Твоим именем! И пошли кого-либо, чтобы заставили всех бесов повиноваться Тебе!».

Вы понимаете, как «ИЗВРАЩЕНО» слово Божье? Мы выпрашиваем у Бога то, что должны делать сами! И для этого ждем обеспечения! Мы похожи на работников, которые говорят: «Дай нам большую зарплату, и Сам сделай работу».

А ведь это всего лишь одна фраза в образцовой молитве Иисуса! Идем дальше?

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
(Матф.6:12)

Это вторая просьба, которая здесь звучит. И эта просьба так же не имеет никакого отношения, к чему бы то ни было, о чем обычно мы просим в наших молитвах.  И здесь у нас есть сложность. Если сравнивать тексты у Матфея и Луки, обнаруживаем разницу в словах «как» и «ибо». Ну, вроде бы, похожи по смыслу. Но что в греческом? У Луки в греческом тексте совершенно четко читаем «и ведь». То есть текст у Луки звучит следующим образом: «… и прости нам эти грехи наши, и ведь сами прощаем всякому….».  А у Матфея обнаруживаем «как». Но, если рассматривать слово во всей полноте, учитывая все значения, то получаем, что это не просто «как», а «как» с целью, для того чтобы. И тогда текст Матфея звучит так: «… и оставь нам эти долги наши, так, чтобы мы оставили этим должникам…».

И, наконец, пояснение. Вот как я это все понимаю. Молящийся – это тот, кто идет завоевывать своему Царю славу и земли. Ему для этой цели нужно обеспечение и оружие. Вся их служба заключается в том, что они «прощают долги». И на пути выполнения этой задачи «прощать долги», читай, исцеляют, изгоняют бесов, возвращают к Богу, то и они могут рассчитывать на прощение для себя самих. Это на основании Матфея.

А у Луки есть дополнение. Когда воин Бога идет и «прощает грехи», ему нужна поддержка не только в питании и оружии, но и в том, что Бог и его самого прощает. И это Его прощение дает воину дополнительную опору, чтобы он так же поступал к прощаемым.

Но мы оставляем Луку, а возвращаемся к Матфею. Итак, вся речь Иисуса направлена не на житейские проблемы слушающих. Это наставление воинов. Это инструкции тем, кто призван воевать на стороне Иисуса.  Отсюда делаем вывод. Ни о каких прощениях в личном плане здесь не идет речи. Ни о чем похожем на то, что обычно нам преподается. Мол, вот, если тебя брат обидел, а ты его не простил, Отец тебя тоже не простит. Речь вообще не об этом!

Смотрите, если Бог прощает только в ответ на прощение, то прощение – это уже закон. А неисполнение Закона –смерть. Но Иисус только что говорил, что любая попытка исполнить Закон и человек лишается воздаяния! Другое дело, когда речь не о спасении тебя от смерти, а о твоем повиновении «Главнокомандующему» во время военной операции. Если ты воин и тебе приказано «прощать людей», т.е. исцелять, изгонять бесов и т.д., а ты этого не делаешь, вот тут Бог, как Царь, лишает воздаяния своего нерадивого слугу. А что вы хотели? Если ты стал солдатом, будь добр исполняй приказания. Но это не о спасении. Не о том прощении, которое Иисус дает без условий. Надеюсь это вопрос будет понятен.

Следующая просьба так же логична. Если мы рассматриваем эту молитву как подготовку к наступлению на врага, то, понятно, что воин объявляет, что он готов делать: «Слушаюсь, мой Генерал!».  Затем он говорит, что для успешного выполнения этой операции ему нужна еда, одежда и оружие. Затем напоминает о «воздаянии». Я иду «прощать людей», так не хорошо, если я останусь не прощенным. Затем он просит о поддержке с тыла. Было бы не хорошо, если во время наступления враг обошел бы его и ударил сзади. То есть, воин просит, чтобы его тыл был закрыт. Итак, перед нами молитва подготовки к битве. В ней нет места просьбам о чем-то бытовом, семейном и т.д. Только то, что понадобится в боевых действиях для их успешного завершения.

И вот этими словами Иисус заканчивает учение о молитве в рамках Нагорной Проповеди:

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
(Матф.6:14,15)

Теперь, надеюсь, мы понимаем, что значит «прощать людям согрешения их». Т.е. это не против тебя они согрешили. Вообще не важно, против кого они согрешили. Твоя обязанность, как слуги Божьего, идти и прощать их, давать им свободу.  Причем тут твоя личная обида? Это даже не именуется. Иисус даже не допускает мысли, что ты будешь тратить Его время на свои обиды! Если ты еще на кого-то обижаешься, тебе не место в рядах передовых войск Иисуса.

Вот так, неожиданно для себя, открыл в «затертом» тексте новое для себя откровение. А ведь не хотелось…

Отче наш: 3 комментария

  1. Хм, осмелюсь не согласиться . Воля Бога на земле выполняется. Просто не так как на небе. иначе. На земле присутствует сатана. И кто скажет , что это не по воле Бога? .. кто повел Иисуса в пустыню и зачем?? Правильно повел Бог для того что бы Иисус был искушаем сатаной. К кому подошел сатана и просил испытать апостолов!? сатана служит Богу , являясь инструментом,возможно сам не зная этого из за гордыни . Может Бог убрать одного ангела!??(падшего) Конечно может , но не убирает . И это Его воля и план. никогда не понимал как можно сравнивать Бога !!! создателя всего и сатану (одного ангела падшего). ? Болезни ? а что такое болезни? Через болезни многие (те самые ) встречаются с Богом и на земле и на небе . Через смерть близких и просто знакомых многие уверовали. что такое смерть ? (смерть приобретение как пишет Павел). Так что воля Бога на земле выполняется , только не так как на небе . Кто об этом знает ? Только Иисус. Он и говорит .

    • Сергей, можно и не согласиться, дело твое. Но вся твоя (и не только твоя) логика строится на присутствии падшего ангела. Но никогда никакого падшего ангела не было. Смотри статью «А был ли ангел», чтобы здесь не повторяться. соответственно, убрать этого ангела нет необходимости, так как он слишком низкого ранга, ниже человека. И это вопрос человека, а не Бога убирать его. И, да, дьявол никогда Богу не служил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.