Только что, в конце третьей главы мы видели Иисуса в гневе. Он только что объявил проклятие непрощения всем, кто будет называть дела Духа Святого нечистыми делами. И, как выяснилось, в том же лагере оказались его близкие родственники. Мать и братья. Если бы мы с вами читали текст от Марка в то время, когда он был написан. То не заметили бы никакого разделения на главы и на стихи. То есть, мы бы перед собой имели текст, который не заканчивается последними стихами третьей главы. Вместо этого мы прочли бы вот что:
… кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. И опять начал учить при море; …
Если мы читаем без предрассудков, то нам с очевидностью становится ясна неразрывность этих событий. Если мы не уверены, что Марк именно так видит картину, можно нарушить на некоторое время наше правило и проверить то же самое у апостолов. И обнаружим, что всюду одно и то же. Как только происходит событие с родными Иисуса, Он выходит к морю, за ним вываливает вся толпа, и Иисус переходит в лодку. Весь этот процесс занимает какие-то минуты. Даже если на самом деле это было не так, то тексты и Марка и Матфея и Луки в этом совершенно схожи, только имеют разные подробности.
Теперь снова забудем про другие Евангелия и превратимся в язычников, читающих единственный доступный текст. Итак, только что Иисус был в гневе. Весь Его гнев был излит по причине того, что разные люди, как фарисеи, так и родственники, объявили Его одержимым, то есть объявили Дух Святой духом веельзевула. В этом состоянии гнева Иисус выходит на берег моря и входит в лодку. Весь народ, наблюдавший эти события, последовал за Ним и был вынужден остановиться у воды.
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
Итак, вопрос первый. Если человек находится в таком состоянии, к кому первому будет направлена его речь? Единственный ответ – к объекту гнева. Итак, следующая притча не обращена к верующим, разве что, косвенно. Дальше Сам Иисус, поясняя ее, говорит, что притча эта не предназначалась ученикам, а именно тем, кто стоит в аппозиции.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
(Мар.4:11,12)
К этим строкам мы еще вернемся, а пока нужно уяснить одно. Как минимум, притча «о сеятеле», как мы ее привыкли называть, не предназначена для проповеди неверующим. Эта притча нацелена на грамотных, прекрасно разбирающихся в Писании людей, которые уверены, что Бог есть и ищущим Его воздает, однако не желают признать истинности Учения Христова.
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Прежде чем начать размышления над этой притчей, хочется обратить внимание на слова, которые обычно остаются без внимания. А именно слова, сказанные во втором стихе: «И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:…».
Первое – там, на берегу, притча «о сеятеле» была не единичная. Судя по всему, все последующие притчи относятся к тому же событию. Но, так как Марк решил дать пояснение, то, забегая вперед, он рассказал о беседе Иисуса с учениками. Стихи с 10-го по 20-й – это вставка, нарушающая порядок действий. Если бы мы ставили все это в хронологическом порядке, то он должно было бы появиться где-то между 34-м и 35-м стихами.
Теперь, когда мы это уяснили, надеюсь, переходим к сути вопроса. Каждый раз появляется соблазн начать толковать притчу не обращая внимания на толкование Самого Учителя. С одной стороны Иисус чему-то удивляется, когда ученики спрашивают толкование, с другой стороны, Он только что указал, что эта притча и не предназначалась для учеников. Есть какое-то несоответствие в этом, не правда ли?
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Здесь есть еще одна сложность. Дело в том, что слово, переведенное в 13-м стихе как «понимаете» имеет здесь не самый очевидный смысл. Вот какие смыслы содержит это слово(взято из словаря Вейсмана): знать, уметь, узнавать, быть благодарным, быть расположенным. Можно ли это слово перевести как «понимать»? Наверное, под определенным углом это слово можно и так рассматривать. Однако, учитывая то, что притча не предназначалась ученикам, но врагам Евангелия, ученики и не должны были принять ее в свой адрес, а значит и взять из нее какой-то урок. Однако, эта притча должна была им буквально «понравиться». Они должны быть «расположены» к ней, потому что она обличала их врагов, она ставила на место лукавство фарисеев.
Иисуса удивляет не то, что ученики не поняли учения, сказанного через эту притчу, а то, что они не стали с Ним ее соавторами. Они не встали вместе в духе, не возликовали от восторга, когда увидели смысл ее, благодаря которому только что, перед их глазами враг получил серьезное поражение. Иначе говоря, им не нужно было «понимать», то есть научаться через эту притчу. От них ожидалось «соучастие» в притче. Они должны были не понимать, а знать. То есть воевать вместе с Учителем. Вместе с Ним ставить зарвавшихся хулителей на место. Вместо этого, они были просто слушателями, ожидающими великой мудрости.
То есть, притча – это не только аллегорический текст для пояснения истины, но и оружие, которым Иисус достигает двоякой цели. Тем, кому дано, вносится ясность, а кому не дано, смятение и обличение. Одни обладая зрением, начинают видеть еще больше, другие теряют и те остатки вИдения, что еще сохранялись. Попадая в руки философов, притчи заводят их в еще большие дебри, как Сусанин поляков. Попадая в сердца простых людей, приносит ясность.
Не уверен, что объяснил доходчиво, но, пора переходить к сути. Итак, «вышел сеятель сеять». Думаю нет никакого секрета, что сеятель – это Иисус. И судя по Его же комментарию, Он сеет слово.
14 Сеятель слово сеет.
(Мар.4:14)
Давайте немного задержимся. Дело в том, что, если бы мы были древними язычниками, которым попал в руки этот текст, нам бы не пришлось вникать в этот текст, он был бы нам абсолютно ясен, потому, что он был нацелен именно для них. Мы же с вами, имеем большое наследство знания, опыта, восприятия. Наш мозг сильно отформатирован. Итак, «Сеятель слово сеет». Что мы понимаем под «словом», которое сеется?
Среднестатистический христианин здесь скажет, что-то вроде: «Это слово проповеди Евангелия». И будет прав. Но если мы спросим этого христианина, что это за Евангелие. То он начнет нам рассказывать о любви Бога, милости, прощении, праведности и т.д. И это тоже все верно. Однако мы договорились, что это первый текст, который попал нам в руки. А сами мы только что наблюдали своими глазами чудо Божье, и решили служить этому «неведомому Богу».
Так вот, за 3 главы, что мы уже прочли, мы не встретили ни единого намека на учение о любви, милости, прощении и праведности. Все, что мы встретили – это Царство Божье в силе и действии. Ни о чем ином нам Марк, пока, не говорил. Первая глава – Марк показывает могущество Божьей Власти (Царствия Бога), вторая – противопоставление Учения Власти учению Первого Завета и невозможность слияния одного сдругим. Третья глава – переходя из второй, указывает на божественность, предназначенную для людей, так что Сын Человеческий становится даже господином над Законом. Противопоставление усиливается до такой степени, что сторонники Первого Завета готовы идти на подлог и убийство, доходя до Хулы. И нет тут ничего общего с любовью, милостью, праведностью и всем тем, к чему мы привыкли.
Таким образом, единственное, что содержит это самое слово, которое сеет Сеятель – Царство Божье. Это слово не о благости и милости (хотя это, думаю, является неотъемлемой частью Евангелия), но о Царстве, то есть о Власти Бога, предназначенной человеку.
Таким образом, Иисус сеет Евангелие Власти, а не Евангелие прощения и милости. Оговорюсь. В том, что человеку дается все это уже есть милость и прощение. Без милости и прощения не было бы и Евангелия Власти. Но милость и прощение здесь не ставится во главу угла. Какое оно занимает место, нам еще предстоит разобраться. Но на первом месте стоит ЦАРСТВО.
Скажите, какое слово в вас посеяно. Если вам все время говорят о прощении, милости и любви, это хорошо. Но это не семя Царства. Семя Царства учит Царству в первую, вторую и третью очередь. И только потом стоит любовь, милость, праведность и радость. Все это есть, однако, все это «сопровождение», а не суть учения.
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
(Мар.4:4)
Вот текст, который услышали, стоящие на берегу и ученики. А вот его толкование.
15 [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
(Мар.4:15)
Мы уже обсуждали слово «тотчас» и выяснили, что оно не означает длительного действия. Это действие мгновенное и никак иначе. Так вот. Разговор о «сеянии при дороге» — это главная цель притчи. Прямо сейчас Иисус смотрит на тех, кто только что похулил Духа Святого. На тех, кто ввел в заблуждение Его родственников. И этот удар нацелен на их сердце. Это они – «почва при дороге». И их сердце Иисус открывает, как почву неспособную принять никакое семя Царства Божьего. Вместо того, чтобы как-то принять его, они опускаются даже до хулы. Они настроены так, что даже не чувствуют легкого падения на их почву драгоценных семян. Буквально отторгают, сразу, еще до начала проповеди, до того, как Иисус откроет рот, они уже все закупорили и приготовились отбиваться от Его Учения. По этому, как только до них долетает слово о Царствии, оно тут же уничтожается противником.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
(Мар.4:5)
Итак, есть и другие слушатели. Они подобны земле, где негде распустить корни. То есть семя не способно набрать силу. Хоть это и Божественное семя, совершенное и сильное, оно погибает. Вот что по этому поводу говорит Спаситель.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
(Мар.4:16,17)
Не устану повторять, что речь не идет здесь о семени любви, милости и прощения. Речь идет о семени Власти над бесами, болезнями и смертью. Не семени прощения того, в кого посеяно, а семени, дающем власть слушающему прощать других от имени Бога. Не семени смирения перед законом, а семени господства над ним.
Итак, есть вторая категория людей. Они с радостью и восторгом хватаются за это семя. Они искренни в своем стремлении. Однако не желают выходить, что называется «из зоны комфорта». Мнение друзей, властей, религии, страхи и т.д., все это не позволяет семени прорости глубоко, пустить корни и войти в силу. Семя в таком сердце тоже безвозвратно погибнет.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
Третья категория любопытна тем, что у таких людей семя вырастает, достигает силы, укореняется… и не приносит плода. То есть, превращается в «зеленуху» на подоконнике. Такие люди говорят: «Да знаю я, испытал, был, видел, сам могу. Но есть что-то более важное, а это все, не серьезно». А по сути все их «более важное» всего лишь их собственная мамона.
Хочется заострить внимание на сочетании «обольщение богатством». Нам хотят внушить, что речь идет о богатстве с точки зрения современного человека, насквозь пропитанного погоней за деньгами. Мистер Стронг предлагает наравне с другими такое понимание как «обилие». Однако, это не соответствует истине. Древние использовали это слово чуточку иначе. Это слово употреблялось в отношении сокровища, то есть чего-то ценного для человека. Причем много этого или нет, не имеет значения. Если у тебя есть какая-то ценность, то это слово для тебя. Это могут быть деньги. Однако не обязательно в большом количестве. Возможно, ты беден и для тебя 2 рубля – это уже ценность. Тебе нужно обустраивать жилье. Это твоя ценность. Тебе важно, чтобы дети пошли в хорошую школу, это тоже «сокровище». Итак, совсем не обязательно, чтобы ты гнался за большими капиталами. То, что тебе ценно, может оказать тебе дурную услугу.
Давайте еще раз посмотрим на этот вариант. Этот человек действительно достоин Царствия. Он внимателен к слову о Царствии. Он не отрекается даже во дни гонений. Верность его достойна всякой похвалы. И семя Царства в нем действительно достигает силы, укореняется и прорастает, набирая бутон. Но… этот человек сильно озабочен чем-то кроме. Для него трата времени на Царство кажется не достаточно важной. Он больше уделяет внимание отношению в семье, обеспечению, и т.д. Он любящий и заботливый семьянин. И о таком мы гарантировано сказали бы, что это настоящий христианин. Однако, семя Царства в нем не даст плода. Повторюсь. Оно даст корни, войдет в силу, прорастет, зазеленеет, наберет бутон и, возможно даже расцветет во всей красе. Однако это будет пустоцвет. Плода так и не появится. Потому что плод требует много силы. Он требует много «воды», чтобы дать плоду жизнь. Но эту воду расхищают другие ценности. И все эти ценности действительно важны и нужны. Но они, по отношению к Царству оказываются врагами. Ну, а четвертую категорию я даже не буду пояснять. Здесь и так все ясно.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
(Мар.4:1-20)
Разве что, спросить, что же такое плод? Ответ прост. Плод Царствия Божьего – это Царство Божье в действии. Яблоко плодоносит яблоками, помидор помидорами, лиса выводит лисят, человек детей человеческих, а Царство – Царство.