Не мог делать чудеса

думаюМы закончили в прошлый раз на исправлении нескольких проблем. Основываясь на том, что Иисус ничего не делал чудесного в синагоге, потому что а) все лишь слушали, а не смотрели, б) это была суббота, и никто не возмутился, я исключил понятие «чуда» из разговора и основал это значением слова «дунамис», переведенное здесь как «чудо». Меня смущало выражение «через руки Его», однако я обнаружил аналог такого выражения у Полибия, и в переводе его текстов ни о каких руках не говорится. Таким образом, я получил совсем не похожий на синодальный перевод текст. 

Итак, Иисус, предположительно, в синагоге Назарета. Иисусу предложили, как полагается редкому гостю, читать и изъяснять какой-то текст Писаний. И то, как Он это делал, удивило евреев в синагоге. Его слово было с необычной мудростью и звучало с властью. Все это вызывало толки.

3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
(Мар.6:3)

Если бы Иисус был родом из книжников или фарисеев, возможно, это меньше бы удивило людей. Но Иисус был из рода ремесленников. Он не воспитывался в окружении мудростью. Он рос рядом с грубыми инструментами и в постоянной нужде. Кроме того, в его семье не было никого, кто выделялся бы мудростью и властью. Он не был наследником какого-то властного человека. На его руке не было печатей (перстней), дающих право Иисусу проявлять хоть какую-то власть. И все же Он говорил с властью, и Его речь выделялась мудростью.

Выражение «и соблазнялись о Нем» в таком случае может означать одно – людей возмущало то, как Он говорил, потому что они думали, что у Него нет права так говорить.  Для них Иисус – обычный труженик, Который о Себе что-то возомнил. Слово «соблазнялись» означает, с греческого, что они «были оскорблены» Его поведением. Он говорил так, будто Он Царь. Но ведь они знают и мать и Иисуса и Его братьев. Они их знают в лицо! Они их знают с детства. Они и Иисуса знают с малых лет! Как Он может так себя вести?! Ведь именно они с самого детства запрещали своим детям играть с этим «бастардом»! И теперь Он берется их учить!

Каким-то образом и Его особая мудрость, и Его тон, каким Он изъяснялся, сильно задевали соплеменников. Все это делало Ему антирекламу.  Вот почему Иисус сказал следующее:

4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
(Мар.6:4)

Перефразирую слова  Иисуса. Пророк всегда в почете. Исключение составляют лишь его близкие. Здесь еще кое-что нужно уяснить. И у евреев и у язычников пророк – это особая личность. Такой человек всегда пользуется великим авторитетом. Его почитают, превозносят, ему внимают. Его боятся. Именно по этой причине, пророки – первые претенденты на уничтожение. Но пророков обычно воспринимают как «людей с Неба». А родственники с этими «небожителями» провели всю жизнь. И для них, этот пророк, просто брат, сват и т.д. Они знают его как человека. И, конечно же, знают все его минусы, даже если их нет. И пророк, и его родня сделаны из одного теста, чему тут поклоняться? То же самое можно сказать и о соседях. Ведь соседи знают о вас все самое скрытое. Как в такой ситуации воспринять пророка как пророка? Для такого шага нужно иметь особое видение, особенное сердце, чуткую душу. Но ведь мы говорим о ремесленниках с одной стороны и руководителях с другой. Одни всегда рабы (чернь), другие всегда господа. И от одних к другим не переходят. А тут, вдруг, сын плотника, ведет себя как пророк и царь!!!

Своими словами Учитель явил проблему, с которой нельзя не встретиться лицом к лицу. Кем бы ты ни был, какие бы пророчества о тебе не звучали, мама всегда будет смотреть на тебя как на того, кого она кормила грудью и меняла подгузники.

Теперь, скажите, много ли людей захотели слушать чего-то большее, чем чтение Писаний, от Иисуса? Много ли людей желали обратиться к Нему как к пророку? А если нет, то, значит и людей, предоставляющих Ему возможность явить Власть Божью, было не много. Это и говорится в следующих стихах.

5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их].
6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
(Мар.6:5,6)

Думаю, теперь уже вы сами можете догадаться, какое слово переведено в пятом стихе как «чудо».  Правильно – дунамис. Не буду повторяться, просто заменяем это слово смыслом, и самое подходящее слово здесь будет «власть». То есть «и не мог совершить (реализовать) там никакую власть (или силу авторитета, действие потенции). То есть, не смог ничего сделать, не потому, что не получалось, а потому, что не на ком было это реализовывать. Нашлось всего несколько человек, которые оказались не так глупы.

Теперь вопрос. Если все верно, то, что подразумевается здесь под «неверием»? Неверие во что? Ответ так же логичен – неверие в то, что Иисус имеет какую-то власть. Для них Он ни пророк, ни священник, и тем более, ни царь.

Но, прошу обратить внимание на то, что это было Его первое «пришествие» на родину. Однако Иисуса удивляло их неверие. Действительно, что может быть глупее? Если у тебя есть болезнь, что ты потеряешь, если позволишь Иисусу тебя исцелить? Если Он не пророк, то от тебя не убудет. А если Он пророк? Вот тут, похоже, кроется еще бОльшая опасность. Ведь если Он НЕ пророк, то все идет по-старому. Никто не в претензии. Ну, посмеялись, посплетничали и разошлись. А если пророк? Тогда Его надо слушать. Тогда за ним нужно идти! Так уж лучше закопать голову в песок, и будь что будет.

Да, чуть не забыл. Как видно из греческого языка, ни о каких «чудесах» в буквальном смысле, то есть никакого отделения «чудес» от «исцелений» нет. Все исцеления Нового Завета – это явление или реализация потенции «дунамис», явление Власти Бога. Все то, что мы, современные христиане, называем чудесами, основываясь на переводе, это тот же самый «дунамис». Иначе говоря, все разговоры о том, что чудо – это мгновенное исцеление, а исцеление – это процесс, вранье чистой воды. Потому что во всех этих «разных» местах используются одни и те же слова. А перевод лишь говорит о хорошем словарном запасе переводчика.

Так вот. Иисус пришел в родные места (вероятно Назарет), там, когда наступила суббота, Он вошел в синагогу и ему по жребию дали читать что-то из Писания. То как Он это делал, возмутило слушающих, и они, не желая его больше слушать, разошлись по домам. Откуда я это знаю? Можно я пошучу? Потому что евреи всегда после синагоги идут домой. Просто никто не остался с Учителем дольше, чем это требовалось в субботу.

Дальше. Не очень очевидно, но стихи пятый и дальше, по времени вполне могут отличаться от субботы. В синагоге все происходило в субботу, а исцеления некоторых – когда угодно. Главное, что во всех этих стихах определено – это то, что Иисус находится на родине. И время здесь – это время, пока Он был на родине. А сколько это заняло у Него, день, два, неделю, месяц, не известно. Известно лишь, что пока Он был у себя на родине, к Нему за исцелением пришли лишь «некоторые».

Как видим, в городе никто Ему не верил, что Учителя удивляло. То есть никто не хотел, чтобы Он их исцелял. Если вы думаете, что это неправда, то по опыту могу сказать, что много людей, особенно верных какой-то религии, которые скорее умрут от болезни, чем позволят вам лечить их. Почему? Потому что вы ни их веры. Знакомо такое слово?  Они, видимо, думают, что Бог их покарает, если они примут спасение из ваших рук. А ведь мы читаем о квази-религиозных людях.

Что делает Иисус? Вместо спасения своего родного города, он отправляется по его пригородам.

6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
(Мар.6:6)

Обратите внимание на слово «учил». Здесь стоит форма слова «дидахе» То есть Иисус не наставлял их как своих учеников, передавая им тайны Царствия. Он учил их как евреев, которые понимают только Писания. То есть, Он вразумлял, «поучал», стараясь их разбудить. И, как мы видим, в окрестностях Он так же ничего не делал «чудесного» или «властного».  Все, что Он делал – учил. Не исцелял, не изгонял бесов, ничего. Как вы думаете, Тот, кто пришел, чтобы распространять славу Бога, Его Царствие, может эту ситуацию оставить так, на самотек? Разве возможно, что Иисус бросит этих людей, так и не дав им спасения от болезней?

Вот тут и наступает время выйти на арену отобранным заранее ученикам! Но об этом в следующий раз.

Один комментарий к “Не мог делать чудеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.