Заповеди блаженства?

думаюИтак, Иисус пришел в Галилею. По пути захватил четверых ребят, которые ловили рыбу. Здесь Он начал провозглашать Божью Власть (Царствие) и являть ее на деле в исцелениях. Народ начал собираться вокруг Спасителя.  Количество людей растет с бешеной скоростью. И вот: 

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
(Матф.5:1)

Звучит, как-то странно. Не находите? Вот Иисус ходил, ходил и вдруг (!) увидел, что вокруг него очень много людей. Хм… Думаю, что-то в моем понимании не то. Конечно же Он видит, как растет Его «паства». Конечно же Он прекрасно видит эти «толпы» людей, которые идут к Нему отовсюду.

Но почему Матфей связывает начало Нагорной проповеди с тем, что Иисус увидел это множество? Если бы это было не важно, думаю, мы бы об этом не прочли. Но это здесь есть. Именно после того, как Иисус, буквально, увидел народ, Он поднялся на гору. Кстати, если вам в Иерусалиме скажут, что Иисус произнес свою Нагорную проповедь на Елеонской горе, скажите им что-нибудь ласковое. Нагорная проповедь состоялась в Галилее, а не в Иудее. Это совершенно очевидно.

Итак, почему же именно сейчас Иисус поднялся в гору? Ой, а где же горы в Галилее? А нету. Есть холмы. А гор нет.  По всем вычислениям первый Свой урок Иисус преподал где-то между Фавором и Капернаумом. И, кстати, если верить Луке, то у него Иисус что-то подобное говорит на равнине. Но, это не важно. Почему же Иисус … э… ладно, пусть это возвышенное место называется горой. Так почему же Иисус именно сейчас отошел от толпы народа и уединился?

Думаю именно потому, что народу стало очень много. Что делает Моисей, когда перестает справляться с количеством посещающих его людей? По одному мудрому совету он перекладывает часть своих обязанностей на «заместителей». Иисус не собирается все держать внутри Себя. Ему, как Сыну Человеческому, слишком проблематично окружить всех вниманием.  Ему нужны помощники. А это значит, что наступило время подготовки Его замов. Время начать «Курсы правителей».

И дальше мы читаем, что «к Нему приступили ученики Его». Итак, совершенно ясно написано, что Иисус говорил свою проповедь не для всех. Это нужно уяснить четко и больше никогда не смешивать Нагорную проповедь с указаниями для всех. Нагорная проповедь НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Она предназначена исключительно для учеников Иисуса. Как мы уже поняли, учеников Своих Иисус отбирал Сам. Сам их отсеивал, Сам обучал и ставил на служение. Как вы думаете, а сегодня Он как поступает? Можно стать учеником Иисуса исключительно по собственной воле?

Быть учеником можно лишь хотеть. Стремиться можно, а стать, не от нас зависит, но от Него. Косвенное указание на это мы читали в истории с обращением «предателей» у моря.

Итак, вот сидит Иисус. Вокруг Него расположились ученики. Это те, кого Он Сам отобрал. Он их позвал и они согласились. Иисус готов начать свой первый урок. Он несколько дней подряд являл то, чему желает научить этих ребят. Они все это видели и с нетерпением ждут откровений, секретов, разъяснений и инструкций. И вот…

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
(Матф.5:2-10)

Следующий стих, это обращение к ученикам. А второй стих, это лишь указание на то, что Иисус начал свою речь. Для нас совершенно ясно, что с 3-го по 10-й стихи выделены Иисусом в один блок. Поэтому эти 8 строк и получили название «Заповедей блаженства».  В этом названии теологи хотят нам сказать, что Иисус учит учеников быть блаженными. Т.е. хочешь быть блаженным? В переводе «в лоб» это слово означает «счастливый». Ну, как бы, хочешь быть счастливым? Тогда будь а) нищим духом, б) плачущим, в) кротким, г)жаждущим правды, д)милостивым, д) чистым сердцем е) миротворцем, ж) изгнанным за правду (достань всех правдой).  И мы все хором говорим: «Да, это так! Аминь!».

Да какой аминь!!! Вы что? Анафема! Как же змей дурачит нас, христиан. Как же легко он делает нас беспомощными и больными. Мы своими словами вгоняем себя в гроб и физический и духовный. Мы верим в глупость, которую нам рассказали древние «мудрецы». А ведь это не Божья мудрость. Совсем не Божья.

Давайте немного заставим наше серое вещество работать. Мы не будем философствовать, просто подумаем вот о чем. Матфей дал нам понять, каких именно учеников набрал Иисус. Мы уже знаем минимум, если судить по тексту Матфея. Кто это? Правильно. Это те, кого Иисус подобрал по пути в Капернаум.

Это Петр с братом Андреем и братья Зеведеевы, Иоанн и Иаков.  А теперь вспомним, что вообще мы знаем об этой четверке? Первое – это рыбаки. Рыбак – это особая каста. Это простые и грубые люди. Это не те рыбаки, что сидят с пивком на берегу реки. Это люди тяжелого труда. Часто оказывающиеся в опасности.

Про Андрея мы знаем не много. Но о Петре достаточно. Это самый невоздержанный из всех апостолов. Помните? Это прямой и вспыльчивый парень. Он очень горд, все время бьет себя в грудь. Выделяет себя из всех. Ставит выше других.

Давайте вспомним что-нибудь о братьях Зеведеевых. Мы знаем их прозвище. Как? Верно! Сыны громовы. Что это значит? Это еще те скандалисты. Чуть что, берегись! Вспомните спор, кто сядет по правую, а кто по левую сторону? Помните, кто там больше всех выпендривался? Правильно, Петр и братья Зеведеевы. А кто их «науськал»? Мама Иоанна и Иакова. У них вся семя такая.

А теперь скажите, что-то изменилось ко дню пятидесятницы? Стали они смирнее? Может Петр перестал хвалиться? Может он превратился в само смирение?  Ничуть ни бывало!

А вы видели когда-нибудь плачущего Петра? Или может быть мы читаем о рыданиях Иоанна с Иаковом? Может они втихую прижимались к мужским плечам друг друга и рыдали взахлеб?  Ну, может тогда, их уже за правду кто-то гоняет? Да нет. Они спокойно себе удят рыбку. Никому они не нужны ни со своей правдой ни с чужой. Они никому не интересны.

Можно эту четверку назвать кроткими? Нет! Может быть они милостивые? Ха! И тут пролет! Вспомните, что хотели эти «милостивые» сделать с теми, кто не слушал Иисуса? Огонь свести! Вот тебе и милостивые.

Ну, может, хотя бы они миротворцы? И тут мимо. Если вспомнить все их ссоры, мир среди них сохранялся исключительно благодаря их Учителю. Иначе они давно бы уже передрались и возненавидели друг друга.

В общем и целом ни один из знакомых нам апостолов не подходит ни под одно из требований блаженства. Но, если это заповедь, значит ученики в пролете. Ведь за все три года (чуть меньше) хождения с Иисусом они не изменились. Они не стали лучше. Настоящее изменение пришло потом, и не по их стараниям, а исключительно по действию Святого Духа.

В таком случае, что же, заповеди блаженства бесполезны? Нет. Мы просто не поняли, что имел в виду Иисус, когда произносил эти слова. Мы поверили в глупость и застряли в ней, как в трясине.

Иисус ни о каких ЗАПОВЕДЯХ не говорит здесь. Тут даже нет такого слова. Это придумка «мудрецов».  Видимо они себе очень понравились, когда произносили высокопарное «Заповеди Блаженства». Правда круто звучит? Чем глупее мысль, тем она круче звучит. Давайте разбираться.

Это первое «занятие». Это первое собрание учеников. Иисус еще ничего не преподавал. То, что в конце четвертой главы написано, что Иисус ходил по всей Галилее и учил, говорит, в том числе и об этом уроке. Т.е. вот это «ходил по Галилее и учил», вот это самое «учил» началось здесь, на возвышенности, наедине с учениками.

Итак, ученики в предвкушении великого. Но не нужно думать, что Иисус совершенно спокоен. Он так же находится в предвкушении результатов Его школы. Вот это «предвкушение» Иисус и передает.

В разных учебных заведениях принято одно действие. На самом первом занятии учитель, как правило, сообщает ученикам, чему они научатся на его курсе. Возьмите любой видеоурок, вебнар и т.д. и увидите, почти всегда он начинается с этого «вступления». Вот чему вы научитесь, вот, что вы будете уметь, и вот что вы сможете делать.

Именно это и делает Иисус. Прежде чем Иисус начнет свои наставления, Он сообщаем ученикам, какой будет результат Его школы. А результатом Его школы будет счастье для определенных категорий людей.

Лидер политической партии, например, говорит: «Если я приду к власти, то вы, получите по бочке золота, ваши дети будут учиться в Гарварде, и сами вы будете кататься в масле». А теперь я перефразирую. Всякий приходящий во власть обещает: «Теперь, когда я пришел во власть, я сделаю блаженными нищих, одену раздетых, обую разутых. Блаженны все, кто поставил свою подпись в бланке выборов. Потому что теперь я спасу их от нищеты и т.д.».

Еще немного и в Мире появятся несколько представителей Божьего Царствия. И это станет блаженством для… Немного прервусь.

Обратите внимание на следующий оборот в словах Иисуса. В начале перечисления блаженств Иисус говорит так: «ибо их есть Царствие Небесное (Божье)».  И точно такая же фраза заканчивает весь список. Понятие Царства Небесного не всем понятно. Даже апостолам в тот момент вряд ли все было ясно. Но между первым «блаженством» и последним стоят совершенно понятные вещи. И вот почему?

Потому что все эти блаженства относятся к «нищим духом». Иначе говоря, вот, что такое нищий духом:

  1. Плачущий,
  2. Кроткий,
  3. Алчущий и жаждущий правды (справедливости),
  4. Милостивый,
  5. Чистый сердцем,
  6. Миротворец,
  7. Изгнанные за правду.

В последнем пункте главное слово не «правду», а «изгнанные». Иисус нам рисует картину, в которой мы видим разных людей, объединенных одной общей характеристикой. Они нищие духом. Т.е. это люди, которые слабы. У них не хватает духа. Им не хватает духа сказать что-то в лоб. Не хватает духа постоять за себя. Поэтому они плачут. Поэтому они кротки. Поэтому они всегда обделены справедливостью. При этом они, зная по себе тяжесть всей несправедливости и слабости, к другим очень милосердны. Не путать их с обозленными! Они сами слабы, но мечтают жить в чистоте, чтобы все было по справедливости и по любви. Потому что сердца их чисты. Они искренни. Они ненавидят ссоры. Ненавидят еще и потому, что сами не могут противопоставить ничего. Не умеют давать отпор, убеждать, настаивать и т.д. А за то, что они хотят, чтобы все было по правде, их гонят, пинают, унижают и т.д. В простонародье эти люди называются лохами. Да, да, именно эту категорию Иисус пришел сделать блаженными.

Однако вся эта картина никак не вяжется с апостолами. И это верно. Вы не дождетесь, чтобы Петр заплакал. Вы не дождетесь, чтобы Иоанн спокойно снес унижение. Он ответит. И ответит так, что мало не покажется. Я, конечно же, имею в виду этих ребят до дня пятидесятницы. Иисус нашел апостолов сильных духом, богатых духом. Они готовы горы сворачивать. Они готовы лбом стену прошибать. А плакать их никто и никогда не заставит. Это настоящие мужики!

И именно этим «мужикам» Иисус доверяет Свое Учение. Это им Иисус даст всю свою славу и власть, чтобы эти жесткие и грубые мужики встали на защиту тех нищих духом людей. Чтобы они защитили их, противостали несправедливости, дали им утешение и ободрение. Они войско Небесное, чтобы отвоевать Народ Божий у дьявола. Отвоевать и никогда не давать в обиду.

Вот об этом и говорит Иисус в начале Своей Нагорной Проповеди. Вот чего Иисус ожидает от учеников и к чему их готовит.

Заповеди блаженства?: 5 комментариев

  1. а что скажете по проводу Мат 6:1-4 ?
    Кроме того, что Иисус учит бескорыстно поступать, потому что любишь а не для своей славы, потому, что если делать ради того чтобы тебя заметили ты уже получаешь это. А если делать для Него в тайне, воздаст явно! Когда в сердце искренне желание, делаешь искренно не думая о награде. Когда понимаешь точно что Бог сказал тебе идешь и делаешь. А иногда прсто знаешь что нужно так сделать, а может тому человеку и не нужна твоя помощь, может тебе нужно пройти мимо и человек в состоянии себе помочь, тогда наверное помощь будет для него когда ты скажешь ему об этом? Что хватит сидеть и просить у всех помощи когда человек может уже и другим помочь, сам что-то сделать, хотя это и дает в своем откровении Бог.

    • Виктория, я разбираю Матфея по порядку. Так что, имейте терпение, дойдем и до Мат 6:1-4. Только рассматривать это место не будем в контексте принятого учения, а только (!) в контексте самого евангелия от Матфея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*