Признаюсь честно, был велик соблазн следующие истории понять просто как явление величия, повторив выводы первой главы Евангелия от Марка. Однако помешало убеждение, что Марк пишет не просто историю, но историю, через которую он особым образом старается донести до читающего суть учения Христа. И если до этого момента все было вполне вразумительно и очевидно, то начиная с текста, который я хочу рассматривать сегодня, я немного потерялся. Снова и снова перечитывая его, никак не мог понять, зачем Марк эти события поместил именно здесь. Потому что, если они здесь просто потому, что они были, тогда Марк никакого учения не преподает, а лишь рассказывает историю. Тогда все мои выкладки никуда не годятся. Так что, я снова обращался к ним с одним и тем же вопросом: «Марк, зачем ты это здесь поместил?».
И мне кажется, я понял. По крайней мере, думаю, что ухватил мысль Евангелиста. Не настаиваю на том, что это именно так, сомнений еще предостаточно. Однако, прямо сейчас берусь за подробное рассмотрение, в том числе и ради ясности для самого себя. Это, в принципе, и есть причина всей моей «писанины».
Но, прежде, вспомним, что и зачем. Приходит Иисус и являет Свое Учение в силе, могуществе. Объявляя приход Божьего Царства. Не проповедуя, вопреки устоявшемуся мнению, а объявляя, провозглашая и являя Это Царство. Потом, когда Иисус за одну ночь исцелил всех больных в Капернауме, пробудились фарисеи и стали высказывать свое «фи». На фоне этих высказываний стало ясным противопоставление Нового Учения старому. По новому учению человек должен принять на себя некоторые Божественные черты и права. Человек получал право и обязанность прощать грехи, что раньше мог делать только Бог. Человек поднимается из рабства в господство, даже над Законом. Все это вывело из равновесия религиозный мир Израиля.
Страсти раскалились до предела, когда все, что делал Иисус, признали результатом одержимости. В ответ на это обвинение Иисус произносит проклятие вечного непрощения. На стороне хулителей оказываются и родные Иисуса, за что они получают свое наказание в виде отречения Иисуса от них, как от родственников.
Выйдя к морю Его гнев не прекращается, и Он указывает хулителям на их непробиваемую тупость. При этом Он вводит в дело образ семени. На этом образе строится все его «приморское учение». Добив словом хулителей, Иисус развивает тему Царства Божьего как семени, показывая на этом образе некоторые принципы Божественной Власти – почва, сеятель, семя определенного рода, процесс роста, земля сама заботится о росте семени.
Марк упоминает о том, что там, при море, Иисус говорил и другие какие-то притчи, однако Евангелист не посчитал нужным это подробно описывать. Думаю, это от того, что Марк преследует цель планомерного, постепенного донесения Учения через все Евангелие. И, если сейчас Марк пренебрег этими притчами, значит, позже они буду озвучены. Но это произойдет только тогда, когда для них будет подходящее время. Тем более, что, если смотреть в контексте всех Евангелий, многие притчи повторялись Иисусом в разных местах и в разное время. То есть, не все притчи были уникальны. То есть, они периодически напоминались Иисусом. Значит, нет особой проблемы, что какую-то притчу автор Евангелия упустил сейчас. Потому что он задумал поместить ее в другое место. Это не значит, что такие притчи звучали только тут или только там. Просто Евангелист так распределил в своем творении все события. И цель, повторяю, планомерное и постепенное донесение Христова Учения до язычников. Вот ими мы сейчас и претворимся, на время.
35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
(Мар.4:35-41)
Да, вот еще что. Думаю, что, на самом деле, такое распределение акцентов изобрел даже не Марк. Марк лишь осознал то, чему и как учил Учитель. И в своем Евангелии Марк лишь реализовал тот же подход, только не для тех учеников, что ходят с Иисусом по Палестине, а для учеников, имеющих перед собой только текст. Отчасти этим объясняется историчность Евангелий. То есть, по большей части, последовательность событий не нарушается именно благодаря тому, что Сам Иисус так же подавал Свое учение.
Итак, «вечером того дня» — то есть в тот же вечер, когда Иисус вышел в гневе на море и сначала жестко обличал фарисеев, а потом на фоне своего обличения наставлял слушающих о принципах Царства. Еще раз – Он явил славу и мощь Своего Учения, затем показал непримиримость Нового Учения со старым, и показал естественный ход развития плода Его Учения в человеке.
Теперь, вдруг, Он желает переправиться «на ту сторону». В греческом сказано яснее – «на противоположный берег». Забегая вперед, хочу сказать, что вся переправа была ради одного изгнания. Но, вернемся к событиям.
Здесь есть некоторая странность. В синодальном переводе сказано, что ученики (они) «отпустили народ». Создается впечатление, что ученики все это время держали толпу, а последние только и ждали, когда же их отпустят. Прямо как в очереди за колбасой. Но в таком случае толпу должен был отпустить Иисус, а никак не ученики. Ведь то, зачем они пришли, мог дать, в то время, только Он. Проблема была обратная. Это толпа не отпускала Иисуса.
Странность исправляется обращением к исходному тексту. А греческий текст показывает совсем другую картину. Ученики не «отпускают» народ, а «бросают». Буквально это выглядит так. Народ теснит, рвется к Учителю, и, в один прекрасный момент, все ученики и Иисус, как бы это помягче сказать… … «уходят, не спрашивая разрешения». То есть, когда ученики с Иисусом отплывают на другую сторону, весь народ все еще находится на берегу и чего-то ждет.
С этим согласуется и тот факт, что они (ученики) «взяли Его с собой, как он был в лодке». То есть не было времени на пересадку в другие лодки, а ведь они были, это написано. А тот факт, что Иисус почти сразу заснул, говорит о сильнейшей усталости Учителя. Ведь море, о котором идет речь, вовсе нельзя назвать морем. Это совсем не большое озеро. То есть для переправы на противоположный берег не нужно многих часов. Нормальный человек вряд ли даже подумал бы засыпать. Но Христос заснул. А такое бывает при серьезном недостатке отдыха.
Как мы видим, усталость действительно была такой сильной, что даже «великая буря» не смогла потревожить Наставника. В греческом тексте 37-й стих начинается с таких слов: «…и ветром поднимается великая буря, и волны набрасывались на лодку, так что лодка уже наполнялась». Вот до какой степени нужно спать, чтобы не просыпаться даже тогда, когда на тебя выливается вода в большом количестве сверху, и ты промокаешь снизу?
Кто-то скажет, что Иисус так крепко спал, потому что у Него такая вера. Слушайте, какая бы вера не была, если ты не устал, шум и вода разбудят любого. Не проснется только тот, для кого сон жизненно важен. Повторяю, Иисус смертельно устал. Если кто-то этого не видит, дело его. Я иду дальше.
Итак, мы видим Иисуса, который спит на каком-то возглавии. И наша фантазия пытается нарисовать нам что-то непонятное. Каждому свое. Однако это, всего лишь подушка. Возглавие – это «подушка». Но, это не главное, так, пояснение по пути.
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
(Мар.4:38)
Интересно, как долго они будили Иисуса? Если Его не могли разбудить волны, ветер и наполняющая лодку вода, то, думаю, ученикам пришлось потрудиться. Вам когда-нибудь приходилось будить человека, который ну никак не хотел пробуждаться, а вам это было очень важно? Если да, то можете вспомнить, какое отчаяние приходит, когда ваши попытки никак не приносят успеха. Я могу сказать по себе. В такие моменты я чувствую массу нехороших вещей. Там и отчаяние, и обида, и злость на этого человека, которому нет никакого дела до твоих проблем. А теперь добавьте к этому реальную угрозу жизни. Совершенно логично, что ученики буквально обвинили Иисуса в жестокосердии.
Конечно, они не учли, что Иисуса только что обвинили в одержимости. Его только что предали самые близкие люди. Он с раннего утра до позднего вечера не имел возможности отдохнуть, тогда, как сами ученики все время были в тени. Они не напрягались. Они лицезрели и внимали речам. А Иисус воевал, духовно дрался за каждую пядь божьей славы. Теперь же им понадобилась помощь.
Возникает один вопрос. А какую помощь они ждали от Иисуса? Наше сознание услужливо предлагает нам вариант, что они ждали от Иисуса чуда. Но следующий текст полностью это опровергает. Ученики совсем не ожидали того, что произошло. Так чего же они ждали? И единственное, что приходит на ум – это обычная человеческая помощь. То есть помощь в управлении лодкой во время бури. Именно для этого они Его и будили. Они не будили Его, потому что опасались за Его жизнь. Они будили его только ради того, чтобы появилась еще одна пара рук.
И вот еще один шок, который испытали ученики. Иисус измученный и не выспавшийся встает и «походя» успокаивает ветер и море. Как наша фантазия рисует этот сюжет? Мы ожидаем здесь действие силы. Но у Него нет никаких сил. Его даже волны не могли разбудить. Он физически и духовно истощен. Тогда почему ветер и море послушались? Потому что это не действие силы, а действие власти. Он не заставлял ветер умолкнуть, не связывал его, не держал его какой-либо силой. Все, что Он сделал – запретил и сказал. Ветру запретил, морю сказал.
Запретил (2008) – порицать, упрекать, запрещать, прекословить, возбранять;
Древние использовали это слово так же. Так вот. Здесь не сказано о воздействии силы. Здесь есть упрек. Скажите, много нужно силы, чтобы кого-то в чем-то упрекнуть, или на кого-то ругнуться? Если смотреть на греческий текст, понимаем и еще кое-что. В русском языке, мы прямую речь относим к последнему «в списке».
39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
(Мар.4:39)
Вот здесь мы видим два субъекта – ветер и море. И слова «умолкни, перестань» автоматом направляем морю. Однако это не правильно. Здесь два субъекта и два упрека. И оба упрека, по сути, идентичные. В греческом первое слово – молчи, второе – онемей. Это одно и то же указание. Но повторено оно два раза, в полном соответствии с количеством субъектов. То есть Свое «замолчи» Иисус направляет и ветру и морю. Об этом говорит и результат. Утих именно ветер. И в результате наступила «великая тишина». Что такое великая тишина? Правильно – это когда аж звенит в ушах. То есть природа замерла. Почему? Потому что Царь Царей недоволен. Природа проштрафилась и теперь остается только молчать в страхе, как бы чего не вышло. Ведь Он может просто проклясть и все. От моря останется одна яма. А ветер будет нести службу в пустыне. Не знаю, плохо это для ветра или нет.
Марк рисует картину, где Иисус не тратит времени на борения с природой. Он ее не уговаривает, не угрожает. Он просто упрекнул и все. И выглядит это так, как если бы кого-то разбудили, потому что не знают, как выключить телевизор. Он встал, почти не открывая глаз, нажал на кнопку и еще и пробурчал: «Сами что ли не можете эту кнопку нажать?».
Что тут после рассмотрения картины становится очевидным? Совершенно ясным делается указание на полное отсутствие, какой бы ни было, силы. Иисус не прилагает ни малейшего усилия, чтобы заставить утихнуть ветер или море. Он не напрягается. Более того. Он сам уже не имеет сил, чтобы просто стоять, не то, что воевать со стихиями. И начиная с этого сюжета, Иисус через Евангелие Марка разбивает все наши глупости, посвященные силе. Я более чем уверен, что Марк ставит акцент именно на отсутствие любой силы у Иисуса. И при этом Он имеет стопроцентный успех.
Чему нас учит современное харизматическое христианство? Необходимости иметь силу Духа Святого. Мы поем: «Дай нам силу». Мы даже перевели слово, которое к силе не имеет ровно никакого отношения, словом «сила». И мы упиваемся своим самообманом вокруг силы. И все это только потому, что не понимаем языка Евангелия.
Итак, прошу, подчеркните у себя в Писании это место. Пометьте на полях, что это прямое указание на стопроцентный успех даже тогда, когда нет никакой силы. Я понимаю, что в следующей главе мы столкнемся с очень спорным местом, в этом плане. И прямо сейчас я не знаю, как на него отвечать. Но независимо от того, даст ли мне Бог разъяснение этого вопроса или нет, я знаю точно. Слово «дунамис», которое во всех русских изданиях переводят как «сила» не имеет отношения к какой-либо физической или иной силе, способной что-то делать. И прямо с этого отрывка и дальше Иисус доказывает это. Но эти доказательства мы будем рассматривать уже в следующий раз.
А сейчас я хочу обратить внимание еще на один пункт, который сильно отличается от всего, что до сих пор звучало в этом тексте. Первый раз за все Евангелие Иисус указывает на веру учеников. До сих пор мы даже и не слышали о ней (в этом Евангелии). Мы слышали о величии Власти Божьей. Мы читали о непримиримости Нового со старым. Мы увидели необходимость человека в божественной природе. Нам показали, что Царство во многом подобно семени и растущему из него растению. Теперь наше внимание связывают с двумя вещами. Первое – отсутствие или явный недостаток, какой бы то ни было, силы. Второе – важность веры.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
(Мар.4:40,41)
В словах Иисуса читается удивление. Иисус не ожидал, что Его ученики могут так бояться. И их страх Иисус напрямую связывает с отсутствием веры. К сожалению, здесь нет прямого указания на объект веры. Идет ли речь о вере в Иисуса или в Отца, не совсем ясно. Однако очевидно, что «боязливость» — результат неверия. Такой страх удивляет Иисуса.
Но вот 41-й стих дает повод полагать, что речь, все же, не о вере в Отца, но о вере в Иисуса. Почему? Потому что ученики (!) «говорили между собой» странные вещи. Будущие апостолы спрашивали друг у друга: «Кто же Сей?» . Как вам это нравится? Ученики удивляются тому, что сделал Иисус (это доказывает, что, когда они Его будили, то не рассчитывали на чудо). Но это так же показывает, что эти самые ученики не могли верить в Иисуса в подобной ситуации. Потому что все это стало для них полной неожиданностью. Вывод. Иисус ждет от них доверие к Себе.
Действительно. Если Он учитель, а они последователи. То первое, что от них требуется – это полное доверие Учителю. Иначе обучения просто не получится. Итак, вот два новых момента в Учении Христа, предоставленных нам Марком. Первое – действие власти, которое не нуждается в силе. Второе – необходимость веры в Учителя, чтобы достигнуть в обучении у Христа ожидаемых результатов. Встретимся в скором времени.