Следующее событие интересно уже тем, что вопреки предсказанию Иисуса, упоминается в церкви крайне редко. И это должно нам что-то сказать о состоянии современного христианства. Но, давайте вернемся к тексту и все сами увидим.
Прежде чем читать текст, хочу напомнить, что, следуя тексту Евангелия, только что Иисус был в гневе на книжников. Только что Он инструктировал учеников о признаках, которыми оказываются не события в Мире, а события с ними самими. Их поведут в суды, их будут бить и убивать за Имя Иисуса. Не за воровство, не за что-то еще, а за имя Спасителя. Все эти тексты пропитаны гневом Иисуса к врагам Бога и болью за своих учеников.
Кроме того, если посмотреть еще раньше, то, что происходило на подходе к Иерусалиму, Иисус говорил, что в этом городе Его схватят, убьют и через три дня Он воскреснет. Вот этот настрой, гнев к книжникам, готовность к смерти веря в воскресенье, забота об учениках в их будущих бедах, этот настрой продолжается и здесь. С другой стороны мы видим армию книжников, дошедших до предела в своей ненависти к Иисусу и жаждущих крови. Накал достиг своего апогея. В воздухе чувствуется напряжение в миллиарды вольт. Вот-вот грянет гром! Ненависть и боль, любовь и гнев, все это сейчас на грани критической массы.
1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
(Мар.14:1,2)
Как мы видим, еще 2 дня и все. За эти два дня враги Иисуса должны найти способ схватить Его и убить. Время поджимает. Книжники суетятся и нервничают. И вот в этой атмосфере происходит следующее.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
(Мар.14:3-9)
Вифания Иисуса, это современное Аль-Азария, что в переводе означает «место Лазаря», того самого, что Иисус воскресил. Это селение находится в трех километрах к востоку от Иерусалима. Какое-то время назад Иисус с учениками сидел на Илионской горе и инструктировал учеников. В тот момент он был на западном склоне, напротив Храма. А Вифания находится на восточном склоне той же горы. Нам не сказано, сколько прошло времени, но текст Марка связывает одно с другим. Убирая все, что было между этими событиями, если было что убрать. И вот, Иисус в гостях.
Второе любопытное замечание. Иисус находится в гостях Симона прокаженного. Марк так и пишет «прокаженного». Не по прозвищу «прокаженный», а просто «прокаженный». То есть, если бы у нас были знакомые Симоны. Один, например продавец, другой оказался трусоват, третий все время чихал. То, говоря об одном из них, мы бы сказали, Симон простуженный, о другом, Симон торгаш, третий – Симон кишка тонка. Вот здесь этот Симон известен своей проказой.
Понятное дело, он не в данный момент болен. Но был болен какое-то время назад. И, видимо, болел он, пока не встретился со Спасителем. Совершенно логично, что этот Симон готов принимать араву учеников во главе со Спасителем в любое время дня и ночи.
Итак, Иисус в доме Симона, исцеленного Иисусом. Он возлежал. Тут ничего удивительного, в то время за столами не сидели, как изобразил на своей картине Л. Давинчи, а лежали. Другими словами там было застолье. Ну, ужинали люди или обедали.
Приходит женщина. Марк, почему-то не посчитал нужным упоминать ее имя. Это для меня немного странно. Потому что у евреев прослеживается прямая связь с упоминанием имени или его игнорированием. Каждый раз, когда человека хотят представить низким или недостойным, его имя игнорируется. И, наоборот, если хотят почтить, то называют его имя. При особом почтении вспомнят и кого-то из его родословной. Здесь же Марк не называет имени женщины, хотя Иисус в 9-м стихе с очевидностью почтил ее очень высоко. Может быть, Марк посчитал, что почтение, которое ей выказал Иисус более высокое, чем упоминание какого-либо имени. Не знаю.
Алавастровый сосуд
Итак, приходит женщина. И как написано, у нее в руках был «алавастровый сосуд». Здесь следует кое-что пояснить. В греческом тексте стоит слово, которое можно перевести и как строительный алебастр (гипс), и как красивый камень, который добывают, например в Египте. Но парфюмерные флаконы во времена Иисуса, всё-таки, делали не из гипса, а из красивого камня, с тем же названием – алавастр.
Так вот, с флаконом из такого материала и пришла женщина. Почему я говорю об этом? Дело в том, что на протяжении всей моей христианской жизни я думал, что эта женщина бедная. Потому что те немногие проповеди, что я слышал об этой даме, основывались на том, что флакон сделан из гипса (строительного алебастра). И, конечно же, разве позволит себе богатая женщина такие пузырьки. Такое убеждение, конечно же, основано на переводе, который предлагает нам мистер Стронг в своих «номерах». Он прямо так и пишет : «алавастровый сосуд (сосуд сделанный из алебастра, т.е. мелкозернистого гипса белого цвета)». Однако, как оказалось, не все так просто. Я сначала столкнулся с этим самым алавастром в Египте, и потом решил немного в этом разобраться, после чего и выяснил, что посуду не делали из гипса. Тем более парфюмерные сосуды если и делали из алавастра, то именно из того красивого камня, что можно встретить в Египте.
Парфюмерные сосуды делались с длинным тонким горлышком, чтобы ароматы не испарялись. И, само собой, чтобы вылить весь сосуд сразу, надо было либо ждать, пока по капле масло вытечет, либо просто разбить его, т.е. сломать горлышко, как мы ломаем ампулу с лекарством. Если я правильно понимаю, дама так и поступила. Она разбила (сломала) сосуд.
В греческом тексте слово «разбила» имеет следующие черты: тереть, растирать, разбивать, раскалывать, ломать, поражать, разрушать, надламывать, подавлять, угнетать. Как мы видим, перевести это слово можно и словом «сломала».
Что же было в сосуде? Писание говорит нам, что там было миро «из нарда чистого драгоценного». Давайте еще немного здесь остановимся. Итак, в сосуде было «миро». Сегодня религия превратила это слово во что-то сверхъестественное. Сегодня иконы «мироточат», покойники утопают в «миро» и т.д. Однако греческий язык далек от таких изысков. Все, что означает это слово – «благовоние». Перевожу на русский. Миро, это то, что хорошо пахнет, что дает приятный запах. Есть и еще одна характеристика этого слова – это масло. То есть, миро – это масло с приятным запахом. Подразумевается такое масло, которое используют для дезодорации. Сегодня с той же целью мы используем духи, одеколоны, дезодоранты и т.д. Как мы знаем, есть дешевые духи, есть дорогие. Самые дешевые духи содержат дешевые масла и много спирта. Дорогие духи содержат букеты дорогих масел с минимальным содержанием спирта. Здесь же мы видим очень дорогое масло вообще без спирта.
Итак, перед нами дорогущее масло. Масло, добытое из нарда. Здесь мы сталкиваемся еще с одной мистификацией, распространенной в нашей христианской среде. Кто-то некогда пустил такую утку, что это миро добывается из акаций. Возможно, так и есть, какое-то масло добывают из акаций. Однако Марк нам совершенно определенно назвал растение. Это не акация, это нард. Нард вообще не растет в Израиле и никогда не рос. Его выращивают в Гималаях, на высоте около 4000 м, Китае, Индии и Непале. Из его корней и нижней части стебля добывается эфирное масло янтарного цвета путем дистилляции (выпаривание).
Как мы видим, это крайне дорогое удовольствие, нардовое масло. И это полностью убивает всякие попытки рассказать, как бедна была эта женщина. Ну и все, что идет за этим, что вот, она отдала все свое имение и т.д. Совершенно определенно, эта женщина была богата.
Есть еще одна мистификация, в которую верил и я до последнего момента, полагаясь на авторитет разных мировых проповедников. Я и подумать не мог, что меня ввели в заблуждение те, кто проповедует правду. Но, думаю, и они в свое время были кем-то введены в заблуждение, может быть это и меня как-то оправдает перед теми, кому я это все повторял. Так вот. Мистификация говорит нам о том, что это масло готовили всю жизнь к смерти. И вот эта женщина, капля за каплей набирала это масло, готовясь к последнему дню своей жизни, и тут, вдруг, разбила сосуд и вылила все на голову Иисусу.
Я не сомневаюсь, пока, что, возможно, так и делают многие. Но в таком случае речь никак не может идти о НАРДОВОМ масле. О каком угодно, пусть даже о масле с этих самых акаций. Но не может быть, чтобы люди готовили к смерти по капле духи, привезенные аж с Гималаев. Что-то мы тут перекрутили слишком много. Возможно автору этой идеи уж очень хотелось связать масло со смертью, о чем позже скажет Иисус. И, перестарался. Ну, что же. Бывает. А те, кто от меня слышал это, могу лишь попросить прощение. Сам был введен в заблуждение, не проверив вовремя этот, как сегодня модно говорить, фэйк.
Еще одно замечание по тексту. В Синодальном тексте стоит слово «чистого». Масло было «чистым» читаем мы. Но в греческом тексте стоит несколько иное слово. Оно не отвергает данного, но дает более точное пояснение. Это слово содержит следующие значения: настоящий, неподдельный. То есть, мы можем, конечно, сказать, что масло было чистым. Только подразумевать будем не наличие примесей, а правдивость происхождения. То есть, Марк говорит нам, что женщина принесла самое настоящее нардовое масло!
Можно вопрос? Когда мы используем такие обороты? Вася принес настоящий бриллиант! Петя держал в руках самый настоящий полевой бинокль! Каждый раз, когда мы говорим это слово, мы подчеркиваем его эксклюзивность, редкость, ценность. Это не какой-нибудь платок из пуха, это самый настоящий оренбургский платок. Это ни какая-то синтетика, это настоящий китайский шелк. И здесь мы имеем дело с самым настоящим нардовым маслом, привезенным издалека, с высоты 4000 м. Здесь в Израиле такого ни у кого больше нет!
Немного забегая вперед, посмотрим, во сколько оценили это масло окружающие.
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
(Мар.14:5)
Динарий. Это римская монета, которая ко времени Иисуса составляла дневную плату римского легионера. Обычно в справочниках упускают легионера, оставляя только информацию, что это средняя плата за дневную работу. Однако не могу согласиться. Во все века плата воинов была выше средней. Так что, если говорить о еврейских ребятах, сидевших вокруг Иисуса, то один динарий в день им только снился. Да, Иисус приводит в притчах примеры, где Он действительно говорит об оплате этой суммой за целый день. Но значит ли это, что простой работник мог действительно получить такую сумму? Нет. Скажу больше. Если учесть, что это суточная плата легионера, то притчи Иисуса о дневной плате в динарий приобретают интересный колорит.
Например, если вспомнить Его притчу о работниках, нанятых в виноградник за динарий. С учетом вышесказанного становится ясно, что хозяин всем заплатил гораздо больше, чем платят обычно. И первые работники должны были быть уже счастливы тем, что хозяин так щедр, а не возмущаться, что он и остальным дал такую же плату. Но мы вернемся к нашим динариям.
Итак, один динарий, это больше чем плата за день простого еврейского мужчины. И сумма в 300 динариев, для тех же ребят, очень большая сумма. С их точки зрения, за такую сумму нужно работать больше года. Но вот еще одно. Ребята, которые окружают Иисуса, вряд ли осознают настоящую цену этого масла. Просто потому, что это масло – большая редкость и Израиле. Оно не лежит на развалах рынка. Такое масло не продают на улице. Все, что о нем знают люди, окружавшие Иисуса, то, что оно очень дорогое. Но насколько дорогое, вряд ли вообще кто-то мог сказать, кроме той женщины.
Ситуация похожа на то, как люди ничего не смыслящие в картинах, пытаются продать мировой шедевр. Им предлагают сотую долю от ее цены и те в полном восторге соглашаются, думая, что урвали куш. А продавец потихонечку над ними похихикивает и рассказывает про лохов своим друзьям. Итак, Марк передает нам восторг от этого масла. Это настоящая редкость! И цену ее никто не представляет. Робкая попытка оценить в 300 динариев вряд ли соответствует действительности.
Помазание
А теперь хочу сказать немного о сути происходящего. И я бы разделил это действие на два момента. Первый – помазание, второй – поддержка. Сначала о сути помазания.
Вообще, если бы сегодня к вам подошла какая-либо женщина и вылила на голову флакон духов, вы вряд ли возрадовались. Скорее всего вы бы вежливо и спокойно объяснили ей, как она неправа. Правда? Правда, ваше объяснение, почему-то услышали бы все соседи на километр вокруг. Но ведь это не важно.
Но Иисус и Его окружение реагируют совсем не так! Поймите. Это МАСЛО! Вы одеты в чистую одежду и на вас выливают масло, которое обязательно протекает по волосам и оказывается на рубашке, пиджаке, брюках и т.д. Мы бы сказали, что одежда непоправимо испорчена. Но ни Учитель, ни окружение никак на эту сторону проблемы не отреагировали. Почему?
Потому что такой способ для евреев был известен и прямо так и назывался – помазание. А теперь немного внимания. Помазание совершали только определенные лица и с определенными лицами. Помазывали священники и пророки. Помазывали священников, пророков и царей. Помазывали на власть. Священника на священническую власть. Пророка на пророческую, царя на царскую. Масло всегда изливалось на голову тем, кого объявляли правителем. К таким правителям относились священники, пророки и цари. Еще раз. Помазывали всегда НА ЦАРСТВО!
Есть и другое «помазание». Оно, правда, происходит после смерти. Когда покойника обмазывают ароматным маслом и заматывают в пелены, подготавливая к захоронению. Обычно все вдруг решают, что именно о таком помазании идет речь. И подтверждают это словами Иисуса. Но, одно дело когда Иисус так объясняет действие женщины. Другое дело, когда женщина с приходит с такой целью.
Понимаете? Если вы, реагируя на чье-то полное любви действие как-то объясняете действие человека перед другими, желая показать суть события. Например, если вы знаете, что вам завтра встречаться со смертельной опасностью и какой-то человек дарит вам цветы. Дарит он их вам потому, что хочет как-то подбодрить, укрепить вас. И вы говорите, что этот человек приготовил вас к смерти, т.е. дал силы этим даром. И совсем другое дело, если человек подходит и говорит – это вам на похороны! Думаю, он о себе услышит много лестного, пока будет убегать от ваших тумаков.
Итак, если Иисус называет это подготовкой к смерти, это не значит, что женщина пришла с этим пониманием. Но с чем же она пришла? И почему она сделала такое действие?
Давайте немного представим себе вот что. Возьмем, например, помазание Давида. Помните, как оно произошло?
13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.
(1Цар.16:13)
Прежде чем рассмотреть, давайте посмотрим на состав елея:
22 И сказал Господь Моисею, говоря:
23 возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят,
24 касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин;
25 и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
(Исх.30:22-25)
Обратите внимание на указание в 23 стихе: «… возьми себе самых лучших благовонных веществ:…». Вы понимаете, о чем здесь речь? Елей помазания должен был благоухать! В состав этого масла должны были войти следующие ароматы: смирна, корица, тростник (благовонный), касия и оливка. Переведу на граммы. Смирна – 720г., корица – 360г., оливковое масло – 3.3л., кассии 720г., тростник – 360г.
Судя по объему, оливковое масло используется скорее как носитель, чем аромат. Все же три литра с лишним. Основной запах создавали Смирна, корица и тростник. Что такое кассия, сегодня не совсем понятно.
Смирна – ароматическая смола, получаемая из коры некоторых тропических деревьев. По некоторым данным из аравийской мирты. Кору этого же дерева использовали для курений (не курения курильщиком) а воскурений, т.е. когда кора медленно тлеет, издавая аромат.
Корица и сегодня широко используется в парфюмерии. Что такое ароматический тростник, я не знаю. Можно только с уверенностью сказать, что индийские палочки, никакого отношения к этому тростнику не имеют. Так как там используется пропитка, а не аромат самого тростника.
Итак, елей помазания должен был издавать благовоние. Сильнейший аромат! Таким образом, если на человека изливали целый рог такого елея, этот человек, извините,… …благоухал за километр!
Так вот, мы привыкли говорить о том, что Давида помазали, если не тайно, то, как минимум, не публично. То есть могло быть так, что никто и не знал. А теперь представьте себе, сельский парень приходит с поля, где пас своих овец, а от него «разит» супердорогущими духами на всю округу. Как-то не вяжется с «непублично». И уж тем более, нельзя это назвать «тайным».
Другими словами, каждый раз, когда кто-то кого-то помазывал, помазанник начинал излучать сильнейший аромат по всей округе. И то, что он помазан, знали все не по тому только, что кто-то об этом сказал, а по мощному и стойкому запаху от него. Конечно, такое помазание не могло и не может быть вечным. Аромат иссякает, рано или поздно. Единственное, за что можно ручаться, аромат этого масла не выветривался очень и очень долго.
Глядя на события с Иисусом, можно с точностью сказать, что женщина, вылившая Иисусу на голову крайне дорогое и редкое масло, в точности исполнила ветхозаветный обряд, если его так можно назвать, помазания на царство.
Да, это выглядит странно. Да и вообще, кто она такая? Она не священник, ни пророк. По какой такой воле она это сделала? Не понятно. Но любопытна реакция людей.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
(Мар.14:4,5)
Окружение не оценили действие женщины. Они не могли допустить, что это действие каким-то образом связано с помазанием на царство. Они посчитали это пустой тратой миро. Увидели они в этом помазание на самом деле или нет, не ясно. Но выразили только недовольство по поводу траты. Они не просто пожимали плечами, они «негодовали»! В греческом «бурлили» или «закипали». И делали это между собой. Свое возмущение же связывали с «благородными порывами». Они говорили, что вырученные за миро деньги можно было бы раздать нищим.
Интересно, а во время помазания царей, они так же возмущались? А ведь на помазание царя тратится так же очень дорогое масло. Рецепт его мы читали выше. Как мы часто благородны за счет других. Люди, окружавшие Иисуса на вечере, не воспринимали Его Царем. Они воспринимали его неким гуманитарным деятелем. Этаким «красным крестом». И помазание Его на Царство раздражало их. Это был им вызов. Женщина пред ними сделала то, чего Иисус достоин. А они вышли из себя именно потому, что таким Его не воспринимали. Кстати, Иоанн в своем Евангелии уточнил, что среди этих возмутителей был и ученик Иисуса – Иуда. Мало того, он вложил эти слова именно ему в уста, показывая его гнилую сущность.
Поддержка
Это второй аспект. Кроме помазания, которое сделала женщина, ее действие произвело и другой эффект. Я о нем немного уже упомянул выше. Здесь же лишь повторюсь.
Представьте себе, что вы тратите все свое время, работаете с людьми, жаждете их развития, не спите ночами, думаете об их жизни, беспокоитесь, молитесь, защищаете и т.д. И в результате видите, что никому вокруг этого не нужно. Эти же люди вас предали, унизили, наплевали на все ваши усилия и т.д. Что вы в этот момент будете чувствовать? А что чувствует Иисус в те дни, когда Он знает, что Его предадут свои же (Петр трижды отречется, ученики разбегутся).
А ведь Ему еще предстоит отдать свою жизнь за них! Я сейчас не говорю о пророчествах и задаче Иисуса, о Его вере Богу. Я сейчас говорю о простой человеческой природе Спасителя. Ведь Он все переживал и чувствовал на Земле точно так же как и любой другой человек. Иначе не было бы смысла в Евангелии. Конечно, Он без сомнения сделал бы все, что предсказано, потому как Он верен Своему слову и Слову Бога. Но одно дело исполнять данное слово, а другое, делать то же, но имея поддержку, сознание, что прямо сейчас уже кто-то все правильно понимает.
Одно дело идти на смерть в одиночку. Другое дело на своем пути видеть людей, которые и взглядом и жестами дают знать, что хотели бы разделить с тобой все несчастья. В таком положении и смерть не так страшна. А смерь для Иисуса, действительно, была страшна.
Ой, что я такое сказал?! Так же нельзя говорить! Ой! Ой! Ой! Иисус же Бог! Да, Иисус Бог, но Бог с человеческими чувствами, переживаниями, плотью и проблемами. Если вы не верите, прочтите чуть дальше о том, как Иисус в саду «кричит» к Богу. Здесь я не буду подробно это рассматривать.
Иисусу необходимо было победить дьявола, приходящего к нему со страхами и ужасами смерти. И сделать это одному намного сложнее, чем имея кого-то за спиной. И вот такой поддержкой для него, как это ни странно, стали не апостолы, не друзья, а какая-то странная женщина, которая имея имение и деньги не постеснялась и потратила дорогущее масло, выказав этим не просто доброе пожелание, а прямое доказательство Его Царственного положения. Она действием доказала, что верит в Царственность Иисуса. И если священники не хотят помазывать Его, то это сделает она. И она сделала. И наплевала на священников. Она сделала это так, как когда-то сделал Самуил. Как и он, она пришла и вылила Иисусу на голову полный сосуд этого величайшего и дорогущего масла. Возможно, даже, более дорогого, чем настоящий елей. Можно с уверенностью сказать, что до самой кончины этот аромат преследовал Иисуса.
Вот шаг веры женщины. Она признала Иисуса Царем. И доказала действием. Это акт преклонения перед новым, хоть и не официальным, Царем. Этот акт был публичным и верным, по сути. Понимаете? Когда Иисуса избивали, солдат раздражал именно этот запах. С ним они уже ничего не могли поделать. Прошло слишком мало времени, прежде чем этот аромат выветрится. И теперь, посмотрим, что сказал Иисус:
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
(Мар.14:6-9)
Начнем со слова «смущаете». Это слово содержит следующие описания: удар, страдание, боль, утомление, усталость, труд, неприятность, страдание. И в греческом тексте здесь два слова «доставлять страдание», «создавать неприятность». Итак, речь не о смущении. В русском под смущением понимается нечто другое. Речь идет об атаке на женщину, об ударах по ней, о причинении боли. Можно так перевести слова Иисуса: «Оставьте ее, что ее избиваете?». Словами конечно.
Следующий момент, который подтверждает мое понимание о «поддержке», это фраза «для Меня». На самом деле здесь другое – «во Мне»: «Она во Мне произвела хорошую работу (дело)». То есть сотворила в Нем некое благо, то есть ту самую поддержку и опору, которая, возможно, не решала всего, но сильно облегчила Его страдания.
О нищих Он также указал, что, если они так беспокоятся о нищих, то, кто мешает им благотворить всюду? Почему они о нищих вспомнили только тогда, когда эта женщина потратила свое имение для Него? Это же ее имение, и ее дело, куда она и как его потратит. И дальше звучит та самая фраза Иисуса, вокруг которой много разговоров:
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
(Мар.14:8)
Здесь ошибочно полагают, что речь идет о подготовке Иисуса к погребению, по образцу подготовки мертвых, которых заворачивают в пелены. Но Иисус таким образным языком выразил как раз другое. Помазанием Его тела, помазанием на Царство, она смогла дать дополнительные силы Иисусу к жертве, подготовила, т.е. сделала Его готовым к смерти. И даже больше, к погребению.
А теперь последняя фраза, которая должна заставить многих из нас беспокоиться.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
(Мар.14:9)
Смотрите? Как часто во время Евангелизации вы слышите проповедь об этой женщине? Не в церкви, а во время проповеди неверующим! Иисус утверждает, что, если вы правильно понимаете Евангелие, то эта женщина всегда будет присутствовать в ваших речах. И, наоборот, если о ней вы вспоминаете иногда, то, по всей видимости, вы не понимаете сути Евангелия.
И у меня есть по этому поводу большое беспокойство. Я говорю о ней не часто.
Сдается мне, что Марк, как раз, намеренно не указал имя женщины, если это была Мария Магдалина, так как она уже «засветилась» в Евангилие. И повторно писать о ней он не хотел, чтобы читающие просто увидели некую женщину, сделавшую доброедело для Ииссуса.
Хотя это, так же, всего лишь мнение
Вполне может быть.
Странная женщина действительно
может ее звали БЛАГОДАТЬ?
все может быть. Почему нет?
Хотя, есть мнение, что это была Мария Магдалина.