Приморское учение (2)

думаюДавайте вспомним, о чем мы читали до сих пор. Первая глава Евангелия от Марка – величие Царствия Божьего. Вторая и третья главы – противопоставление Учения о Царствии учению Закона. Непримиримость двух Заветов вплоть до войны. Хула на Духа Святого. Четвертая глава – Иисус выходит на берег моря и войдя в лодку обращается к хулителям с притчами. Первая притча – «притча о сеятеле». Здесь есть откровенные противники, есть симпатизирующие и истинные последователи двух категорий. Первые учитывают необходимость заботы о текущих нуждах, не вверяя их Богу, вторы всю заботу о себе доверяют Создателю. Первые три категории не получают Царства, последняя входит в Него.

Марк лишь забегает вперед, когда описывает закрытый разговор Иисуса с учениками, где Он растолковывает притчу «о сеятеле». Но с 21-го стиха Марк вновь возвращает нас на берег в глубь разговора Иисуса с хулителями. Почему я решил, что следующие притчи так же относятся к ним? По словам Марка: «И сказал им:…».

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мар.4:21-23)

На самом деле здесь можно понять по-разному. Первый вариант я уже озвучил. Марк возвращает нас на берег, туда, где Иисус, стоя на лодке, обращается к тем, кто только что обвинял Его в одержимости. Второй вариант, так же возможный, говорит, что остальные притчи сказаны Иисусом уже наедине ученикам. Однако с этим трудно согласиться. Сам Марк пояснят этот вопрос в конце учения:

33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
(Мар.4:33,34)

Внимательно прочтите эти стихи и увидите, что Иисус с учениками НЕ ГОВОРИЛ притчами. Наедине Он пояснял притчи, которые говорил открыто. Итак, если Иисус НЕ говорил притчами с учениками, то совершенно ясно, что с 21-го стиха и дальше речь идет опять на море. А вставка, описывающая их сокрытый разговор, это лишь вставка, призванная не отходя далеко от темы, тут же на месте, дать достаточное пояснение.

Итак, Иисус стоит на лодке и обращаясь в гневе к хулителям Духа Святого говорит им притчу о сеятеле, где на первом месте стоят именно эти хулители, которые вообще не способны принять семя, потому что отторгают его еще тогда, когда оно даже не было брошено. Современные христиане, почему-то именно такую позицию называют верой. И думают, что так они защищаются от ересей. Фарисеи тоже думали, что так они защищаются от развращения, но просчитались. Думаю, ничего нет нового «под луной».

Так вот, Иисус только что объявил фарисеям, что они «асфальт непробиваемый», что они «тупы как пробки», и «мозг их отформатирован и покрыт бетоном». Но сделал Он это так, что не забыл и о других. В конце указав на победителей, которые приносят многократный плод.

Кстати. Если мы договорились, что читаем эти тексты так, как читали бы его люди, кому этот текст был адресован изначально, то, как бы мы ответили на вопрос, что является плодом?  Иисус за все главы, что мы прочли, не привел ни одного человека в Церковь, убеждая или вразумляя. Все, кто пришел, оказались здесь исключительно благодаря явлению Власти. Иначе говоря, судя по Марку, единственный плод, который возможно увидеть в Евангелии от Марка – это действие Власти Божьей (Царствия Божьего) без ограничений со стороны того, кто этой властью наделен.

Теперь вернемся на берег. Итак, только что люди услышали что-то о себе. Одни услышали обвинение в свой адрес, что они как дорога, другие, как неблагонадежные, третьи, не последовательны, четвертые как получатели награды.  Вот только ученики, почему-то ничего не поняли. И сразу за этими словами Учитель, не меняя направления обращения, говорит:

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мар.4:21-23)

Давайте включайтесь, ребята. Эти слова не обращены к ученикам. Эти слова сказаны так же к хулителям Духа. Это не слова учения, хотя и по ним можно что-то увидеть. Это слова обвинения и обличения. Свеча – это Тот, кто несет Свет. Сосуд (в греческом «модий» — мера сыпучих веществ (от 6 до 40 кг)) – это то, что закрывает свечу полностью, так что она не может осветить ничего, кроме себя самой. Если в дом принесли свечу, то, совершенно ясно, что это сделано для освещения дома. Иначе в ней нет никакого смысла. Если Иисус был «принесен в дом Израилев», то не для того, чтобы Он освещал Сам Себя, но, чтобы в доме был свет. А хулители желали обратного. Они не хотели, чтобы Свеча горела, чтобы люди увидели свет и в свете истинное положение дел. Таким образом, Иисус, обращаясь к хулителям, заявляет, что Он не собирается прятаться или замолкать, так как Он для того, чтобы светить. И им, хулителям, придется с этим что-то делать.

В 22-м стихе, Иисус продолжает ту же мысль. Сейчас, когда Иисус говорит с лодки, хулители думают, что они выглядят как защитники Истины, но «…Нет ничего тайного». То есть сейчас им кажется, что они побеждают и люди на их стороне. Но придет время, когда все тайное выйдет наружу, и тогда все хулители станут очевидны людям, и не смогут скрыться.

Как видим, вся эта речь звучит в том же гневе и направлена не на обучение. И здесь Марк показывает нам снова и снова непримиримость двух позиций с одной стороны и превосходство позиции Христа с другой. Здесь мы видим не того Христа, что сегодня звучит со многих трибун, который нежный, добрый и ласковый. В этом тексте перед нами предстает Христос, Которого мы меньше всего ожидали видеть – гневного, бесстрашного, со стальной, непреклонной позицией. В каждом слове слышны, с одной стороны, сталь и ненависть, а с другой, жалость и отвращение к врагам Истины. И даже вот эта фраза, к которой мы давно привыкли «если кто имеет уши слышать, да слышит!», звучит здесь несколько неожиданно.

Что бы вы сказали, если бы сейчас кто-то вам заявил: «Если бы у тебя были уши, ты бы услышал!». Кстати, обратите внимание на знак восклицания. Или другой вариант, того же текста: «Пусть слышит тот, у кого есть уши!».  Я бы даже еще перефразировал «у кого ЕЩЕ остались уши».  Это не намек на тайну, как многие сегодня преподают. Это намек на тупость слушающих – хулителей Духа Святого. Почему мы это раньше не видели? Потому что влагали эти слова в мирного, дружелюбного Христа, который все говорит ровно и спокойно и только для наставления. Но наш Христос не имеет порока, Его при обрезании не попортили, Он умеет, и любить и ненавидеть. Он ПОЛНОЦЕНЕН!

И в своей ненависти к врагам Духа Святого Он завершает свою речь к ним такими словами:

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
(Мар.4:24,25)

Первое – почему я считаю, что, если эти слова к хулителям, то они последние? Потому что до этого Марк повторяет одну фразу «И сказал им». Им – это тем, кому были направлены предыдущие слова. Здесь надо добавит некоторые пояснения.

Первое – в первом стихе этой главы Иисус говорит «И опять начал учить…». Нашли? Так вот. Слово «опять», говорит о продолжении начатого прежде, но прерванного. А перед этим учение Иисуса закончилось гневными словами: «… вот Матерь Моя и братья Мои…».

Далее. Если Иисус учит истине, то есть Царству, то используется слово «логос», если же обличает и спорит, то «дидахе». Так вот, в четвертой главе «опять начал УЧИТЬ», словом «учить» переведено слово «дидаскейн», одного корня с «дидахе». То есть Он не делился «тайными вещами», не делился Словом, но обличал, инструктировал, давал указания, приказывал. Во втором стихе те же слова.

2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
(Мар.4:2)

«учил» – глагол, «учении» – существительное «дидахе». В контексте услышанного, можно было бы перевести это более понятным для нас «поучал» и «поучение».

Вторая причина – постоянно повторяющаяся фраза в той или иной форме «И сказал им». Слово «им» указывает на тех, о ком шла речь прежде. В отношении множества людей на берегу можно сказать одно. Эти люди только что были в доме, где разразился «скандал». Итак, второй стих «И учил их», 21-й (когда закончилась притча «о сеятеле») – «И сказал им». 24-й стих – «И сказал им». Каждый раз указание на то, кому это говорится. Марк беспокоится о том, чтобы читатель не ушел от главного.

А вот с 26-го стиха, что-то меняется. Исчезает «им». И еще одно. Если первая часть «приморского учения» обращена к хулителям и не может называться учением по сути, а скорее поучением, и поэтому используется слово «дидахе» в разных вариантах, то вторая часть, которая направлена всем, заканчивается совсем другими словами.

33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
(Мар.4:33,34)

Здесь слово «слово» —  это «логос». А «логос» — это суть, учение, то, что еще предстоит явить. Это не «дидахе».  Иначе говоря, Иисус начинает с «поучений» и обличений к хулителям, заканчивает «учением», речью о тайнах для тех «у кого уши еще остались».

На самом деле, все эти доказательства можно принимать, или не принимать. Потому что это речь. И успех понимания зависит не столько от наличия доказательств, сколько от способности или чувствительности к этой самой речи. Когда говорит тот или иной человек, разные люди слышат разные вещи. Одни слышат шутки, другие без юмора и воспринимают все всерьез. Одни сразу решают, что говорящий ошибся, другие не сомниваются в его правоте. Одни остро чувствуют иронию и намеки, другие не могут взять в толк, над чем люди смеются. Кого-то речь обидит, а кто-то останется благодарным. Текст Марка – это тоже речь, только записанная. По этой причине невозможно однозначно и убедительно доказать правоту твоего понимания. Потому что, как сказал Иисус: «кому дано, тому приложится».

Однако, я отошел от темы. Предлагаю вернуться и читать дальше. Итак, вот наш текст:

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
(Мар.4:24,25)

Как мы видим, здесь вновь фраза «И сказал им», что говорит о той же целевой аудитории – хулители. И в этом контексте фраза «замечайте, что слышите» так же приобретает интересный оттенок. Сегодня мы бы сказали так: «А теперь, зарубите себе на носу».  Кстати, такие слова мы бы говорили в конце своей речи к врагам. Итак, что же должны были «зарубить себе на носу» фарисеи, позволившие себе обвинить Духа Святого в нечистоте?

24 «…какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, …».

Не знаю как вам, а для меня все совершенно ясно – это приговор. Это приговор из серии  «по словам твоим, да будет тебе».  Они назвали Иисуса одержимым веельзевулом, за это они сами понесут на себе эту одержимость, еще и умноженную.  Кстати, я не помню, чтобы Иисус когда-либо изгонял бесов из фарисея.  Неужели это потому, что в них бесов не было? Когда Иисус наставляет учеников, он говорит, чтобы они остерегались духа фарисейского и саддукейского. Зачем? Иисус не собирается этого духа изгонять! И мы ни разу этого не увидим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
(Мар.4:25)

Фарисеи имели все. У них был Закон. У них был авторитет. У них была власть. К их словам прислушивались. У них брали совет. У них были деньги. У них было все. Но так как у них «нет ушей», то и все это им ни к чему. Они не имеют (ушей), у них будет отнято все, что имели, авторитет, деньги, положение. А те, у кого «уши еще остались», получат все, что было отнято у фарисеев и даже больше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*