Глас в Раме

думаюМы продолжаем прошлую тему. Матфей преподносит нам в качестве исполненного пророчества следующие слова.

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
(Матф.2:18)


Мы помним, о чем шла речь в прошлой беседе. Так что, напоминать подробно не буду. Только одно. Ирод убил всех детей в возрасте до двух лет в Вифлееме. Кстати, пока не забыл. Почему именно до двух лет? Вот с таким разбросом во времени, плюс – минус 2 года, звездочеты смогли определить приход Царя. И это нам указывает на срок прихода жрецов с востока.

Мы же, как обычно понимаем? Вот, Иисус родился, тут же пришли пастухи, и, где-то в это же время, пока Иисус еще лежал в яслях, пришли волхвы.  На это косвенно указывает и то, что Младенец находится еще в Вифлееме. И это до тех пор, пока мы не обнаруживаем странное указание Ирода, убить младенцев до двух лет. Затем, мы вспоминаем, что Марк вообще про магов ничего не сказал. Да и Лука, почему-то забыл про них. Я уже не говорю про Иоанна.

А все просто. Марку это не так важно. Ему не нужно доказывать язычникам, что язычники «тоже люди». Послание Иоанна – это «всплеск души», «крик, стон возмущенного заблуждениями сердца». По сути, работу Иоанна в полной мере нельзя и Евангелием назвать. Это особое творение, выходящее за рамки простого учения. Но об этом я, если Бог позволит и буду жив, поговорю тогда, когда подойдем к Иоанну поближе.

Итак, прошел некий длительный срок. И, по всей видимости, Иисус уже не младенец в том понимании, как мы это привыкли воспринимать.  Если Ирод потребовал убить младенцев до 2х лет, значит, именно звездочеты объяснили ему эту дельту в их точности. Хотя, возможно, и законники каким-то образом вычислили время рождения Спасителя, и оказалось, что Он уже 2 года как должен был прийти на эту землю. Таким образом, мы приходим к странному пониманию. Когда Маги пришли к Иисусу, они увидели не беспомощного младенца, как нам рисуют «веселые картинки», а вполне себе бодрого Ребенка, который уже, как минимум стоял на Своих двоих.  А если Ему было уже близко к двум годам, так Он уже и говорил свободно и ясно.

Все, что нас вводит в заблуждение, так это слово «младенец». Но ведь древние евреи младенцами называли детей, приблизительно до 3-х лет, а то и больше. Почему? Да потому, что в то время совсем не редкостью было кормить ребенка грудью до этого возраста. Можете себе представить это? Но так было!  Вспомните, например, Моисея. Он был у «кормилицы» до трех лет, если я не ошибаюсь. Проверьте. Но, на самом деле, это уже не важно. Пусть слово «младенец» не смущает нас. Младенец в то время у евреев и младенец в наше время, не одно и то же.

Итак, возвращаемся к пророчеству, что приводит Матфей.

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
(Матф.2:18)

Но когда мы обращаемся к Писаниям, то не находим, где Рахиль плачет о своих детях. Откуда это взято? Действительно, о какой Рахили мы знаем? Для этого нам нужно вспомнить историю Иакова. Иаков приходит к колодцу, убегая от своего брата Исава, и там встречает свою будущую жену. На тот момент она этого еще не знает.  Иаков полюбил Рахиль и ради нее готов был работать на своего дядю. Но тот постоянно его обманывал. В результате у Иакова появилась «лишняя» жена – Лия. И большие стада овец.

Так вот, Иаков убегает от Исава и оказывается у колодца, где встречает Рахиль. Он помогает напоить овец своего дяди Лавана и… внимание!… Трам пам пам!!! ПЛАЧЕТ! Кто? Рахиль? Нет – Иаков. Именно Иаков плачет, а не Рахиль.  Упс!!!

Но постойте. Может  она где-нибудь, потом плачет? Нет, можете не искать. Она нигде и ни по какому поводу не рыдает, не хлюпает, не шмыгает и т.д. Все мимо. Хотя… Может быть она длинными ночами в подушку и плакала. Однако есть одно совпадение. У Рахили очень долго нет никаких детей. Может по этому поводу она в тихую, пока муж не видит, и пускала слезу.

Хм… Ну ладно, с плачем Рахили вопрос завис. Что еще у нас есть? Ага – «Плачь в Раме»… Ну вот, опять. Рахиль никогда не была в Раме. Хорошо, если Рахиль не была в раме и не плакала там, то может нас выведет к ответу Рама? Мы сейчас не про мягкое масло.

Открываем 1 Царств и в самой первой главе обнаруживаем историю мамы Самуила – Анны. Она была женой некоего Елкана. И у нее, как сказано во втором стихе, не было детей.

2 у него (у Елкана – мое прим.) были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
(1Цар.1:2)

Достаточно вспомнить спор жены Авраама со служанкой из-за детей. Как служанка гордилась и заносилась перед женой Авраама только лишь по одной причине. Она родила Аврааму сына, а жена нет. Вспомнив ту историю, мы поймем, что значит для Анны отсутствие ребенка.  Когда читаем рассказ об Анне, обнаруживаем, что она часто плакала по причине отсутсвия детей, и по той же причине ее унижали.

6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.
7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.
(1Цар.1:6,7)

И вот Анна обращается к Богу с мольбой и обетом:

10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
(1Цар.1:10,11)

Далее. Ее муж родом из Ефрафы (Вифлеем), а жили в Раме. Так вот, одним выстрелом пророк поднимает в памяти как минимум две истории, которые очень похожи по сути. И у одной и у другой нет детей.

Но, стоп! А причем тут Вифлеем и убийство детей? Снова непонятки. Вернемся обратно к истории Рахили и Иакова. Иаков уже богат. У него большие стада. Две жены. Сомнительное богатство, но все же. И они направляются в родной дом Иакова. Туда, где живет брат Исав, встречи с которым Иаков очень боится. Там живет его отец Исаак.  Недалеко от Вифлеема Рахиль родила сына. Во время родов, перед своей смертью она назвала сына Бенони – сын печали. Иаков же изменил имя на Вениамин – сын правой руки, или сын радости. И вновь мы видим плачь. Но не Рахили, а ее мужа – Иакова. Иаков плакал при встрече с Рахилью и прощаясь с нею.

Кто еще плачет? Да сам пророк. Иеремию так и называют – плачущий пророк.  Мы даже знаем его книгу «Плач Иеремии».  Пророк слышит голос. Смотрите, он так и говорит:

15 Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.
(Иер.31:15)

Представьте себе пророка, который вдруг что-то слышит. Он слышит какой то голос. Вот он понимает, где этот голос звучит. Ага, это … да да… это в Раме. И это не просто голос, это вопль! Это горькое рыдание! И это, не может быть, это Рахиль! Рахиль, которая никогда не плакала. И плачет она о своих детях! А что это она так плачет? Ведь у нее все хорошо! Ан нет! Оказывается детей у нее нет уже. Как так? Когда они погибли? Где? Вениамин – целое колено! Как нет детей? Вот ее дети, убиты Иродом. Это и ее дети тоже. Это не какие-то дети. Это дети ее детей, ее дети!

И как она плачет? Она «не хочет утешиться»! Что значит «не хочет»? Может не может? Нет, именно «НЕ ХОЧЕТ». Вот это мы читаем здесь у Иеремии, и повтор у Матфея. Но есть еще одно место.

35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
(Быт.37:35)

Если вы еще не вспомнили, подскажу. Снова плачет Иаков. Только теперь он стар. А братья принесли окровавленную одежду Иосифа, объявляя о его смерти, тогда как сами продали брата в рабство.  И вот тут происходит самое интересное.

В то время как Иаков «не хочет утешиться», Иосиф продвигается по божественной карьерной лестнице. Отец видит окровавленную одежду сына, видит смерть, а сын жив и поднимается все выше и выше. О, если бы Иаков знал, что на самом деле происходит с Иосифом, то он был бы счастлив. И совершенно в том же ключе говорит Иеремия.

16 Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской.
17 И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
(Иер.31:16,17)

Как вы понимаете, Иеремия не обращается здесь к матерям Вифлеема, которые потеряли своих сыновей из-за страха Ирода. Он обращается к древней Рахили, которая страдает от потери всего своего потомства.  Потомства, отвергшего своего Спасителя.

И вот Иеремия, обращаясь к ней (а мы знаем, что она жива, так как Бог не есть Бог мертвых, но живых) передает слова Божьи: «Прекрати рыдания. Ты будешь вознаграждена. Дети вернутся из чужих земель в свои пределы».

Точно так же произошло с Иаковом. Он рыдал, и через какое-то время, когда его дети вернулись из Египта, он узнал, что его сын стал вторым после фараона человеком. И он полон милости и благодати к своим братьям.  И снова Иаков плачет. Это совсем другой плачь.

И вот Матфей рассказывает нам о гибели многих детей. И тут же предлагает нам пророчество, которое здесь исполнилось. Но исполнилось оно не в том, что дети погибли, а в том, что все эти дети будут возвращены своим матерям. И это не конец их жизни, а начало. Начало новой эры – эры Иисуса.

Смотрите, как замечательно Матфей подводит к началу учения Иисуса евреев. Мы с вами язычники (бывшие), и уловить многое из пророчеств нам трудно. Мы не привыкли к таким параллелям. Для нас проще воспринимать пророчество как нечто буквальное, более языческое. Т.е. прорицательское. Хотя и там масса разных образов, но часто не связанных между собой.

Но Матфей, отталкиваясь от гибели детей, заявляет не трагедию, а триумф.  Победу, спасение, жизнь. И вот это пророчество исполнилось тогда, когда Ирод явил свой страх перед новорожденным Царем, Которому к тому времени было уже от года до двух.

Один комментарий к “Глас в Раме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.