Все это будет разрушено

думаюЕсли мы внимательно читали главу 12 Евангелия от Марка, то, должны были обратить внимание на настрой, в котором Иисус заканчивал свое пребывание в Храме. Если одним словом описать состояние Его Духа, то на ум приходит одно слово – «гнев». Гнев на все, что связано с лицемерной религией, выстроившей свое правление на подмене смысла.  Если вы читали Евангелие от Матфея, то эта подмена ярко описана в так называемой «нагорной проповеди». 

На самом деле смысл слов Бога так извращен ко времени прихода Спасителя, что в полном смысле все черное стало белым, а белое черным. И когда Иисус всего лишь показывает настоящий смысл Писаний, у «знатоков» не находится ни единого слова против. Но чем больше они испытывали Иисуса, тем больше они открывали свое невежество и безумие. И все бы ничего, если бы это не были учителя народа.

Итак, буквально только что Учитель сказал людям, чтобы те внимательно наблюдали за фарисеями, саддукеями и книжниками разного толка, чтобы увидеть, как Бог воздаст им за все их лукавство. Его ненависть к фарисейскому духу невозможно было скрыть. Он изливал ее в словах суда. И закончил, излив суд на Сам Храм, который стал оплотом лжи, а не домом молитвы.

1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
(Мар.13:1-5)

Ни в одном Евангелии не сказано, кто же из учеников начал восторгаться зданием Храма. Видимо такой восторг Бог не просто не мог почтить, но, скорее говорит о заблуждении ученика. Такой восторг, скорее не поступок а ПРОступок. Вот почему не упомянуто имени говорящего. Так же, возможно, чтобы не положить тень на «безумца».

Итак, Иисус с учениками покидает Храм. Покидает его в гневе. И тут какой-то парень, возможно желая как-то разрядить обстановку или оправдать людей, начал говорить о Храме. Все, что я про это говорю, не более чем домыслы, не надо из этого делать учение. Я просто предполагаю. И мне видится, что о храме этот ученик начал говорить, чтобы показать, как люди любят Бога. Как они Его чтут, сколько вложили в Его дом. Ведь все это говорит о почтении людей к Хозяину Дома. Однако Иисус не оценил попытку. И все, что он сказал, мы читаем в тексте.

Есть и еще одна мысль, которая явна в этих словах. Только что мы читали о том, как Богатые клали много. А на какие средства можно построить такие здания? Разве могут нищенские 2 лепты помочь в созидании такого величия? Возможно, ученик и это имел в виду. И, вновь, слова Иисуса говорят о тщетности.  Мол, ну и что, что построили, все равно, все обратится в прах.

Говорит ли Иисус здесь о том, что произойдет очень скоро, когда войска Рима выковыривая золото из руин будут разбивать остатки храма, или о беспощадном времени, которое не щадит даже такие величественные постройки, сказать трудно. Мы, как христиане, привыкли рассуждать об этих словах, как о пророчестве или начале пророчества. Но, так это или нет, сказать трудно.

Кончено, в пользу пророческого речения говорит вся 13-я глава. Однако, эта связь не очевидна. Она может быть, а может и не быть. Но это не важно. И, возможно, мы поговорим об этом, а сейчас вернемся к апостолам.

Некоторые говорят, что Иисус выходил в сопровождении большого количества народа. Ни в одном Евангелии на это нет никаких намеков. Все, кого мы видим в описании – ученики. Были ли в это время с Ним какие-то другие люди, не известно. Но вот, что видно в тексте.

Жестко ответив на «восторг ученика», диалог обрывается. Ни у Матфея, ни у Луки нет других вариантов. То есть, дело обстояло приблизительно так.

Иисус в гневе покидает Храм, возможно относясь к нему уже не как к Дому Бога, а как к пещере бандитов, которая заслуживает только гибели. Кто-то высказывает свое мнение относительно величия зданий, на что Наставник отвечает достаточно холодно и резко. После такого выпада никто не решается завести какой-либо разговор.

И, как солидарны все синоптические Евангелия, следующий разговор происходит позже. Когда Иисус уже находится на горе Елеонской. Он уже не идет, а сидит. И, судя по тексту, сидит Он в некотором одиночестве. И вот к Нему подходят, обратите внимание на слово «наедине», четверо Его учеников. Петр, братья Иаков и Иоанн, и с ними Андрей.

Вопрос, по всей видимости, не спонтанный. Если бы вопрос только что родился, то его задал бы кто-то один, но тут подошли четверо с одним вопросом. То есть они уже немного обсудили друг с другом эту тему.

И вот вопросы, которые задают Иисусу ребята:

  1. Когда это будет?
  2. Какой признак?
  3. Когда все сие должно совершиться?

На первый взгляд первый и третий пункты идентичны. Но отличие, все же есть. Первый вопрос, это вопрос на начале. Мы, подобным образом спрашиваем о начале сеанса в кинотеатре. А третий использует слово «совершиться», который при переводе со старого русского языка на современный, означает «закончиться».  Подобный вопрос мы уже задаем о конце сеанса в кинотеатре. Итак, когда начало событий, как узнать его (признак), и когда эти события закончатся.

Что же отвечает Иисус? Давайте внимательно прочтем некоторые указания:

5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, — но [это] еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
(Мар.13:5-8)

Скажите, на какой из трех вопросов отвечает ответ: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…»? Говорил ли это о начале, о признаке или о финале? Нет, конечно, можно натянуть его на указание признака. И сказать, признак – это когда будут прельщать. Но у Иисуса нет задачи запутывать своих учеников. Это же не фарисеи, которые не достойны получить Евангелие. С учениками Он говорит достаточно ясно. И у меня есть только одни ответ. Слова Иисуса не являются ответом на их вопросы. Однако, прежде чем ответить на них, Иисус говорит о главном, на что они должны обратить внимание (я о словах Иисуса, а не о событиях). То есть ученики прежде всего должны что-то знать, а уж потом рассуждать о сроках и т.д.

Таким «неответом» Иисус показывает неважность их вопросов. Иначе говоря, ученики задали совсем ненужные вопросы. Мне это напоминает разговор отца с ребенком, который спрашивает у папы, когда они поедут купаться. А отец, вместо ответа: «Ты сначала уберись в комнате, а потом посмотрим, везти тебя на речку или нет».

Понятно, что ученикам очень хочется заглянуть в будущее. Тем более, что совсем недавно они услышали такие страшные слова от Иисуса! Здесь надо еще одно напомнить. На самом деле, вопрос, возможно, касается не только Храма, но и сообщения Иисуса о возмездии книжникам.  Ведь все это происходило в одно время.

Итак, Иисус, как мудрый Наставник, перенаправляет внимание учеников на то, что Он считает более важным, чем даты тех страшных событий. И это мне о чем-то говорит. А именно о том, что вся «психоделика» вокруг страшного суда, конца света и прочее, это в большей степени уход от истины, чем ее познание. Но, конечно же, вы властны с этим не согласиться. Так что, перейду к тексту.

Так вот, главное, о чем должны думать ученики, это не «когда» и «как узнать», а они сами. В принципе, если бы не вопрос учеников, Иисус даже и не подумал бы им рассказывать все это. Итак, главное, это не предвкушение суда, а жизнь самих христиан.

5 … берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
(Мар.13:5б)

И вновь мы встречаемся со странным переводом. В принципе, он не очень то и странен, если учесть, как иногда мы понимаем некоторые выражения. Так вот, если вы помните рассуждения о наставлениях Иисуса «остерегаться книжников», то помните и то, какое слово было переведено словом «остерегайтесь».  Так же вы помните, что подобный перевод использован исключительно в переводчиками Нового Завета. Все древние греки в это слово вкладывали значение «смотреть», «внимательно наблюдать» и прочее.

Так вот, в данном тексте точно такая же подмена. В данном конкретном случае, можно, конечно, перевести литературно, заменив слово «смотрите внимательно» на «остерегайтесь» или «берегитесь». Однако, повторю, беречься может тот, кто боится. Остерегаться может слабый, не готовый. А внимательно наблюдать – тот, кто силен, тот, кто хочет быть готов к встрече. Чувствуете разницу? Синодальное значение – пассивная позиция, уход от проблемы. Настоящий текст – позиция активная, готовность к встрече. Так что, сами судите, правильно ли здесь заменять слово «внимательно смотрите» на «берегитесь».

Итак, Иисус наставляет учеников, что бы те, не были слепыми, но внимательно наблюдали за происходящим вокруг. Чтобы, когда встретят искушение, были готовы противостать ему. Не затыкая уши и закрывая глаза, а с широко открытыми глазами и ясным слухом, противостать и одержать победу.  Что было бы, если бы Иисус в пустыне закрыл глаза и уши, чтобы не слышать дьявола? Нет, он слышал и видел, но не уходил, не убегал, а противостоял Словом Бога и верой в Бога и Его Слово.

Стоит немного сказать о слове «прельстил». Я не хочу основывать свое понимание на каком-либо переводе, а только на том тексте, который является на сегодняшний день самым близким к источнику. Так вот, в этом тексте ясно сказано, что готовиться (не беречься) нужно к тому, что кто-то может увести с пути, дать ложные ориентиры. Именно это означает слово, переведенное в синодальном варианте как «прельстил». И в следующих Своих словах Иисус это раскрывает.

6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
(Мар.13:6)

То есть придут разные люди, которые будут заявлять, что они, это Иисус. И, как ни странно, многие (не некоторые, а многие, чувствуете?) окажутся увлечены.  Здесь, правда есть одно замечание. Обычно это предложение переводят почти так же, как параллельное место из евангелия от Матфея. Там совершенно ясно и четко сказано: «… что Я есть Христос». Но у Марка не так звучит фраза. И можно ли ее ставить вровень с текстом Матфея, не знаю. У Марка нет такого четкого указания, что люди будут говорить, будто они и есть Христы. Вот текст Марка, сами посмотрите:

6 Многие придут по этим именем Моим , говорящие, что Я есть (существую), и многих введут в заблуждение.
(Мар.13.6)

При первом приближении, вроде бы, все правильно. Раз пришли под Его именем, значит говорят, что они – это Он. Но сегодня мы знаем другое значение выражения «прийти под чьим-то именем». Сегодня все христиане ходят под именем Христа. Само название Христианин указывает нам на Христа. То есть мы ходим под Его именем. Однако мы Им в буквальном смысле не являемся. Конечно, мы Его тело и т.д. Но я, это я, а Он, это Он. Во мне есть Его дух, его кровь, его жизнь. Но все это находится не в Нем только, но во мне, где я чем-то отличен от Него.

Так вот, Марк, похоже, говорит не прямо о Христах, самозванцах. Но о христианах, т.е. людях, говорящих, что они приняли Христа, служат Ему и т.д. Мало того, они все правильно говорят о том, что Иисус есть, т.е. жив. Однако в их действиях будет виден сатана, который уведет многих в сторону. Скажу еще. Не нужно внимательно смотреть, когда ты видишь человека, выдающего себя за Христа, Которого ты сам видел и знаешь в лицо. Когда Иисус даже в ином обличии являлся ученикам, они узнавали, хоть и не сразу, Его. В то время как Он и не торопился Себя объявлять. Они узнавали без этого. Неужели, когда самозванец придет и скажет, что он Христос, апостолы оплошают? Не могу в это поверить.

Кто-то скажет, что эти слова Иисус говорит для будущих поколений. Конечно, опосредованно, эти слова относятся и к нам, но в том то и дело, что «опосредовано». То есть, речь обращена именно к ученикам, для которых Иисус знаком. И странно думать, что апостолы в тот момент помышляли о будущих поколениях. Нет! Скорее наоборот, они же ожидали всех этих событий прямо в своем поколении. О каких будущих поколениях могла идти речь? Все, о чем говорил Иисус, относилось в первую очередь к ним самим. Возможно, в своей речи Иисус и упомянул о тех, кто в буквальном смысле будет самозванцем, как отобразил Матфей, но Марк говорит о другом.

Итак, первое указание, которое Иисус считает важнее знания сроков – это быть внимательным, чтобы не позволить разным «учителям» ввести в заблуждение. А вот второе замечание, которое Иисус ставит выше, чем указание на сроки и признаки:

7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, — но [это] еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
(Мар.13:7,8)

Обратите внимание на слово «не ужасайтесь», «еще не конец» и «начало болезней». Все эти слова указывают на то, что сами события, о которых говорит Иисус не имеют важности. Важно то, чтобы мы, как последователи Иисуса, не реагировали на эти события. Повторюсь. Важно, крайне важно, чтобы мы, когда услышим об ужасах, творящихся вокруг, не думали, что это «последнее время», что это признак прихода Христа. Важно, крайне важно понять, что все эти события всегда происходили и всегда будут происходить, и не надо на все это реагировать, как на «конец света».

Итак, подведем некоторый итог. Если мы хотим исполнять Евангелие, то мы должны быть к чему-то очень внимательны, а на что-то не обращать никакого внимания. Нам нужно быть внимательными к тому, что нам несет тот или иной проповедник. И не воспринимать в качестве признаков последних дней такие вещи как война, голод, мор, восстание, землетрясения и прочие смятения. Любая такая реакция или попытка выставить что-то признаком «второго пришествия» — это провокация и ничего более. К Иисусу не имеет никакого отношения.

Продолжим в следующий раз, и рассмотрим, что еще важного нам нужно знать. И, кстати, до сих пор Иисус не ответил ни на один из поставленных учениками вопросов.

Все это будет разрушено: 3 комментария

  1. Начало болезней у тех, кто ужасается , все нечистые духи вылазить будут , из ужасающихся

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.