Вы узрите

думаюЯ не буду подробно рассматривать следующий текст. Думаю, его читают в основном христиане. А каждый христианин, даже с минимальным опытом, знает эту историю. Так что мне нет смысла останавливаться на каждом моменте. 

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
(Мар.14:53-64)

Но вот, что мне любопытно. Первое – когда Иисуса привели к первосвященнику, к нему собрались все (!) первосвященники и старейшины и книжники.  Это заставляет понять уровень власти Иисуса. Однако и это не самое интересное. И это второе – на вопрос, о том, Христос ли Он, Иисус говорит следующее: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Давайте еще раз прочтем ответ Иисуса:

62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
(Мар.14:62)

Ну что же, начнем. Первое – слово «Я»(1473). Это слово очень интересное. Оно не только означает местоимение первого лица, но, вместе с тем, несет еще ответ «вот именно», особенно с отрицанием. Иначе говоря, Иисус не просто подтвердил, сказав: «Я», но вместе с тем дал и ответ на вопрос, который мучал их всех. Весь Израиль несколько лет в нетерпении ожидает, когда же появится Мессия. Указание Иоанна Крестителя были так невнятны и не уверенны, что никто их не воспринял всерьез, кроме нескольких учеников. Да и то, Иоанн не называл Иисуса Сыном Благословенного.  В лучшем случае – агнцем, который берет грех мира на себя. Но все от мала до велика ждали именно Сына Бога.

И вот, Сын Божий ходит по Земле и никто Его за Сына не воспринимает. Кто-то говорит, что это Илия, кто-то, что один из пророков, но никто, за исключением единиц, не узнает в Нем Сына Божьего. Иисус запрещает ученикам, которые, благодаря Петру, все узнали, открывать людям эту тайну. И вот, когда, наконец, Иисус оказывается схваченным первосвященниками, которые с великим вниманием следили за возможным появлением Спасителя, и которые не узнали Его, когда Он неузнанный ими оказался схваченным, и обратного пути уже не осталось, вот теперь Он открывает им свое Сыновство.

И теперь, когда перед ними стоит Сын Божий, Которого все они ждали с нетерпением, перед ними оказывается страшная дилемма. Либо признать Его за Мессию, и тогда нужно будет признать, что они глупцы, либо не признать, сохранив свое реноме. И, конечно же, они служат своей гордости, не позволяют себе упасть в глазах других. Они не могут допустить, что ошибались все это время.

А Иисус, похоже, наслаждается своей победой. Он прекрасно понимает, что у них нет выхода, они теперь обязаны идти до конца.  Теперь они будут в ярости до тех пор, пока не уничтожат Его. И, на самом деле, не за то, что Он назвал себя Сыном Бога. Потому что все они прекрасно знали Писания, где Бог говорит: «Вы боги». А Сын, это ранг несколько ниже. Как любой сын ниже рангом своего отца. Теперь они не смогут простить Ему… знаете что? То, что Он поставил их в это нелепое положение, где они вынуждены своими руками убивать Того, Кого ждали.

Вы скажете, что Они не верили? Еще как верили! А когда Иисус сказал, Они поверили еще больше! Знаете, почему я это знаю? Здесь я делаю некоторое нарушение, вспоминая, что я человек из 21-го века, и у меня имеется Евангелие от Иоанна. А в Нем есть 3-я глава, где описана история с Никодимом.  И там Никодим говорит что-то любопытное в стихе:

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
(Иоан.3:2)

Несколько глав в Евангелии от Марка, что мы читали прежде, ярко показывают, как все боятся Иисуса. Они видят в Нем великую власть, и не могут понять, откуда. Но тот факт, что Иисус во власти, это несомненный факт. Но теперь, они вынуждены делать то, ради чего Они его схватили. Иначе им придется оставить свои посты, потерять авторитет и т.д. А это для них оказывается гораздо страшнее, чем ожидание гнева от Бога.

Итак, Иисус даже рад. Я полагаю, что Он увидел в глазах окружающих ужас от Его ответа. И на лице Иисуса, я более чем уверен, появилась победная улыбка. Жребий брошен, Рубикон перейден, мосты сожжены. Теперь первосвященники – убийцы Сына Божьего. Это знает Он. Это знают сами первосвященники. И именно это выводит из себя первосвященника. Который теперь уже начинает глупить по полной! Но к глупости первосвященника мы еще вернемся, если не забудем. А пока задержимся на словах Спасителя, сказанных в полном удовлетворении от соделанного, в тоне победы и превосходства над униженным «священством». Я имею в виду вторую часть Его ответа:

62 … и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
(Мар.14:62б)

Все веселье начинается в этих словах. Есть кое-что в этом ответе, на что мы, как христиане, почти не обращаем внимания. Почему? Потому что на это не удобно смотреть. Если обратить внимание, то наши представления о Его пришествии начинают немного разваливаться. А это крайне неудобная позиция.

Итак, вот на что мы не обращаем внимания. А некоторые даже исказили смысл, в погоне за красотой учения, в которое верят. Обратите внимание вот на что. К кому обращен ответ Иисуса? Может быть к будущим поколениям? Или к простым людям? Может к апостолам?

Нет, нет и нет! Иисус перед Своими убийцами, и перед Ним нет больше НИ-КО-ГО! Здесь ТОЛЬКО (!!!) убийцы. О каких еще будущих поколениях может идти речь? Когда любой человек стоит перед убийцами и что-то им обещает. А Иисус именно угрожающе обещает.  Так вот, когда человек что-то обещает своим убийцам, то он это направляет не к кому больше, кроме как к этим самым персонам. А именно к поименному списку тех, кто находился в этом помещении. Все это не относилось ни к Папе Римскому, ни к Патриарху Кириллу, ни к протестантам, ни к католикам, ни к язычникам и не к грешникам. Эта фраза целиком и полностью адресована исключительно к тем людям, кто в тот момент стоял перед Спасителем и, фактически, был Его убийцей.

Почему я акцентирую внимание на этом вопросе? Потому что это обещание обязано было исполниться именно с ними, а не с нами. Я поясню. Это не означает, что подобное невозможно сегодня. Это означает, что клятва о воздаянии для Его убийц была направлена Его убийцам. А «узрите Сына…», это чистой воды клятва воздаяния. И, повторяю, все это обязаны были увидеть именно те, кто в тот момент стоял перед лицом Спасителя?

А теперь вопрос. Если Иисус что-то обещает, может ли быть так, что это не сбудется? И все христиане скажут: «Нет, если Иисус обещал, это «да» и «аминь»!». Я полностью солидарен.  Делаем вывод. Если Иисус сказал, что эти ребята своими собственными глазами увидят что-то, а это было 2 тысячи лет назад, значит 2 тысячи лет назад, они это увидели! И то, что они увидели, стало для них тяжелым воздаянием. Не после смерти, не тогда, когда все воскресли, а в то время, когда они еще ходили своими ногами по той Земле.

У нас проблема. А как же второе пришествие? А причем тут второе пришествие? Здесь речь не о втором пришествии, а о том, как Бог воздал конкретно вот этим людям. Я в Евангелии от Марка вообще не вижу указаний на то «второе пришествие» о котором все говорят и пишут. А раз я о нем ничего не вижу, то зачем я о нем буду здесь писать? Но, оставим разные учения в покое и вернемся к тексту.

Итак, убийцы Иисуса еще при своей жизни должны были что-то увидеть (узреть). Первое – Сына Человеческого. Второе – то, что Сын сидит по правую руку от силы. Третье – что Сын «грядет» на облаках небесных.

Так что же они должны были увидеть? Ну, во-первых, то, что они увидят, должно повергнуть их в ужас, в депрессию и разочарование, в осознание своей глупости.  А именно, они должны были убедиться в своей глупости. Да так, что их глупость станет очевидной всем.  То есть, то, что они сейчас рьяно защищают, станет их позором.

Итак, первое. Я уже несколько раз говорил, что Евангелисты никогда не используют указание на Божественность или Человечность Иисуса просто так. Всегда, когда речь идет о Сыне Божьем, это указание на Его Божественную часть, природу, дух. Всегда, когда речь идет о Сыне Человеческом, это всегда указание на человеческую природу, человеческий образ, натуру.

Так вот. Первосвященники жаждут распять, по их словам, человека. Вот именно Человека они и увидят. Они не увидят Бога, спускающегося с голубого неба. Они увидят Человека в полном соответствии с человеческой природой.

Второе – этот человек окажется сидящим.  Греческое слово «сидящий» очень обширно. Оно включает в себя не просто положение на стуле или троне. Оно включает в себя постоянное пребывание, обитание, жизнь, установленность, утвержденность.

И тут третье – Сын Человеческий окажется совершенно установлен, утвержден без колебаний, непоколебимо посажен в качестве правой руки силы. Здесь слово «сила» — это производное от слова «дунамис», о котором у меня есть целое исследование, которое полностью разбивает утверждение, что «дунамис» имеет какое-либо отношение к сверхъестественной чудодейственной силе, о которой сегодня говорят буквально все. И гоняются за тем, чего никогда не существовало. В то время как «дунамис», это не энергия, а власть, авторитет, положение.

Таким образом слова «справа от силы» правильнее было бы прочесть как «справа от власти». Совершенно очевидно, что под властью подразумевается власть Бога, как Творца всего сущего и безграничного Владыки всего. Быть справа, значит быть исполнителем воли, носителем этой власти. Быть тем, кто на своих плечах несет полностью всю власть Владыки, и не имеет ни малейших ограничений.

И вот, где мы даем сбой. Нас смущает фраза «грядущий на облаках небесных». Вот тут мы, как наследники языческих мифов и сказок, воображаем себе совсем не то, что под этим могли понимать первосвященники. Поймите. Древние еврейские дети с самого малого возраста не слышали никаких сказок. Все, что они слышали – Библейские истории. Это и были их сказки. В их воображении никогда не было никаких сказочных героев, которые летали бы на коврах самолетах, метлах, ступах и, конечно же, на облаках. Такой образ древним евреям не был известен.

Но вот что древние евреи понимали под облаком.

  1. То, что может закрыть солнце, дать дождь и стать причиной мрака.

20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.
(Исх.14:20)

  1. То, в чем приходит радуга.

13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
(Быт.9:13)

  1. То, в чем является слава Господа

10 И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.
(Исх.16:10)

  1. То, где Бог мог говорит с человеком

9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу.
(Исх.19:9)

2 и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке.
(Лев.16:2)

И так далее.

И вот что интересно. С самого детства евреи слышали о Божьем облаке. И вот оно какое. Оно никогда не воспринималось как то, НА ЧЕМ сидят. Не путать с небом, которое «престол Его». Кстати, слово «престол» в переводе на современный русский язык – стул. Т.е. «небо – Его стул».  Но ничего подобного об «облаках».

Но облако всегда связано с откровением, с голосом Божьим, присутствием Бога среди людей, явлением славы.  И очень часто между словами «облако» и «божья слава» ставится знак равенства. То есть «грядет с (на) облаками» значит идти со всей славой Божьей. Почему я заменил предлог «на» предлогом «с».  Потому что именно так записано в исходном тексте. Если же используется множественное число, то речь идет о «славах», т.е. о множестве разных «присутствий» славы Бога. Сегодня мы знаем, что Бог решил присутствовать в человеке, т.е. в людях (множ. ч.). И здесь иносказание, указывающее на скорое будущее, против которого священники не смогут ничего сделать.

Давайте приведу подстрочник нашего текста, точнее второй его части:

62 … и увидите Этого Самого Сына человеческого сидящего справа от Силы и приходящего с Небесными Облаками.
(Мар.14:62)

Надеюсь, вы обратили внимание на предлог «с». Второе, на что нужно обратить внимание, я начал слова «Силы», «Небесными» и «Облаками» с заглавной буквы. Почему? Дело в том, что перед каждым из этих слов стоит определенный артикль. Который надо понимать в древнем греческом языке либо как указание на то, о чем мы только что говорили, либо как указание на имя собственное. То есть, если это облако, то не любое, а самое что ни на есть конкретное. А таким конкретным облаком всегда являлось только одно – Божье. То самое, что наполняло храм, где священники не могли стоять. То самое, что опускалось на гору, когда туда поднимался Моисей. То есть, облако Божьего присутствия, Его славы.

Итак, в Новом Завете мы все время слышим, что нам говорится не об одном облаке Божьей славы, а о множестве таких облаков. Новый завет всегда указывает на человеческую сторону Божьей славы. Вот почему первосвященники, полагающие, что имеют какую-то власть, должны своими глазами увидеть нашествие людей-облаков, людей с Божьим присутствием, с Божьей славой. Людей наделенных той властью (дунамис), против которой ни один священник не может ничего поставить.

Поняли ли это первосвященники? У меня на этот счет нет ни малейших сомнений. Именно это привело первосвященника в ярость. Именно это никак не может допустить фарисейское сознание. Это для него кощунственно, невозможно, граничит с богохульством.

Но вот немного забавного. Вот первосвященник беснуется, рвет одежду, устраивает цирк, а вот что-то проглядывает…

64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
(Мар.14:64)

Я думаю, Марк обладает тонким чувством юмора. И вот эта добавка очень смешная, если понимать о чем речь. Представьте себе ярость человека. Человек в ярости и горе (что священник пытается изобразить) не думает о том, как судят другие. И уж, конечно, не спросит, в самом разгаре своего негодования: «А вы как думаете?».

Вы узрите: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.