Итак, Иисус сначала прокричал Свой вопрос к Богу. Он не мог понять, почему Ему приходится до сих пор находиться на земле. Почему Он еще не умер? И очень скоро, после этого вопроса, только успел один из насмешников подать Иисусу губку с кислым вином, как «Отец забрал Иисуса». И это событие сопровождалось громким вскриком с выдыхом.
За всем этим событием, конечно же наблюдали разные люди. Тут был и сотник (центурион), стоящий рядом. И враги Иисуса, стоявшие так же рядом. И близкие друзья Его. Но они были далеко. Как написано в 40-м стихе: «…смотрели издали».
Но самое здесь интересное, конечно же, реакция сотника.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
(Мар.15:39-41)
Марк однозначно определяет причину прозрения центуриона. Давайте еще раз прочтем:
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
(Мар.15:39)
Скажем дружное спасибо разного рода переписчикам, благодаря труду которых появилось здесь слово «возгласив». Изначально его здесь не было. Т.е. Марк не указывал на возглас. Марк совершенно ясно показывает на «выдох». У греков это слово ассоциируется со смертью. В нашем языке тоже масса таких выражений. Большая их часть неприемлема в разговоре о смерти. Однако они присутствуют. Но, совершенно точно, все эти высказывания взяты из наблюдения за происходящим в момент смерти человека. Таким образом, у греков было устоявшееся выражение, связанное с внешним проявлением в этот страшный момент. Это простое слово «выдохнуть». Часто в этот момент, когда человек умирает, напряжение, как-то сдерживающее легкие, мышцы грудной клетки, исчезает и грудная клетка, потеряв сдерживающий фактор резко расслабляется. Вследствие чего воздух из легких выходит резко и с шумом, иногда сопровождаясь звуком, похожим на крик. Так как воздух проходит там же, где находится речевой аппарат. Этакий эффект свистка.
Все, вроде бы, происходит совершенно естественно. Ничего необычного. Однако именно этот момент потряс сотника. Тут еще надо обратить внимание на один момент. Речь сотника начинается в греческом тексте со слова, которое в синодальном переводе представлено словом «истинно». Это слово «Алетос».
В общей сложности это слово встречается в Новом Завете 18 раз. Марк, Матфей и Иоанн для высказываний Иисуса «Истинно, Истинно говорю тебе» используют несколько иное слово. В их Евангелиях здесь используется слово «Амэн». Так вот, «Амен», это еврейское слово. У греков его нет. Точнее, не было, пока не началась проповедь Евангелия. И это слово, действительно означает то, чем и переводится – «истинно».
Слово же «Алетос» греческое. И, как любое другое слово, оно полно разных «граней». Которые не исключают друг друга, а дополняют, исключая неверное понимание. Итак, во фразе сотника это слово имеет такие значения: истинно, верно, действительно – Геродот, Эсхил, Фукидид (подлинные слова); Платон (истинные философы); Эврипид (так он в самом деле прибыл в эту страну?).
И если вы заметили, данное слово содержит не просто утверждение, а утверждение в качестве подтверждения. Самым простым объяснением этого слова, наверное, будет перефразированные слова сотника: «Так Этот Человек и в правду был Сыном Бога!». Мы бы везде, на месте этого слова, говорили что-то вроде: «В самом деле».
Вот несколько примеров, где это слово употребляется. И во всех этих примерах я слово «истинно» заменю на настоящее содержание.
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: Ты (оказывается) на самом деле Сын Божий.
(Матф.14:32,33)73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
(Матф.26:73,74)
Кстати, здесь я ничего не заменял. Это прямо в синодальном переводе.
Лука же предпочел использовать это слово и там, где другие евангелисты использовали «Амэн». Благодаря этому, известные нам стихи приобрели более широкое значение. Вот еще пара примеров, но уже от Луки:
27 Говорю же вам точно (на самом деле): есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
(Лук.9:27)2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: точно (на самом деле) говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
(Лук.21:2,3)
Не буду углубляться в эту тему сегодня. Остановимся на нашем стихе. Итак, мы видим здесь не просто «откровение», о том, что на кресте находится Сын Божий. А обнаружение! Сотник и раньше слышал об Иисусе. И, по всей видимости, среди язычников шел какой-то разговор о Нем, как о Сыне Божьем. Но, видимо этот сотник не доверял таким рассказам. А когда увидел Его смерть, все сомнения исчезли.
Вообще во всем этом есть странная вещь. Иудеи, кому все было дано, за редким исключением доходили до откровения, что Иисус – Сын Бога. А язычники, которым ничего не было дано. Я имею в виду Писания и обетования. Эти язычники, например Пилат и этот сотник, видели в Иисусе правду.
К своему сожалению вынужден признать, что современное христианство и в этом сильно похоже на древних евреев. При всей христианской наружности церковь часто проигрывает готовности видеть истину тем, кто вне ее.
Сколько доказательств Иисус привел евреям, и мало кто принял Его доказательства. А Пилат и этот сотник (и это далеко не все) видели в Нем все, что нужно и так. Ведь еврейские доказательства им были не интересны. Они не люди Писания. Так и сегодня, знающие Писания часто становятся противниками истины, а не знающие воспринимают истину такой, какая она есть. Как такое получилось? Ответ, мне кажется, лежит на поверхности. Как и в древнее время, так и сегодня, Божье Слово всегда несет истину. Но люди «перетолковывая» Это Слово делают его бездейственным (отменяют).
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете (делаете недействительным, расторгаете, разрываете)заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
(Мар.7:9)
И вот, мы имеем то, что имеем. Много разговоров о Боге, и во многих аспектах отсутствие Его силы и авторитета. И, как результат, вместо Власти Божьей, побеждает медицина, наука, логика, техника и т.д. А за этим следуют болезни, увеличивающиеся в прогрессии.
Так, стоп. Пока меня не понесло, возвращаюсь к разбору текста. Так почему же сотник убедился в Божественном происхождении Иисуса? Здесь нужно понимать вот что. Для еврея, как и для современного протестанта, что важно? Что говорит Писание. Правильно? Точно! А для язычника? Вот тут и начинается настоящее веселье.
Тот, кто основывает свою веру на Писании, что думает? Одна категория думает так: «А что написано по этому поводу? Есть ли соответствие?». И если находит точное соответствие, аминь, нет, анафема. Другая категория основывающих свою веру на Писании говорит так: «А что написано по этому поводу? Есть ли параллель? Есть ли иносказание?». Если находит параллель или иносказание, аминь, нет, анафема. Следующая категория основывающихся на Писании думает так: «А что написано по этому поводу? А что НА САМОМ ДЕЛЕ написано по этому поводу? А почему это написано? Кому это написано? Что хотел сказать автор тем, что написал?». И если здесь все складывается, говорит – Аминь. Как мы видим, все очень сложно.
Что же думает язычник? У него нет Писания. И никакого сравнения с каким-либо текстом не происходит. Но язычник имеет интуицию. Он слышит голос совести. Он водится этими силами и потому часто может правду если не знать, то чувствовать.
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
(Рим.2:13-15)
И вот результат. Великое множество верующих, которые оказываются лишь слушателями, а не исполнителями. И не потому, что лень. А потому, что так трактуют Писания. Перефилософствовав лишнего, потеряли суть посланий. И вместо того, что на самом деле нужно исполнять, исполняют именно то, против чего эти послания были направлены. Что же мы имеем в результате? В результате мы имеем глухих и слепых верующих. Т.е. те, кто должен был учить язычников, наставлять их в истине, оказались глупы, слепы и ничтожны. И теперь уже не они, а язычники оказываются «правее» всех. И не по тому, что поклоняются разным богам, а потому, что смогли увидеть Божью природу в Иисусе и приняли Его без предрассудков.
Так вот, этот самый сотник смотрел на Иисуса не сквозь призму толкований на толкования тех толкований, которыми толкуют Писания. Он смотрел на происходящее своим в духовном плане «наивным» сердцем. Сердцем не испорченным этими самыми толкованиями в четвертой степени. Этого сотника не встретили фарисеи, обходящие всю землю, чтобы обратить. И по этой причине он не стал сыном геенны, худшим, чем фарисеи.
Он смотрел просто, не зная Писаний, не имея возможности сравнить, проанализировать, подвергнуть происходящее критическому анализу и т.д. И что он увидел? Он увидел Человека, который умер по собственному желанию! Если быть точнее, он умер в результате крика к Богу. В то время, когда все нормальные казненные еще долго мучаются. Этот просто умер. Вот захотел и все! Уточню, захотел, воззвал к Богу и ушел.
Сотнику было наплевать на учения, мнения, суждения, философские изыскания. Он не был знаком с Альфой, Сирафимом Соровским, Бенни Хинном или каким-нибудь Алексеем Подольским. Все эти люди ничего для него не значили. Он видел простую вещь. Смерть, которая возможна лишь при определенных отношениях с Небом. И это одна из причин, почему Евангелие всецело пошло в языческий мир, здесь укоренилось и расширилось. А у евреев все еще принимается с большими сложностями.
Слава Господу за «какого-то Алексея Подольского», известного в очень узких кругах на земле, потому-что его размышления заставляют размышлять в сторону живого Евангелия Иисуса Христа… и «да не наступит на него (А.П.) нога гордыни»
Аминь! *yes*