Учение Иоанна

думаюВот так, хоть и по очереди, все же мы ясно видим определенную выборочность, с которой Матфей передает нам события. И логика Матфея понятна. Он не рассказывает нам историю о Спасителе. Он преподает учение. Он наставляет, вооружает и вдохновляет молодых христиан. Все, что до сих пор мы читали у него – это совершенно четко выбранные моменты истории Иисуса, которые описаны у древних пророков. Именно эти моменты сейчас важны для Матфея. По этой причине Матфей резво перепрыгивает от события к событию, игнорируя все, что было между ними.  

У апостола цель, дать основание для веры. И он с завидным упорством придерживается этой цели. Таким образом и мы с вами движемся от пророчества к пророчеству. И апостол не просто рассказывает нам о пророчестве и о том, что оно исполнилось, но всеми этими рассказами подводит к главному, к учению Самого Спасителя. Которое, в свою очередь, так же будет сопровождаться указаниями на пророчества и их исполнение.

Мы, надеюсь, помним, что Евангелие от Матфея нацелено всецело на евреев. И никак не рассчитано на язычников. Для язычника все, на что намекает апостол, пустой звук. Его намеки может понять только тот, кто живет в той атмосфере. И нам важно увидеть эту атмосферу и смотреть на текст сквозь нее. Иначе мы рискуем остаться без понимания. В какой-то мере с Марком было проще.

Итак, Матфей перепрыгивает с появления Иисуса в Назарете, лет на восемнадцать вперед. Его не интересует, что было между. Нам он этого не рассказывает. Видимо это совсем не имеет значения в рамках повествования апостола. И вот, Матфей собирается рассказать нам о следующем пророчестве, исполнившимся на Иисусе. И это пророчество полностью связано со служением человека, который известен нам, как Иоанн Креститель.

Однако я разобью свое повествование на две части. В первой нам предстоит понять смысл учения Иоанна, его мировоззрение, его веру.

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
(Матф.3:1-12)

Итак, по порядку. Первое – прозвище «Креститель». Здесь важно знать следующее. Вот это слово – «креститель», придумано относительно недавно. То есть, в исходном тексте стоит слово «погружатель» или «погружающий», «омывающий». И слово «креститель» или «крестить» греческий текст не знает совсем!

Дело в том, что мы стали жертвами некоторых обстоятельств.  Слово «Крестить» отправляет нас к слову «Христос». Действие по обращению ко Христу постепенно получило термин «воХрищать». Вводить во Христа. Позже «Хрестить». А еще позже, звук «х» постепенно заместился звуком «к». Вот и получили слово «крестить». А так как соединение со Христом производится через «погружение» в воду, то именно такое погружение и стало носить этот термин. И вот, когда Кирилл и Мифодий переводили Новый Завет на славянский язык с ими изобретенным шрифтом, то везде, где встречалось такое погружение, подставлялось слово, которое к тому времени уже укоренилось в христианской среде. Таким образом в текстах мы получили не «погружение», а «крещение». К тому времени слово «крестить» перестало звучать как пояснение или как слово, содержащее смысл. Оно стало просто очередным привычным глаголом или термином. И когда переводчики видели религиозное погружение, даже когда оно никаким образом не обращало людей ко Христу, они тут же подставляли слово «крестить». Таким образом Иоанн, который никогда не проводил христианского крещения превратился в Христителя или Крестителя.

И, конечно же, нам очень странно слышать, что «крещение» было придумано не Иоанном. А это действительно так. Иоанн не взял это действо с потолка. Он его не изобретал. Он его стал делать не потому, что Бог проинструктировал его, как надо проводить это действо. Бог лишь послал Иоанна погружать, а как это делать, Иоанн знал и раньше.

Для тех, кто еще не знает, поясню. Еще у древних иудеев была разработана «операция» по обращению неевреев в иудаизм. Скажу больше. Эта операция подразумевала, что после нее, человек не просто становился последователем иудейской веры, он приобретал  национальность. Он становился не только иудеем, но полноценным евреем, со всеми правами и обязанностями коренных евреев.

Вкратце эта операция требовала исполнения трех правил. Принятие 613 законов, обрезание и миц(к)ве.  Мицве – в переводе на наш язык означает скопление воды. Другими словами человеку надо было пройти через скопление воды.  Мы бы сегодня это действие назвали… …правильно, крещением.

Зачем я все это рассказываю. Не просто ради интересной истории. Дело в том, что каждый еврей, принимая на себя 613 законов и пройдя через обрезание и крещение, становился ОБЯЗАННЫМ. Он вставал под Закон. То есть, теперь, если он исполняет Закон, он в благословении, а если нет… вы правильно поняли. С этих людей сразу начинался жесткий спрос. Человек становился ответственен за свои поступки.

Но человек очень изворотлив. И ко времени прихода Иоанна евреи придумали массу отговорок и оправданий для себя. Их жизнь стала далека от идеалов Закона. Устами они чтили Бога, а делами отрекались. Если мы обратимся к текстам Ветхого Завета, то с легкостью обнаружим, что такое нерадение всегда приводило евреев к ужасным последствиям. Но всегда перед этими событиями появлялся какой-нибудь пророк, который очень жестко и открыто обличал евреев, призывая их к покаянию.

И вот перед нами Израиль в рабстве у язычников. Часть евреев служит своей мамоне, часть перебивается с хлеба на воду. Языческие войска безнаказанно командуют и унижают Божий народ. Уже это говорит о многом. Если мы помним тексты Писания, то поймем, что такое положение было бы невозможно, если бы Божий народ был смирен перед Богом.

И вот в это время каждый еврей от мала до велика на все сто уверен, что вот- вот придет Мессия. Все пересказывают из уст в уста слова пророков о Его приходе. Однако поведение людей не меняется. Смирение не приходит. И мы знаем, что в то время по земле Израильской ходят разные «террористические» отряды, взять хотя бы Зилотов.  Они стали причиной великой войны 70х годов нашей эры. По некоторым данным среди 12-ти апостолов Иисуса было 3 члена этой организации. Но, на сколько можно этому верить, не знаю. Но один был точно – Симон Зилот.

Иначе говоря, настроения евреев были в состоянии готовой взорваться бомбы. В такой атмосфере выходит на служение Иоанн. И приход Иоанна, становится исполнением древнего пророчества. Давайте посмотрим на него.

1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;
2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.
(Ис.40:1-5)

Итак, в своем пророчестве Исайя говорит об утешении. Прямо в первом стихе мы видим, что Бог указывает именно «УТЕШАТЬ» его народ. И далее Он говорит, что для Иерусалима «исполнилось», читай «закончилось» время борьбы. То есть, все, больше не нужно воевать! Бог снял поношение. Он больше не гневается! Он достаточно наказал уже и больше не хочет! Более того. Сам Бог утверждает, что наказал даже больше в два раза чем народ заслужил! И в этих Его словах слышна милость, даже жалость и сожаление за чрезмерный гнев.

И дальше, если прочитать внимательно, мы видим крики! Крики восторга! Некий голос кричит людям, чтобы они встречали! Речь идет не о том, чтобы народ покаялся и смирился, а о том, чтобы народ вышел и встречал. Теперь и горы понизятся и долы возвысятся.

Здесь опять нужно пояснение. Мы так сильно привыкли к толкованию этих слов, что нам с разбегу сложно понять это. Вот эти две буквы «ДА», в сочетании с глаголом в будущем времени, не означают приказа! Это сочетание означает неизбежность, согласие. И голос в пустыне – это голос победы, а не голос гнева и указа! Почему? Да потому, что народ уже ПЕРЕнаказан! И Бог сожалеет о чрезмерности Его наказаний. И приход Бога – это явление славы.  Явление милости. «Спасение Божие» — добавка из апокрифов.

Если вы внимательно прочтете дальше, то увидите, что это событие великое и радостное для евреев. Но вот что мы слышим из уст Иоанна! Внимание!!!

2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.3:2)

Что?! Как так?!  Но ведь это совсем другое послание! Еще не поняли? Читаем дальше:

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
(Матф.3:7-9)

Скажите, в каком месте здесь радость? Где здесь восторг от прихода Бога? Вот эти фарисеи и саддукеи сильно обрадовались проповеди Иоанна? Бог говорит в Исайи:

11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
(Ис.40:11)

И вот что говорит Иоанн: «не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам».  И, судя по Иоанну, камни лучше всех этих ребят. Вы замечаете, что настрой совсем иной? Смотрим еще:

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матф.3:10)

Вы знаете, часто на иконах, где изображен Иоанн, можно найти этот самый топор. Такой топор, например, я обнаружил в Коломенском монастыре.  И это не на пустом месте. Топор на самом деле можно смело делать символом Иоанна крестителя (погружателя).  Как ни горько осознавать, но то, как он закончил жизнь, говорит о том, во что он верил.

Вот натура Иоанна. Все срубить и в огонь! У него нет ни малейшего чувства любви. Все, о чем он говорит – гнев и еще раз гнев. Топор и огонь. Смотрите, какого Мессию он ждет:

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
(Матф.3:11,12)

Даже здесь, говоря о приходящем Мессии (а кто это он не знает пока), он наделяет Иисуса тем же огнем. Очень забавно слушать современных христиан, которые хотят примирить Христово учение со словами Иоанна. И говоря о крещении Духом, они ссылаются на него и ищут, где-же в крещении Духом этот огонь. Но тот огонь, который приходит со Святым Духом имеет совсем другой характер. Огонь Иоанна – это огонь гнева и уничтожения. Если нам это неясно, то внимательно читаем 12-й стих, где Иоаннн, тут же использует огонь, судя по всему тот же самый, в качестве средства уничтожения соломы.

Понимаете? Иоанн только что сказал, что Иисус будет крестить Духом и огнем и сразу же тот же огонь открывается перед нами как огонь уничтожающий солому. Вся проповедь Иоанна, предоставлена нам Матфеем исключительно в тяжелых и гневных тонах. Были ли у Иоанна и другие слова? Конечно, были. Но их мы читаем только через лет 30 у Луки. А Матфей подает нам именно в таком ключе. И здесь я вижу умысел. Матфей специально наталкивает читателя (который еще не читал Луку и Иоанна) на определенное мнение об Иоанне и его учении.

А теперь вопрос. Кто связал пророчество Исайи с Иоанном? Считаю до трех? Правильно – сам Иоанн. Однако у Матфея этого нет. Матфей нам говорит прямо : «…он тот о котором сказал пророк Исайя».  Теперь давайте попытаемся встать на сторону древнего еврея, читающего слова Матфея.  Древний еврей прекрасно помнит слова Исайи. И он знает, что эти слова – слова утишения и радости. А Матфей, глядя в честные глаза этому еврею говорит: «Ну как? Это вот тот самый голос, о котором говорит Исайя». И еврей тут же возмущается: «Как он? Не может быть! Ведь Исайя говорит о радости, а тут сплошной ужас!».  Именно такая реакция и нужна Матфею. Апостолу важно, чтобы еврей возмутился. Он не собирается переучивать еврея. Еврей все знает правильно в отношении Исайи. Но то, что он видит в Иоанне жестко диссонирует с тем, что он видит у Исайи.

По словам Бога у Исайи, Бог хочет утешить чрезмерно наказанный народ, а Иоанн хочет еще большего террора. Иоанн запугивает, нагнетает обстановку. Он угрожает. Приход Бога для него – это приход мстителя. У Иоанна Мессия, это не пастор с овцой на руках, а мясник, с топором над головой этой непослушной овцы. Мессия Иоанна уже давно развел огонь в печи и смотрит на негодное стадо с одной целью, кого бы еще зарезать.

И вот приходит настоящий Мессия. Но это в следующий раз.

Учение Иоанна: 4 комментария

  1. Не думал раньше что Иоанн перегнул послание Бога. Еще и плод нужно нринести. Типа не принес плод—нет прощения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.