Страдание

думаюНапомню, что мы читаем о событиях, когда страсти вокруг Иисуса накаляются. Его преследуют религиозники. Они успешны в том, чтобы останавливать работу Божью. Они не пускают Иисуса, встречая его на своих духовных «блокпостах».  Настроение, что у Наставника, что у последователей «на нуле». Он оставил без благодати Далмануфу, не дал благословения Вифсаиде и теперь идет на север, в селения Кесарии Филипповой.

По пути он задается вопросом, который озвучивает перед своими учениками. Выяснив, за кого, все-таки, принимают Его простые люди, Он тот же вопрос задал ученикам. И вот Петр заявляет, что для него Иисус – это Мессия. То есть именно Тот, кого ждет весь Израиль. И, следуя своей логике, по которой Он не позволяет никому из тех, кто позволил фарисеям встать на Его пути, являть благодать, Он запрещает кому-либо рассказывать об этом откровении.  Итак, Иисус продолжает лишать людей милости, то есть, являть суд за неверие в Него. Вот самое настоящее наказание за отвержение. И, находясь в Духе Суда Божьего, он начинает открывать ученикам что-то очень важное.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Мар.8:31-38)

Обратите внимание, это конец восьмой главы. До сих пор ничего похожего Иисус не говорил. Судя по всему, ученики с Наставником уже более года, возможно и все два. И за весь этот срок Он ни разу не обмолвился о предстоящих страданиях. Почему? Ведь, если кто-то набирает учеников, то совершенно логично заранее предупредить о трудностях. Но Иисус не торопится говорить им об этом. Вот на что я хочу обратить внимание. Иисус учит ребят Царству Божьему, дает им предварительную практику. У них все получается. И все это дано без жертв. Ученики все получили даром. Они в полном смысле слова уже все (!) получили. Все учение, все наставления, вся практика без каких-либо исключений. За обучение у Царя царей им ничем не пришлось расплачиваться. Он до сих пор ничего с них не требовал. Все давалось открыто и даром.

Кто-то скажет, что они все оставили и пошли за ним. Сегодня эта тема очень популярна. Но давайте скажем честно. Если бы сегодня вам предложили бесплатно получить образование в очень престижном институте без вступительных экзаменов, было бы для нас великой платой приехать в этот институт, подать документы и обучаться там? Мы бы были очень счастливы и всюду рассказывали бы о великой «халяве». Почему? Да потому что для поступления в этот институт масса людей платят бешеные деньги, массу нервов при поступлении и т.д. А вам это дается даром. Это не мы бы платили. Мы бы в такой ситуации были просто халявщиками. И те, кто прошел обычным путем, сильно бы нам завидовал, а кто-то и ненавидел бы нас за это.  Ведь это сильно не справедливо, кто то мучается, собирает деньги, во всем себе отказывает, сидит днями и ночами зубрит предметы, готовится к экзаменам. А мы просто пришли и все, вот такие белые и пушистые.

Но ведь Иисус сделал именно так. Он ничего не взял с учеников. Ничего с них не требовал в течение всего срока и лишь к концу сообщил, что будет «выпускной экзамен». Но, что самое интересное, этот экзамен даже не планировался. Он стал вынужденным. Это не значит, что Бог не догадывался о нем. Он предупреждал об этом через пророков. Однако, если бы все зависело только от Бога, то и этого «экзамена» так же не было. Ведь проблема возникла именно по причине тех обстоятельств, которые сложились вокруг личности Иисуса.

Фарисеи решили убить Его. Что это значит? Это значит, что проблемы будут у каждого, кто как-то был связан с Ним. И каждому придется делать выбор, сохранить верность Учителю, или отказаться. То есть, проблема не в учениках, а в Учителе. Он все дал. Ни в чем не обделил последователей. Все время был с ними и делился всем. Теперь дело за учениками. Или ты друг, или предатель.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
(Мар.8:31,32)

Важно то, что вот этот вынужденный выбор не имеет прямого отношения к Царству Божьему. Этот выбор относится к верности Учителю. Ведь все учение уже (!) дано. И обратно Иисус его (учение) не заберет. Если последователь предаст Его, весь опыт и знание, что он получил от Наставника, останется с ним. Никто не подойдет к нему и не потребует вернуть диплом или плату за обучение в течение этого срока. Все останется в полном владении этим человеком.

Таким образом, учение о страдании, это не «логос», то есть не учение о Царствии. Это учение, если хотите, о дружбе с Богом. Его даже и учением назвать нельзя. Это констатация факта. Он объявляет о конкретном событии, которое ожидает Учителя. И им, ученикам, придется как-то реагировать, на него.

Ученики все видели. Они видели отношение фарисеев к Иисусу. Они видели, как Иисус прятался, как был недоволен, когда Его обнаруживали (помните стоны?). Они видели Его подавленность и понимали, что Он внутренне в гневе на целые селения. Они прекрасно понимали, что вокруг Него сгущаются тучи. Уже нет того победоносного шествия, что был в начале. Иисус уходит все дальше от Его народа. Он не потерял силу, не ослабел. Но гнев Учителя совершенно очевиден.

И слова Иисуса о том, что Его ждет, где-то в глубине души они ждали. И как нормальные люди, всем сердцем жаждали, чтобы этого с Ним не произошло. Ведь ученики еще даже не родились свыше. Они смотрят на Учителя как нормальные земные ученики и друзья. Они любят Его, уважают и очень не хотят потерять. Пока Он с ними, они что-то значат. Пока Он с ними, они могут пользоваться Его именем и видеть великие результаты. Это, несомненно. Но Иисус говорит о Своей гибели!

Любой человек, услышав подобные речи от кого угодно, решил бы, что он пал духом, опустил руки. Это значит, что его нужно поддержать, переубедить, исправить, дать надежду. И вот они слышат это от Иисуса. Что они думают? Правильно. Иисус сдался! Он опустил руки!

Что теперь нужно сделать? И опять правильно. Нужно встряхнуть Иисуса, заставить Его восстать духом. Сказать Ему, что Он не прав! Что все еще получится! Вот это и делает Петр. Он как настоящий друг обращается к Учителю, говоря что-то подобное. Вот это и называется «прекословить».  Он думает, что помогает Наставнику. Он думает, что Его руки ослабли. Он решил, что Иисус плачет, что Он сдался и все Его слова – лишь стон раздавленного обстоятельствами человека. «Еще ничего не потеряно!»- говорит Петр (мое предположение). «Мы еще им покажем! Мы еще посмотрим, кто будет отвержен!» — может не слово в слово, но в том же духе ведет речь Петр.

33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
(Мар.8:33)

А теперь обратите внимание на 33-й стих. Судя по всему, Иисус был чуть впереди апостолов. По всей видимости, весь этот разговор происходил так же в пути, так как, во-первых, Иисус находится спиной к ученикам, во-вторых, прежде было сказано, что все происходило на пути.

Иисус оборачивается. То есть прежде Он был к ним спиной. Все что Он говорил до сих пор, Он говорил, не глядя на последователей. Разумеется, они должны были быть внимательными к Его речи. И вот Петр, вдруг произносит свои «вразумления», чем сильно удивляет Иисуса. Если Наставник до сих пор просто шел вперед, то тут, он обернулся и взглянул на учеников. То есть, Иисус поразился мнению, которое зародилось у Его последователей. Он поразился тому, что они решили, будто бы Иисус опустил руки! Думаю, когда он повернулся к ним, они поперхнулись. Потому что в Его глазах не было ни капли слабости. Его глаза не плакали, наоборот, они были полны решимости. Один Его взгляд уже сказал бы достаточно.  Думаю, у Петра пропал дар речи. Но было уже поздно. На него пролился гнев Наставника.

Он назвал Петра сатаной (буквально противником). Петра, который так старался поддержать Иисуса! Вместо дружеского похлопывания по плечу и благодарности Петр получил оплеуху, да еще какую! И Его объяснение было простое. За что? За то, что Петр поступил как человек, не знающий Бога. Он решил, что Иисус способен падать духом. Что Сын Божий способен сдаться! В этой фразе Петра читалось многое, а главное его НЕВЕРИЕ Иисусу. Далее, прямо из этого неверия вытекает и полное непонимание дел Христа. Потому что вот чего не мог понять Петр, и, думаю, все остальные. Как можно победить, проиграв. Как можно победить смерть, отдав жизнь? Как можно сломать хребет дьяволу, разрешив ему казнить Себя. Ведь единственный способ победить – это победить! Единственный способ победить смерть – это остаться живым! Вот мышление человека. Мышление того, кто не видит дальше своего носа.

И вот тут, обнаружив полное непонимание учеников, Иисус приступает к особым наставлениям, совершенно неожиданным для последователей. Неожиданным и непонятным. Добавлю лишь, что все эти наставления, судя по тому, как Он только что отреагировал на Петра, были в том же состоянии гнева. Это был гнев учителя на учеников, допустивших мысль, что учитель их предал, сдался, опустил руки. Как они вообще могли до такого додуматься! И вот это гневное учение. Полное вопроса : «Да как вы могли?!!!».

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Мар.8:34-38)

Что такое «взять свой крест» знал каждый живущий под властью Рима. Это означало согласие со своим смертным приговором. Рим часто использовал казнь распятия на кресте. Все это видели, все об этом знали. И крест в  то время никогда не был чем-то вроде брелка. Это было проклятие, смерть, слезы, горе, лишение. Теперь, давайте  рассмотрим это подробнее.

Кого Иисус подозвал. Судя по переводу, Он подозвал народ с учениками. Но, извините, неувязочка. Иисус идет в одиночестве, если не считать учеников. То есть, рядом с ним нет никого, кроме апостолов. Другое дело, что их сейчас уже не мало. Речь не идет о «народе» в прямом смысле. Дело в том, что слово, переведенное здесь как «народ» получило такой перевод, основываясь опять же на «Номерах Стронга». А как к ним относиться, мы уже говорили ни один раз. Древние же никогда не использовали это слово как «народ». Как «толпа», да, как «множество», «масса», «чернь», «обозные» или «нестроевые отряды», но не как «народ».  Так что, оставим значение «толпы» или «массы». В результате получаем дословно так: «подозвав толпу с учениками».  Не толпу плюс ученики, а толпу «с учениками». То есть вот толпа с рабочими Второго Механического Завода, а вот толпа с шахтерами шахты номер четыре. А вот толпа с учениками Иисуса. По-русски, конечно, мы так почти не говорим, но смысл такой – «подозвав толпу учеников».  Таким образом, перед Учителем только (!) Его ученики.

«…кто хочет идти за Мною». Здесь в греческом тексте нет слова, означающего просто «шагание».  Здесь есть слово, которое говорит о подражании. Это «следование», «сообразование», «подражание».  Таким образом, фраза приобретает следующее звучание: «… кто хочет подражать Мне».  Итак, Иисус поражен их мнением о Нем. Он останавливается, подзывает к Себе учеников и заявляет им следующее. Еще раз подчеркну, это ученики! Итак, Он говорит ученикам: «Если кто-то из вас, учеников, хочет у Меня чему-то научиться, то…».

Но ведь Иисус уже все преподал. Они уже действовали во власти Иисуса, привыкая к положению Царства Божьего, которое еще не получили. И тут, вдруг, Иисус заявляет, что, оказывается, они еще ничему не научились.  И мало того, он прямо тут говорит им, что теперь они обязаны сделать какой-то выбор. Какой именно еще не понятно. Но факт в том, что этот выбор как-то завязан на страшном слове «крест».

Теперь, давайте порассуждаем. Ученики видели, как ожесточаются враги Иисуса. Как они сжимают вокруг Него кольцо вражды. Как они останавливали Его действие и заставляли Его скрываться. Все это они не только видели, но и сопровождали Его во всех этих случаях. Они ни разу не дали повода Иисусу думать о своей неверности. Они всегда были Ему верны. Но вот что до них не доходило. Они не понимали, что все это грозит не только Учителю, но и им самим. Кольцо фарисеев не только вокруг Иисуса, но и вокруг Его последователей. Останавливали не только Его, но и их самих. Ненависть растет не только к Наставнику, но и ко всем, кто рядом с Ним. И вот сейчас Иисус вдруг объявил об этом. И объявил с величайшим удивлением, что они этого до сих пор не поняли.

Ультимативный тон Учителя показывает неизбежность всего происходящего и Его готовность. Но он такую же готовность ожидает и от последователей. Если они хотят от Него чему-то научиться, то есть подражать Ему, то им придется подражать и в скорби. Если учиться, то учиться всему, иначе ты не ученик. Ты не можешь быть учеником боксера не получая синяки на соревнованиях. Ты не можешь быть учеником резчика по дереву,  не обрезавшись ножом, или не поставив ни одной занозы.  Ты не можешь быть учеником Сына Божьего, не повторив всего, что Он делает.

Теперь, если Иисус говорит, что ему НАДЛЕЖИТ (то есть он обязан через это пройти) пострадать много, значит, это Его путь. И Он обязан через него пройти. А любой отказ от этого пути – предательство. Если Он должен, то последователи где должны быть? Если ты подражаешь Учителю, то где ты должен быть, когда Он страдает? Если мы хотим подражать Ему в победе, то почему не хотим в скорби?

Вот эта скорбь никакого отношения не имеет к тому, что кто-то нас слушает или не слушает. Гонения, это не то, когда тебя воспринимают или нет. Гонения, это когда тебя воспринимают, и еще как воспринимают, но считают врагом! Христова скорбь, это когда дьявол признал тебя опасным и делает все, чтобы заткнуть тебе рот.

Дьяволу не опасны те, кто говорит, но не являет Божьего Царства. Ему опасны те, кто как Христос ходит в полноте власти. Сегодня больше половины планеты Земля – христиане. Значит ли это, что Евангелие достигло до края земли? Нет, не значит. Это лишь значит, что информация о Евангелии прошло по всей земле. Но Евангелие – это не информация. Дьявола не волнует, сколько в мире переводов Библии. Он с удовольствием сам печатает и продает библию. Потому что сегодня она популярна и приносит хороший доход. Его волнуют христиане, вошедшие в Божье Царство, потому что только они могут нанести урон его владению.

Каждый христианин, вошедший в Царство Божье, становится лютым врагом сатаны. Это уже не православный и не католик, не пятидесятник и не баптист, это Сын Божий в полноте Христовой. Над первыми можно смеяться, ими можно пренебрегать, с ними можно спорить. С последними только воевать, и воевать не на жизнь, а на смерть.

И вот на этой волне, в этом настрое Иисус обращается к ученикам с такими заявлениями:

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
(Мар.8:35)

Здесь слово «душа» — это слово со значениями: «дыхание», «сознание», «жизнь», «душа» как внутренняя жизнь. Так что предложение приобретает следующий вид:

35 Ведь, если кто пожелает жизнь свою спасти, тот погубит ее; а если кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия спасет ее.
(Мар.8:35)

Итак. Иисус объявил, что с Ним будет что-то ужасное. Теперь перед учениками выбор. Останутся они верными Ему как Учителю, или отвернутся. Если сохранят верность, то, вероятно их жизнь окажется под угрозой. Но это будет для них благом. Если же кто струсит и откажется от Учителя. Жизнь того будет загублена.

Действительно, что может ожидать предатель? Ведь речь идет не о предательстве простого человека. Речь идет о предательстве Сына Божьего! Что Бог сделает с ним? Помилует ли Он его? И, наоборот, что Бог сделает с тем, кто останется верным Иисусу?

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
(Мар.8:36,37)

Благодаря древнегреческим философам слово «душа» приобрело философское значение. Мы стали воспринимать душу, как составную часть человека, по типу Аристотелевой. Но ведь Евреи не имели ничего общего с философией Аристотеля. И под душой они понимали жизнь, внутренние процессы человека, его переживания, да и саму жизнь как таковую. А еще они понимали слово «душа» как весь человека. Подобие этому есть в русской фразе «в доме нет ни души». О душах ли здесь идет речь? Нет, здесь говорится о людях. То есть, в доме нет ни одного человека. Так и у древних евреев.  Распил человека на три составляющих – это позднее изобретение, не имеющее к Библии ровно никакого отношения. Но это большая и отдельная тема, здесь я не буду углубляться в нее.

Так, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит? То есть можно иметь все, что угодно, и умереть. И что толку, если у тебя есть весь мир, когда сам ты в могиле?

В 37-м стихе так же  есть проблема. Слово, которое переведено как «выкуп», конечно возможно так переводить, однако, это не главное значение, не основное. Основное значение – это «даваемое взамен», или «замена». И текст получается таким – «Ведь что бы человек дал взамен своей жизни?».  Смысл не в том, что бы человек заплатил, чтобы жить, а в том, что человек может оценить вровень со своей жизнью.  То есть, что для человека так же ценно, как его собственная жизнь?  Речь не о Аристотелевой душе, речь о жизни человека. Речь не о загробной жизни, а о жизни здесь, еще на земле. Но жизни не физической, то есть не о жизни, как существовании, а о жизни, как полном букете переживаний. Есть люди, которые говорят: «У меня нет никакой жизни». И они правы, потому что вся их жизнь – это сплошная смерть. А есть люди, которые говорят, моя жизнь замечательна! Тем самым они говорят, что они счастливы и полны жизни.

Так вот, если человек постарается сохранить свою жизнь, читай уважение людей, почет, да и саму жизнь, как существование, то его жизнь, как полнота чувств и смысл этого существования будет полностью уничтожена. Его жизнь превратится в постоянное мучение и невыносимую пустоту без малейшего упоминания благодати и милости. И, наоборот, даже если человек отдаст свою жизнь как существование, то его жизнь как букет счастья, радости, восторга и богатства переживаний сохранится полностью. А если вспомнить о воскресении, то это обещание имеет вдаль идущие перспективы.

Возможно после всех этих фраз ученики не очень поняли о чем речь. Иисус не оставил их в неведении. Он все выше сказанное подчеркнул и пояснил простыми словами:

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Мар.8:38)

Первое, что бросается в глаза, что Иисус, говоря о Себе, заявляет, что Он еще придет «в славе Отца Своего со святыми Ангелами». И это после того, как Он много пострадает и будет убит. Так вот, Иисус заявляет, что если кто-то предаст Учителя, ужасаясь смертью Его, то главное, что произойдет в жизни этого человека, это «полный игнор» во время прихода Иисуса.

А теперь внимание! Приход Иисуса в славе Отца со святыми Ангелами – это приход Царства Божьего. Это тот момент, когда христианин обретет полноту власти Сына. Иначе говоря, когда Иисус в славе Отца и с Ангелами объявит перед всем духовным миром христианина, как своего брата и сына Божьего. И в этот момент вся полнота власти ляжет на плечи этого верующего. Что это значит? Это значит, что ничего невозможного с этого момента для него не будет.

До сих пор, то, что делали ученики, было лишь некоторым подобием. Что делал Иисус? Он объявил, что они имеют право гнать бесов. И они шли с Его именем и бесы бежали. Пока Иисус ходил по земле, весь мир признавал власть Иисуса. И вот, Он говорит, что Ему надлежит быть убитым. Что это значит? Что та власть будет закончена. А что же дальше? А дальше Он опять приходит, но уже не как бедный «плотник», а во всей Отцовской славе и с Ангелами. И теперь, каждый, кому Он даст власть, будет безгранично властвовать. Что это значит? Это значит, что он и сам будет свободен от любой болезни и других освободит. Это значит, что Его будет невозможно утопить, потому что вода будет держать его. Это значит, что там, где он, всегда будет та погода, которая ему нужна. Это значит, что там, где он, всегда будет вдоволь еды не только для него, но и для всех, с кем он поделится.

И вот единственная до сих пор плата, которую Иисус потребовал за такую власть – верность. Останься Мне верным, и Я буду верным для тебя.

И, забегая вперед, скажу, что именно о таком Царстве Божьем Иисус говорит дальше, в следующей главе, но это уже в следующий раз. Наберемся терпения.

Страдание: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*