Итак, Иисус начал вести себя политически агрессивно. До сих пор за Ним такого не наблюдалось. Вот Он защищает политические лозунги слепого Вартимея, затем отбирает ослика, на котором и въезжает в Иерусалим подобно земным царям. Он осматривает город. И это не турист! Он осматривает его как царь. Он проклинает даже смоковницу за то, что та вовремя не «прогнулась». А между тем он входит в Храм, где ведет себя исключительно как Тот, кто имеет право делать что угодно.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали [это] книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
(Мар.11:15-19)
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; [тогда] и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
(Мар.11:27-33)
Кто-то скажет, что и в начале Своего служения Иисус входил в храм и делал то же самое. Действительно, есть такой взгляд, который пытается примирить некоторое кажущееся противоречие в хронологии событий в разных Евангелиях. Но, на самом деле, нельзя к Евангелию подходить как к источнику точной хронологии. Потому как Евангелие, в первую очередь не история Иисуса, а учение Царствия Божьего. То есть евангелисты передают события так, чтобы через них открыть суть учения Христова, а не для того, чтобы в точности передать последовательность событий.
Кроме того, мы в самом начале договорились, что, читая Евангелие от Марка, мы соглашаемся, что читаем его как новообращенные язычники. То есть, мы делаем вид, что никаких других Евангелий еще не написано. Мы не знакомы с еврейскими традициями. Все, что мы знаем, это некое событие, благодаря которому мы признали Иисуса Богом, после которого нам вручили текст Евангелия от Марка, объясняющий суть. То есть мы ставим себя на место тех язычников, для которых писал свое Евангелие Марк. Ведь, раз он писал для них, то они и должны лучше всего понять написанное. Потому что, пытаясь уразуметь текст как современный человек, мы лишь удаляемся от адресата.
Таким образом, мы забываем о том, что у нас есть какие-либо послания или иные Евангелия. Все, что у нас есть – Евангелие от Марка. Все. И вот Марк нам сообщает, что данное событие произошло именно в то время, о котором мы говорим. Т.е. когда Иисус занял «агрессивную» позицию. И вот в этом настрое Иисус входит в Храм, где начинает свою «зачистку».
Все поведение Иисуса говорит: «Я здесь Хозяин, а вы все воры!». Итак, атаке подверглись все, кто продавал и кто покупал. Не тронутыми остались только те, кто пришел в Храм молиться. Мало того, Он даже запрещал что-либо пронести через Храм.
Вот как вы себе это представляете? Вот как нужно действовать, чтобы, например, из соседнего с вами православного или какого-то еще храма выгнать всех, кто что-либо продает? А теперь сравните образ Христа, который мы привыкли себе рисовать, с тем Иисусом, который выгоняет людей. А ведь Бог есть любовь.
Я помню, как некоторые проповедники, стараясь убедить слушающих, что Иисус против «насилия» в любом виде, настаивали на следующей формуле: «Иисус сплел плеть, но никого не ударил». Пытаясь таким образом оправдать свое учение, такие проповедники делают Иисуса непоследовательным, современным человеком, который сам не знает, что делает, делает массу лишних действий, ничем не оправданных. По мне, это еще хуже. Но, оставим их и пойдем дальше.
А теперь обратим внимание на начало 17-го стиха «И учил их…». Кого это «их»? Если читаем внимательно, то понимаем, Он учил тех, кого выгонял и кому запрещал. И здесь мы вдруг обнаруживаем совсем не то, что обычно понимаем под словом «учил». Одно дело учить тех, кто пришел послушать Иисуса, и другое дело учить кого-то в то время, когда их выгоняешь.
И вот как я вижу эту картину. Иисус, прикладывая все возможные методы для изгнания торгующих и покупающих из храма, кричит им «поучение» вдогонку, пиная их всем, чем можно, и выталкивая вон. Теперь, внимание! Он один смог справиться со всеми. Как такое возможно?!
Я еще раз предлагаю вам представить картину. Например, в Храм Христа в Москве заходит некто и не имея ни автомата, ни пистолета, выгоняет всех (!) торгующих и продающих вон. То есть всех тех бабушек, кто торгует свечками, лампадками и иконками. И всех, кто стоял в очереди за всем этим добром. И ему это удается! Вы можете себе это представить? Я нет.
Почему? Во-первых, там есть прихожане, среди которых есть немалые молодцы. Во-вторых, там есть сторожа. В-третьих, сами батюшки зачастую не из робкого десятка. И, наконец, наши бабушки всем им дадут фору. Как сказал один проповедник: «Наши овцы любого волка загрызут».
Кто-то может сказать, что, нынче другое время. Там были другие люди. Дорогие мои, не надо сказок. Это сегодня много хилых и сирых в храмах. А тогда почти все были воинами. Если кто-то думает, что евреи маленькие да хиленькие, то вспомните Давида, который, как написано, был ниже своих братьев. Однако этот небольшого рода молодец с рыжими волосами (именно рыжими, а не белыми) «гонялся за львами и раздирал им пасть, освобождая своих овец». Кто из нас сегодня способен на такие «догонялки»? Вспомните какие войны, какие сражения выдерживали евреи того времени и у вас исчезнут всякие иллюзии о силе тех ребят. В храме же, в отличии от нашего времени, больше всего и чаще всего можно было увидеть не женщин, как в современных храмах, а именно мужчин. И все они сильные воины. Продающие и покупающие из той же категории.
И вот, Иисус без меча, без пращи, без копья, без брони, если учесть другие Евангелия, держа в руках лишь плетку, справился со всеми! Никто не противостал Ему. Никто не возмутился. Любопытное замечание.
Вот еще одна мысль, прежде чем мы продолжим. Многие говорят, что Иисус ходил где-то, ходил, потом «бац», заходит в Храм и приходит в ужас от увиденного. И тут Он выходит из Себя и начинает разгон. Увы, это фантастика. Мы совсем недавно читали, что Иисус, только «вчера», то есть днем ранее, приходил в Храм и осматривал его.
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
(Мар.11:11)
Но в тот день Он ничего не предпринял! Не возмутился, не высказал ни единого слова замечания. Что, может быть там не было продающих и покупающих? Видимо у них был выходной? Я не вижу здесь указаний на это, а вы?
Совершенно очевидно, что акция с изгнанием из Храма была продуманной и тщательно подготовленной. Она была частью Его плана. В один день Он зашел, разведал, осмотрел, распланировал, во второй предпринял действия. Прям «Пришел, увидел, победил». Это еще раз показывает нам, что такое агрессивное поведение было запланировано и хорошо продумано.
Что сказали бы мы, если бы увидели христианина, действующего таким образом? Мы бы отозвали его в сторону и процетировали ему Писание:
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
(Еф.6:12)
Но, разве Иисус не знает этих слов? А, да, конечно, это же Павел написал через несколько десятков лет после событий. Видимо Павел ошибся. Потому что Иисус с полно очевидностью выгоняет не духов, а людей, т.е. «плоть и кровь». Однако, забегая вперед, скажу. У меня нет сомнений в том, что Павел не ошибся и написал верно про «плоть и кровь». Но у нас есть свои «священные коровы», которые в чем-то нас сильно тормозят.
Повторюсь, весь этот период, начиная со встречи с Вартимеем, обозначен агрессией явной, на первый взгляд человеческой, плотской. Он поддерживает политические высказывания Вартимея, он командует ослом, как земной начальник, въезжает в город как земной царь, инспектирует город и храм, как земной властилин и, наконец, наводит порядок, как земной хозяин. И все Ему удается. Никто не восстал, никто не сопротивлялся, все повиновались, даже власть имеющие.
Марк объясняет нам такое поведение следующими словами: «…ибо боялись Его…». Во как! Люди, наделенные властью, обладающие огромными возможностями, боятся Иисуса. И вот почему:
18 … ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
(Мар.11:18)
Согласитесь, немного странная причина. Но давайте немного внимательнее рассмотрим текст. Здесь есть слово «удивлялся». Это форма глагола «гекплЭссомай», которое в свою очередь, происходит от «гекплЭссо». И это слово не говорит об «удивлении» в мирном, добром ключе. Это слово говорит об «испуге», «устрашении», «поражении». Одно из значений этого слова – выгонять, сталкивать (с дороги). И вот, мы получаем следующий текст.
18 … ибо боялись Его, потому что весь народ был испуган (поражен, устрашен) Его учением.
И вот какая картина тут рисуется. Священники боялись Иисуса, потому что весь народ Его боялся. Но, почему весь народ боялся Иисуса? И вновь странный текст. Весь народ был напуган Его учением. И вот, чего мы здесь не понимаем. Мы привыкли, что слово «учение» или «учил» связано с наставлениями учеников, тех, кто слушает, внимает. Но стихом выше, прямо в начале 17-го стиха мы читаем, что Иисус «учил». И, как мы уже поняли, учил он, догоняя пинками тех, кого выгонял. Именно этого учения боялся весь народ.
Внимание. Весь народ, который драпал от Иисуса боялся именно «учения». Давайте выражусь яснее. Дети озорники сильно остерегаются услышать в свой адрес от отца: «Вот погоди, я научу тебя родину любить». Вот здесь слово «научу» звучит точно так же, как в устах Марка, который описывает происходящее в храме. Иисус учил народ «не гадить». Он тыкал народ «мордой в миску» как котят. Вот, как нужно в этом отдельно взятом месте понимать слово «учил» и «учение». Если кого интересует, то в греческом тексте, это слово «дидахе».
Итак, священники боялись Иисуса, потому что Его боялись все. А чего такого страшного в Его учении? Неужели пинки и плетка? Если бы это было страшно, то Марк так бы и написал. Но Марк не упоминает о плети, как Иоанн (Иоанн 2:15). Однако, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, выгнать народ без приложения силы невозможно.
Итак, в «учение» Иисуса входили две вещи. Первое – прилагаемые Иисусом силы (Марком не указаны, но предполагаемые). Второе – слова, которые Иисус говорил. Теперь идем к словам Иисуса.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
(Мар.11:17)
Чего же такого особенного говорит здесь Иисус? Я не буду сейчас внимательно рассматривать книгу Исайи, откуда взята эта фраза, потому что, как мы помним, это евангелие нацелено на бывших язычников, которые совсем не обязаны знать тексты Ветхого Завета. Иначе говоря, смысл должен быть ясен прямо из слов, приведенных Марком. Конечно, Марк сообщает нам, что это цитата: «…не написано ли…». Но это указание для язычника может значить лишь одно. С этой цитатой слышавшие в то время Иисуса люди должны быть знакомы. Раз Иисус спрашивал: «Не написано ли?». Значит, Он намекал на что-то знакомое.
Однако весь смысл в следующем:
а. Дом Бога должен быть домом молитвы для всех народов.
Б. Слышавшие Иисуса превратили его в разбойничью пещеру (вертеп).
Вот как мы обычно понимаем первое. Божий дом предназначен для того, чтобы люди из всех народов приходили в него молить Бога о чем-либо. Именно такой перевод нам предлагают и переводчики Исайи и переводчики текстов Марка. Но, мы забываем, что Евангелие от Марка не предназначено для теологов. Марк не писал его для искушенных религиозников. Он не адресовал его евреям, по уши погрязшим в своих убеждениях. Он писал этот текст греко-говорящим людям, никаким боком не пересекавшимся с иудейской теологией. А христианской тогда еще не было.
Слово «молитвы» нам уже знакомо. Мы подробно его рассматривали совсем недавно в статье о смоковнице. Да да, это в точности то же самое слово. Вообще в Новом завете много разных слов, которые переведены словом «молитва» и «молиться». Но конкретно это слово мы рассматривали и поняли, что оно никакого отношения к «просьбам», «прошениям», «молениям», «уговорам» и прочему не имеет. Это слово означает «декларацию», «приказ», «указ», «указание», «просьбу высшего к низшему».
И вот, где нас «клинит». Мы постоянно думаем, что этот «Его Дом» предназначен для нас. Почему? Потому что написано: «…для всех народов». Но вот чего мы не замечаем. Это не Дом для всех народов, а «наречется для всех народов». Посмотрите внимательно. Этот Дом должен стать известным всем народам (наречется), как Дом молитвы. А теперь заменим слово «молитва», на более понятное для нас значение, которое ближе к тексту. Этот Дом будет известен (наречется) всем народам как Дом указов. Это небесный Кремль, небесный Белый Дом. Это даже не парламент. Это Дом Божьего управления. Здесь наш небесный Президент объявляет свои указы для всех народов. Точнее, должен был объявлять.
Исключает ли это возможность приходить к Нему с просьбами? Нет, конечно. Однако главная цель этого Дома, не «принятие просителей», а издание указов для всех народов. И, как это ни странно, для древнего грека именно это было совершенно ясно. Так как это его слово, говорящее об указах, а не наше, о прошении.
Итак, спасибо Марку, который использовал здесь именно такое слово, которое не допускает других пониманий. По всей видимости, евреи так же понимали слова Прогоняющего их Царя.
Итак, с одной стороны Иисус крайне агрессивен, Он дерется, толкается, кричит. Кроме того, он сопровождает все это словами из Писания, известного каждому еврею того времени. И, видимо, в то время евреи несколько иначе, чем сегодня понимали эти слова. И, еще одно. Иисус, это тот, кого встречали как нового Царя Иудеи. Все это в купе могло сильно напугать простых ребят. А священников уже напугало то, что Его боятся все вокруг.
Что же означает «вертеп разбойников»? Давайте порассуждаем. Разбойник, это не только тот, кто грабит. Это еще и тот, кто за определенную мзду НЕ грабит, и даже защищает. Чтобы получить такую «защиту» простой народ идет к «разбойнику» и несет ему дар. И разбойник оценивает его, решает судьбу просящего.
Во что превратился Храм? Благодаря продающим и покупающим он превратился в место, куда люди приходят с подобными просьбами. Чтобы Бог не наказал, защитил и т.д. Что для этого нужно? Для этого нужна мзда! И чем лучше приношение, тем лучше для просящего. Вы скажете, а разве сегодня не так в некоторых «храмах»? В этом вопросе и кроется весь ответ. Президентский дворец Небесного Правителя превратили в торговлю «спасением», «прощением», «милостью». Вот это и называется «вертеп разбойников».
На следующий день
Я не буду подробно рассматривать весь разговор Иисуса со священниками. Меня интересует лишь одно.
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
(Мар.11:27,28)
Итак. Днем раньше Иисус произвел «зачистку» Храма. Никто не воспротивился. Все боялись. Простые ребята, боялись его учения, т.е. его агрессии, его действий, его положения (встречали как царя) и его обличающей цитаты из Исайи. Все это называется «учением». В тот день к Иисусу не подошли даже священники. Иисус совершенно свободно ходил по Храму и к вечеру спокойно покинул город.
Вопросы появились лишь на следующий день. И, обратите внимание на то, что к Иисусу подошли не только священники, но и «группа поддержки». Даже уточню. Подошли не просто священники, а ПЕРВОсвященники. Иными словами к Иисусу подошли самые авторитетные люди Израиля. Такая делегация может быть только к высоко поставленному человеку. И вот их вопросы: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?».
Этот текст так же требует рассмотрения. Я немного расшифрую вопрос. Первый – вопрос положения. Они фактически спрашивают, какой Иисус занимает пост. Второй, более понятный, кто Ему дал это положение. Другими словами, глядя на поступки Иисуса они были абсолютно уверены, что Учитель получил от кого-то очень высокие полномочия. И они пришли к нему не как «искусители», а как потенциальные просители. Однако, если Иисус не подтвердит своих полномочий, то они получат право Его схватить и убить.
Итак, вся эта история может говорить о многом. Но я вижу здесь главное. Власть Иисуса распространяется гораздо дальше религиозных действий. И если бы Иисус захотел, Он без труда занял бы любое место в любом правительстве. Но, как я говорил ранее, это все унизительно для Царя Неба. Однако Он показал, что это более чем возможно. Чем утер нос дьяволу, который заносчиво предлагал Ему «всякую власть на земле».
Кроме того, Учитель дал понять, что никакая власть на земле не способна противостоять Его власти. И, наконец, Его власть, это власть Отца, Дом Которого изначально должен был стать Домом Божьих указов.
И вот еще одно. Религия очень хочет показать нам, что христиане должны быть заперты в рамки «христианской морали» и не показывать оттуда носа. Иисус же показал, что настоящий христианин не просто больше нее, но даже больше любых иных рамок. Христианин даже больше простого исполнителя воли Бога. Он на земле «Его заместитель». Бог на шестой день успокоился не для того, чтобы постоянно заниматься Землей. Он успокоился, потому что доверил Землю человеку.
Возможно,в первый день Иисус не застал «часа пик» торговли ,всё уже клонилось к завершению,а вот на следующий день — явился в самый разгар,когда там были наиболее активные завсегдатаи.
Все возможно. Я увидел так. Но… он и до этого бывал в храме…
«Но в тот день Он ничего не предпринял! Не возмутился, не высказал ни единого слова замечания. Что, может быть там не было продающих и покупающих? Видимо у них был выходной? Я не вижу здесь указаний на это, а вы?»
А я вижу: «время уже было позднее».
И что? Магазины закрылись?
Могу заблуждаться в режиме работы храма, но основываюсь на следующей логике. Иисус с учениками «осмотрел всё», но даже не успел помолиться, т.к. «время уже было позднее». Исходя из этого,у меня создалось впечатление, что людей в храме уже не было. А торговцы торгуют только когда есть люди, магазины во внешнем дворе второго храма были не предусмотрены, торговцы — это лоточники.
Видишь, как можно по разному видеть одно и то же. Я же вижу, что он вышел из города, когда настало позднее время. То есть, до этого, Он спокойно ходил по городу и Храму, когда время еще не было поздним. А про «помолиться» там вообще ничего нет.