Чудеса без силы

думаюВ прошлый раз я немного увлекся и забыл упомянуть еще об одном аспекте. Он записан в последнем стихе четвертой главы. Когда ученики удивляются тому, что Иисус усмирил ветер и море, они говорят следующее: «кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?».

Вопрос, который они задают: «Кто?».  То есть ни «Что за сила», ни «Как же Он могуч», ни «Откуда у Него столько силы». То есть, никакого намека даже в вопросе на силу. А ведь совершенно логично было бы, увидев действие силы (если бы они ее увидели) удивиться именно ей, силе. Однако, они удивляются не силе, а Персоне. Такое удивление может возникать исключительно тогда, когда человек видит перед собой того, у кого, по определению не может быть никакого намека на силу, однако все ему повинуются.

Повинуются (5219) – слушаться, покоряться, повиноваться.

Древние использовали это слово так:

  • Прислушиваться, вслушиваться, внимать – Гомер, Эврипид, Феокрит (послушай!, выслушай!);  Гомер (я заговорил, а он тотчас же стал слушать); Аристофан, Эсхин, Фукидид, Платон, Аристотель (слушать кого (чего)-либо, внимать кому (чему)-либо);
  • Откликаться, отвечать – Платон (привратник согласился отворить (дословно ответить) кому-либо); Ксенофонт, Демосфен (привратник); Демосфен (явиться на зов (по вызову));
  • Слушаться, подчиняться – Платон, Эсхин, Фукидид (повиноваться кому-либо, в чем-либо); Фукидид (починяться чьей-либо выгоде, т.е. сообразовываться с чьими-либо интересами); Плутарх (материал, послушный ударам молота);
  • Поддаваться, уступать – Геродот (согласившись (с вами), мы исполнили бы вашу просьбу); Лукиан (это мне удалось); Пиндар (подвергаться действию солнечных лучей);
  • Воспринимать, принимать, усваивать – Платон;
  • Подразумевать – Платон, Плутарх (под словами Софокла «слепой Арей» нужно разуметь войну).

Мы видим, как легко переводчики изменяют смысл слова на свой лад. Слово, указывающее на подчинение без всякого внешнего воздействия, заменяют на слово, говорящее  о подчинении грубой силе. Данное слово никакого отношения не имеет к «покорению». Здесь идет речь об уже покоренных силах. Их не надо вновь покорять, порабощать, заставлять. Они уже под властью.

Вот это слово – «повинуются» является вторым словом в этом предложении, подтверждающим, что в действии чуда не было задействовано никакой энергии, кроме силы приказа, т.е. власти.

В Гадаринской стране.

1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И [жители] вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
(Мар.5:1-20)

У нас есть проблема. В наших руках Книга, которая разбита на главы и стихи. И это сильно мешает нам читать именно так, как это было написано. Так что, приходится заставлять себе выехать из «колеи», наезженной расставленными главами и стихами. Вот как древний читатель читал бы определенные строчки.

«…И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.»

Любопытно то, что слово «пришли» стоит во втором Аористе. То есть, в прошедшем совершенном времени. Иначе говоря, пришли не после предыдущих слов, а в тот момент, когда они это говорили, «оказались» (пришли) на другом берегу.  То есть, другого берега они достигли еще тогда, когда они говорили последние слова. Выглядело это так. Вот буря, Иисус встает, успокаивает бурю и оказывается, что они уже прибыли на место. Иначе говоря, даже если бы ученики не паниковали, если бы не разбудили Иисуса, они уже оказались бы на берегу. То есть все их старания были впустую. Только зря разбудили Учителя.

Второе, что эти строки должны нам сказать, это тот факт, что на берег Иисус вышел все в том же изнурении, что и прежде. Он все еще обессилен. У Него еще не было ни минуты для отдыха. Да, конечно, он уже спал на лодке. Однако как спал? Как мертвый, даже волны не могли его пробудить. То есть полное истощение. И все дальнейшие события происходили именно в этом полностью истощенном состоянии.

Итак, Иисус выходит из лодки и к нему подбегает человек с нечистым духом. Мы много раз читали об этом событии, не буду подробно описывать его ужасное состояние. Все это и так можно увидеть. Но вот некоторые интересные моменты.

Первое, почему-то многие христиане на этой истории строят мнение, что с бесами можно разговаривать. Второе мнение в том, что бесноватый сразу же признав Иисуса взмолился. Однако все не так. Бедолага действительно прибежал к Иисусу и поклонился Ему. Но это произошло не на пустом месте. Прежде чем этот страдалец прибежал и поклонился, что-то произошло.

8 Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
(Мар.5:8)

Здесь, правда, не совсем ясно. Сначала нечистый прибежал, а потом Иисус приказал духу выйти, или сначала Иисус издали приказал выйти, а потом человек прибежал. Но так как Марк пишет, что событие произошло «Ибо» (потому что), мы должны понимать, что где-то в начале этих событий прозвучал приказ Иисуса.

Итак, представьте себе картину. Иисус, обессиленный, не выспавшийся, недовольный неверием учеников, выходит на берег. Видит одержимого и, либо издалека, либо, когда тот подбежал, приказывает бесу выйти. И вот тут происходит то, что в дребезги разбивает теорию «драки», по которой христианин, чтобы изгнать беса должен с ним воевать и побеждать. Одержимый, ведомый бесом, кланяется Иисусу. То есть сразу, без сопротивления, признает Его господство.

Вот еще одна проблема. Иисус не разговаривает с бесом. Он говорит с человеком. Его не интересует, как зовут нечистого духа. Его интересует имя бедолаги. Но, как мы видим, устами бедолаги владеет бес. И вместо имени человека мы читаем имя нечистого. И что здесь еще знаменательно? Дело в том, что в этом человеке находится «ЛЕГИОН» бесов. Что это значит? Если бы этот легион хотя бы на минуту решил сопротивляться Иисусу, все было бы совсем иначе. Я не говорю, что Иисус проиграл бы, но драка была бы знатной.

Римский легион содержал около 5000 человек, плюс, минус, тысяча. Итак, перед измученным, лишенным всякой силы Иисусом стоят 5000 бесов. И, о чудо, они даже не пытаются сопротивляться. Где тут хотя бы малейший намек на энергию, вроде как исходящую из Иисуса и разгоняющую бесов? Если и есть какая-либо сила, то это сила власти. Это сила Того, кто уже Хозяин. Ему не нужно этого доказывать. Ему не нужно воевать с каждым бесом в отдельности. Он Властелин.

И бесы с первого звука Его голоса признают своего Завоевателя, преклоняются перед ним и просят о милости. Он с ними не говорит. Это они умоляют Его. Единственная реакция на их моления –Он  не выгнал их из страны, а позволил войти в свиней. Без разговоров. Это важно! Он Господин. Они рабы.

12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
(Мар.5:12,13)

Обратите внимание на слова «просили» и «тотчас». То есть, Иисус итак измучен, чтобы еще терпеть вопли бесов. Он ни минуты не колеблется. Создается впечатление, что Он с ними обращается как назойливыми мухами. Идите куда хотите, только оставьте этого человека и перестаньте тут шуметь. А до свиней Иисусу дела нет. Типа: «Скройтесь с глаз Моих!».

Количество свиней, так же как и слово «легион», показывает нам, что бесов действительно было не мало. Конечно, верить бесам не нужно. Мало ли что они скажут. С них станется. Но то, что 2000 свиней оказались одержимыми, подтверждает их количество.

Дальше мы знаем. Пастухи убежали рассказать, что произошло. Жители пришли, удивились и просили Иисуса уйти (жалко свиней). Бесноватый просит Его взять с собой. И тут  становится понятна причина прибытия сюда Наставника.

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
(Мар.5:18-20)

Я понимаю так, что этот бесноватый и был целью Иисуса. Помните? Иисус пришел в Капернаум, за одну ночь (с субботы на пятницу, когда пятница уже закончена) исцелил половину города. Потом прибыл туда же через несколько дней уже для обучения. Первый раз он провозглашал и исцелял, второй учил, а исцелял лишь пришлых.  Здесь вырисовывается та же тактика. Иисус приплыл, чтобы исцелить одного, но самого знаменитого. Теперь Он уходит и приплывет туда через несколько дней. Каков будет результат? Тот же.

Здесь мы обнаруживаем тактику Иисуса. Сначала явление Божьей Власти (или силы, если только под силой разуметь силу власти), или Божьего Царства. Это «приманка», «ключ», потом учение. И, если есть новые больные, снова явление Божьей Власти.

Второе, чудесное освобождение от целого легиона врагов, даже не имея сил твердо стоять на земле.

Можно ли Такому Учителю верить? Безусловно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.