Итак, Иисус на Гадаринском берегу Галилейского моря (озера). Его принимают с великой охотой. Люди исцеляются только от прикосновения к краю одежды. Туда же приходит «верховная комиссия», которая придирается к «неомовению рук». И, следуя логике Марка, сразу после того, как происходит стычка с этой «комиссией», Иисус уходит. То есть Он тут же прекращает всякие исцеления и покидает эту территорию. Возможно, это лишь впечатление. Однако, то, что Иисус направляется из страны, то есть, буквально, к язычникам, о чем-то говорит.
24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
(Мар.7:24-30)
Кто-то может подумать, что Иисус направляется к язычникам, что бы и им проповедовать. Мысль хорошая, и, в общем, не противоречит истине. Однако это не верно. Смотрите, Марк черным по белому написал, что Иисус «не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться». Вы понимаете, что это значит?
Иисус покидает страну Божьего народа и идет в страну, где поклоняются идолам. Как написано, он идет «в пределы Тирские и Сидонские». Небольшое пояснение. Город Тир – это древний город тесно связанный с мифами о богине Астарте. За триста лет до Христа Александр Македонский захватил этот город, который сражался до последнего. Тогда 6000 финикийцев было убито, и 13000 продано в рабство. 2000 были распяты на крестах. По смерти Александра к власти пришел Селевк и греки заполонили Финикию. Общим языком ко времени прихода Иисуса был древний греческий. В Тире было несколько языческих храмов. Об иудаизме здесь речи не шло, если не считать разговоров о Боге Иудеев как о Боге соседей. Кроме того, к тому времени, Финикия была на порядок более цивилизована, чем Иудея.
Сидон – такой же древний город, как и Тир. Время основания находится глубоко в третьем тысячелетии до Рождества Христова. В отличии от Тира, Сидон быстро сдался Александру третьему и помогал в борьбе против Тира. В результате, Сидон стал таким же цивилизованным городом с греческим языком.
Итак, Иисус идет в окрестности этих двух городов. Зачем? Марк дает нам лишь одно событие, произошедшее в этих местах. Удивительно, но, по словам Евангелиста, Иисус не шел туда исцелять или проповедовать. Он хотел остаться инкогнито. Мало того. Сразу после единственного события, описанного выше, Учитель вновь возвращается к Галилейскому морю. Такое ощущение, что его приход в окрестности Тира и Сидона был изначально не запланирован. Он продиктован чем-то временным, неожиданным. А то, что Иисус хотел остаться незамеченным, говорит о Его желании побыть в одиночестве, если одиночеством можно назвать сопровождение из энного количества учеников. Под энным количеством я называю количество больше 12-ти.
И единственной причиной появления Иисуса на языческой территории, если считать, что она описана Марком, остается приход «комиссии». Действительно, где еще можно было от них отдохнуть? Только за пределами их юрисдикции. Для них ведь общение с язычниками – великий грех. Таким образом, получаем вот что. Приход «умников» из Иудеи серьезно расстроил Иисуса. Не очень понятно, чем именно, но именно сразу после их придирок Наставник уходит, желая побыть незамеченным. И даже когда одна женщина выяснила, Кто скрывается в доме, и умоляла об исцелении, Он не собирался ей отвечать спасением. Марк не вводит нас в подробности Его переживаний. Марк нам дает лишь факт. Иисус ушел и не желал, чтобы его узнали. Так не получилось, его узнала женщина. Слово «сирофиникиянка» говорит нам, что она с одной стороны из Сирии, с другой – уроженка Финикии. То есть, она жительница обоих государств.
Как она узнала, что в доме укрывается Иисус? Я не знаю. Но факт, есть факт. Она узнала. Видимо об Иисусе и здесь шла молва. И вот Учитель на «враждебной» территории. К нему подходит «чужая» женщина, т.е. враждебного племени. Он здесь не для того, чтобы исцелять. И между ними происходит разговор.
Еще одно. Помним, что не сама женщина больна, а ее дочь была одержима нечистым духом. Мы тут же вспоминаем предыдущий разговор Иисуса с «комиссией» и понимаем, на ком лежит вина одержимости. Каждый одержимый виновен в одержимости сам. Никакая одержимость не приходит извне без воли одержимого – это правило! То есть бесы рождаются по воле человека, в котором они живут. Если человек, по вине родителей, не воспитан, и постоянно бранится – это порождает бесов. Если он верит, тоже, возможно, по вине родителей, во всякие гадости, эта вера порождает бесов страха, ужаса и т.д., со временем они набирают силу и захватывают человека. Либо дети рождаются сразу от родителей, которые имеют этих бесов, просто наследуя их. И, если родители еще как-то сопротивляются им, то дети не могут, поэтому сразу оказываются порабощенными.
Другая причина, думаю, гораздо реже, когда бес переходит от одного человека к другому. Опять же, когда сам человек готов принять таких гостей. И вновь, если он верит во что-то нечистое, говорит нечистое и т.д. Все эти размышления основаны на словах Иисуса, приведенных в предыдущей статье. Верно это, или нет, Бог покажет. Но на данный момент, у меня такое представление об этих «ребятах».
Итак, к Иисусу подходит женщина, которая является язычницей. Это значит, что она и сейчас поклоняется разным идолам и служит в храмах. Так как одно из божеств названных городов – Астарта, значит, она гарантированно является посвященной Астарте. То есть, как минимум один раз служила своим телом в храме. Значит, ее дочь слышит языческий бред, как и она сама. Верит в языческую мистику. Полна всякой оккультной нечистоты. И вот такая женщина обращается к Иисусу за помощью ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
(Мар.7:27)
Пара замечаний. Первое. Слово «прежде» обычно игнорируется. Но оно очень важно. Иисус не заявляет о полном отказе. Он лишь говорит об «очереди». То есть, Наставник не отказывает! Он предлагает ей подождать своего времени. Второе. Слово «дай», в предложении «дай прежде насытиться детям,…», имеет любопытное значение. Даже в русском переводе оно означает просьбу. А в греческом это еще более очевидно. Все разнообразие значений можно описать так. Это слово говорит о позволении, отпускании, излиянии, утолении, произнесении. То есть, Иисус не груб с ней. Он не «режет правду матку» в лицо бедной женщине. Он лишь просит ее дать Ему сначала сделать то, что важно прямо сейчас. Вы понимаете? И последнее. Здесь нет «псов». Здесь есть щенки, или «маленькие собачки». И, обнаружив это, смысл полностью меняется. Иисус не оскорбляет женщину. По крайней мере, не так грубо, как это представлялось. Он просит (!), а не требует дать Ему время завершить то, что сейчас важнее. И в своей аллегоричной речи он сравнивает евреев с детьми, а не евреев с маленькими собачками. И тут же рисуется картина, где и те и другие находятся вместе. Где щенки – это любимые игрушки детей. Щенки – это те, о ком заботятся дети, кого любят дети, к кому нежны дети. Однако, при всем их трепетном отношении к своим щенкам, кормят сначала детей, а уже потом, собачек.
Женщина не обижена. Она поняла аллегорию. И просит не о всей пище. Она не торопится сесть за стол. Ей не нужно всего и сейчас. Все что ей нужно – просто крошки со стола. То есть, то, что не отвлечет детей от еды. Они даже не заметят этого. Этого вообще никто не заметит.
Теперь смотрите. Иисус хотел скрыться, остаться незамеченным. Что Ему предлагает женщина? Она предлагает оставить Его в тайне, не делая шума. И тут же уйти. Она позаботится о том, чтобы ничто не помешало Наставнику. Вот о чем говорит женщина, а не о том, что она признает себя ничтожной, как это нам рисует традиция. Женщина очень умна. Даже у евреев мы не находим людей, способных говорить тем же аллегорическим языком с Иисусом. Она без труда подхватывает мысль Иисуса и оказывается с Ним наравне. Ни один апостол, ни разу не выразился таким образом. Ни один из фарисеев не ответил Иисусу на Его же языке аллегории. Она смогла! Она сразу все уяснила!
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
(Мар.7:28-30)
Как уже понятно. В 28-м стихе так же, ни о каких «псах» речи не идет. Итак, женщина не спорит с «очередью». Она не восстает, не возмущается, как базарная баба: «Это почему еще евреям все, а мне ничего!!! Что за дискриминация по национальному признаку!!!». Ничего подобного.
— Очередь, так очередь. Как скажешь Иисус! Но дай кроху, и никто даже не заметит!
Я понимаю, что у Матфея эта история описана, мягко говоря, иначе. Здесь Иисус уже в доме, там, Он идет, и женщина пристает к нему по дороге. Здесь Иисус оценивает ее слово, у Матфея веру. Но именно по этой причине мы должны читать каждое Евангелие отдельно друг от друга. Потому что каждый Евангелист описывает события для иллюстрации той мысли, которую он вкладывает в свое послание. И, совершенно очевидно, что как простое так и сложное для евреев, совершенно иначе воспринимается язычниками. И если Марк решил не указывать на то, что женщина пристала к Нему во время пути, а акцентировать наше внимание на желании остаться незамеченным, значит, для язычников это будет более понятно. С другой стороны, тот факт, что женщина «кричала за Иисусом» во время пути, не меняет того факта, что Он желал остаться один. Только Матфей здесь преследует другую цель, значит, и читать Матфея нужно отдельно от Марка. Ведь ни Марк, ни Матфей не собираются нам рассказывать историю. Евангелие – это не история. Евангелие – это учение, поданное на основе истории. И это важнейшая причина всех разногласий. Таким образом, оставим Матфея в покое и вернемся к Марку.
Итак, Иисус, во что бы то ни стало, хотел остаться без каких-либо исцелений. Он не желал ни исцелять в это время, ни учить. О какой же кормежке детей шла речь? И тут я вижу такое объяснение.
Иисус ведет войну. С бесами Он не воюет. Они их просто гонит. Они даже не сопротивляются. Все сопротивление идет от «своих». Это не бесы сопротивляются, это люди. Это люди противостоят Ему. Но Иисус не пришел, чтобы воевать с людьми. Он пришел спасать. Люди же строят против него планы, подлавливают Его, пытаются как-то помешать Ему. Фактически они не дают Богу через Иисуса спасать погибающих. То есть, своими стараниями они защищают бесов. Именно верующие люди самая главная защита болезней. Именно верующие изобрели теологию, оправдывающую болезни. Как это ни прискорбно, но это так. И после очередной стычки людей с Иисусом, Ему нужно было время, чтобы как-то обойти это сопротивление. Возможно, Ему нужно было время для обдумывания следующих шагов. Ведь Иисусу часто даже на молитву не хватало времени. Возможно, Ему нужно было просто потеряться из виду этих «сопротивленцев». Чтобы они не знали, где в очередной раз помешать Ему. Поэтому его скрытность была важна. И сейчас в Его цели входило только одно, вступить в действие там, где Его не ожидают.
С другой стороны, Его деятельность в языческой стране могла еще больше помешать продвижению ЦБ. Так что, исцеление сирофиникиянки, если бы оно стало достоянием евреев, могло бы раньше времени остановить всякое учение. И если недавно Его не принимали и не слушали потому, что Он родственник или соотечественник. То подобное могло повториться по причине Его деятельности у язычников. Этого нельзя было допустить. То есть, малейшее исцеление за территорией Иудеи, могло разрушить все планы. И все же, Иисус исцелил женщину. Она Его убедила.
Алексей ,очень нравятся ваши размышления! Возник вопрос на счёт исцелений: в 1Кор.12:7-11 «Но каждому дается проявление Духа на пользу.Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» Получается,что не все могут в Ц.Б. исцелять,но как Дух даст?
По Коринфянам есть подробный разбор этого места. Можно найти через поиск. Но «дары исцелений» (обратите внимание на множественное число), это не дар способности исцелять, а дар исцеления тому, кто болен.
Иначе говоря, каждый раз, когда кто-то в ЦБ исцеляет, через него Дух Святой (и это ему угодно) дает дары исцелений.
Аааааааааааааааа! )) Благодарю!
Здорово!!!!!!