Небольшое напоминание, прежде чем идти дальше. Если бы мы читали Евангелие от Марка без остановок у каждого столба, то всего несколькими минутами до этого, мы прочли бы о том, как Иисус накормил пять тысяч людей, не считая женщин и детей. Затем Он показывает ученикам, что буря не важна, если ты в Царствии Божьем. Вода служит тебе, удерживая твои ноги. Когда они переправились, то весь тот берег, который недавно прогонял Его вышел Его встречать и нес множество больных. Все, чего они хотели – прикоснуться. В это время подходит комиссия из Иерусалима и прерывает спасение людей тем, что вносит сомнение в Его истинности. И все их доказательство основано на том, что некоторые ученики (то есть не все ученики и не Сам Учитель) не выполняют предания. Этого было достаточно, чтобы пренебречь Божьими доказательствами истинности.
В ответ, Иисус уходит, прячется у язычников, где его находит язычница, проявившая удивительную мудрость. Она взывает к Его благодати, тогда как все остальные понятия не имеют ни о какой благодати. Будучи обнаруженным даже у язычников он возвращается к морю, стараясь сохранять инкогнито. Но и здесь его находят. По всему видно, что Иисуса угнетает ситуация, когда Ему нужно какое-то время быть «невидимым», а люди упорно делают его известным. Долго ли, коротко ли, сколько именно мы не знаем, но происходит вторичная ситуация, когда ученики должны были повести себя как служители Царствия Божьего. То есть позаботиться о людях, обеспечив им достаточно питания. Ученики даже не вспомнили о предыдущих событиях. Иисус повторяет урок, который так и не вразумил апостолов, потому что, как сказал Иисус, сердце их было окаменено. Как только задача с насыщением была выполнена, наступает следующее…
10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.
11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?
(Мар.8:10-21)
Теперь давайте повнимательнее посмотрим на происшедшее. Неизвестно где и неизвестно когда, Иисус вновь собрал большое количество людей. Все шло замечательно, фарисеи, по всей видимости, не появлялись. Иисус заканчивает свои уроки и, накормив всех, отпустил по домам. Сразу после этого Он отправляется в «пределы Далмануфские». Мы не знаем, откуда они отправились туда, но куда, мы понимаем. Пределы Далмануфские находятся на северо-западном побережье Галилейского озера. Это место между Капернаумом и Вефездой. Что нам это дает? Это нам говорит главное – Иисус здесь уже был и явил силу Царства в полной мере. Казалось бы, не должно быть уже сомневающихся. Что хотел здесь делать Иисус? Как обычно, учить и исцелять. То есть, спасать людей, как от греха, так и от его последствий – болезней. И вот, Он прибывает на место. Как мы знаем, Он жаждет исцелять. Но, вместо жаждущих исцеления людей, его встречают «контролеры». Вот те на! Что это значит? Это значит, что все те люди, которые видели все, что делал Иисус, слушают этих «умников» и позволяют им мешать делу Иисуса. То есть, они позволяют другим людям останавливать исцеления. А это значит, что все жители этого побережья готовы противостоять Божьей воле. И делают это они исключительно благодаря грамотному толкованию Писаний. Как и прежде, главное не печать Божья в исцелениях, главное, человеческая мудрость.
И, если вы обратили внимание, ни один человек на этом берегу не услышал учения Иисуса в тот день, и не получил освобождения ни от одержимости, ни от какой-либо болезни. Они буквально требовали от него «лицензию на медицинскую практику». Иначе говоря, они действовали так же, как сегодня действуют власти в отношении разных шарлатанов (по крайней мере, пытаются). Такой подход для власти считаю правильным. Ведь мы же не хотим, чтобы нас лечили люди, ничего не понимающие в медицине. Но в те времена медицины в нашем понимании еще не было. Роль медиков была возложена на священников. Не было закона, обязывающего проверять умение лекаря. И вот Иисус исцелил всех, кто обратился к Нему. Ни одного человека мы не видим, чтобы к нему вернулось хоть что-то из того, что Он прогонял. «Все делает хорошо» — вот свидетельство людей.
Однако это не интересует фарисеев. Они вновь проверяют Его по своим критериям. И самым распространенным методом проверки, как в те времена, так и сегодня является просьба сделать что-то прямо сейчас. То есть тот факт, что Он уже сделал много и доказал тысячекратно свою компетенцию, никого не волнует. Им нужно то, что им нужно. А это, в свою очередь, говорит об одном. Этих людей, на самом деле, не сильно интересует доказательство. Их интересует задание, которое Он бы не смог сделать. Это нужно, чтобы Его обвинить. Ведь где-то в начале фарисеи уже сговорились убить Его. И если сначала их что-то интересовало на самом деле, то теперь, уже нет. Их цель – ликвидация их «головной боли», т.е. Мессии, который не вмещается в их теологию. Любопытна реакция Иисуса в описании Марка.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
(Мар.8:12,13)
Марк молодец. Он не тратит время на подробности. И это позволяет нам увидеть что-то вокруг события. Множество подробностей часто уводят нас от самого события. Здесь же Марк просто убрал все, оставив только суть. А суть проста. По рассказу Марка, Иисус выходит на берег, а точнее даже, не выходит, потому что Его тут же встречают спорщики. Он видит их, глубоко вздыхает, говорит им что-то вроде: «Перебьетесь», и уплывает. Вот эти умные теологи оказались самой большой проблемой для дела Христова. Это единственная сила, которая смогла остановить в некоторых местах Царство Божье! Вот этот религиозный… Не хотел про политику… вот эта религиозная баррикада противников Божьей Власти смогла не пустить на свою территорию Сына Божьего. Вот настоящая сила этого мира. И это единственная убойная сила против Божьей реальности. Вот она, Религия Теософьевна в действии. Вот он, зарождающийся дракон, принимающий силу от древнего змея, который был ранен и вот исцелен. Вот они, передовые войска мира сего. Это и есть оккупанты всего божьего народа.
И все это отобразилось в разговоре Иисуса с учениками в лодке. Правда, разговором это можно назвать только с очень большой натяжкой. Сами посудите. Иисус задает вопрос за вопросом, а ученики смогли ответить только на два из них, причем, ровным счетом ничего не значащие. Читаем.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?
(Мар.8:17-21)
Итак, Иисус задал ДЕВЯТЬ (!!!) вопросов. А ученики ответили только на два. Я не знаю как вы, а я здесь вижу то, что у нас называется «выволочкой». Ученикам в чистом виде «влетело по первое число»! Это не разговор учителя с учениками. Это разговор директора с нашкодившими двоечниками, пойманными под лестницей с сигаретами в зубах. Сегодня эта же речь, у простого директора звучала бы приблизительно так (смысл сохранен): «О чем вы думаете! Вы еще не поняли? До вас не дошло? Отупели? Ослепли? Оглохли? Память отказала? Что я вам сказал третьего дня? А что я вам сказал вчера? И до вас не доходит?».
Так и хочется закончить словами: «Чтобы завтра родители были в школе!». На такие вопросы задающий не ждет ответов. Наоборот, любая попытка ответить на них порождает еще больший гнев.
Что же вызвало этот поистине вселенский гнев на головы апостолов? Теперь вернемся к тексту, который я пропустил.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас.
(Мар.8:15,16)
Обычно эти слова не рассматривают в эмоциональном накале. Каждый раз, цитируя эту заповедь Иисуса, мы воображаем учительский тон Наставника. И непонимание учеников никак не воспринимается нами как нечто преступное. Так откуда же гнев? Чего такого Он сказал, что их непонимание разгневало Учителя?
А вот теперь, вспомним о последних стычках Иисуса с «авторитетной комиссией» из Иерусалима и Иудеи. Как уже выше говорилось, именно подход этих людей оказался способным останавливать действие Сына Божьего. Именно эти люди способны заставить Спасителя всего мира скрываться. А чего такого они делают? Ведь они не нападают на Иисуса с мечем. Они не кидают в Него камни. Они, всего лишь, задают вопросы. Они белые и пушистые.
Их сила в том, что они своим толкованием Писаний «устраняют Слово Божье». Они одними лишь словами способны остановить чудеса. Все, что они делают – это проверяют Иисуса по Писанию. Но, спрошу я сам у себя, разве это плохо? Разве не нужно проверять все по Писанию? И сам себе отвечу. Замечательно проверять все по писанию. Так чего же они плохого делали? И здесь самое главное. Будьте внимательны.
Иисус совсем недавно сказал, что из внутрь, из сердца исходит зло, которое оскверняет человека. То есть весь вопрос не в Писании, а в сердце. У одного в сердце желание понять Писание. И поэтому он все перепроверяет, чтобы найти ответ, докопаться. Ему важны разные мнения. Ему важно то, что Писание говорит на самом деле, а не то, что ему хотят внушить. Это одна позиция. Другая позиция. Это, используя Писания, искать «подвох». То есть, не искать ответов, а встать на защиту своего убеждения. Использовать Писания, чтобы защитить свою личную веру (убеждение) от ПЕРЕубеждения. Однако, правда в том, что если вас можно переубедить, то у вас и нет никакой веры в этом смысле. Сегодня между двумя братскими народами пролегла пропасть информационной войны. И сразу определились люди двух категорий. Одни не торопятся верить всему, что сообщает СМИ, ни в России, ни на Украине. Для себя они решили, что все происходящее построенная стена с обеих сторон. Какова правда, еще предстоит разобраться. Эти люди полагаются на Божье Слово и искренне верят, что во Христе нет ни иудея ни эллина. Это тяжелая вещь, искать правду. Это совсем не популярно.
Есть другая категория. Именно эти люди считают, что они настоящие искатели правды. На самом деле, вся их правда в одном. Ваши врут, наши, если и врут, то мало, так что этим можно пренебречь. И когда первая категория пытается отрезвить вторую, вторая шлет оскорбления и обвинения первой. Эти люди точно знают, кто иудей, а кто эллин. В Ветхом Завете все было точно так же. Были пророки, которые ни принимали правду ни с одной стороны. Единственная правда, которая для них была авторитетной – это Слово Божье. И эти ребята всегда получали по шапке, и в первую очередь от тех, кого они больше всего любили и о ком больше всего беспокоились.
Пришел Иисус. У него нет вопросов. Он все знает именно так, как нужно знать. Он имеет все удостоверения своей правоты – исцеления, и т.д. Помните, что ответил Иисус посланным от Иоанна погружателя?
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
(Матф.11:5)
Это стало доказательством Его правды. Он не обратился в этой речи к тексту Писаний. Он не стал спорить с учениками Иоанна на разные теологические темы. Он указал на одно единственное и верное – дела Царства Божьего. Авторитетная комиссия из Иерусалима не посчитала эти знамения достаточными. Одни придрались к «нечистым рукам». Другие потребовали какое-то знамение с неба (нам не сообщают подробности). Но и те и другие сделали одно. Они пренебрегли Богом. Наплевали на Его Царство. И все это они сделали только благодаря, внимание (!), своей вере. Это образец веры! Это идеал веры! Это такая вера, которая способна противостоять воле Бога! Но мы знаем, что Бог поругаем не бывает.
Итак, Иисус не на шутку расстроен усиливавшимися атаками на него этой категории «верующих». Не потому, что они мешают Ему. А потому, что они не дают людям получать спасение. И тогда получается по Слову:
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
(Матф.23:13)
Итак, нет ничего плохого в исследовании Слова. Наоборот, без этого невозможно ничего понять так, как нужно. Но исследование исследованию рознь. Один увлекается философией. И получает наслаждение от самого процесса. Другой ищет ответы как ученый. Задает вопросы, получая ответы перепроверяет их. Сначала на соответствие Писанию, затем на результат. Очень много в этом процессе происходит «по наитию». Когда в сердце у кого-то смутно, а у кого-то ярко звучит Божье Слово и человек стремится осознать Его, сформулировать. И тогда ответы приходят.
Так вот. Иисус угнетен всеми этими событиями. И размышляя об этих «умниках» предупреждает учеников, чтобы они боялись, шарахались от такого подхода. Чтобы бежали от него как от огня. Потому что, иначе, они превратятся в таких же противников Божьего Царства.
Скажите, это вам ничего не напоминает? Может быть, я ошибаюсь, но это прямое указание на Ефесскую церковь в Откровении.
2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
(Откр.2:2)
Мы очень часто воспринимаем второй стих как описание положительных характеристик Ефеса. Но, учитывая результат, Иисус действительно сдвинул этот светильник, все было очень и очень плохо. И указание на «оставление первой любви» заключается не только в самой любви, а и в том, как она проявляется. А именно, Ефесская церковь не избежала заражения фарисейской закваской. И «научились» определять кто апостол, а кто нет. Как они это делали, нам не сказано. Но вот в чем правда. Нигде и никогда ни Иисус, ни апостолы не учили и не намекали на то, что нужно исследовать или испытывать людей. Единственное, что нам сказано – испытывать духов. Чувствуете разницу?
Извините, я уже ушел от темы, возвращаюсь. Так вот. Иисус сильно расстроен тем, что люди унижают Божье Царство. Тем, что они научились останавливать продвижение правды. Они научились это делать так авторитетно, что даже умирающий человек откажется от исцеления, если ему скажут, что это не от Бога.
Я уже слышу, как поднимается шум в отношении оккультизма. Ребята, Марк говорит о противостоянии евреев Иисусу. О противостоянии одних иудеев, Другому. О каком оккультизме вы спрашиваете? Я здесь, в рамках Евангелия от Марка, не вижу основания говорить на тему оккультизма, оставим ее до лучших времен. Давайте сначала разберемся с текстом Марка.
Итак, таких чудес, какие делает Иисус никогда и никто не делал. Само это должно было убедить любого. Но грамотного теолога эти чудеса не впечатляют. Итак, если вам близко утверждение, что чудеса не важно, главное спасение, вероятно вы уже заразились.
Итак, Иисус очень беспокоится об учениках, чтобы они не впали в эту беду. Он их предостерегает как может. Но они вообще (!!!), вы слышите, ни в зуб ногой!!! Тогда как Иисусу приходится прятаться, отказываться от спасения людей по причине одного лишь появления этих умных и образованных мужчин, ученики ничего не замечают. Под закваской они понимают хлеб. Все, что их впечатляет – это еда. Иисус уже дважды показал, что наличие еды или ее отсутствие никак не сказываются в насыщении. Если что-то надо, оно будет. И будет в том количестве, в каком надо и даже немного больше. Помните, Иисус казал, что дано будет мерою, во-первых, утрясенною, во-вторых, нагнетённою (то есть утоптанною), и переполненною (будет валиться через край). И они вновь и вновь думают о пище. Удивительно, что Иисус еще перед насыщением четырех тысяч не вспылил и не навел на учеников какую-нибудь… благодать.
Что еще я хочу сказать. Если читать Евангелие от Марка так, как я предлагаю, то есть внутри него саомого, то совершенно очевидно, что закваска фарисейская и садуккейская – это опора на знание текстов Писания, на то понимание, которому они обучены и которому всецело доверяют. При этом полностью отвергая любые подтверждения Божьи. И такое лицемерие не имеет ничего общего с тем лицемерием, которое обычно им приписывают. Все их лицемерие только в том, о чем я говорил выше. Надеюсь, это понятно.
Алексей, но в Луке же сказано, что закваска — это лицемерие. 12.1
И весь этот отрывок Марка завязан на лицемерие.
Что заставляет тебя считать, что ученики «не в зуб ногой»? Извини меня, Иисус учил не даунов. Да, они не понимали законов царства, но они по своему были достаточно умны — так называемым «житейским умом». А если учесть, что по Марку это происходит сразу после того как они собрали семь корзин хлебов, то у меня встаёт вопрос — куда они их дели?
В любом случае я не представляю ситуации, чтобы учитель учил Торе, а ученики воспринимали это как хозяйственное распоряжение. Исходя из логики текста, ученики здесь не тупят, а лицемерят. Делают вид, что не понимают о чём Иисус говорит.
Я это вижу так — ученики здесь сговорились повторить подвиг фарисеев. Заставить Иисуса умножить хлеб не когда Он хочет, а когда они хотят. Такое вот испытание. В толпе непонятно, то ли хлеба умножились, то ли люди принесли еду с собой. А повтори-ка ты всё это, Иисус, на лодке. Такая маленькая житейская хитрость. Лицемерие.
За что им Иисус и втыкает.
Я так и вижу себе эту картину: море, лодка, ученики говорят: мы хлеб не взяли, но вот один есть — и протягивают Иисусу. Мол, давай, умножай.
Мысль интересная, имеет право быть . Однако, я вижу иначе, о чем и написал.
Алексей, по прочтению статьи у меня осталось ощущение, что твоё видение недостаточно аргументировано. Я не говорю, что оно неверно, возможно, ты и прав. Просто изложенные тобой аргументы не дают цельной картины. Во-первых, смущает использование Иисусом термина «закваска». Этот термин встречается в НЗ как в положительном, так и в отрицательном значении. В положительном значении, например: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». В отрицательном — применительно к Песаху, во время Песаха едят опресноки, потому что когда евреи уходили из Египта, у них не было времени сделать закваску и они ели пресный хлеб. Возможно и то и другое значение, вспоминаем, что Христос наш Песах. Но меня здесь смущает именно то, что брошенная закваска начинает действовать сразу и вокруг. Это похоже на работу Царства. Это так же похоже на распространение греха или дурных привычек — того же лицемерия. Но вот знание Торы, её понимание и умение её толковать — оно не передается как закваска, само по себе, для этого нужно труд прикладывать, какие-то усилия. То о чём ты говоришь, на мой взгляд так не передаётся. Сможешь привести аргументы, которые меня убедят?
вопрос не в знании Торы, Буквы, Слова, а в том, какой дух «движет» знатоками; в каком то смысле закваска — это тоже семя…
даже Пилат знал, что Иисуса предали из зависти (гордость житейская), то вполне возможно Иисус имел ввиду именно эту «закваску» — типа мы всю жизнь изучаем, служим Богу, а тут появляется какой-то плотник и все за ним идут (помню в начале пути, когда Дух Святой пришел, я то и Библию толком не знал, а разговаривал с закончившими Библейские институты на равных, а самое интересное, однажды на служении читаю перед собранием 90 Псалом и Дух Святой как сошел на меня: слезы, глотку перехватило, мне хорошо, женщины впереди просят- читай еще (видать коснулось). Братики после служения говорят — это Бог тебе уста закрыл, потому что ты куришь…)
Игорь, в параллельном месте в Луке прямо написано «лицемерие». Алексей же из этого выводит, что «закваска фарисейская и садуккейская – это опора на знание текстов Писания, на то понимание, которому они обучены и которому всецело доверяют». А ты говоришь про гордость. Я аргументировал Алексею, почему сомневаюсь в опоре на знания. А про гордость ещё проще — в контексте нет упоминания гордости, твоя версия вне контекста этой главы.
DAN, я просто поделился тем, что увидел; возможно мы говорим об одном и том же, только наше изложение «не совпадает» — «компьютеры» несовершенны… А во Христе все понятно
Игорь, возможно об одном. Проблема в том, что тот кто услышит — поймёт несколько иначе, чем тот кто говорит. В результате через сто лет получается сломанный телефон, а через тысячу учение местами меняется на свою противоположность. Евангелия в этом плане уникальны — они построены так, что их сложно переврать, длинные куски текста говорят об одном и том же с нескольких сторон — чтобы не прокралось лжеучение. Потому я и считаю, что опираться стоит только на контекст. Какое бы откровение не было дано (например хорошее откровение про зависть и гордость житейскую), оно не обязано быть привязано к произвольному месту в писании, поскольку закваска всё-таки на мой взгляд немного в другом.
Денис. Ты что-то путаешь. Я уже несколько раз писал, что в моих статьях я не преследую своей целью убедить кого-то в своей правоте. Скорее я для себя проверяю законность того или иного. То, что я привел, мне лично достаточно. Если для тебя это не так, ну… сожалею. Твои доводы не то, что бы не убеждают. Они вообще в другом русле. То есть, это как бы взгляд совсем из другого окна на другую улицу. Имеет право быть? Да, имеет. Согласен я с этим? нет. Почему? Потому что точка зрения другая. И, если честно, совсем нет ни времени ни желания доказывать. Может быть как-нибудь потом. Сейчас не хочу.
Алексей, проблема в том, что я тебя не услышал. Поэтому и прошу убедить. Когда ты учил про скинию, я тоже тебя сначала не слышал, но ты привел достаточно аргументов потом, в личной беседе, чтобы я смог выглянуть через это окно. Потому я и прошу сейчас более подробно донести твою мысль, развернуть, аргументировать. Что нет времени и желания — это да, аргумент. Но немного обидный.
Кроме того, в лицемерии Иисус не обвиняет учеников. Он предупреждает их от этой заразы. Так что, об учениках, это ты зря. Второе. Что такое лицемерие? Есть общее значение, а есть частность. А именно в данном конкретном случае лицемерие проявляется в войне против Божьих подтверждений в виде чудес, атакуя Его же словом, т.е. Писаниями. И, если еще не понятно, поясню, в чем лицемерие. Они знают, что это Бог (вспомним Никадима), однако предпочитают с одной стороны оправдывать себя Писанием, с другой, тем же самым обвинять Того, кто их обличает чудесами.
А мне кажется в данном конкретном случае лицемерие — это неискренность перед Богом. Опять же помнишь, «Не будьте, как фарисеи и лицемеры». И, кстати, это на моей памяти самое сильное негодование Иисуса на учеников во всём Новом завете. Значит и причина серьёзная, а не просто предупреждение.
Денис. Появилось немного времени. Честно говоря, не очень хочется вычитывать все, что здесь в постах написано. Так что, как я понял, так и отвечу. Совершенно верно. Закваска — это лицемерие. И я с этим ничуть не спорю. Вопрос как раз в слове лицемерие. В общем смысле лицемерие — это, как ты говоришь, неискренность перед Богом. И это тоже совершенно верно. И с этим я не спорю и не спорил. Но эта самая неискренность перед Богом может у разных людей проявляться по-разному. Вот у данных конкретных ребят, фарисеев и иже с ними, это лицемерие проявляется в том, что они, вроде бы, за чистоту и святость, а на самом деле, против Бога. И для войны с Богом они используют Его же слово. Точно так же сегодня масса христиан учит «святости», «любви» и «праведности» часто совершенно в разрез Духу. И всегда (!) такие учения основаны на Писании. Иисусу ставят палки в колеса, основываясь на Писании. Точнее на их собственном понимании Писания. Они буквально останавливают дело Божье тем, что активно спорят с Учителем на основании Писания. Вот это и есть та самая закваска фарисейская. То есть фарисейский вариант неискренности перед Богом, который и есть лицемерие.
воистину: покажи мне веру твою из дел твоих, а не слов… «вера без дел мертва», в свете прочитанного, эти слова — как приговор!
Да, жестко.
Здорово!!!
Спасибо.