О чем мы прочли? Иисус собрал своих учеников, пока еще не апостолов. И в Своей первой речи Он показал, чего ожидает от этих «новобранцев». Затем Иисус показывает как на них смотрит Бог, и какое воздаяние, какую поддержку Он им гарантирует, тем самым ободряя не бояться, а «светить».
И вот, после этих вступлений Иисус переключается на главное – собственно, на Свое Учение. И, как многие из нас уже знают, как и учат все, это Свое учение Он начинает с отношения к Закону. Сразу нужно оговориться. Так как данное Евангелие адресовано евреям, то и понятия идут от иудаизма. Т.е. под Законом понимается не просто некий набор заповедей, а целая Тора, со всеми описанными там событиями и требованиями.
У Иисуса есть многолетний опыт общения со своим кузеном, например. Я имею в виду Иоанна Крестителя. Их взаимоотношения мы немного разбирали раньше. Кроме того Иисус имеет опыт трехдневного общения со священниками. Таким образом Иисус точно знает, в чем в первую очередь будут Его обвинять. А именно, в «нарушении закона».
Под нарушением закона нужно понимать не преступления, как то блуд, воровство и т.д., а отмену заповедей. И действительно очень велик соблазн сказать, что Иисус «отменил» Ветхий Завет. Давайте прочтем, что Иисус говорит по этому поводу.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:17-20)
Прежде чем рассуждать дальше, я хочу обратить внимание на смену лица. Говоря о «блаженствах» Иисус у Матфея использует третье лицо (он, она, они). Во второй части вступления Он использует второе лицо (ты, вы). Теперь Он говорит о Себе, использует первое лицо (я, мы). В первой части речь шла о тех, кого в данный момент нет рядом с Иисусом и учениками. Во второй самих учеников. Теперь Он говорит исключительно о себе.
Почему это важно. Это важно, потому что это действительно не относится ни к «ним», ни к «нам». Это полностью относится к Нему, но с последующим дополнением. Оставлю пока это «дополнение».
Итак, что же Он говорит. Первое, он утверждает, что не собирается «нарушать», читай «отменять» Закон. В греческом языке здесь такие значения как: разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, упразднять, отменять.
Да, чуть не забыл. Он так же не собирается отменять «пророков». Тут надо пояснить. Иудейские Писания состоят из Закона (Тора) и Пророков (все остальное). Иначе говоря, Иисус не собирается все это «выключать». Я понимаю, как напряглись сейчас братья и сестры. Но, давайте дочитаем.
Утверждение о Писании (Закон и Пророки) усугубляется следующим утверждением:
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
(Матф.5:18)
Так вот, чуть выше Иисус дает «формулу». Он указывает, что говорит о Законе и Пророках. Т.е. с этого момента речь будет идти обо всем Писании, а не только о какой-то Его части. Это значит, что с этого момента на протяжении всей «Нагорной проповеди» под понятием Закона будет подразумеваться и Закон и Пророки, т.е. все Писание целиком – Ветхий Завет.
Далее, Иисус ни слова здесь не говорит о том, что Закон этот должны исполнять ученики или кто-то еще. Все исполнение Закона ложится исключительно на Самого Иисуса. Кроме того, «пока исполнится все» подразумевает, что все, что сказано во всем Писании. То есть все пророчества. Думаю, что вы знакомы с тем, что йота и черта – это маленькие значки в еврейском алфавите. Так вот, даже самое малое из всего Писания должно быть исполнено.
При этом от учеников здесь не ожидается ничего похожего. Он НЕ (!) говорит ученикам, что это они должны исполнить Писания. Он говорит, что это Он пришел, чтобы эти Писания исполнить. И это критически важно. Не заметить это, значит не понять всего Евангелия. Т.е. дальше можно не читать.
Пусть я буду выглядеть назойливым, но я еще раз повторю. Иисус не пришел научить апостолов исполнять Закон. Он пришел, чтобы Самому Его исполнить во всей полноте, вместе со всеми пророчествами и заповедями. И теперь полное внимание, потому что здесь начинается одно из самых сложных и самых важных.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:19,20)
Я просто вижу, как сторонники Закона ерзают на своих стульях в нетерпении, указывая мне на эти стихи: «Вот же! Как же ты говоришь, что это не для нас. Вот же Сам Иисус говорит во втором лице, обращаясь к апостолам!».
О! Вы меня поймали! Я оказался припертым к стенке! Мне нечем крыть!!! Да я, собственно, и не собираюсь ничем крыть. Пояснить? С удовольствием. А доказывать нет. Мне это не интересно. Разочаровал? Слава Богу! Итак, прошу предельного внимания к тому, что сейчас скажу (напишу).
Вы видите в 19-м стихе слово «Итак»? Думаю, видите. Что оно значит? Оно значит «подведение некоторого итога». Это не объяснение, это «итого», черта под утверждениями и переход к логическому следствию.
Только что Иисус, как я утверждаю, как и написано, не говорит ученикам исполнять Закон. Это сугубо Его задача. Для этого Он пришел. К ученикам же есть другое требование – «светить». Не торопитесь связывать исполнение Закона со свечением. Это не одно и то же. Мало того, Иисус говорит, что на пути «свечения» у апостолов будет масса проблем. И тут же Он говорит почему. Все проблему у апостолов будут из-за Иисуса. Не по причине исполнения или не исполнения закона, а исключительно по вине их Учителя. И чтобы ученики все это прошли с торжеством, Бог гарантирует величайшие благословения. Он сделает так, что скорбящие апостолы будут ликовать и веселиться, прыгать от радости, что им посчастливилось пострадать за Иисуса.
А теперь Иисус подводя черту под этими утверждениями говорит: «Итак». Это «итак» говорит нам, что Иисус надеется, что мы уже уяснили предыдущие слова. И теперь, на основании того, что Он только что сказал, Он продолжает.
Иисус собирается дать ученикам Царство. Если говорить точнее, то Бог собирается дать это царство. А Иисус подтверждая это говорит:
32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
(Лук.12:32)
Мы уже понимаем, что Царство, это не территория, это власть. Малый и большой в царстве, соответственно уровни этой власти. У кого-то ее много, у кого-то ее мало. И Учитель озвучивает закон, принцип, в котором эти уровни власти напрямую зависят от исполнения Закона (мы уже знаем, что речь идет обо всем Писании).
Т.е. исключительно как принцип, безотносительно к тем, кто его исполняет, работает так. Исполняешь все до пункта, ты великий. Что-то не исполнил, хотя бы чуть-чуть, ты уже «МЕНЬШИЙ». Меньший, это значит почти никакой власти. Младший помощник запасного дворника по вызову. Это утверждение говорит, что при любой попытке любого человека, самое большее, на что он может расчитывать в итоге – это место никому не нужного и бесполезного владыки, который, в общем-то, ничего и не может, кроме как называться этим владыкой. И, возможно, раз в сто лет ему что-то удастся совершить, и то, если произойдет что-то чрезвычайное.
Другими словами, один этот стих (19) полностью перечеркивает малейшие попытки кого бы то ни было получить что-то из обещанного в Писании. Чуть выше Иисус ясно сказал, это Моя задача, а не ваша. И здесь Он подытоживает. Вот почему это Его задача, потому что у любого другого нет никаких шансов вообще! Так что такую «работу» Иисус берет на Себя. Он и сотворит все до мелочей и научит так, как действительно надо учить.
Но в 20-м стихе мы читаем уже обращение к ученикам. Но понимаем ли мы, что именно Иисус здесь говорит?
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:20)
Мне очень нравится, что делает Иисус. С самого первого занятия в Его «Школе Небесных Правителей» Он воюет с их представлениями о Законе. Он жестко отрезвляет их от любого религиозного дурмана. Иначе говоря, если они не откажутся от любых попыток «исполнения Закона», все остальное для них будет совершенно бесполезно. Как Он это делает? Он просто говорит им: «Хотите попробовать? Нет проблем! Но тогда вам предстоит стать круче любого книжника и фарисея! Почему? Просто потому, что в этом случае у вас нет никаких шансов не только стать наименьшим, но даже просто войти в Царство».
Представьте себе, перед Иисусом сидят рыбаки, торговцы, пастухи и т.д. И вот Иисус им говорит такие слова. Что скажет рыбак? Думаю, что-то вроде этого: «Да ладно! Это же нереально! Не, это не для меня!». Иисус не сидел перед религиозниками, Он сидел перед простыми ребятами. Как вы думаете, если вы будете говорить с грузчиком из порта о Царствии Божьем, и скажете, что для того, чтобы войти в Царство Божье ему нужно жить лучше, чем Папа Римский, что он вам ответит? Только вслух не произносите. Или строителю высотнику, например, всю жизнь проработавшему на стройке в жару и в холод, чтобы он стал любящим и нежным ко всем гораздо больше чем Мать Тереза. Вот про нашу Мать он и объяснит быстро и убедительно.
Перед Иисусом сидели именно такие ребята. Именно с людьми такого порядка Он говорил. И именно таких ребят Он выбрал себе в ученики. Это может значить только одно, Иисус желает, чтобы у них окончательно отбило всякое малейшее желание хоть как-то из себя изображать святых. Но это не все Его убеждение.
На следующем примере, я надеюсь, мы разберемся, как относиться к Его указаниям. Давайте прочтем этот текст:
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
(Матф.5:21-24)
Небольшое пояснение по греческому тексту. Фраза «сказано древним», для нас не очень понятна. Сказано кому-то или кем-то? Обычно трактуется «кем-то». Т.е. сказано древним учителем нам, современникам. Ну, не нам, а тем апостолам. На самом деле правильно будет первое «кому-то». Т.е. для древних людей сказано. Иисус не поясняет кем. Кем-то сказано. Так вот, для тех древних людей кем-то было сказано.
Вопрос, кем или чем? То есть, сказано это пророками или учителями? Чтобы понять, нужно вспомнить, Иисус, как Сын Человеческий – иудей. Он говорит с иудеями. И все иудеи того времени ходили в синагогу и получали свое духовное образование от Раввинов, как, в прочем, и сегодня. Так вот, раввины, ссылаясь на Писания, говорят: «Вот, древним было сказано…». А дальше эти раввины дают некое толкование, что именно им было сказано. То есть они ссылаются не на Писания, а на Мишну. Мишна, это не Писания. Это записанный устный сборник пояснений и толкований древними. Вот в этой Мишне и записано, как и что подразумевалось в Писаниях.
Итак, по мнению раввинов, тем древним людям было сказано, что за убийство человек подлежит суду. Но Иисус, не опираясь на Мишну, а на Дух Писания, объясняет, что на самом деле, это указание всегда значило нечто иное. Нечто более сложное. Т.е. даже если ты просто скажешь брату своему (имеется в виду человек твоего народа – еврей) какое-то обидное слово, то ты уже полноценный преступник, повинный самого жуткого осуждения.
И толкование Иисуса требований Закона должно было отрезвить любого человека, который хоть как-то надеялся, исполняя закон получить заслуженный вход в Божью власть, занять царственное положение с Богом. Т.е. Иисус указывает всем, что закон «не убей» говорит даже о таких малых и безобидных вещах, как случайное грубое слово. И это, как мы понимаем, Он говорит просоленным морякам.
И как это все понимать практически? И тут Иисус подводит свою черту давая понять, что же на самом деле важно. Важно не исполнение Закона, который нельзя исполнить, а отношения с братом. И в следующем стихе Закон выражен Иисусом в «жертве и жертвеннике», а нормальные человеческие отношения взаимоотношениями с братом.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику (т.е. когда ты как-то пытаешься исполнить Закон) и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником (брось исполнять Закон), и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (тогда можешь вспомнить и о Законе, хотя это само по себе глупо).
(Матф.5:23,24)
Интересно, что здесь и жесткое указание, встряхивание одурманенного разума, и небольшая горестная насмешка над теми, кто так старается исполнять законы. Т.е. раз уж ты ну никак не можешь обойтись без Закона, хорошо, делай свои глупости, только на первом месте ставь отношения.
Я представляю, что это был взрыв мозга для иудеев, с детства слышащих совершенно другие учения. И вновь, подчеркивая второстепенность Закона перед человеческими отношениями, Он продолжает:
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:25,26)
Вот в этих стихах слышна это горестная насмешка над ребятами, которые так стремятся исполнять Законы, а про людей забывают. И тут Иисус показывает, до чего доводит это фанатичное исполнение. Все, чего ты добьешься своим фанатизмом, это полного обнищания. У тебя есть какой-то соперник, а ты все стремишься исполнять Закон? Глупец, забудь про Закон, займись примирением с соперником, потому что потеряешь все!
Вот это слово «скорее» в греческом тексте имеет в качестве одного из своих значений, значение «немедленно». Т.е. не тормози, не думай ни о чем больше, срочно, мирись, а то получишь по заслугам, и никакой Закон тебе не поможет.
Как мы видим, Иисус говорит с учениками на очень примитивном языке, высмеивает их фанатизм, выставляя стремление к исполнению Закона в таких странных красках. По-русски я бы сказал так: «Доведет тебя твой Закон до каталажки».
Верно. Господь пришёл восстановить отношения любви.
Отношение с людьми преобладает над отношением к вещам, поступкам. Здорово!!!
спасибо.