Ветвянин

думаюМатфей достаточно подробно описывает некоторые факты жизни Иисуса до начала Его служения. Но описывает далеко не все. Только то, что как-то связано с пророчествами. То есть, пока на первом месте у Матфея не само учение Иисуса, а его (учения) основания в пророчествах. Следующее пророчество мы кратко можем назвать «Назарейским».  Я не сделал ошибки в слове «Назарейский», хотя кто-то может меня обвинить в том, например, что я использовал букву «а» после «з». Разница здесь в том, что «НазОрейский» — принадлежащий назорейскому посвящению. А «НазАрейский» — это живущий в Назарете. 

19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Матф.2:19-23)

Давайте подробнее поговорим об этом. Для кого-то не секрет, что это место сбивает с толку многих верующих. И действительно, очень и очень многие считают, основывая свое мнение на данном тексте, что Иисус был назОреем. Т.е. был посвящен Богу по Писанию (Числ.6). Но тут сразу нестыковка. Назорей не имеет права употреблять в пищу ничего, сделанного из винограда. Однако, все мы знаем, что Иисус пил вино. Достаточно вспомнить то, что мы называем «причастием»: «Пейте из нее все, это кровь моя…». И потом Его фраза: «… больше не буду пить от плода винограда…». Прошу прощения, цитата не буквальная.

Кто-то уверен, что Матфей ссылается на какое-то пророчество, которое было безвозвратно утеряно. Действительно, в христианском мире ходит множество таких «тайн», опирающихся на безграмотность верующих. Например, мы знаем по Писанию о книге Еноха. Долгое время ее никто не видел в глаза. Но относительно недавно ее обнаружили. И еще не одну, а сразу пару вариантов, если не больше. Мне это кажется очень забавным. И вот что самое интересное. Вдруг, как по мановению волшебной палочкой, большинство христиан тут же поверили, что это именно та самая книга. И что еще любопытнее, они даже не пытаются как-то проверить, так это или нет. То есть истинность ее никем из христиан не ставится под сомнение. И тут же появились  разные любопытные учения, основой или некоторой опорой которых стала именно эта книга. Создается впечатление, что Библия лишь указывала на нее, а жить надо именно по этой странной книге Еноха. Масса христиан с более великим трепетом чем к Библии относятся к разным апокрифам, будто именно там есть тайны, которых нет в Писании. Все это очень и очень горько. И не приносит никакой радости.

Вот точно так же, некоторые толкователи сегодня уверены, что Матфей ссылается на некую «тайную» книгу, которую, почему-то, потеряли. И, что важно, это мнение действительно имеет право на существование. С этим не поспоришь.

Небольшой экскурс в историю. Во время проповеди Иисуса у евреев, как это ни странно, на руках не было ни одного действительно авторитетного текста Ветхозаветных Писаний. Многие исследователи уже ни один раз указывали на то, что во всех Евангелиях цитируется Ветхий Завет не по тому тексту, что мы имеем в качестве основного, а по так называемому тексту 70-ти (септуагинта).  Это может означать только одно. Даже у евреев времен Иисуса читался этот текст.

А где же был настоящий текст? Ответ прост. Его потеряли! Войны, рабства и прочее сыграли злую шутку. Евреи остались без исходного текста. Позже Массореты проделали величайшую работу по восстановлению настоящего текста, благодаря которым мы получили тот вариант, что и находим во всех Библиях. И совсем недавно были обнаружены действительно древние тексты, датируемые временем до Иисуса в пещерах Кумрана. Каково же было удивление, когда сравнение «восстановленного текста» с настоящим показало почти полную идентичность.

Итак, потеря книг – дело реальное. Однако… другая проблема. Сегодня все (!) книги, которые считались так или иначе потерянными либо были обнаружены (даже если это не настоящие), либо было обнаружено их соответствие уже находящимся в Библии книгам. Иначе говоря, если книга в Писании имеет какое-то странное название, то сегодня оказалось, что это название одной из нам знакомых книг с иным названием. То есть, на все «потери» есть тот или иной ответ. А вот на это пророчество, о котором говорит Матфей, почему-то нет? Это одно «но».

Второе «но». Мы уже говорили, что, если Матфей цитирует какое-то пророчество, значит, о нем знают все (!!!) евреи времен Матфея. А во время Матфея евреи имели септуагинту. Они ее читали, ее цитировали. Даже Иисус цитирует именно ее текст. Но все книги септуагинты нам известны. И ничто не пропало!

Да, хочу сразу остановить некоторые горячие головы от обожествления септуагинты. То, что ее цитировал Иисус, не делает септуагинту бесспорной. Как уже было сказано, древним текстам соответствовала не она, а более позднее искусственное «восстановление» текстов Массоретами.  А сама септуагинта – это перевод с любительских переписок. Отсюда масса неточностей. Иисус же цитировал эти тексты именно потому, что на них опирались все, с кем говорил Иисус.

Таким образом мы получаем следующее. Мнение о том, что Иисус – назорей, не проходит. Так же не представляется возможным действительно считать некое пророчество потерянным. Потому как Матфей был уверен, что все евреи о нем знают, а на каких текстах основывались все их знания мы тоже имеем. А это значит, что Матфей указывает исключительно на то пророчество, которое есть в Писании. И у нас лишь одна проблема. Мы не евреи того времени, и его намек на нас не срабатывает.

Но не все так плохо.  На самом деле сегодня многие толкователи уже нашли полное соответствие. Матфей отсылает евреев (и нас вместе с ними) к Исайи.

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина.
(Ис.11:1-5)

Какая же тут связь? Здесь есть некоторая игра слов. Мы не видим ее, потому что носители другого языка и менталитета. Но, мы знаем, что Матфей писал на древнем еврейском (арамейском) языке. Вот этого текста у нас нет. Но у нас есть перевод. Итак, давайте еще раз прочтем пророчество из Матфея.

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Матф.2:23)

Уже в самом тексте есть странность, которая должна была заставить сторонников назОрейства задуматься. Но, как обычно, люди идут кратчайшим и легчайшим путем. Вот уж действительно, многие взыщут…

Итак, в самом тексте есть указание, параллель. Матфей говорит, что Иисус поселился в Назарете. И именно это, житье в Назарете, является исполнением пророчества о том, что Он назовется НазАреем (не верьте глазам своим).

Я сам еврейского языка не знаю. Но хорошо помню одну вещь. Дело в том, что лет так 15-20 назад, когда я был членом Московской церкви Эммануил (не путать с Киевом, это Однофамильцы). В Московском филиале этой церкви трудился замечательный брат – Евгений Сандлер. Прошедшее время потому, что через какое-то время он эмигрировал в Израиль и следы его потерялись.  Но Женя из тех, кто думает. Он тогда усиленно изучал иврит. А у увлеченных людей очень пытливый ум. Тем более, что иврит ему был нужен не только для переезда, но и для более глубокого понимания Писаний. Так вот, тогда, 20 лет назад он поделился со мной одним открытием. Он обратил мое внимание на любопытную параллель. Дело в том, что, если я помню правильно, город Назарет, в переводе на русский с иврита – это город «ветвей», или «ветвь». А человек, живущий в этом городе, соответственно, называется Назаритянином. А по-русски, если переводить прямо «в лоб», житель Назарета – ВЕТВЯНИН, или ВЕТВЬ.

Я живу в Красноармейске. И до сих пор не знаю, как называть жителя моего города. Некоторые говорят, что мы зовемся Красноармейчанами. Но чаще я слышу несколько шутливое «Красноармеец». Понятно, что мы никакие не красноармейцы. Мы люди сугубо гражданские, но название делает свою работу.

Таким образом, даже те, кто никак не воспринимал Иисуса той самой ветвью Иессеевой, каждый раз называли его «ветвью» только потому, что он жил в Городе ветвей. И получается забавная ситуация. Книжники никак не хотели признать Иисуса Мессией, однако постоянно произносили: «Иисус из Назарета». Или иначе: «Назарянин». Они говорили, что Иисус не Мессия, и тут же называли его ВЕТВЬЮ. Весь Израиль запомнил Его именно как Иисуса Ветвь. Это произносилось всеми, и никто не замечал подвоха. Потому как «Ветвь», это лишь связь с городом.

Если кто-то читал Булгакова «Мастер и Маргарита», то, возможно, запомнил, как автор называет Иисуса в русской транскрипции. Если я ничего не путаю, это звучало как-то так: «Иешуа го Нацри». Здесь мы «слышим» корень «Нацр». Вот этот корень и означает, собственно, «ветвь». А слово назорей имеет несколько иной корень. Опять же, извините, если что-то путаю. Дорогие евреи, помогите все поправить, если что. Так вот, у слова «назОрей» корен не «нацр», а «назир». Очень близко по звучанию, однако, не одно и то же. Сравнение корней я здесь представляю по памяти на свой страх и риск. Очень и очень возможно, что я что-то путаю. Но важно одно, по сути все верно. Как только мои друзья, знающие иврит, помогут мне в этом вопросе, я введу коррекцию. Дабы не соблазнять.

Итак, Матфей отсылает нас не к обычаю «Назорейства», а к пророчеству о «Ветви», которое, сами того не осознавая, повторял каждый, кто вспоминал в то время об Иисусе. Просто называя Его, по их мнению, родину. Это мы знаем, что Он был из Вифлеема, все же остальные считали, что Он из Назарета.

Теперь, давайте вернемся к самому пророчеству и посмотрим, что же должны были увидеть читающие Матфея. Мы же помним, что он пишет для евреев, хорошо знающие пророчества о Мессии.

Но начать надо несколько раньше. Исайя передает гнев Божий на весь Израильский народ. Бог обвиняет евреев в нечестии, злобе и прочем. Бог говорит, что вся земля (читай евреи) будет опалена огнем до такой степени, что брат не пощадит брата. И все евреи будут резать друг друга на лево и направо и есть. Нам рисуется картина жесточайшего каннибализма. Каждый еврей пожирает другого еврея и никогда не бывает сыт. Это конец 9-й главы Исайи.

Даже еще хуже. Каждый в таком «голоде» будет жрать свою мышцу. Бог даже указывает, что колено Манассии будет пожирать колено Ефрема. В то же время Ефрем будет пожирать плоть Манассии. И тот и другой одновременно с этим будут пожирать плоть колена Иуды. Современные ужасники о зомби, нервно курят в сторонке. И заканчивается глава 9 утверждением, что на этом Бог не остановится.

Десятая глава Исайи начинается с обличения евреев в том, что они совсем пренебрегли Богом. Небрежение Им проявляется в таких вещах как «постановление несправедливых законов» и «вынесение жестоких решений».  Бедные лишаются правосудия. Те, у кого мало сил, лишаются всех прав. Вдовы и сироты обворовываются.

И Бог спрашивает у древних евреев: «когда придет опасность, на Кого вы будете уповать?».  И тут же отвечает, что без Него всё рухнет, все погибнут. Но и на этом не закончится излияние Божьего гнева.

Бог наведет Ассирийцев в качестве Божьего бича. Бог даже открывает свое состояние. Он говорит, что Ассур (Ассирийцы) – это бичь Его негодования. Бог негодует! И здесь Он свой народ, пренебрегший Им и унизивший бедных, называет народом нечестивым. А бедных и верных называет Своим Народом.  Здесь, как мы видим, Бог четко разделяет всех евреев на два четких лагеря. Народ нечестивый (это одни евреи) и народ «Мой», это другие евреи. И то и то евреи. Но одни будут пожирать друг друга и себя, а другие получат освобождение.

Итак, Вот этот «бич Божий» придет к евреям и будет их «бить», т.е. грабить, попирать в грязь. При этом Сам Бог через Исайю указывает, что сам Ассур даже не будет знать, что Он исполняет Божий гнев. И в своей слепоте Ассирийцы будут думать, что это они такие могущественные и всесильные. Это все написано в 10-й главе Исайи.

И вот, Бог говорит, что когда Он закончит Свои разборки с евреями, то возьмётся и за самих Ассирийцев. За надменность Ассура Бог пошлет на них «воздаяние».

16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
(Ис.10:16)

И тут Бог обещает, что этим самым пламенем станет Святый. В результате Ассур станет как «чахлый умирающий» (ст.18).

Так вот, мы уже видели, что гнев будет излит не на всех евреев, таким образом останутся люди. Т.е. Его народ. И этот Его народ в результате возложит все свое упование на Бога от полного сердца. Правда тут же Сам Господь говорит, что остаток будет очень малым. Судя по всему именно столько осталось верных Богу. И обращаясь к этому остатку Бог говорит, чтобы они не боялись Ассура. Чтобы они понимали, что нашествие Ассирийцев очень скоро закончится, потому что и гнев Бога на евреев быстро иссякнет. Но тут же Бог восстанет против самих Ассирийцев. И тогда народ станет свободен.

И вот, к концу 10-й главы Бог говорит, как Бог будет изливать гнев на угнетателей Израиля.

33 Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие — повержены на землю.
34 И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего.
(Ис.10:33,34)

И вот тут нам в глаза бросаются следующие аллегории. Бог говорит, что Он «страшною силою сорвет ветви дерев». Итак, перед нами предстает аллегория. Некие «ветви» будут сорваны. Ветви дерев. Далее те деревья, которые гордились своим ростом, будут срублены и повержены на землю. И вся «чаща леса» будет буквально посечена железом. И тогда Ливан падет от Всемогущего.

Перед нами предстает знакомая картина. Все, я думаю, видели «просеку». Или территорию, где вырубается лес, либо под дачные поселки, либо под жилые массивы. Все, что остается – это пеньки и кучи веток. Но Бог не собирается здесь строить что-то. Здесь нет ожидания новой «человеческой» жизни. Здесь полная смерть, уничтожение. Одни пеньки. Но вот мы перелистываем главу и читаем продолжение.

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина.
(Ис.11:1-5)

Если не очень понятно, я попытаюсь уточнить. Мы видим картину мертвого вырубленного леса. Перед нами смерть. Пустота и пеньки, пеньки, пеньки. Ни одного живого дерева. Все это, как мы уже заметили, находится на территории врага, а не Израиля. Есть даже указание на Ливан. И вот вдруг мы что-то замечаем. На одном из пеньков появляется побег.

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
(Ис.11:1)

И тут начинается веселье. О каком Иессее идет речь?

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
(Матф.1:6)

Итак, Иессей – отец Давида. Здесь явное указание на царское родословие. Причем не какое-нибудь, а иудейское родословие.  Но, здесь и странность. Ведь Исайя говорит о мертвом лесе Ассирийцев. Ведь  это не иудейский лес был уничтожен. Это Ливан пал.

И тут есть на что посмотреть. Во-первых, откуда родом Иессей. Во-вторых, Иисуса никто не считал «чистым» иудеем, ведь он пришел из «нечистой» почти языческой территории –из Назарета.

Иессей был внуком Бооза и Моавитянки. Любопытно, его бабушка была иноплеменницей.  Итак, Исайя говорит в своем пророчестве, что настоящая отрасль или ветвь появится на нечистой территории. Не в Иерусалиме, не в Иудее, а там, где ничего чистого не наблюдается. И эта Ветвь будет от самого, что ни на есть, настоящего иудейского царского корня.  И именно эта «Ветвь» окажется Божьим ответом и решением всех проблем.

Итак, Матфей всего-лишь намекнул на пророчество, и каждый древний еврей тут же вспомнил слова Исайи, сидящие глубоко в сердце каждого древнего еврея, о Мессии, который должен прийти с «нечистой» территории, но оказаться Царем.  При этом все будут называть его «ветвью» как в пророчестве Исайи, и никто не будет способен увидеть эту связь.

Ветвянин: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*