Провал апостолов

думаюИстория, которую мы сейчас рассмотрим, замечательна на столько, что все апостолы «одинаковых» Евангелий решили на него указать. Почему? Видимо потому, что это единственный случай, когда у апостолов не получилось изгнать беса. Эта история, во всех синоптических Евангелиях начинается сразу после спуска Иисуса с Петром, Иаковом и Иоанном с горы.

Мы знаем, что Иисус только что был на горе, где преобразился и явил Свою царственность троим последователям. Там Бог лишил власти главных властителей Иудеи (Илию и Моисея), переложив всю власть на Иисуса. Божьи слова «Его слушайте» однозначно говорят, кому теперь нужно повиноваться. То есть, с момента сказанного ни Моисей ни Илия не имеют власти.

Зачем я так подробно это объясняю. Дело в том, что на горе произошло что-то очень знакомое.  Сейчас я говорю не как язычник, читающий первый раз, а как человек, немного знакомый с Писанием. Мы все знаем, что, приблизительно, полторы тысячи лет назад Моисей встретился с Богом на горе Синай. Там он получил скрижали с законом, указания по постройке скинии и богослужебные правила.  После встречи с Богом его лицо сияло так, что ему пришлось прикрыть лицо покрывалом.

Теперь Иисус и ученики находятся на горе. Сияет одежда Иисуса. Ученики получают «Закон». Слушаться Иисуса. Здесь Иисус представлен нам вместо скрижалей. До этого властвовали скрижали Моисея, теперь воля Иисуса. В то время Моисей, спустившись с горы, увидел народ, который плясал вокруг идола. Теперь ученики, спустившись с Иисусом со своей горы, увидели народ, прыгающий вокруг религии.

Объясню, что я имею в виду. Иисус недавно заявил своим последователям, чтобы они остерегались фарисейской закваски. То есть не становились на них похожими. Они свою жизнь строят на своем учении, косвенным основанием которого является Писание. Но, как мы видели только что, в предыдущей статье, все их учение никуда не годится. Так как они оказались слепы перед реальностью. Они не заметили исполнения пророчества. И вот, эти ребята, я имею в виду фарисеев и т.д., о чем-то спорят с учениками. Дело даже не в том, что фарисеи спорят с ними, а в том, что ученики опустились до того, что пытаются воевать на «их территории». То есть, апостолы оседлали те же религиозные методы и пытаются доказывать правоту не Божьей мудростью и не Его силой и властью, а человеческим умом. Фактически, ученики, как и древние евреи, оказались прыгающими вокруг своего тельца.

И, как в древности Моисей отделил «своих» от «чужих», так и теперь Иисус встает между Своими и чужими, лицом к врагам. Марк не поясняет подробностей спора. Однако из написанного видно, что спор разгорелся вокруг исцеления мальчика.

По всей видимости фарисеи старались доказать ученикам, почему они не могут исцелить. И, как положено, доказывали это Писанием. А если учесть их ненависть к Иисусу, они вложили в свои доказательства много желчи.  Указывая при каждом случае на что-то несвятое или недостойное как в учениках,  так и в Учителе. Вероятнее всего ученики в этом споре проигрывали.  У меня нет никаких в этом сомнений. Ученики не имели какого-то опыта в изысканной риторике. Их знания Писаний, хоть и были высокими, благодаря той системе образования, все же, фарисеи разбирались в Них гораздо лучше.

Что же делает Иисус? Но, давайте, наконец-то прочтем этот отрывок.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
(Мар.9:14-29)

Итак, Иисус видит спор книжников с учениками. Он спрашивает у этих книжников о предмете спора. И в нашем переводе сказано, что один из народа (!) отвечает. Когда я читаю «из народа», я автоматически отстраняю этого человека от книжников. Может вы делаете иначе, не знаю. Но в греческом тексте не совсем так. Если для меня народ – это простые люди, то книжники, это не народ, это некая элита. Так вот, в греческом тексте то слово, которое в синодальном переводе указали как «из народа», означает не совсем то, что мы под этим словом понимаем. А именно скопление людей, не важно, какого положения.

Так вот, Иисус видит спор книжников с учениками. Он спрашивает книжников и вот из толпы, вероятно тех, у кого Иисус спрашивает, слышит ответ. Иначе говоря, папа несчастного стоит среди книжников. И этих книжников много, т.е. не один и не два. Если быть точнее их «группа» или «некое собрание». Вот среди этого «собрания» книжников и находился отец мальчика. Становится понятно, почему тут оказалось много «элиты».

Любой книжник становится покладистее, когда встает вопрос о спасении его ребенка.  Но по закону религии, тут же рядом с ним оказываются его ближние, которые всячески стараются его оградить от падения. Так и в этой ситуации, несчастный отец, несмотря на все свои представления о Писании и Боге, несмотря на все постановления «верховного совета», обращается к ученикам Иисуса, которые в это время оказываются поблизости. Все его друзья начинают массированную атаку на его сознание. Они начинают его вразумлять, убеждать в чем-то, лишь бы тот не делал такого опрометчивого хода. И, все же, он приходит к апостолам. И они не смогли ему помочь.

Такое событие дает еще больше козырей «друзьям» несчастного отца. Но он не успокаивается и идет прямо к Учителю. В это время фарисеи прилагают все усилия, чтобы с одной стороны остановить отца, с другой отогнать от него апостолов.  Думаю ребятам пришлось тяжело. И они, конечно же, струхнули немного.

И вот Иисус видит этого несчастного. Что же Он делает? А делает Он то, что никогда еще не делал. Он начинает выяснять подробности.  Зачем? И тут приобретает одно из своих оснований учение о консультировании. Некоторые так и учат, что Иисус, чтобы понять, что помешало ученикам, выясняет обстоятельства болезни. Но опомнитесь! Иисус никогда этого не делал раньше и не делал потом. В чем же причина его расспросов?

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
(Мар.9:17-22)

Чтобы понять, зачем Иисус все выспрашивает, вспомним предысторию еще раз. Иисус спускается с горы. Он видит спор учеников с книжниками. То есть ученики пытаются что-то доказать интеллектуальными методами. Они используют знания Писаний. Все это в корне не верно. Что делает Иисус? Он выслушивает папу несчастного и еще задает вопрос: «Как давно?».  Он не спросил, как это часто делаем мы, с чего началось. Он спросил: «Как давно?».  Что это даст Иисусу? Совершенно ничего. Но это даст ученикам.

Что видят ученики? Они видят ужасную картину. Ребенок мучается с самого детства – раз. Книжники убеждают в чем-то – два. И попытка учеников не увенчалась успехом, т.е. этот демон не отреагировал на указания учеников.  То же самое, только с другой стороны, видят книжники. Что они думают об этом, нам не ведомо.  На лицо специально разыгранная «интрига». Иисус не собирается интеллектом подавлять книжников. Это же книжники! Марк не зря указал на это слово «книжники». Ведь он мог сказать подобно Луке или Матфею, не указывая на спор, что подошел какой-то человек. Без всяких там книжников. Но Марк посчитал важным раскрытие этого факта. Если учесть, что книжником может быть и фарисей, и Саддукей, потому что «книжник», это человек преподающий Писание. И фарисей, и саддукей может преподавать Священные тексты. То указание на книжника, это указание на специфику человека. То есть, это человек, не просто хорошо знающий Писания, но и обучающий Ему других.

Итак, перед Иисусом грамотеи. Ученики пытались спорить с ними, используя свою грамотность. Это явный промах. Иисус делает иначе. Сначала он усугубляет картину. Он не спешит исцелять больного. Он показывает, насколько ужасна болезнь.  Она с детства. Он дает время и книжникам и ученикам убедиться в тяжести страдания, в силе беса и т.д. А потом просто приказывает и бес уходит. Все! Занавес!

Пророк Илия, о котором мы недавно говорили, использовал тот же прием, когда просил налить много воды на жертвенник, а перед этим делал ехидные выкрики в сторону языческих пророков. Так может поступать только человек прекрасно знающий, что произойдет.  Этим Иисус поражал две цели. Первое – затыкал рот книжникам, второе – вразумлял учеников. Если бы ученики все сделали без него, не было бы даже спора. Но, даже проиграв, они должны были поступить, как поступал Иисус. Оставить без ответа и уйти. Почему? Потому что у христиан единственное доказательство правоты – это действие Царствия Божьего. Все остальное – это оружие книжников, т.е. врагов Христа.  Доказательства же даются лишь тем, кто действительно желает понять и следовать.

5 чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе (дунамис) Божией.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
(1Кор.2:5-8)

И вот что увидели и книжники и апостолы. Власть Христа такова, что беса «закалбасило» как только он увидел Христа.

20 И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
(Мар.9:20)

Вы, надеюсь, уже знаете, что означают квадратные скобки? В Новом Завете они означают то, что заключенный в них текст встречается далеко не во всех копиях. И переводчики оставили его, полагая, что он не влияет на смысл текста. Почему? Так решили переводчики. Но причем тут ребенок? Ребенок не знает Иисуса. Его знают бесы!

Далее, в этом тексте нет запятой, между «Его» и «дух сотряс». Вот как этот текст звучит в греческом тексте:

20 … И увидевший Его этот дух тотчас растерзал его, и упав на землю катался испуская пену.
(Мар.9:20б)

Марк не забыл слово «бесноватый», он вообще не собирался там его ставить. Он с самого начала говорил о духе, а не о ребенке. Итак, бес увидев Иисуса понял, что пришел его конец, и тут же проявился.

Итак, Иисус показывает ученикам, как надо доказывать правоту. Все остальное пусть делают люди, у которых нет Царствия Божьего.  Пусть они мудрствуют, пусть спорят сколько угодно, пусть остаются без благодати. Наше дело – Царство Божье. Мы Его не доказываем в спорах, мы Его являем в деле. Других инструментов нам Иисус не давал. Но на практике мы видим совсем обратное. Во всех церквях звучит слово, но не видно реальности. Все деноминации доказывают свою правоту исключительно методами книжников. А это именно та тактика, которую Иисус ненавидит. Потому что именно этими методами останавливалась Его благодать и доказывалась Его вина. У нас же все вверх ногами. Мы главным сделали слово, а желание являть ЦБ, у нас уже не в почете, это у нас называется «погоней за чудесами». И звучит это последнее с таким пренебрежением, будто человек, сказавший это, испачкался в чем-то очень грязном. Но это единственный инструмент, позволенный к использованию Иисусом. Все остальное от лукавого.

Но здесь я остановиться не могу, так как история закончилась немного позже.  Прежде чем исцелить несчастного у Иисуса с отцом произошел небольшой разговор. Суть которого сводится к одному важному замечанию.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
(Мар.9:23)

Вот это ключевое замечание на всю жизнь любому человеку.  Тут правда есть одна сложность. Выражение «если сколько-нибудь можешь веровать» на самом деле гораздо короче. В греческом она звучит просто «если можешь». И эта фраза, это повтор либо насмешливый либо презрительный, слов отца: «.., если что можешь, сжалься над нами и помоги нам».

Иисус, как бы, вторит отцу «если что можешь» и тут же опровергает его слова другими словами: «…все возможно верующему».  Почему я акцентировал на этом свое внимание? Потому, что читая текст синодального перевода, нам может показаться, что для «всемогущества» нужно верить хоть как, хоть сколько-нибудь. Но греческий текст не дает нам права так толковать писание. Речь не о том, что верить достаточно хотя бы немного. Нет! Речь идет о полноценной вере, без пренебрежения. Раздражение же Иисуса вызывает фраза: «если что можешь».  Однако обратите внимание, что слова о вере сказаны здесь не ученикам, а папе книжнику. А что же он, по версии Марка говорит ученикам? И тут для многих сюрприз.

28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
(Мар.9:28,29)

Сразу должен сказать, что фраза «и поста» — поздняя добавка. Ее вначале в тексте не было. То есть, это «помощь» переписчиков. Второе, это «молитва» о ней надо сказать поподробнее.

Речь в данном тексте идет о греческом слове προσευχη.  Оно состоит из двух частей: προσ и ευχομαι. Первое (προσ) означает направление, пребывание у чего-либо, прибавление.  Второе (ευχομαι) означает громкое и уверенное высказывание, хваление, просьбу, обещание, желание. Вот из этих двух частей состоит слово, которое мы переводим как молитва.

Надеюсь, вы обратили внимание на «громкое высказывание».  То есть, по своей природе, это слово не говорит о чем-то тихом. Речь идет, наоборот, о чем-то громком. Это слово апостолы использовали в качестве перевода еврейского слова «молитва». И это слово часто используется в псалмах в значении песнопения Богу. То есть, молитва это нечто не совсем интимное. И здесь есть что-то не совсем внятное, потому как Иисус учит уходу от «показухи».  Подозреваю, что дело не в «громкости» как таковой, а в тоне, нажиме, и прочем. Вот, например место Писания, которое дает некоторый намек на смысл этого слова.

22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
(Матф.21:22)

В греческом тексте слово, переведенное как «попросите» имеет несколько иную окраску. И это оказывается важным в общем прочтении. Если проигнорировать переводы, предлагаемые нам Мистером Стронгом, а опереться только на использование этого слова древними греками, то получим следующую совокупность значений:

  • Мед. — Просить, требовать, добиваться –  Геродот, Эсхил, Фукидид, Ксенофонт, Платон, Феокрит, Гомер (просить разрешения уйти), Софокл (просить кого-либо о снисхождении), Эврипид (женихи греческой земли к ней сватались впервые), Платон (спрошенный об одном, ты предлагаешь многое), Лисий (просить за кого-либо);
  • Мед. – просить (брать, получать) взаймы – Лисий (он пользовался медной посудой, которую взял взаймы), Лисий (взятые на прокат лошади);
  • Филос. – выставлять логическое требование, постулировать – Аристотель, Секст.

Как видно из приведенных значений, понимание «просьбы» есть только при медиальном  залоге (Мед.). Но данное слово здесь не стоит в медиальном залоге (когда объект действия оказывается не значительным, а все действие сосредоточено на субъекте). Таким образом, остается только «требование» или «постулирование».

Еще интереснее оказывается пояснение того же мистера Стронга. Он заявляет, что это слово  (154) является синонимом «эротао» — спрашивающий. Это слово говорит о прошении или требовании высшего к низшему или равному ему.

Таким образом, слово «попросите» в вышеприведенном тексте не значит прошение низшего у высшего, но прошение того, кто либо выше, либо равен тому, у кого просит. Еще более понятно станет, если мы вспомним, что именно комментирует этот текст. Давайте приведем предыдущие слова Иисуса.

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
(Матф.21:21,22)

Смотрите, речь идет не о прошении у горы, чтобы она соблаговолила и, снизойдя к просящему, сдвинулась. Речь идет о приказе горе, которая ниже по положению. Она должна повиноваться. И это действие Иисус называет вот этим самым словом «молитва».  22-й стих, видимо, правильнее было бы перевести как-то так:

22 и все, чего не потребуете в  этом (таком)  повелении с верою, получите.
(Матф.21:22)

Сложно найти однозначное значение для рассматриваемого нами слова. Но, пока я остановился на значении «повеление» или «просьба царя у подчиненного», можно и как «просьба без права отказа».  Можно так же предложить такое значение – настойчивая (ультимативная) просьба. То есть просьба, которой невозможно оказать. Так просят те, кто не привык слышать отказ. Это просьба удава к цыплёнку.  Любопытно, что Иисус не использовал здесь слово «приказ», а именно такое странное слово, указывающее не просто на команду, а на Царственность, преобладание, позволяющее не кричать, не командовать, а даже попросить. Этакая изощренная просьба хозяина, держащего в руках пулемет к воришкам: «Пожалуйста, не будете ли так добры, покинуть мой дом. Спасибо». В следующий миг дом будет пуст, и если кого-то из воришек не хватит инфаркт, этот день будет считаться счастливым.

В чем же была вина учеников? Если читать Матфея, то там сказано, что их вина была в отсутствии веры. Но Марк не считает важным заострять внимание на вере. Почему? Потому что кроме веры есть еще кое-что. И это Марк считает важнее веры. А именно Царство, звучащее даже в интонациях. Но для такого звука, это Царство нужно иметь.  Апостолы же не имели Царства, они лишь пользовались чужим. Иисус на время  передавал им Свою власть раз от разу. Об этом мы читали раньше, здесь не буду углубляться в эту тему. И Сам Иисус поступил точно по Своему слову. Он не молился, как бы мы это поняли из наших переводов, Он повелевал.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
(Мар.9:25)

А благодаря слову, которое Он употребил в объяснении с учениками, можно представить каким тоном были сказаны эти слова.

Провал апостолов: 11 комментариев

  1. Зачем же тогда Иисус обвиняет учеников в неверии, сказава «О род неверный!»? — ведь уже Марк это тоже показывает как и Матфей. Значит у апостолов была на тот момент власть, которую ранее дал им Иисус — просто высвобождение этой власти скорее всего как-то зависит от мышления и уверенности. То есть мало иметь эту власть — нужно научиться её ещё и высвобождать. А высвобождается она только через веру, и этот механимзм нужно изучать. Поэтому не согласен с вами, что у апостолов не было власти на тот момент ( в 6 главе ранее Иисус даёт им власть). Просто видимо, высвободить эту силу помешало неверие — они начали сомневаться — ведь с ними начали спорить религиозники, которые в принципе приводили апостолам неопровержимые доказательства невозможности изгнания беса через места Писания (допустим, это какой-то грех, нужно сделать определённые действия прежде чем бес выйдет и т.д.), плюс они видели страшные судороги мальчика, которые не прекращались. Вот апостолы и начали сомневаться, и сомнение стало больше, чем веры. Это как повозка, с обеих сторон которой стоят лошади — кто кого перетащит. Если лошадей не будет с противоположной стороны повозки — тогда и проблем нет — даже одной лошади хватит, чтобы повозка тронулась. Вот почему Иисус говорит, что веры достаточно с зерно, если мы не будем сомневаться в своём сердце. Поэтому и Слово нам нужно для того, чтобы не вера возрастала, а чтобы сомнения уходили (чтобы у нашей повозки вообще не стояло лошадей с другой стороны).

    • Алексей, боюсь придется уличить 😉 в невнимательности. Я все время говорю, что апостолы получали власть от Иисуса, об этом подробно писал в том месте, где он посылает их. Но я говорю, что ЦБ еще не пришло и они в него еще не вошли, так как это произошло уже после воскресения Иисуса и Его вознесения. Иначе говоря, пока Иисус ходит здесь, они действуют «делегированной» властью, а не «унаследованной», как, в прочем, говорит и Карри Блейк.

    • Второе, я уже обратил внимание на то, что Марк здесь объясняет провал НЕ ВЕРОЙ. У Марка слова о вере относятся только к окружающим, а не к апостолам. Это не значит, что проблем нет в вере, но значит, что Марк определяет наше внимание здесь НЕ НА ВЕРЕ. А ведь мы читаем Марка, а не Матфея. Если же Марк не обращает нашего внимания на веру, значит, Марк хочет что-то другое сказать. Отсюда и вся свистопляска.

      • нет это стих и не новый:
        Писание в сердцах звучит по-разному
        То песнею, то рифмой, то строкой
        И отделяется все чистое от грязного
        Отцовской милосердною рукой.

        Ведь Слово Божье живо, остро, действенно
        И с миром не идет на компромисс,
        Спасая нас юродством благовестия,
        Оно не повторяется на «бис».

        Оно, как семя, сеется с надеждою;
        Оно, как молот, рушащий скалу
        И облекает праведных одеждою –
        В коленопреклоненную хвалу

        Спасителю Христу! Он – Слово Божие,
        Пришед к нам в Иисусе, во плоти,
        Явил Отца, Его любовь хорошую,
        Без устали зовущую прийти,

        Покаяться в грехах, принять спасение,
        Дарованное верой во Христа,
        Принять прощенье, милость, утешение
        И жизнь начать, как с чистого листа!

        15 января 2011 года

        • дык я же помню. Но в ней есть новое «но это звучание мне нравится» 😉

        • в этой фразе нет ритма, сравни
          «но это звучание мне нравится» и
          «но это звучание нравится мне» — чувствуешь разницу? К сожалению, часто в песнях это считают не нужным, главное смысл. Недавно столкнулся с одной известной песней христианской; услышал в ней другой ритм и она просто зазвучала! совершенно по-другому! и главное по смыслу самого текста; и что интересно сразу начали добавляться и новые строчки; но эти «новшества» воспринимаются «в штыки», ну да ладно, наверно это не к месту, если что удали…
          я и в правду после твоих размышлений как-то по другому вижу евангелие и Оно мне нравится все больше и больше, в смысле Царство Божье!

        • Да нет, зачем удалять. Я понимаю, про ритм, и совершенно согласен. А за поддержку еще много раз спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.