Следующий текст находится уже в седьмой главе. Перед нами предстает история с «умыванием рук». Не знаю, как кто, а я никогда не слышал, чтобы эта история как-то была связана с какими-либо другими событиями. Обычно «умывание рук» рассматривают как нечто отдельное. Но для себя я уже определил одно из правил, которое можно сформулировать так. Каждое произведение внутри себя несет только одно послание. Любые истории в нем своей целью имеют только вспомогательную роль, а именно, помочь донести эту единственную содержащуюся в произведении мысль. В свою очередь, это значит, что каждая история в произведении обязательно находится в потоке логики автора, а значит, гарантирована связь с соседними событиями и со всем произведением в целом и главной мыслью в частности.
Евангелие от Марка – это произведение апостола, целью которого является донести до читателя учение Иисуса о Царстве Божьем. Все в этом произведении подчинено этой цели и ей служит. Вся логика Евангелия выстроена так, чтобы учение было донесено чисто, без усложнений. И любое событие в нем (Евангелии) присутствует исключительно ради этой цели и безусловно связано с другими событиями в этом произведении. Как со всеми событиями в общем, основной мыслью в частности, так и в прямой связи с соседними по повествованию историями.
Чтобы понять суть этого, представим себе учителя, страстно желающего донести до учеников сложную тему. Такой учитель не просто сообщает необходимую информацию. Он еще придумывает разного рода пояснительные материалы, истории и прочее. Во время урока учитель, желая донести суть предмета, может рассказать историю из жизни, показать какие-то графики и растолковать их, картинки, мультфильмы и кинофильмы. Так же он может предложить провести какой-то эксперимент. Да мало ли чего еще можно придумать. И все это будет нацелено только на одну цель – тема урока.
И чем сложнее мысль, которую важно донести до слушателя, тем больше будет примеров и пояснений с одной стороны, и тем более разнообразными будут эти примеры с другой. Марк – апостол, который научен Христом и несет Его учение. Его задача нам известна. Но ЦБ далеко не просто понять и уразуметь. И сложность ЦБ не в высшей математике, а в совершенно другом мышлении. В мышлении не согласующимся с привычным мышлением мира. Здесь сложность. Нам не нужно понимать формулы, нам нужно понять совершенно иное восприятие Мира. Нам нужно занять точку зрения Бога. Не просто понять, а буквально встать на Его позиции и смотреть на все с Его уровня. Отсюда и сложность. Более того, чем более «мудр» человек, стоящий на позиции отличной от Божьей, тем сложнее ему понять учение о ЦБ, вплоть до полной невозможности.
Я, например, в течение двадцати лет читал Евангелия, толкования на них разных великих божьих людей. Одни мне нравились, другие нет. Но только сегодня, почему-то, стал понимать то, что пишу на этих страницах. Почему? Я не знаю, возможно, был слишком уверен в правоте всех принятых до этого учениях. И прежде нужно было Богу разбить эту убежденность. Убрать из-под моих ног все искусственные опоры. Показать на несостоятельность всех традиционных представлений. С другой стороны, важно было появиться таким учителям, которые смогли заглянуть за завесу религиозных мнений и рискнуть им не повиноваться. Возможно были и другие причины, которых сегодня еще не заметил. И двадцать лет во Христе оказались борьбой Христа с моей верой в Него. Слава Господу за Его безграничное терпение и милость. Все эти двадцать лет я, буквально, был не в состоянии понять Евангелие так, как это нужно. Все эти двадцать лет Бог подталкивал то через одних, то через других моих братьев, и еще подталкивает и торопит. Почему? Потому, что я был в своих глазах достаточно «мудр», чтобы позволить какой-то мысли поломать мое устоявшееся «проверенное временем» убеждение. И то, что изначально было просто, для меня и таких как я оказалось крайне сложным до невозможности.
Но это мысли вслух, а возвращаясь к теме, должен напомнить, что Евангелие писалось без разделения на стихи и главы. И, когда люди провели титанический труд по нумерации текста, то мы с вами, с одной стороны получили сильнейшее облегчение, а с другой мощную помеху в изучении Слова. Облегчение в том, что теперь, для указания места, нам не нужно пробегать глазами по всему тексту Писания в поисках нужного отрывка. Мы просто называем номер главы и номер стиха. Все сразу находят то, что нужно. С другой стороны, читая разбитый на главы и стихи текст, мы, непроизвольно делим его на смысловые части. Просто, мы уже привыкли, что в любой книге, каждая отдельная глава – это особое событие, которое, хоть и служит единой мысли, все же, отличается от всего, что читалось до, и будет читаться после.
Точно так же происходит и с чтением истории с «умыванием рук». Но хочу обратить внимание на некоторые акценты, которые уже расставлены Марком в своем произведении. Иисус не действует нахрапом. Если Его не принимают, Он не спешит учить. Сначала Он исцеляет всех, кого возможно (исцеление всего Капернаума). Если не возможно всех, то тех, кому это крайне важно, например Гадаринский одержимый. Затем, выждав некоторое время, снова возвращается в эти места, и собирает плоды. Теперь Его слушают, теперь к Нему идут.
Второе, что нужно держать сейчас перед глазами – это указание на прикосновение. Женщина с кровотечением на одном берегу и масса лежачих больных на другом. Как мы видим, все эти вещи происходят параллельно.
Третье, о чем важно помнить сейчас, это указание на назначение ЦБ и то, как оно действует во всех областях жизни человека. Ветер? Не вопрос. Вода? Не вопрос. Еда, сколько угодно! И все это без боя, без уговоров, без изнурительных постов и прочего. Где-то Иисус произносит кратко свой приказ, а где-то даже и этого нет, и все исполняется. Все творение спешит исполнить любую волю Иисуса по малейшему Его пожеланию, даже без необходимости приказа.
Теперь, держа эти три вещи перед своими глазами, можем приступить к чтению следующей истории.
1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мар.7:1-23)
Согласен, текст большой. Но не нужно пугаться. Нам совсем не нужно разбирать каждый стих. Ведь это не само учение. Это, как я сказал выше, иллюстрация прямо из жизни Иисуса и апостолов, поясняющая что-то очень важное. Но, прежде, давайте посмотрим на некоторые моменты.
Итак, Иисус высадился на берег, где недавно освободил «знаменитого» одержимого. И в отличии от первого визита, где Учителя просили удалиться из пределов их, на этот раз, к нему народ шел валом. И у Наставника было много возможности явить Божью славу, что Он и делал.
Итак, вот Иисус ходит мимо лежачих больных, потому что Его попросили дать им возможность прикоснуться к Его одежде. И прямо в момент, когда Он проходил, они прикасались к одежде и исцелялись. Иллюстрация Его правоты и могущества несомненная. Однако находятся люди, для которых важным оказывается не ЦБ, а совсем иное. Еще раз напомню, все происходит на том же берегу. Да, чуть не забыл упомянуть. Все это происходило на том берегу, но это не значит, что в одном месте. Как мы видим из предыдущей статьи, Иисус ходил по «городам и селениям». Добавлю от себя, по городам и селениям, расположенным на этом берегу.
И вот, все бы ничего. Но есть особо беспокойные ребята. Они настолько обеспокоены событиями, что не поленились, оставили Иерусалим и пришли туда, где в это время находился Учитель. То есть на тот берег и в те селения. Это говорит о том, что данные ребята (фарисеи и книжники) очень внимательно следили за событиями. Они не были равнодушными. Их действительно сильно беспокоил вопрос, Он мессия «или нам ждать другого». И так же как Иоанна, их не убеждал успех Иисуса ни в исцелениях, ни в насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами, ни хождение по воде, ни усмирение бури. Все это их не интересовало. Это для них не важно. Для них важна праведность, которая трактуется именно так, как им это нужно.
Как часто сегодня христиане обеспокоены чудесами или проявлениями Духа. Особенно если у них самих этого нет. Христиане, вдруг, превращаются в таких ревнителей истины, что готовы пойти войной против своих братьев. И в точности повторяют все преступления фарисеев и книжников времен Христа. Как и тогда, таких ребят не волнуют дела Божьи. Их интересует лишь одно, соответствует ли учение этого чудотворца их учению. Если нет, то Он не от Бога.
Я абсолютно уверен, что Иисус сегодня не выдержал бы экзамена наших христиан. На все Его действия они бы сказали, что-то вроде: «Он раскалывает церкви. Люди уходят к Нему, «оставляют свои собрания», главное это спасение, а чудеса, это второе. Лучше, если человек умрет спасенным, чем будет жить непокаянным». Таким образом Иисус вновь был бы распят. Чтобы вновь Его казнить, христиане без проблем нашли бы и обвинение и способ. Потому что спасение важнее. При этом, конечно, они не понимают, что если ЦБ не работает в исцелении, то, как можно быть уверенным, что ЦБ будет работать в спасении? Если ты не можешь сказать, «встань, возьми постель и иди», как ты можешь сказать, «ты спасен»?
Мы спасаемся по вере. Аминь! Если я верю, что спасен, и верю, что моей веры достаточно для спасения, то, почему эта же вера, не исцелила меня от чего-то? Как же такая вера может меня спасти? Я обманываю себя. Или вера работает или нет. Если работает, то во всем. Если нет, то тоже во всем. И тут не надо философий, все просто.
Так вот, к Учителю подошли такие ревнители праведности. И они совсем не впечатлились чудесами исцелений. Все это их не интересовало. Их интересовало лишь одно, как исполняется Закон. Причем под Законом они понимали то, что считали правильным сами. Им не указ, что Сам Бог считает это достаточным доказательством. Я имею в виду исцеления. Для них, это не существенно. Помните? На вопрос Иоанна Крестителя, Иисус Мессия или нет, Наставник ответил указанием на чудеса. Ни на тексты Писаний, ни на традиции. Единственным доказательством и удостоверением Божьего действия и Мессианских полномочий были ЧУ-ДЕ-СА!!! Но для «мудрых» это пустой звук. Они почему-то считают, что такие действия могут быть делами сатаны. И тогда, как Иисус указывает на исцеления как на достаточное доказательство, умники пропускают это мимо ушей и проверяют Иисуса на соответствие учению. При этом, совершенно без сомнений, что именно их учение является единственно правильным и точным. Да, вот еще, не забудьте, что именно ученики совсем недавно наделали массу чудес.
На что еще нужно обратить внимание. Сегодня под словом «иудей» мы понимаем человека, принадлежащего одноименной вере. Мы подразумеваем веру древних евреев, описанную в Ветхом Завете. Эту веру мы так и называем «Иудаизм». Однако во время Иисуса, Иудей, это не название веры, это имя колена. То есть, Иудей, это сын Иуды, житель Иудеи – страны, получившей название от имени праотца одноименного колена. То есть, когда Марк говорит, что традиция омовения рук, чаш и прочего была у фарисеев и иудеев, он указывает на партию фарисеев и колено Иуды. По всей видимости, именно это колено было особо ревностным в плане веры и служения Богу. Это и не удивительно, в их колене находился Храм.
С другой стороны, после разделения Израиля на два государства, северное и южное, второе получило название именно от колена Иуды. И таким образом, уже не одно колено, а два с половиной получили это имя. Это было колено Иуды, колено Симеона и половина колена Вениамина. Позже оба царства оказались в рабстве и закончили свое существование. Но, если для северного царства все было закончено, то южное (Иудея) воскресло и получило мощный толчок к развитию. Таким образом, Иудея – это имя нескольких колен, противостоящих десяти коленам севера, государственность которых была разрушена.
Итак, за Иисусом следовали члены фарисейской партии и ревностные жители южного царства. Северное на тот момент называлось Самарией. Хотя, Самария уже не была государством, а, скорее, территорией, где жили разрозненные племена бывшего государства, к тому же, порабощенные Римом. Таким образом, некоторая группа «глубоко верующих» прибыла к Иисусу.
Это очень похоже на то, когда посылают комиссию, чтобы разобраться в событиях. Сами посудите, кому так нужно нестись куда-то к галилейскому морю, оставив свой комфорт, при этом, не являясь ни реальным последователем Иисуса, ни, тем более, Его учеником. Эта группа людей, как написано у Марка, собрались к Учителю в один момент, то есть, до той поры они за Ним не следовали.
Итак, они пристально наблюдают за всем происходящим и замечают несоответствие. Иисус, почему-то, позволяет своим ученикам есть еду без обязательного «омовения рук». Не забываем, что Марк пишет людям не знакомым с традициями евреев. Так что Марк дает пояснение.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
(Мар.7:3,4)
Здесь мы, как русскоязычные люди, не сразу можем заметить смысл слов. Однако для древних греков слово, переведенное здесь как «умывать» или «омывать», совершенно ясно указывает не на физическую чистоту, а на духовную. Например, древний мыслитель Софокл использовал это слово в выражении «очистить дом», в смысле очищения от «запятнавших его преступлений». А в четвертом стихе этим же словом переведено другое, которое означает погружение, а именно «баптизо».
Иначе говоря, удаляясь от литературного перевода и приближаясь к подстрочному, получаем такой текст:
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, «не омыв от греха» рук;
4 и, после ранка, не едят не окунувшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: соблюдать окунание чаш, кружек, котлов и скамей.
(Мар.7:3,4)
Как вы понимаете, в четвертом стихе оба слова – полное соответствие тому слову, которое в других местах переведено как «крестить». И по аналогии с этим словом, смысл дополняется значением посвящения. Иными словами, здесь не идет речи о «личной гигиене», но о некоем духовном акте, обряде, целью которого является духовное очищение.
Возникает вопрос. А откуда у евреев взялись эти странные обряды? Ответ до банальности простой. Из Писаний. Вы спросите: «Как из Писаний? Где написано?». А ответ простой. Лично я не знаю с какого именно места это взято. Но для того, чтобы опираться на Писание, далеко не всем нужно конкретное место. Главное – мнение. Если я читаю Писание, я его как-то понимаю. И, понимая, я делаю выводы, то есть некоторые решения для своей жизни. Вот эти все «предания старцев» не что иное, как их, старческое, понимание Писаний. Старцы так истолковали Закон. Чему удивляться, если сегодня всего один закон «соблюдай день субботний» трактуется великим множеством традиций. Нельзя даже кнопку в лифте нажимать, нельзя в носу ковыряться в субботу, нельзя того, нельзя другого и все это лишь одна заповедь. Но ведь в Писании нет указания на кнопку лифта? А зачем, достаточно намека. Заставь дурака Богу молиться, они лоб расшибет. И таких «дураков» было и будет еще большое множество. Они с превеликим удовольствием истолкуют Писания так, что последователям будет просто невозможно даже приблизиться к их истинному значению.
Итак, ребята из Иудеи свято верят, что старцы правильно истолковали Закон. А это значит, что омовение (погружение и очищение от духовной скверны) рук и прочего – важнейшая заповедь. Ведь, если ты не омоешь рук, Бог, просто, не будет даже в твою сторону смотреть. А, наоборот, пошлет на тебя все беды мира. И вот, ученики Того, кого считают Илией или одним из пророков, не выполняют такую простую заповедь! Вывод прост – Учитель не от Бога. Таков вердикт Иудейско-фарисейской комиссии. Ох, как это все похоже на современное христианство!
Так вот, обнаружив несоответствие «истинному» вероучению, они, как положено, обращаются к ответственному за все происходящее. Почему эти ребята не соблюдают элементарные вещи?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
(Мар.7:6,7)
И вот, какое обвинение объявляет им Иисус. Он их называет ЛИЦЕМЕРАМИ! Но в чем тут лицемерие? Ведь, судя по всему, они искренне верующие люди. Они исключительно за правду. Ну ладно, не так понимают, ну и что? Зачем же сразу называть лицемерами? А лицемеры потому, что не признают Божьего свидетельства, предпочитая свое. Им не важно, что Сам Бог своими чудесами подтверждает истинность всего происходящего, потому, что до сих пор еще никто и никогда не творил ничего подобного. Им важно, что это не соответствует их убеждениям. Таким образом они ставят собственное мнение выше Божьего. И это сплошь и рядом повторяется в 99 процентах случаях сегодня, когда начинает что-то происходить среди верующих. Тут же появляется «комиссия» из специалистов теологов и те, находят массу несоответствий Писанию. На самом же деле, есть только одно соответствие – результат.
У Карри Блейка, например, результат высокий, а соответствие Писанию низкое. Значит ли это, что учение Карри не от Бога? Нет. Это значит, что учение Карри нуждается в доработке. А вот на действительный недостаток учения Карри указывает его низкий результат в сравнении с Евангелием. Если сравнивать с другими христианами сегодня – Бог поддерживает его учение, вопреки многим несоответствиям учения. Тогда как у других, при их полном соответствии, нет ничего даже близкого. Так чье свидетельство для нас важнее? Божье или человеческое?
Когда начался шум вокруг Торонто Аэропорт, когда люди начали испытывать благословения в разных формах. У кого еще до этого было что подобное? Далеко не сразу христиане нашли соответствие Писанию. Одни остались верны Божьему свидетельству вопреки пустотам в учении, другие отвернулись. Но прошло время, и соответствия были обнаружены. Однако уже твердо устоялось убеждение против Торонто, особенно потому, что появилось масса подделок. Когда произошло пятидесятническое пробуждение, даже полное соответствие Писанию, люди предпочли называть это не божьим действием, потому что оно не соответствовало их пониманию. Это было, и это будет. И все это чистой воды лицемерие.
И вот, что Иисус говорит таким ребятам:
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
(Мар.7:6,7)
Почему Исайя увидел разрыв между сердцами этих людей и Богом? Потому что для этих людей важнее их убеждение, их мудрость, а не Божье свидетельство. Поэтому они с такой легкостью называют все, что делает Бог ролью сатаны. И основывают все эти обвинения своими выводами, собственными рассуждениями и личной «мудростью», опираясь, конечно же, без всякого сомнения, на Писании.
И вот вывод, какой Иисус делает здесь: «… но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Иисус не ставит под сомнение, что все эти люди «чтут Его». Точнее, они так думают, что таким способом они Его почитают. Но в таком почтении есть только тщета, пустота, бесполезность. Такое почтение не даст ровным счетом ничего. И, как умирали люди, будучи уверенными в своем личном спасении, так и будут умирать, с улыбкой на лице, точно зная, что попадут прямо в руки Спасителя. Тогда, как всему духовному миру уже известно, что эти люди погибли безвозвратно. Тогда становится очевидным, что анекдот про трех христиан в аду, где последний заявляет: «А я верю, что я в раю», звучит совсем не весело.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
(Мар.7:8)
Смотрите. Иисус не обвиняет этих ребят за то, что они держатся своего предания. Он обвиняет их за то, что они держатся своего предания в ущерб Божьему. То есть, делайте что хотите, в этом нет проблем, но не так, чтобы игнорировалось Божье указание. Бог не делает нас слепыми рабами. Он оставлял свободу даже во времена Закона. Все, что Он требовал, чтобы при всей их свободе, Закон был исполняем. На самом же деле, люди поступили иначе. С одной стороны, люди «усовершенствовали» заповеди. С нашей точки зрения, это «развитие религии». Я очень часто слышу этот бред от православных братьев. Мол, сначала было «недоразвитое» христианство. За две тысячи лет оно развивалось, и теперь, оно достигает «небывалых» высот. Тут вам и образование, и мудрость, и традиции и т.д. Однако вот чего нет. Нет полной поддержки Богом. Именно такой, какая обещана в Евангелии, и там же была явлена. Город исцеленных за ночь между субботой и первым днем недели (наше воскресение). Все лежачие исцелены простым прикосновением к одежде мимо проходящего Иисуса. Полное исцеление всех до одного только от тени апостола Петра. Все это осталось в истории. Действительно «недоразвитое христианство». Теперь же все хорошо. Мы развились до такой степени, что Богу даже не надо исцелять, все равно никто не хочет. Все воспринимают болезнь как кару Небесную, то есть заслуженную. И смиренно идут в… сами знаете куда, в ад.
Не надо действия Духа Святого, потому что выглядит не «чинно» и не «благопристойно»! Зачем люди смеются? Это «неприлично святым»! Почему люди падают? Это … и даже тут, не найдя достойного места писания, говорят: «Видите, этого нет в Писании!». Картина грустная. Бог называет себя «Авва», что в переводе с еврейского «папуля» или «папочка», и переводчики не решаются перевести чисто, оставляют это слово без перевода. Другие, основываясь на этой нерешительности, делают заявление, что такое обращение к Богу унижает Его. Если бы это унижало Его, Он бы никогда не назвал себя так.
По всему Писанию видно, что ЦБ – это власть Бога, так нет же, народ не заморачиваясь смыслом слов Павла, прямо в лоб цитируют его и тем доказывают, что ЦБ — никакая не власть, а лишь радость и мир в Духе Святом. Думаю, Павел со своего престола уже давно ждет встречи с теми, кто так трактует его слова. Если бы меня так извращали, я бы уже давно прекратил с ними всякое общение, а при встрече дал бы понять, как это извращать слова других людей. Да мало ли еще таких извращений, которые христиане сами создали и культивируют, как единственно истинное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
(Мар.7:9-13)
В девятом стихе, на самом деле, нет вопроса. Здесь переводчик поставил вопрос не потому, что там есть этот вопрос, а потому, что там не сразу заметная ирония. Трудно текстом передать ее, чтобы не воспринять за истинное утверждение. Чтобы избежать такой двойственности, переводчик, по-видимому, предложил читать это как вопрос.
Но мы можем потратить немного больше времени для понимания, так что, поблагодарим переводчика и обратимся к настоящему тексту. Второе замечание по нему такое. Слово «хорошо ли». Во-первых, «ли», так как это не вопрос, то его и в тексте нет. Во-вторых, не просто «хорошо», а «великолепно», «изящно», «славно», «успешно», «выгодно». Все это – значения входящие в данное слово. Получаем такой текст: «И говорит им: Великолепно отвергаете эту заповедь Бога, чтобы установить ваше предание». Я бы поставил в конце восклицательный знак, для точности.
То есть Иисус действительно восторгается той изворотливостью, той наглостью и непосредственностью, с какой люди противостоят Богу. При этом искренне удивляются, почему Бог не отвечает им и не вступается за них. И дальше Иисус приводит в пример такую подмену, которую люди совершают просто с филигранной извращенностью! Это просто «высший пилотаж» извращения. Давайте посмотрим на эту талантливую во всех отношениях подмену.
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
(Мар.7:10-13)
Десятый стих совершенно понятен. Здесь нет никакой возможности какого-то иного толкования, кроме того, что написано. Однако!.. Вот высота полета фантазии и филигранность коварности. Чтобы уяснить это, уточню некоторые значения.
Корван – это священное приношение в храм.
Дар – дар, подарок, даяние, подношение – Гомер, Трагики, Геродот и т.д.;
Оба слова знакомы древним грекам. И они сразу увидели, в отличии от многих из нас, коварство тех людей. Что же они делали? По закону, они должны были чтить своих родителей. Под этим подразумевается множество разных дел, от уважения, до заботы. Как то, забота о пище родителей, одежде, жилье и т.д. Но люди делали так. Вместо того, чтобы тратить деньги и время на родителей, они несли их в Храм. И, вроде бы, делали благое дело! Но не забываем, что храм поддерживать они так же должны были. Иначе говоря, в их обязанность входила и забота о родителях и забота о храме. И туда и туда нужно было направлять свои силы. И вот, они придумали убить двух зайцев одним выстрелом. И деньги сэкономить буквально в два раза и исполнить все заповеди. И храм поддержали по Закону (не от рачительной души), и оправдались перед родителями. Разве кто из родителей скажет что-то против того, чтобы отдать деньги в храм?
— Извини, папа, либо тебе, либо в храм? Как ты считаешь?
— Да, сынок, конечно же, в храм…
Но самое главное коварство происходит в храме. То, что возложено на детей – забота о родителях. Теперь эти дети возлагают на Бога.
— Мы тебе принесли деньги, отняли у родителей! Теперь ты позаботься о них! Ведь если бы не Ты, мы бы накормили родителей!
Таким образом, они же обвиняют Бога в том, что Он не заботится об их родителях, вопреки их вере в Него. Такое нахальство и изворотливость достойны восторга! Но не восторга одобрения, а восторга с сарказмом, с насмешкой над их гибелью, и где-то с сожалением о них.
Собственно, Иисус на этом заканчивает свой разговор с «верховной комиссией». И, отвернувшись от них, обращается к народу, приглашая услышать Его наставление. Правда наставление это полностью родилось из данной ситуации.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мар.7:14-16)
И вновь, чтобы понимать смысл слов, надо не забывать, с какой претензией обратились к Иисусу фарисеи. Их претензия была в том, что они, судя по всему, оскверняли себя тем, что ели не очищенными от греха руками. То есть, ели пищу, которая осквернялась грехом от рук. Пищу, которая осквернялась торговыми духами после рынка, прикосновениями к чему-то «нечистому» в духовном плане. И таким образом, по их мнению, пища становилась нечистой. То есть оскверненной нечистыми духами. И, таким образом, нечистые духи попадали внутрь человека, что приводило к одержимости, разного рода болезням и прочим бедам.
Так вот, по словам Иисуса, никакие духи не могут осквернить человека извне! Иначе говоря, сейчас я скажу что-то ужасное, никакая болезнь не может прийти ни через руки, ни через дыхание, ни через еду. Почему я говорю про болезни? Потому что скверна духовная всегда понималась как причина всех бед, в том числе и болезней. И мы знаем, что любая болезнь – это, в первую очередь, дух, а потом уже инфекция.
И здесь Иисус полностью противоречит медицине. Потому что Он утверждает, что любая скверна (одержимость, болезнь и прочее) приходит не извне, а изнутри самого человека: «…но что исходит из него (человека), то оскверняет человека». Вот как Сам Иисус объясняет свои слова:
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мар.7:17-23)
Любая болезнь – это дух. Дух никогда не работает с желудком или телом. Он всегда действует против духа (сердца). Нечистый дух приходит и делает наш дух нечистым, в результате чего возникает болезнь. Никакая еда не может принести нечистый дух в сердце, потому что еще на этапе чрева отфильтровывается и выкидывается наружу.
Но нечистый дух, завладевает сердцем, когда человек позволяет нечистоте из сердца выйти наружу. Вот эта нечистота и создает болезнь. Но где она рождается? Судя по словам Иисуса, в человеке и рождается. И мы вновь возвращаемся к способности человека создавать духов. Одушевлять все, что угодно. К моменту, когда человек творил животный мир вместе с Богом. Это человек порождает бесов, выпуская их из своего сердца. И эти же бесы захватывают своего «творца» на физическом уровне. Так как все зло, порожденное в сердце человека, порождено под влиянием сатаны, то и служат они этому сатане, древнему змею. А средство рождения, как и ожидалось – слово. Человек рождает эти сущности своим словом. И чем больше он говорит злого, тем больше этих тварей поселяется в нем и живут в нем припеваючи.
А теперь вопрос. Если человек своим словом порождает нечистых духов, то неужели он не может своим же духом, порождать чистых? Если человек лишенный славы способен творить, неужели человек облеченный в славу, не будет творить чистоту и святость тем же словом? Понятно, что создать грязь гораздо легче, чем создать чистоту. Но сложнее, не значит невозможно. И мы знаем об этом, убираясь дома, принимая ванну, умывая руки, занимаясь посудой, подметая дорожку и т.д.
Однако не на нас ложится сложность создания чистоты. Она полностью ложится на Бога. Потому что не своей силой и не своей властью мы должны это делать, а властью Божьей, Божьим Царством.
Вот, хотел еще показать связь этой истории с предыдущими событиями, но, думаю, сделаю это позже.
не просто интересно… весьма серьезно!!!
Согласен, все весьма серьезно, и, конечно же интересно, что еще откроет нам самое маленькое из Евангелий.
Интересно, спасибо!