Напоминаю. Иисус поразил своих учеников словами при выходе из Храма. Эти слова, похоже, стали неким продолжением обещаний Иисуса страшных судов над разными книжниками. Свои суды Он распространил и на Храм. Позже, сидя против Храма на горе ученики задали Учителю 3 вопроса. Когда это начнется, какие признаки и когда закончится. Как мы понимаем, если смотреть прямо в лоб, то здесь нет вопросов о конце света. Все вопросы учеников касаются исключительно слов Иисуса в обещании наказания религиозникам, что включает в себя даже разрушение Храма до основания.
Сначала Иисус, как бы, игнорирует вопросы последователей, акцентируя их внимание на главном, а именно, чтобы не попались на уловки самозванцев. Второе, чтобы не судили о сроках по войнам, военным слухам, морам и гладам. И указал, что главный и единственный признак – это события, которые будут происходить с ними самими. И Его слова звучали ясно и точно: «смотрите на себя (за собой)». Потому что именно их будут судить, бить и вести к владыкам для свидетельства. Итак, делаем первый предварительный вывод. Главный признак наступления суда Божьего над книжниками, это когда эти книжники начнут судить христиан. И это я хочу подчеркнуть.
Главный признак наступления суда Божьего над книжниками, суд книжников над христианами.
И тут же Иисус дает наставление, что, как бы что ни происходило, главной задачей всегда будет проповедь Евангелия по всей земле.
Но нам, как, думаю, и апостолам, хотелось бы услышать что-то поподробнее. И Учитель не оставляет нас в ожидании. Он сам начинает развивать эту тему. Итак, как же все будет происходить? То есть, все о признаках в подробностях.
Так вот. Мы знаем теперь, что главный признак – это начало судов над последователями христиан. Иначе говоря, как только начнутся суды над христианами, кричи: «Аллилуйя, Господь грядет». Но как быть нам самим в эти сложные дни? Ведь, одно дело наблюдать со стороны. Например, намного комфортнее следить за событиями по телевизору и говорить – вот оно, последнее время. И совсем другое дело быть участниками этих событий. Забегая вперед скажу, тот, кто пытается засечь приход Господа по телевизору, гарантированно пропустит его. Итак, нравится нам или нет, руку Бога и явление Христа можно увидеть только лично участвуя в Его делах. Все остальное самообман. Так как же нам быть? И неужели все будет так плохо? И вот инструкции:
11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.
(Мар.13:11)
Вновь хочу предложить вам несколько «усиленный» подстрочный перевод этого стиха. Усиленный, значит с учетом артиклей, которые обычно не переводят.
11 И когда ведут вас предающие, не обдумывайте заранее, что бы сказали, но если что дано вам в тот самый час, то изрекайте (издавайте, рассказывайте, болтайте, молите языком), ведь это не вы говорящие, а Тот Самый Дух Святой.
(Мар.13:11)
Итак, представьте себе подобную ситуацию. Вас схватили и обвинили неизвестно в чем. В том, что вы шпион, богохульник и т.д.. И вас ведут на что-то вроде суда. На самом деле, вероятнее всего это меньше всего будет похоже на настоящий суд, ведь уже все решено. И, серьезно никто вас слушать не будет. В такой ситуации все наши «планирования» и раздумья – плохой советчик. Здесь все наоборот, никто не хочет правды, все хотят крови. Что же делать? И Иисус говорит ясно. Даже не думайте думать! Даже не помышляйте сказать что-то здравое, убедительное и т.д. Все это пустое и бесполезное. В такой ситуации может помочь, как в мире люди говорят, чудо. И это чудо может обеспечить исключительно только Дух Святой. Но для того, чтобы оно произошло, нужно выключить свой мозг и полностью довериться в Его руки. И тогда, либо, если дано, говорить в точности то, что дано, либо молчать.
Но здесь есть одна закавыка. Я даже не предполагаю, а уверен на все сто, что Дух Святой вам даст что-то очень жесткое в этой ситуации. И произнести это будет крайне сложно. Тут понадобится вся вера, если этот термин можно использовать.
Почему именно так? Потому что в любой ситуации дети Божьи должны остаться царями. В любой ситуации нам отведено нести славу, а не позор. И тут, увы, нам не будет дано обходных слов, умилительных речей, нет, все будет совсем наоборот. Но именно здесь кроется вся слава и величие Божьей силы, когда Бог удивительным образом решает наши вопросы. И, еще одно. Я так же уверен, что слова будут содержать элементы Евангелия, если не все Евангелие.
Почему я так уверен? Потому что Иисус ведет себя именно так. Посмотрите, как и что Он говорит пред судящими? Вместо хитрых «мудрых» слов, прямота на пределе и поражающее, величественное достоинство во всех Его словах. Но это будет позже. А сейчас Он предрекает то же самое делать своим последователям.
Здесь есть удивительное слово, которое у Синода переведено как «говорите». Оно интересно тем, что описывается такими характеристиками, как «молоть языком», «болтать», «излагать» или «выражать», «рассказывать» или «беседовать», «издавать (!) нечленораздельные звуки» или «извлекать звуки музыки». Я повторюсь, это на разные варианты переводов. Это характеристики входящие как одно целое в данное слово и без любого из вариантов слово будет не полноценным. И глядя на это слово у меня создается впечатление, что речь идет не о разумной речи, а, скорее речи, неконтролируемой разумом. Когда человек говорит не то, что думает, а то, что от него требуется. Такая речь контролируется чем угодно, только не волей человека.
И это очень укладывается в слова Иисуса, что в этом случае уже говорите не вы, а Дух Святой. Отвечали ли вы когда-нибудь у доски не подготовившись, опираясь на чью-то подсказку, совершенно не понимая, что вы несете, полагаясь только на жесты друга с задней парты? Вот это как-то похоже на то, о чем говорит Иисус. И, как вы сами понимаете, слова эти могут оказаться совсем не теми, что вы сказали бы, если бы прежде подумали.
И вновь, чтобы так отвечать, нужны не сверхъестественные способности, а вера. Бог даст или нет, это Его прерогатива, а воспроизводить это нам.
Вот на что еще я хочу обратить внимание. Артикли. Да, да. Те самые артикли, которые обычно игнорируются и не переводятся. Однако именно они могут показать нам что-то очень важное.
Я имею в виду два артикля, которые стоят перед словом «Дух» и словом «Святой», что можно перевести как «Этот (или тот) Самый Дух Святой». Любопытно то, что фраза «этот самый» обязана сказать нам, что мы только что об этом говорили. Но где мы «только что» говорили об «этом самом Духе Святом»?
Это интересно, потому что единственное, где мы могли говорить каким-то образом о Духе Святом, это конец 9-го стиха и весь 10-й. А именно там, где речь идет о свидетельстве об Иисусе и обязательном распространении Евангелия по всей земле. То есть, здесь Иисус рисует нам Духа Святого, как Духа свидетельства об Иисуса – это раз. И как Духа необходимости распространения Евангелия по всей земле в первую очередь.
Отсюда вывод, Этот Самый Дух, если даст нам что-либо говорить, то это будет либо «свидетельство об Иисусе», а не оправдательные речи, либо «усиленная проповедь Евангелия», что, по сути, одно и то же.
А теперь, внимание. Подводя некоторый итог всему прочитанному в Евангелии от Марка, Евангелие, это добрая весть о возвращении человека во владычество Землей, через милость Бога и жертву Его Сына. Вот о чем Иисус будет говорить через нас в наших сложных ситуациях. И тут все будет зависеть от нашей веры.