Царство Божье в силе

думаюНапомню, что мы прочли недавно. Ситуация вокруг Иисуса накаляется. Его преследуют «умники» и им удается останавливать Его работу. Иисус скрывается, всячески старается остаться незамеченным. Те селения, которые позволили этим «умникам» останавливать дело божье, остаются без Его посещения, т.е. без благодати, что равно проклятию.  И на пути в дальние северные поселения Иисус проявляет гнев сначала в вопросе: «За кого Меня почитают»- затем в наставлении учеников:  «Кто постыдится Меня, того и Я постыжусь». 

И вот, восьмая глава закончилась.  Мы всегда ориентируемся на главы. Если мы хотим прерваться в чтении, мы ориентируемся на завершение главы или абзаца или стиха. И вот мы обнаружили конец главы. Для нас совершенно привычно ставить здесь смысловую точку и делать перерыв. Что я и сделал в прошлый раз. Однако, как все мы знаем, Евангелие, когда писалось Марком, не имело ни номеров стихов, ни самих стихов, ни разбиения на главы. Таким образом, всякий читавший Евангелие от Марка не имел такого ориентира, как «конец главы». Его просто не было. По каким-то причинам, те, кто разбивал позже этот текст на главы, отнес текст, который сегодня нам известен как первый стих девятой главы к девятой главе, отделив ее от восьмой. Сегодня, вряд-ли мы поймем его взгляд, однако, нам всякий раз необходимо удаляться от этого навязчивого разделения.

Итак, уберем разделение на минуту и прочтем восьмую главу вместе с началом девятой как одно целое. И мы увидим, что фраза из первого стиха девятой главы меньше всего подходит к девятой главе в целом, и логичнее было оставить ее в восьмой. О чем я говорю?  Давайте, прочтем.

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
(Мар.8:38 -Мар.9:1)

Обычно толкователи усиленно стараются убедить нас, что речь в первом стихе девятой главы относится к истории, произошедшей на горе преображения, однако, против этого есть несколько возражений. И самое мощное в том, что ученики уже после воскресения Иисуса задают Ему вопрос о Царствии Божьем. А так как со второго стиха девятой главы идет рассказ о горе преображения, то это событие никак не может объяснять «приход ЦБ». Почему? Потому что даже после воскресения Иисуса это событие еще не произошло. Ученики задают по этому поводу вопрос, перед Его вознесением.

Далее, если вспомнить, что мы имеем не только Евангелие от Марка, то мы вспомним и другие указания. Например, Иисус говорит о возможности увидеть ЦБ.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
(Иоан.3:3)

Как видно из текста, чтобы увидеть ЦБ, необходимым условием ставится рождение свыше. Но совершенно очевидно, что апостолы на момент событий на горе преображения никакого такого рождения еще не имели. Почему? Потому что еще «не было на них Духа Святого».

Кроме того, если следовать контексту, то под словом «увидеть» Иисус понимает то же самое, что под словом «войти».  Увидеть ЦБ, значит войти в него. Кроме противоположной ситуации, где конкретно указано, что люди «восплачут», когда увидят, но не войдут. Чтобы увидеть и не войти, рождения уже не нужно. Таким образом, в Иоанна 3:3 говорится о входе, а не просто о наблюдении.

С другой стороны, мы, как будто, не обнаруживаем прямой связи первого стиха девятой с последним стихом восьмой главы. Но это только при первом беглом взгляде. Все меняется, если мы вспоминаем, что у Марка все подчинено жесткой логике учения и ничто не появляется просто так. То, что слова первого стиха не имеют прямого отношения к последующим стихам, мы уже поняли, так как там не идет речь о ЦБ, пришедшем в силе. Значит, эти слова относятся к предыдущим стихам. Вот почему мы и должны прочитать эти два стиха вместе. Читаем:

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
(Мар.8:38 -Мар.9:1)

Итак, в 38-м стихе сказано, что Иисус собирается прийти в славе Отца и в сопровождении Ангелов. При этом, для кого-то это будет замечательным событием. Почему? Потому что Он, Иисус, «не постыдится его». А другим это событие принесет расстройство. Почему? Потому что Он, т.е. Иисус, ПОСТЫДИТСЯ его. Обратите внимание на это слово «постыдится». Понимаете? Речь идет не о расправе, не о наказании, которого должны бояться враги Иисуса. Речь идет он «постыжении». Иисусу будет СТЫДНО, что вы (в случае предательства) Его ученик. А знаете, что это значит?

Возьмем в пример обычных учеников. Есть ученики, которыми учитель гордится, вспоминает его, другим рассказывает, что это его ученик. Учитель доволен, готов о нем трубить на всех углах. А есть ученики, о которых учитель предпочтет умолчать со скорбью. Ученики первой категории увидят своего учителя рядом. Его рука будет на их плечах. Он готов за такого ученика замолвить слово. Он готов такому ученику помочь во всем. Дать любую рекомендацию. Ученик второй категории никогда не увидит учителя в таком положении. Учитель никогда не даст ему хорошей рекомендации и никому не посоветует иметь с ним дело. Такой ученик – это постоянная боль и унижение учителя. Его разочарование и стыд.

До сих пор мы не нашли даже намека на такое отношение Иисуса к кому-то из учеников. И до сих пор,  единственное, что может заставить Иисуса так относиться к ученику, это предательство учеником.  Задумайтесь. Иисус еще ни единого слова не сказал о любви. Он не сказал, что, если ученик не будет любить других, то Он постыдится его. Нет! Он не сказал, что постыдится ученика, если его жизнь будет не достаточно праведной. Нет!  Он не сказал даже, что постыдится ученика, если тот не будет проповедовать. Нет! Ничто не поколеблется в сердце Иисуса, даже если у последователя проблемы с верой. Нет! Нет! И нет!!! Но когда будет трудно, когда имя Иисуса будет в поношении, а ученик откажется, вот что может заставить Иисуса стыдиться такого ученика.

Но, какое отношение все это имеет к первому стиху девятой главы? Самое прямое. Что означает стыд учителя? Это означает, что учитель не встанет (я уже говорил об этом) рядом с учеником и не скажет: «Я доверяю этому ученику всю свою власть. Все, что говорит и делает этот ученик, говорит и делает от Моего имени!». Нет, Он этого не скажет. А что это значит? Это значит, что такой ученик никогда не войдет в Царство Божье. То есть, никогда не обретет Божественную власть, обещанную любящим Его. Вот почему сразу за этим появились следующие слова:

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
(Мар.9:1)

Но текст нужно пересмотреть, потому что он переведен неверно. Почему? Потому что не связывался с предыдущими стихами. Переводчики связывали его неверно с последующим текстом. Отсюда и непонятый смысл. Что же мы читаем в греческом тексте?

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, пока не увидят Царство Божие, пришедшее в силе.
(Мар.9:1)

Вы видите разницу? В первом случае, нам говорят, что ученики не успеют умереть, как увидят приход ЦБ. Во втором случае, что пока не увидят ЦБ, не вкусят смерти. Закавыка так же в словосочетании «вкусят смерти». Здесь может быть два значения. Одно – умереть, другое, пережить что-то смертельно ужасное.  То есть, пока не увидят ЦБ, у них все будет хорошо. Но как только они войдут в ЦБ, у них начнутся большие проблемы, вплоть до смерти физической. Пока они не в ЦБ, они ко многому лояльны и никому не страшны. Но как только войдут в ЦБ, мир вокруг изменится, их поступки гарантированно станут кординальными, жесткими во многом и гарантировано вызовут у некоторых категорий людей лютую ненависть. Они станут опасны для дьявола, и он их не оставит в покое.

Все, что Иисус говорил перед этим о страданиях, все это в первом стихе девятой главе названо «вкушением смерти». Вкусить смерти, значит взять крест свой, значит пострадать, быть отверженным старейшинами, быть убитым, погубить душу ради имени Иисуса. Все это и называется «вкушением смерти». Но пока некоторые из здесь стоящих не войдут в ЦБ, все это им не страшно. Но как только Царство Божье придет к ним, их крест настигнет их.

И еще раз повторю мысль о том, что Приход Иисуса в славе Отца и с Ангелами, это и есть передача Верховной Божьей власти людям, которых Он не постыдится.

И последнее, предвидя вопрос о Петре, который трижды отрекся от Иисуса, должен сказать, что предупреждение Иисуса в восьмой главе – это предупреждение в принципе, утверждение в гневе. Это, своего рода, закон, установленный Иисусом. Однако Петр испытал на себе не закон, а благодать. По слову Иисуса Петр должен был остаться без благословения  и в стыде. Но по милости Иисуса, по Его благодати, Петр получил все вместе с другими апостолами.

Извините, еще одна мысль. Если в синодальном переводе первого стиха нам, как бы, обещается скорый приход ЦБ, то в греческом тексте, приход ЦБ происходит сам собой. И речь не о том, что ЦБ придет скоро, когда еще будут живы апостолы. Речь идет о том, что некоторые из здесь стоящих (все будут в ЦБ) только после входа в ЦБ окажутся перед опасностью встречи со смертью. Не все, а некоторые. Все из здесь стоящих будут в ЦБ, это даже не обсуждается, но некоторые предстанут перед сложным выбором только после прихода ЦБ. Например Петр вкусил смерти до прихода Царства Божьего, а Стефан (один из семи молодых апостолов (про них говорят, что они дьяконы)) вкусит смерти уже после. И вкусит в полной мере.

Вот, все никак не закончу. Надеюсь теперь все, слово «в силе», как мы читали раньше, не имеет прямого отношения к «силе» т.е. энергии. Это греческое слово «дунамей» (производное от «дунамис»). А о нем мы уже много говорили. Это не сила, в обычном понимании, не энергия, не мышцы, не лучи. Это сила власти, владычества, авторитет, сила властного воздействия, потенция, действующая своим существованием. На сегодня достаточно. Благословений.

Один комментарий к “Царство Божье в силе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.