Рождество

думаюДавайте еще раз вспомним вот что. Матфей пишет для евреев. Две очевидные цели написания Евангелия, которые лежат на поверхности,  это вооружить молодых христиан минимумом доказательств Мессианства Иисуса, и дать ясное изложение учения о Царствии Небесном (Божьем). Что это значит? Это значит, что все остальное будет отдано в жертву этим двум целям. То есть, если ради этого нужно будет пренебречь точностью в порядке событий, это будет сделано. Да и вообще, будет сделано все, ради этих двух целей. Как и Марк, Матфей избавляется от множества подробностей, не просто пренебрегая ими, но и умышленно переставляя события так, чтобы «выброса» не было заметно. В прочем, то же самое делал и Марк. 

Следующий текст нами, современными людьми не знакомыми с древними обычаями, воспринимается как простое повествование, история. Однако, это далеко не просто история. Повторим еще раз. Евангелисты вообще далеки от  того, чтобы рассказывать истории. Матфей следует своей цели, дать доказательство истинности Мессии и преподать учение о Царствии.

По этой причине, суть истории о Рождестве находится не в 18 стихе, а в 23-м. Давайте, наконец, прочтем:

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
(Матф.1:18-25)

Здесь важно понять вот что. Все евреи в нетерпении ожидают Мессию. Во всех синагогах читаются пророческие тексты о Нем. Эти тексты повторяются из уст в уста. О Мессии говорят все и всюду. Все тексты о Нем повторяются  снова и снова.  Весь Израиль знает их и внимательно следит за их исполнением. И вот Матфей обращается к евреям с очередным доказательством того, что всеми ожидаемый Спаситель уже пришел.  Вот текст из Исайи.

13 Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.
(Ис.7:13-16)

Немного о сути проблемы. Евреи напуганы приходом двух царей – Рецина и Факея. Исайя выходит к царю Ахазу по слову Бога и говорит, чтобы тот успокоился. Бог называет этих двух царей дымящимися концами обгоревших палок (головней). Он говорит, что от этих царей в будущем ничего не останется. Дальше Бог говорит интересную вещь. Он говорит, что Ахаз не верит, потому что Бог не дал своего подтверждения (не удостоверен). И, чтобы царь «удостоверился» Бог предлагает ему попросить любого знамения. Ахаз отказывается под праведным предлогом, мол он не желает искушать Бога. Вместо одобрения Бог гневается на него, оценивая его отказ, как необходимость Богу Самому изобретать доказательства.

Если мы напряжем свою память, то заметим интересную вещь. Если человек просит знамения, то просит чего-то такого, что он может прямо тут и «пощупать». Если же Бог предлагает знамение, то это что-то грандиозное и часто растянуто во времени. И вот, в доказательство своих слов Бог предлагает то, что записано с 14-го стиха по 16-й.

Это любопытно, потому как по человеческим меркам это очень странное доказательство. И мы видим, что, даже исполнившись, это знамение было узнано далеко не всеми.  Но факт остается фактом. Бог обещал, что это произойдет. И не важно, что знамение гораздо позже по времени, чем то, в чем древний Ахаз должен был удостовериться. В конце концов он сам не захотел «искушать Бога».

В самом пророчестве о Мессии есть много любопытного. Повторюсь, когда Матфей цитирует это пророчество, каждый еврей, от мала до велика, вспоминает его дословно.  Матфею совершенно не нужно цитировать полный текст. Точно так же как и Иисусу нет необходимости цитировать полные тексты. Еще раз, каждый еврей, при одном лишь упоминании текста вспоминает тут же полный его текст и весь его смысл.

Таким образом, в цитате Матфея находится указание на все пророчество Исайи к Ахазу. Итак, что же слышит еврей, при упоминании отрывка, сказанного Матфеем?

Первое, конечно, то, что звучит в самой цитате. Во-первых «дева приимет». Т.е. та, кто не знает мужа, забеременеет.  Родит Сына и имя Его будет … … Эммануил.

Итак, есть пророчество о Мессии, что Он родится от девы. Вот вам исполнение этого пророчества. Вот как родился Иисус. Возникает вопрос об имении Мессии. В пророчестве сказано, что Его имя – Эммануил, а перед нами Иисус. Нестыковочка.

Здесь мы сталкиваемся с распространенной ситуацией в древних пророчествах. Вспомним, например, как человек «давал имена» всем тварям, которых Бог перед ним проводил. Для древнего человека очевидно, что речь здесь не идет о названии. Роль человека не была связана с названием лошади лошадью, собаки собакой и т.д. Для древнего человека дать имя, значит дать будущее. Имя – это характер, положение и служение, т.е. роль, которую будет выполнять названный этим именем. Угадайте, кто сделал древнего змея «хитрее (мудрее) всех зверей полевых»? Это была задача человека. Бог создал змея, а человек, или, разглядев его сущность и потенциал, данный ему от Бога, определил роль змея в этом Мире, или сам изобрел ему эту роль, опираясь на право давать имена.

Так вот, слово «Иисус», это знак, название данной личности, в котором в какой-то мере отображена роль. Но Сам Иисус гораздо больше этого слова. Он и Спаситель, и жертва, и Учитель, Любовь, и т.д. и т.п..

Бог, говоря через Исайю указывает на особенную роль Мессии. Он говорит о Боге, пребывающем с «нами». Точно так же Бог объявляет Свое имя человечеству. То Он называет себя «Сущий» (жуткий перевод слова, означающего «Тот, Который всегда не такой, каким Его представляют»). То «Бог Исцеляющий», то «Бог воинств» и т.д. Значит ли это, что Бог постоянно меняет  Свое Имя? Нет, Его имя неизменно, потому что Он Сам неизменен.

19 Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?
(Чис.23:19)

Но каждое из Его разнообразных имен показывают особенные характеристики, черты и действия. Так и здесь, Бог, говоря через Исайю, не говорит об имени, как о «позывном», которым можно ответить на вопрос: «Как тебя звать?».  Бог дает Ахазу через Исайю главное доказательство верности своего обещания, у девы будет Сын. И Он будет Богом среди людей. А как Его будут звать, это дело другое.

Но было бы не правильно на этом останавливаться. Еще раз повторю, как только звучала часть пророчества, каждый еврей вспоминал его полностью.  И здесь тут же оказывалось, что Бог среди людей должен был питаться молоком и медом, пока не… О УЖАС! Пока не научится…

15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
(Ис.7:15)

Это звучит как богохульство. Как это? Неужели Сын Божий может «не разуметь» отвергать худое и избирать доброе? Неужели Он будет «согрешать», как все остальные люди? А ведь Бог это повторяет через Исайю дважды! Вот оно, повторение:

16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.
(Ис.7:16)

Надеюсь мне не нужно убеждать вас в том, что повторение какого-то утверждения в Писании является указанием на истинность? Исайя подчеркивает этим повторением этот странный факт. Сын Бога какое-то время будет неспособен отличать добра от зла. Точнее, еще хуже, Он не будет уметь отвергать худое. Что это? Правильно, это значит, что он какое-то время будет, по неумению, по незрелости, принимать (исполнять) зло, т.е. грешить. И отвергать добро (не исполнять), что так же называется грехом.

Если вам не нравится то, что я сейчас говорю, то отправляйте все претензии к автору Писания. Я лишь читаю то, что написано. И это сказал не я, это сказал Бог через Исайю.

Так вот, для еврея это указание является чуть ли не важнее чем рождение от девы. Рождение от женщины, не знавшей мужа – чудо. Но «греховное» поведение Бога среди нас – это даже не чудо, это богохульство. Почему соседи семьи Иисуса не спешили воспринимать Его как Мессию? Потому, что они Его знают с детства. И если невозможно родить без мужа, то Бог с человеческим поведением, невозможнее в тысячу раз! И это все сказано в подтверждение Ахазу. Бог придумал доказательство, невозможнее любого невозможного и исполнил его.

Современников Матфея должно было смущать поведение Иисуса, в детстве далекое от идеала. Оно, с одной стороны, доказывало, что Иисус просто мальчик, как и все, ведь поведение обычное. А с другой стороны, именно это доказывало обратное, это Сын Божий, потому что именно таким Он обещан Богом Ахазу, а через него всем евреям.

Иначе говоря, если бы Иисус был «святым» с детства, не пачкал штанишки и не ошибался, то это был бы ложный Спаситель.

Вот еще подобные указания:

8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
(Евр.5:8,9)

В греческом тексте выделенная фраза звучит приблизительно так: «…Он научился от страдания к послушанию».  А девятый стих говорит, что сначала Он не был «совершенным».

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
(Лук.2:40)

Вот этот стих мы часто пробегаем, не замечая очевидного. Укрепляться духом нужно тому, у кого он не крепок. Нельзя укреплять того, кто уже достаточно силен. Это значит, что были «проигрыши». Исполняться премудрости нужно тому, у кого нет ее полноты. Это так же говорит о несовершенстве и провалах. И, наконец, благодать нужна тому, кому нужно прощение. Тот, кто не нуждается в прощении, не нуждается в Благодати. И это прямое исполнение слов Исайи. Это доказательство того, что Иисус – Сын Божий, Бог среди нас (Эммануил).

Рождество: 5 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.