Иисус только что вышел из Храма в гневе на тех людей, кто «оккупировал» Храм и превратил его в грабительскую пещеру. Это люди, которые способны много дать, но никогда не посвящают себя полностью. А значит, все их даяния продиктованы собственной выгодой, попыткой умилостивить Бога своими даяниями, если не сказать хуже, подкупить Его. И все вокруг даже уверены, что такие люди крайне важны, ведь именно на деньги таких людей стало возможно построить это чудо света. В результате Иисус изрек слова суда на этих людей. А раз они окопались в Храме, то и он будет полностью разрушен.
Когда ученики задали Учителю три вопроса, а именно: «Когда начнется», «Как не пропустить» и «Когда закончится», Спаситель, кажется, игнорировал их. Вместо этого, он заговорил совсем о другом. А именно о том, что Он считает важным. И сразу указал на то, что вообще НЕ важно. НЕ важны – события, которые будут происходить вокруг христиан. Заметьте, Иисус в эту категорию «неважного» ставит слухи о войнах. И тут же мы вспоминаем, что еще немного и христиане столкнутся с нашествием римских войск. Иисус знает, что это произойдет, однако в качестве признака это не определяет. Вести о войнах, гладах и морах он ставит в положение чего-то не серьезного, того на что не нужно уделять много внимания. Это не сами признаки, это лишь некие «пред признаки». И во всем этом главное, не попасться на обман. Мало ли кто с кем будет воевать, наша задача остаться христианами. И еще раз повторяю, это Иисус говорил апостолам в преддверии вторжения Рима, когда Израиль испытает на себе ужасы неописуемой жестокости.
Но, что же действительно важно, и по каким признакам нам следует узнавать о приближении того заветного дня? Вот что отвечает Иисус:
9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
(Мар.13:9,10)
Вот это слово «Но», что мы читаем в начале 9-го стиха, указывает нам на противоположность вышесказанному. Т.е. вместо того, чтобы смотреть на войны и прочее, на что смотрит этот мир в попытках угадать суды Божьи, Иисус говорит смотреть «за собою». И тут я должен быть предельно честным, как впрочем, и всегда. В греческом тексте нет слова «Но». Однако там есть другое. Что, на самом деле, и дало переводчикам право поставить здесь это слово. Это повторное «смотрите».
Вы скажете, а где же в первый раз было это слово? И мы тут же должны вспомнить предыдущую фразу «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Здесь слово «берегись» абсолютно тоже слово, что и в предложении «смотрите за собою». Кстати, это еще одно доказательство того, что в 5-м стихе речь не об осторожности или бережливости.
Второе, предыдущее предложение, конец 8-го стиха, заканчивается выражением «начало родовых мук это», что в синоде переведено как «начало болезней». И в сочетании этих слов, учитывая повтор слова «смотрите внимательно» и союза «же», «ведь» или «однако», стоящего после слова «смотрите», дает нам полное право на перевод с добавкой «Но», указывающего на противоположность суждения.
Оставлю все эти рассмотрения и перейду к сути. Так вот, Иисус наставляет не тратить время на изучение политической ситуации, военных действий и гуманитарных катастроф, так как это не главные признаки, а лишь их отголоски. Или оооочень далекие намеки. А главными признаками являются совсем другие вещи. Итак, вот ответ: «Смотрите за собой».
В греческом тексте эта фраза звучит немного иначе: «Смотрите же себя самих». Здесь надо кое-что пояснить. Слово, переведенное здесь как «себя самих», в единственном числе указывает на самого человека. И если бы в тексте это слово было в единственном числе, то мы должны были бы смотреть именно за собой. То есть, смотреть не на братьев и сестер, а именно на свою собственную жизнь. Однако это слово стоит во множественном числе, и здесь смысл чуть изменяется. В этом случае мы смотрим уже друг за другом, хотя и первое значение не исключается.
Так вот, Иисус переводит наше внимание с происходящего вокруг, на происходящее внутри церкви, прямо внутри нашего круга общения, вплоть до себя самих. Именно здесь кроются все главные признаки, а не в том, на что и по сей день все христиане смотрят. Возьмите пророчества о приходе Христа и почти везде, за исключением единиц, мы увидим ссылки на события в Мире.
Что же мы должны увидеть? Читаем далее:
9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
(Мар.13:9)
Итак, вот первый признак, который мы находим у Марка: «…вас будут предавать в судилища и бить в синагогах,..». Вот ПЕРВЫЙ признак Его прихода. Возможно кто-то скажет, что это все уже было, однако Христос до сих пор не пришел. Ответ прост. Если мы чего-то не понимаем, это говорит лишь об одном, мы чего-то не понимаем. И если Иисус именно это называет главным или первым признаком, значит, именно это является первым признаком. И у нас выбор. Либо отказаться от всех «знаний», которые опровергают это утверждение, и встать под Слово Божье, либо отвернуться от Учения Христа о Своем пришествии, в пользу чего-то более комфортного, например учения, к которому привыкли. Вы не согласны? Покиньте страницу моего сайта и не мучайтесь.
Второй признак, уподобляясь словам Иисуса, «подобный первому»: «и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними». По сути, это тот же признак, просто реализованный иным способом. Зависит от ситуации. Кто-то окажется в судилище, кто-то будет бит в синагогах, кого-то поведут к владыкам. Но все это один и тот же признак, который должен нам сказать, что Христос вот-вот придет и изольет суд на кого? Правильно, на тех, о ком Он говорил – на фарисеев, саддукеев и разного рода книжников.
Иначе говоря, мы должны понимать, что любая такая выходка со стороны вышеперечисленных людей вызывает Божий гнев и ведет за собой излияния Его суда на головы этих людей.
Я иду дальше, к стиху, который, как я вижу, понимается не совсем верно.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
(Мар.13:10)
Теперь предельное внимание. Иисус только что сказал, что не нужно смотреть на то, что происходит в Мире. Он только что указал, куда надо смотреть. И вдруг мы видим текст, который с первого взгляда нам кажется указанием на то, что произойдет в этом Мире, куда Иисус сказал нам не смотреть. Задумайтесь. Иисус говорит, не ищите признак в происходящем в Мире, и тут же дает признак из Мира? Немного странно, не находите? Иисус говорит, ищите признаки в себе, а именно, когда вас поведут, побьют и осудят. И вдруг признак – Евангелие должно быть проповедано. Надеюсь, вы понимаете, что меня здесь сильно смущает. Я тут вижу явную нелепость, не согласованность. То Он говорит на Мир не смотрите и тут же говорит, вот посмотрите, что должно прежде произойти.
Вторая проблема с этим стихом, которую я вижу. Если Иисус говорит смотреть за собой (или на себя), а сначала должно быть проповедано Евангелие по всей земле, то, как же они могли смотреть на себя, если прежде должно произойти то, на что потребовалось всего-то пару тысяч лет? Тогда Иисус, наверное, должен был сказать, что-то типа: «Передайте в поколениях, чтобы к тому моменту, когда Евангелие будет проповедано по всей Земле, они внимательно смотрели за собой, потому что именно тогда это станет признаком». Однако Иисус не говорит так. Он говорит внимательно смотреть за признаками своим апостолам, а не их поколениям, хотя это верно и для нас.
Так в чем же закавыка? Попытаюсь ответить предельно ясно, насколько могу. Вся беда заключается в нашем понимании, или, точнее, непонимании 10-го стиха. Мы его воспринимаем как признак, поэтому ожидаем, что сначала должно это произойти, а потом будет все, что обещал Иисус. Но понимать этот стих надо не как признак, а как указание. То есть, что бы ни происходило, вот что для вас должно быть главным.
Дело в слове «прежде». Именно оно нас сбивает с толку. Вновь обращаемся к древнему греческому языку. И помним, что древний греческий язык не предлагает нам разные варианты перевода слова. Он предлагает нам набор, состоящий как бы из кирпичиков, слов, описывающий единый перевод.
Я уже об этом говорил, но мне не лень еще раз это повторить. Каждое слово в древнегреческом словаре, это ансамбль значений, описывающих лишь одно понятие. Как машину, например, может отчасти описать такой набор понятий, как механизм, двигающийся, перевозящий людей и грузы, управляемый человеком, издающий смрад и грохот, являющийся опасностью для жизни как пешехода, так и пассажира. И это все не разные варианты перевода, а описание одного единственного понятия. Так вот, если в древнегреческом словаре есть какое-то одно значение, то оно с обязательностью присутствует в любом другом из этого списка.
Так вот, в небольшом списке значений слова «прежде», точнее слова, которое переведено как «прежде», есть такое понятие как «главный» или «основной». Если мы это учитываем, то слово «сперва» или «прежде» будет означать не просто порядок действий, а распределение приоритетов. Это не просто нахождение в очереди, а положение важности.
Если кто знаком с компьютером, то, возможно знает такую «фичу», как расстановка приоритетов. Эта расстановка не задает порядок действий, но, если какое то устройство забирает слишком много ресурсов и затормаживает другие, то устройство с высоким приоритетом отбирает у него ресурсы для выполнения своих задач. И тут не важно, кто первый начал или закончит, важно, кто главный, тому и ресурсы. Если у «главной» программы не будет в какой-то момент необходимости в больших объемах, например, оперативной памяти, то другие программы, получат свободу и воспользуются ею. Однако, как только будет нужно, все ресурсы будут отданы «главной» или «первой» программе.
Итак, 10-й стих, это не признак того, что сначала, а что потом. Это указание на приоритет. Что бы ни происходило, в приоритете должно быть всегда одно – евангелие по всему миру. Потому что только тогда, задача апостолов будет выполнена.
Итак, Иисус не говорит нам ожидать, когда Евангелие переведут на все языки и наречия и все обратятся ко Христу или, хотя бы, услышат проповедь. Иисус говорит о важности проповеди, но признаком является то, о чем уже говорили – осудят, поведут и побьют. Пока давайте переварим это, а потом вернемся к чтению.
Алексей, каждый раз, прочитав статью, возникает одно и то же желание. Прочитать Новый Завет под редакцией Алексея Подольского. думаю не у меня одного )))
вы бы написали в вашей редакции так?
9 но вместо этого, вы, прежде всего, внимательно смотрите себя самих (смотрите себя и друг за другом), ибо [вот первый признак:] вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и [вот второй признак, подобный первому:] перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10 [Поэтому, прежде всего остального, важнейшим приоритетом , направьте максимум ресурсов] во всех народах должно быть проповедано Евангелие.
(Мар.13:9,10)
Писал, писал ответ. И, упс, не грузится. Ну, раз Бог не дал разместить ответ, значит не буду. Но Вам Дмитрий, большущее спасибо за поддержку.
Присоединяюсь к пожеланию Дмитрия.
Ну, что же, будем продолжать, тогда и сформируется, может быть, эдакая особенная редакция.