Следующая притча достаточно проста, как мне кажется. Однако некоторые аспекты нужно учесть. Как и раньше, так и сейчас говорю, что необходимо абстрагироваться, на сколько это возможно, от разбиения на главы и стихи. Не вообще, а при анализе текста. Мы же знаем, что Евангелие изначально не имело такого разбиения. Оно придумано для упрощения ориентирования по тексту, и не имело своей целью как-то делить сам текст. Однако мы настолько привыкли к этому разбиению, что и весь текст подразделяем на части. А это уже опасно.
Так вот, зачем я это говорю. Иисус находится в Храме на следующий день после «зачистки». К нему подошла «авторитетная» группа «государственных деятелей». Так как государство израильское крайне религиозно, то и «государственные деятели», это деятели религии. Ирод, по факту не воспринимается своим, так как имеет поддержку от Рима, кровного врага Израиля. Так что, перед Наставником действительно предстали самые авторитетные люди государства. И они хотели разобраться с простым вопросом. Так как подобная уверенность в поступках, которую проявил Иисус в последние несколько дней, могла оказаться чем-то неожиданным. Например, патронажем от Рима. И они, как настоящие дипломаты, прекрасно понимая, что имеют дело с реальной возможностью получить на орехи, задают Ему вопросы о власти. Какой пост Он занимает, и кто Ему его дал.
На их вопрос о власти Иисус отвечает вопросом, на который «горе дипломаты» не могут ответить. В результате и они остаются без ответа. Что произошло на самом деле? Опасность остается, и схватить Его они опасаются. Ведь, как мы читали, весь народ напуган «Его поучениями». И вот в этой атмосфере Иисус продолжает обращаться к «авторитетной делегации».
1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
(Мар.12:1-12)
Я хочу, чтобы вы представили себе картину. Вот перед религиозными лидерами стоит человек, который, вполне вероятно, имеет поддержку от верхушки Рима. При этом этот человек ни кто иной как именно Тот, кого они так мечтали схватить. Именно Его они допекали долгое время. И именно Он прятался последнее время от их преследования. И вот, вдруг, Иисус ведет себя открыто, нагло, авторитетно, ничего не боится. Он только что прятался и вдруг… что произошло? Не иначе как Он получил поддержку от кого-то очень высокого. А может быть даже… …от самого… императора Рима! Тут надо быть крайне осторожным. И в ответ на их страхи Иисус определенно смеется им в лицо. Он, я бы сказал, издевается над ними. И вот эта притча – это удар поддых. Это «небесное унижение» над теми, кто возвысил себя сам. Иисус явно получает удовольствие от их беспомощности против Него. Ведь, даже если у него нет поддержки от Рима, у него есть явная поддержка от народа. Его встречали как императора. Его боятся все, даже торгаши в Храме. О, как бы они хотели его сейчас схватить и убить на месте. Но нет. Они вынуждены улыбаться и мирно с Ним беседовать. Очень забавная ситуация.
Они в бешенстве внутри, но в покое снаружи. Он открыто издевается над ними, унижая их и высмеивая, угрожая расправой. Они – неверные виноградники, и им приходит конец. Он – Сын Хозяина, и они его распнут и что же Хозяин с ними сделает? Им – смерть. Это уже решенный момент. Из уст Иисуса это звучит как уже свершившийся факт, не подлежащий ни малейшему сомнению. И вся их власть, все, что они «наработали непосильным трудом» будет отдано совсем другим. Конец всем их династиям. И не спасут их никакие родословия.
И они должны знать, что они, гонители и преследователи правды, умрут, и ничто не изменит этого приговора. Причем умрут не своей смертью. А Он, Иисус, Тот, кого они пытались гнать и преследовали, оказался именно Тем, перед кем как раз и нужно было «выслуживаться» и на Кого нужно было тратить все свое внимание. Да, ребята сильно проиграли, круто ошиблись в выборе.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
(Мар.12:10,11)
Здесь у нас есть проблема. Дело в том, что 11-й стих должен заканчиваться знаком вопроса. И текст нужно понимать так. Вот утверждение: «… это от Господа,». И вот вопрос: «.. и это для вас удивительно?». Давайте еще раз перефразирую, чтобы стало понятнее: «Что? Вас удивляет то, что сказал Господь?».
Господь сказал, что однажды «строители», читай те, кто строит жизнь народа (фарисеи, священники и т.д.), отвергнут «Божий план». Но именно в этом плане и крылся секрет жизни. И почему же теперь удивляются, что слово Бога исполнилось в их жизни? Они должны были готовиться и не допустить себе оказаться в подобной ситуации.
Не знаю как вы, но я прямо вижу эту картину в духе, когда гонимый оказывается сверху, а гонящий в оковах и грязи смотрит на него снизу вверх. И недавно гонимый говорит: « Что же вас удивляет?». Что в такой ситуации могли сказать эти ребята?
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
(Мар.12:12)
И вот эта делегация что-то там пошушукалась, не нашла, что ответить и как поступить. Все, на что она была способна, покинуть поле «насмешек».