В прошлый раз мы пробежали по выступлению Иисуса против возможных попыток ученика исполнить требования Закона. Каждое из таких высказываний начиналось с фразы вроде «… сказано древним». Начиная с шестой главы, мы этой фразы больше не видим. Что это значит? Это значит, что тема Закона закончилась. Дальнейшие слова Иисуса несут другое послание.
Кроме того, сразу после восторженного предвкушения событий после выпуска учеников на служение, Иисус говорит о величайшем воздаянии, способном привести в восторг и радостное веселье даже человека, который оказался в крайне тяжелом положении. Это воздаяние обещано каждому ученику. И, резонно, если ученик будет делать что-то противоречащее учению Иисуса, этой награды ему не видать. Можно сказать, что всякий раз, когда Иисус в этом Евангелии, или, как минимум внутри Нагорной проповеди, упоминает «награду от Бога», речь идет о той самой награде и о том самом воздаянии, что обещано Его ученикам в начале этой проповеди.
Как мы уже говорили, если ученик пытается угодить Богу исполнением Закона, он лишается такого воздаяния. Оно ему не грозит. Как только ученик встает на путь исполнения Закона, к нему больше не относится гарантия воздаяния, которая дана ученикам. Почему? Потому что он уже НЕ ученик.
Итак, Иисус в восторге от того, что будут способны делать Его ученики. Он гарантирует ученикам величайшее воздаяние. На нескольких примерах Он показывает всю абсурдность стараний жить по Закону. Сравнивая эти старания со стараниями быть совершенными. А так как по Закону только совершенный может на что-то надеяться, то и возможность исполнения этих заповедей ставится в зависимость от личного совершенства. А совершенных людей не бывает.
Тема с Законом закрыта. О чем теперь говорит Иисус? Читаем:
1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:1-4)
Почему Иисус от законничества переходит к милостыне? На самом деле здесь речь идет не столько о милостыне, сколько о поведении напоказ. И здесь связь самая прямая. Результат жизни по Закону – жизнь напоказ. Сама суть законничества в том, чтобы никто не мог сказать, что вы что-то нарушили. Когда люди живут под Законом, всегда есть люди, которые внимательно наблюдают за поведением людей. Они подозрительны. Они пекутся о чистоте. Они лезут везде, где их не просят. Это становится их делом чести и смыслом жизни. Они заботятся о праведности народа.
Одновременно с этим простые люди замечают к себе повышенное внимание. И, чтобы избежать недопониманий, они живут так, чтобы люди не могли сказать, что у них в шкафу скелет. Это не значит, что его там нет. Это значит, что этот скелет надо лучше прятать. В результате человек приучается жить напоказ. Первое – живи так, чтобы никто не осудил. Второе – живи так, чтобы могли тебя назвать праведным. Т.е. больше показывай хорошее и хорошо прячь плохое.
Не знаю как где. Но в современной христианской среде самым ярким примером такого законнического мышления является пост и милость. И то и другое тут же вылезает наружу. И поводов для этого хоть отбавляй. С трибуны в церкви звучат призывы и обличения. Проповедники говорят, что мы мало помогаем. Нас осуждают за отсутствие постов или жадность. И христианин вынужден оправдываться. И в качестве доказательства указывает на свои дела. И, вроде бы, это нормально. Но со временем христианин уже не ждет осуждений или обличений. Он заранее выставляет свои дела, чтобы при случае уже не нужно было оправдываться. А еще лучше, если в проповеди пастор поставит его в пример другим.
Да и пастор живет так же. Ведь он уже всех обличил и исправил. А значит и сам должен соответствовать. Его дети и жена должны быть праведными. Если не так, то он не имеет морального права быть пастором. И он начинает все лучше и лучше маскировать плохое и талантливо выставлять хорошее. Вся жизнь превращается в жизнь напоказ.
Надо заметить, что в первом предложении первого стиха на месте слова «милостыни» в греческом тексте стоит слово «правду» или «праведность». Под правдой или праведностью греки понимали то, что мы сегодня понимаем под правильностью. Т.е. правильные поступки, дела. Жить правильно. Мы можем сказать о человеке, что он правильный человек, подразумевая, что нам нравятся его поступки. Когда кто-то сомневается, что правильно поступил, в библейском смысле, он сомневается в своей праведности. И мы, выслушав друга, говорим, что он прав. То есть, праведен.
Жизнь по Закону для еврея – это правильная жизнь, т.е. праведная. Делать правду – это поступать правильно, справедливо. Так вот, первый стих не говорит о милости. Он говорит о правильности.
1 Смотрите, не творите ПРАВДЫ вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
(Матф.6:1)
Другими словами здесь Иисус говорит обо всем, что мы делаем хорошего, правильного. Что считают все евреи правильным. Все, значит все, а не только фарисеи и книжники. Все, это и рыбаки и пастухи. То есть та правда, с которой согласны все без исключения. У всех людей в категорию такой правды попадает много разных поступков. Например «милостыня». У Матфея здесь стоит слово, которое обозначает не просто «подачку бедному на пропитание», а оказание полноценной помощи.
Древний еврей просто обязан был, проходя мимо нуждающегося, что-то сделать, проявить милость. Иначе его осудят, назовут скупердяем. А на поверку оказывается, что тот, кого чаще всего видят за «доброй милостью», оказывается самым жадным из всех. Просто он знает, как себя показать. В церкви человеку трудно отказаться давать пожертвование. Его же осудят рядом сидящие братья. И он вынужден что-то дать. Ну, хотя бы, напоказ, взять воздух из кармана и положить его в корзину.
И вся такая религиозная жизнь, на самом деле, является поклонением мнению людей. Вот этот божок становится важнее. Он затмевает Божью Славу. Отрывает человека от Создателя.
Иисус говорит простую вещь. Прекратите делать милость с расчетом на внимание людей. И здесь Иисус объявляет простой принцип отношений с Богом. Тебя заметили люди? Они одобрили? Забудь о воздаянии от Бога. Упс!
Все просто. Ты не можешь получить зарплату за одну работу из двух источников. Как мы называем людей, которые одну квартиру продают нескольким людям? Правильно, аферисты. Но то люди, они могут не заметить. Но мы же имеем дело с Богом! Неужели Он не заметит?
Смотрите, Иисус совершенно ясно говорит о таких людях: «…они уже получают награду свою». Сами посудите, вы продаете что-то. И вот вам предлагают разные цены разные люди. Одни предлагают щедро, другие нет. Если ты продал это «что-то» за малую цену, то этого «что-то» у тебя больше нет. Ты не сможешь это продать еще раз.
Но мы даже не о торговле говорим. У нас есть милость. Когда мы ее проявляем, дьявол спешит тут же заплатить своей ценой. Почему? Потому что он знает цену Божью. И он знает, что Бог не покупатель. Он Отец. А богатый Отец всегда расплачивается с сыном или дочкой неоправданно большой платой. И если дьявол успел выкупить у вас вашу милость, он перекрыл возможность вам, получить у Отца это неоправданно большое воздаяние. И тут виноват не дьявол. Ведь это вы сделали милость заметной.
Почему не спешит Отец? Опять же, потому что Он не покупатель. Он смотрит не столько на милость, сколько на причину. Он смотрит, как ты это делаешь. Важно ли для тебя мнение людей? Ведь Он дает свое воздаяние за это, а не за добрый поступок. Скажу проще. Бог поощряет наше отношение к Нему. Нашу веру в Него. Наши ожидания от Него. Все, что не от Него, Он поощрять не хочет.
Итак, что должны понять ученики? Что бы ты ни делал, делай для Бога, чтобы заметил только Он. Чтобы воздать мог только Он. Чтобы никто не мог своим ободрением, своровать Его одобрение у тебя. Выбирай, от кого хочешь получить награду.
Спасибо)
Если Господь позволит, будет еще.