Месть авторитетной делегации

думаюМожет ли гордый и властный человек позволить кому-то унижать его прилюдно и не отомстить? Не думаю. Вот и эти ребята, то есть «авторитетная делегация», которая была вынуждена с позором покинуть место встречи с Иисусом, не могла простить Ему «такую наглость». Они ищут повода. Видимо так всегда бывает у нечестивых людей. Они всегда ищут, за что зацепиться, подловить.  И вот эти ребята придумывают  способ взять реванш. 

Монета

На поле боя выдвигается элитная группа – фарисеи и иродиане. Из самих названий видно, что первые ратуют за поклонение Богу, вторые стоят на стороне Ирода. Казалось бы, у Иисуса нет никаких шансов, ведь монетка не падает на ребро. Действительно, ход был гениальный. Иисус будет вынужден принять какую-то сторону. Если Он за Бога, то, безусловно выберет Божью сторону, и тогда иродиане получат право обвинить Его в противостоянии официальной власти. Второе, конечно же, Он не сможет выбрать. Ведь Он проповедник Божьей воли. И если противление фарисеям, скорее всего не даст никакого выигрыша, так как Риму наплевать на религиозные распри внутри этой провинции, то речи против Ирода гарантируют победу.

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
(Мар.12:13-17)

Как мы видим из текста, Иисус справился удивительным образом. Но что это нам дает? Конечно, это показывает нам величайшую мудрость Учителя. Но, разве только ради этого Марк так подробно описывает эту ситуацию?

На самом деле, мне кажется странным, что Марк столько времени уделяет истории с динарием. Ведь, если быть честными, Марк очень многое посчитал не важным. Он вообще ничего не рассказал о нагорной проповеди, например. Но ведь все современное христианство считает ее чуть ли не сердцем Евангелия. Марк же пренебрегает ею. И не только ею. Очень многое, что подробно опишут потом остальные Евангелисты, Марк просто «незаметил». А здесь, пишет подробно. Что здесь есть такого важного для Царства Божьего? Давайте подробнее рассмотрим этот случай.

Итак, вся заварушка произошла после «храмового переворота», который устроил Наставник. На следующий день, после нее к Учителю подошли самые почтенные люди народа – первосвященники, книжники и старейшины.  Немного поясню в отношении книжников. Дело в том, что словом «книжник» в Новом Завете переведены три разных слова.  Данное слово относится не просто к знающим Писание, но к людям государственной службы. Это начальствующие, что-то похожее на «председателя парламента». То есть, грамотный человек, имеющий достаточно высокое положение. Эти люди, в отличии от других слов, переводимых как «книжник», скорее всего сравнимы с очень высоко поставленными профессорами самых престижных учебных заведений. С ними советуются правители. Так что, делегация, на самом деле была достаточно высокая.

Так вот. Иисус произвел свою «зачистку» в Храме. На следующий день была сформирована «авторитетная делегация», которая была вынуждена с позором покинуть место встречи. Но, оставить все, как есть, было не возможно, и они выслали элитный отряд. По сути, этот отряд состоял из врагов по определению. Но против Иисуса они, вдруг, стали друзьями. Все, что им было нужно, это найти обвинение, которое сможет воспринять Римское правление. Причем, тот факт, что фарисеев уже можно сажать, потому как они однозначно дали бы ответ в пользу Бога, их не смущал.

Итак, эти хитрые лисицы подходят с самым добрым лицом, заискивающим тоном, читающимся в их словах. Как с ними поступает Иисус? Во-первых, он говорит с ними как имеющий над ними неоспоримую власть. Он требует от них (!), чтобы те принесли ему динарий.  Именно «принесли», а не «дали». Это маленькое слово говорит о многом. Он их посылает, как каких-то курьеров. Они в лицемерном почтении приносят. И дальше происходит, что написано.

Но вот, что интересно. Иисус буквально сказал, что монета принадлежит Кесарю, так как на ней изображен его портрет. Иначе говоря, Спаситель сказал, чтобы мы отдавали все тому, кому это принадлежит. Монета принадлежит Кесарю. Почему? Потому что на ней портрет Кесаря. А Богу нужно отдавать то, что принадлежит Богу. И вот здесь вскрывается любопытная иллюзия, которая руководит нами в течении жизни.

Нам кажется, что деньги, которые мы имеем принадлежат нам. Ведь мы их заработали. Это наши, кровные. И государство, казалось бы, подтверждает это. Однако Иисус говорит совершенно противоположное. Он заявляет, что монета (не важно, откуда они ее принесли) принадлежит Кесарю. Иначе говоря, наше «имение», это в большой степени иллюзия. Все, что у нас есть, по определению никогда нашим и не было. И, когда власти будет нужно, она всегда может все отобрать, и никто и ничего не сможет противопоставить.

Если еще не поняли, прочтите, что написано на купюре. Вы увидите, что на ней написано что-то вроде: «Казначейский билет такого-то банка». Нам просто позволяют верить, что нам что-то принадлежит. Так легче нами управлять. Но у нас самих никогда ничего не было. Мы лишь пользуемся тем, чем нам позволено властью, обманываясь сладкой ложью о своем имении. Это еще один довод в пользу избавления от имения, вспоминая юношу, который не смог пойти за Иисусом.

Система этого мира сковывает нас этими дензнаками, заставляя плясать под ее дудку. Но Иисус с самого начала указывал на этот обман и никогда эти «крючки» не ценил «по достоинству». И вот в этой встрече с «искусителями» Он озвучил это Свое отношение к имению вообще и к деньгам в частности.

Вот еще мысль вдогонку. Нас всегда учат, что здесь Иисус показывает нам, что мы должны отдавать все по закону государства. Сюда приписывают налоги и т.д. Ничего не имею против уплаты налогов, но Иисус здесь не учит нас ничему подобному. Все, о чем Он говорит, что отдавать надо не потому, что так написано в законе этого государства, а потому, что это по определению не твое. Пока ты работал. Труд был твой. А как только ты за труд взял деньги, ты труд потерял и ничего не приобрел, кроме сомнительной возможности думать, что у тебя что-то есть. Итак, раз это не твое, то, что ты за это держишься? Оно все равно твоим не станет.

И вот  что еще можно сказать. Все слышавшие удивлялись не только и не столько тому, что Иисус так их «отбрил». Они удивлялись именно этому странному и нелогичному, казалось бы, отношению к имению.

Вдова семерых

Марк не останавливается на подробностях того события и приводит нам рассказ еще об одной попытке «авторитетной делегации» выйти из «затруднительного положения», куда они попали.  Следующий шаг, саддукеи.

Почему я связываю приход этих ребят с предыдущими «авторитетами»?  Если честно. У меня нет никакого вразумительного объяснения для этого, кроме сомнительного «я так вижу». Что поделать? Я именно так вижу ситуацию.  Вам полегчало? Тогда идем дальше.

Итак, саддукеи приходят к Иисусу. Дело в том, что саддукеи – это последователи учителя Садока (не царя, как считают некоторые), который среди прочего учил, что никакого вознаграждения после смерти не будет, так что нужно сейчас получить все вознаграждение. Отчасти, такое суждение строилось на неверном понимании учителя этого самого Садока, отчасти на основании Торы. А в Торе нет никакого упоминания о воскресении из мертвых. Таким образом, саддукеи всегда сталкивались с фарисеями, воспринимавшими все книги Писания святыми. И точкой их столкновений часто было это самое воскресение. Почему теперь подошли саддукеи? Они подошли все с той же задачей, найти слабое место Иисуса, вывести Его, заставить Его сделать что-то предосудительное.

Мы знаем, что среди «авторитетной делегации» были первосвященники. А священники в одно время присоединились к саддукеям. Если и не разделяли всего учения саддукеев, то во многом были согласны. То есть, священники, зная особенность учения саддукеев, решили использовать эту возможность. Итак, очередная атака «авторитетной делегации»:

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее [за себя] семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
(Мар.12:18-23)

Кстати, обратите внимание, как Марк, учитывая, что бывшие язычники не обязаны знать всех сложностей в вероучениях разных сект, дает краткий комментарий: «…, которые говорят, что нет воскресения, …».  И мы претворимся адресатом этого Евангелия, и не будем углубляться в тонкости теологии саддукеев.

Далее уже из разговора любому становится понятна еще одна тонкость. Моисей написал, что «если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему».  Посмотрите внимательно на этот закон. Вас ничто не смущает?

Хорошо, разве мы так думаем, если кто-то берет себе в жены женщину, уже бывшую в браке? Современный человек уверен, что если от такой женщины у него рождается ребенок, он является продолжением его семени. Но вот, Моисей говорит что-то странное. Он говорит, что в подобном случае никакого «его» ребенка не получается. Получается ребенок первого мужа.

Я не биолог и  не собираюсь оспаривать «открытия» и «закрытия» современной науки. Я лишь говорю о том, как на все это смотрит Бог, который дал все эти законы Моисею. А вы уже решайте, кто здесь прав, Бог или наука.

Итак. У этой женщины был первый муж и шесть последующих. Если бы у кого-то из них родился ребенок, то, по Моисею, он бы стал ребенком первого мужа и только первого. Второй муж нужен исключительно для того, чтобы «восстановить семя» первому мужу. По-моему, это совершенно очевидно из самого закона. А дальше все просто. Если ребенок, от кого бы он не родился, был бы ребенком только первого, то и женой (по логике) она должна оказаться только первого мужа. Как видно, даже при простейшей логической цепочке попытка подловить Иисуса оказывается глупой. Они же хотели высмеять позицию учения о воскресении.

Но такая логика работала бы, если бы речь шла о том воскресении, которое подразумевали саддукеи в разговоре с Иисусом. Но Иисус, как мы видим, имеет совсем другое понимание воскресения. И воскресение «по Иисусу» совсем из другого мира.

24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
(Мар.12:24-25)

Обвинить саддукея в «незнании Писаний», все равно, что обвинить птицу в неумении летать. Именно знание Писаний является главным аргументом саддукеев. Можно сказать, что Иисус очень жестко оскорбил этих ребят. Это можно сравнить разве что с плевком в лицо.  Однако Иисус сделал это. Он обвинил их, которые вели  шестилетнюю войну с фарисеями, только из-за одного пункта в Писании. И эта война уничтожила около 50 000 человек со стороны фарисеев. И вот Иисус обвиняет их в незнании. Они не знают ни Писаний, ни силы (дунамин) Божией. Перевожу. Ни смысла текстов, ни Божьего авторитета, власти, влияния.

У нас есть проблема. 25-й стих в синодальном переводе подается нам в будущем времени. Но это неверно. В греческом текста слово «воскреснут», например, стоит во 2-м аористе, который больше похож на совершенное время. Если мы хотим понять смысл, надо читать немного иначе:

25 Всякий раз, когда воскрес из мертвых, ни женятся ни выходят замуж, но равны (являются, оказываются, находятся) посланникам (ангелам) на небесах.

Я много слышал разных теорий по этому стиху. У меня самого нет четкого понимания. Так что буду говорить только то, что вижу. И главное здесь, что саддукеи ошибаются в отношении воскресения. Второе, как бы текст не понимался, ясно одно, воскресшие люди «не женятся и не выходят замуж».  Почему? Не знаю я. Для меня это такой же вопрос. Если вы знаете, расскажите.  Только глупости про отсутствие пола (мужчина женщина) не надо, не смешите.

Но о женитьбе это одно. Иисус же не останавливается на этом. Ведь это не главное заблуждение саддукеев. Главное, что они не верят в воскресение. И вот на это Иисус отвечает так:

26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
(Мар.12:26,27)

Иисус цитирует Тору, в которой открывает прямое указание на воскресение. Если саддукеи верят исключительно в Тору, то вот место из Торы, которое однозначно доказывает, что воскресение есть. Это место писания они, конечно же, знали прекрасно. Только никогда не обращали внимание на то, что оно является указанием на воскресение. А доказательство то звучало всегда. И всегда оно было простым: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова». И все это Бог сказал, когда с исторической точки зрения и Авраам, и Исаак и Иаков уже давно почили. Но каждый уважающий себя «знаток Торы» знает, что Бог никогда не был Богом мертвых. Он Бог исключительно живых. А раз так, то, без всякого сомнения, и Авраам, и Исаак, и Иаков живы.

Кстати, при рассмотрении 26-го стиха, так же можно заметить некоторый момент.  Не «воскреснут», будущее время, а «воскрешаемы» — настоящее, пассивный залог. Я понимаю, что вместо ответов поднимаю только новые вопросы. Но лучше задаваться новыми вопросами и находить на них ответы, чтобы двигаться, чем упираться в старые тупики и оставаться в своем болоте.

Вот это «воскрешаемы» что-то должно нам сказать. Не знаю, как вам, а мне это слово говорит о процессе, который происходил раньше, будет происходить и потом, и происходит сейчас. Вот это «воскрешаемы» заставляет меня немного поменять взгляд на воскресение, которого мы ждем. Мы привыкли говорить о воскресении, как о глобальном разовом событии в будущем. А Иисус здесь говорит о событии, происходящем постоянно на протяжении всей истории. И это событие обещано Детям Божьим.

Реакция саддукеев на слова Иисуса нам не показана. Судя по происходящему сразу за этими словами, саддукеи еще некоторое время стояли рядом, но не могли ничего возразить.

Месть авторитетной делегации: 6 комментариев

  1. На счёт безбрачия на Небе прочитал однажды мысль:»но будут, как Ангелы на небесах.» значит не бесполые ,а послушные Богу и свободные от всевозможных вожделений …как Ангелы на небесах.

  2. А ещё место .. Встань спящий воскресни из мертвых и осветит тебя Христос..-наталкивает на некоторые интересные размышления..например что мы уже воскресли,но если не спим….что же и как это?-вот интересно..ну и не все так просто как мы знаем..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.