Кто исполняет волю Отца

думаюКстати, в прошлый раз я не указал, что в греческом тексте в 15-м стихе нет слов «исцелять от болезней». Есть только «изгонять бесов». Думаю, в этом есть определенный смысл…

Итак, продолжим. Первая глава – провозглашение Царствия Божьего с демонстрацией Его могущества. Вторая глава – противопоставление основных моментов учения Ветхого Завета и Учения о Царствии Божьем, ввод нас в сознание того, что человеку через Сына Человеческого дается господство даже над Законом (субботой). Третья глава – продолжение темы господства над законом и ожесточение приверженцев Ветхозаветной позиции. Теперь, когда толпы нуждающихся все увеличиваются, остро встал вопрос об увеличении армии «делателей». Иисус экстренно из всего количества следующих за ним ребят отбирает «первенцев», по всей видимости, тех, кто, по Его мнению, может уяснить Учение раньше остальных.

Теперь, на волне ожесточения Ветхозаветного лагеря, Марк показывает нам пределы несовместимости этих двух позиций. То есть, те, кто еще вчера шел за Иисусом со списком вопросов, чтобы понять, теперь, следуют за ним со списком обвинений, чтобы уловить.

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.
31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Мар.3:20-35)

Очень важно постоянно помнить выбранное для данного исследования правило. Мы стараемся забыть тот факт, что мы с вами уже что-то читали, чему-то обучены. В данном случае нам крайне необходимо увидеть текст так, как его увидел бы язычник, который видел исцеляющую силу Бога в действии и пожелавшему служить такому Богу. И вот в наших руках его первый учебник. Он не теолог. Он не знает ни Православия, ни Католицизма, ни Протестантизма в любых его проявлениях. Все, что он знает – это свое родное язычество. И его чтение у него не вызывает никаких ассоциаций связанных с опытом жизни в христианской общине. Понимаю, что это трудно, однако без этого, мы рискуем остаться «при своих».

Так вот, читая Марка, мы не знаем всех подробностей, поэтому воспринимаем все именно так, как написано. А это значит, что только что Иисуса хотели убить, после этого наступает мощный наплыв нуждающихся. Тут же Иисус назначает учеников, и, сразу за этим, происходит приведенная выше история.

То есть, все в том же великом окружении нуждающихся Иисус с отобранными учениками входит в дом. Как видим, народ не уменьшился, а ровно наоборот. Бедный дом распирало от количества гостей. Мне трудно представить тесноту, при которой нельзя даже есть хлеба.

Параллельно с этим происходит нечто странное. Близкие родственники, а именно мать и братья Иисуса узнают о приходе своего Родственника и тут же идут его забрать. Причина тут же указано. Потому что до них дошел слух, что Иисус «вышел из себя». Чтобы было понятно, объясню. Слово, которое здесь использовано (одно а не два) переводится как «сойти с ума», «обезумить», «портиться», «превращаться в противоположность».  То есть об Иисусе говорили, что Он, буквально, сошел с ума.

Такое понимание у людей возникло совершенно логично. Ведь Он учил, что человек имеет права, которые могут быть ТОЛЬКО у Бога и ни у кого другого. Иисус обожествлял человека. Человек становится господином даже Закона, который может исходить исключительно из уст Творца.

Второе, что услышали родные – это заявление, что Иисус ОДЕРЖИМ веельзевулом. На родных обрушилось ошеломительное и поражающее своим ужасом горе. Иисус одержим, и Он ведет себя неадекватно. Возможно, в их воображении уже рисовалась пена у рта, безумные крики, бег голышом в грязи. В любом случае, они были вынуждены пойти и забрать обезумевшего Родственника.  В те времена, такое было не редким. Это и сегодня не редкость.

А в это время события развивались следующим образом.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
(Мар.3:23-26)

Конечно же, Иисус уже прекрасно понимает, какая о Нем идет молва. Одни смотрят на Него с надеждой на освобождение, другие с сочувствием соболезнующих, третьи с ненавистью защитников истины. Он прекрасно понимает, кто и зачем распространяет такие слухи. И вот Он зовет к себе тех, кто это делает. Судя по всему, они приходят. Не забываем, что вокруг толпа народа. Все внимательно наблюдают за происходящим, внимают каждому слову.

И вот, Иисус говорит  фарисеям следующее. И тут нам нужно остановиться для уточнения одного факта. Дело в том, как мы договорились, этот текст читают не иудеи и даже не христиане с опытом. Этот текст читают только что увидевшие силу Бога в действии язычники. Эти ребята не знают, что такое «сатана», «веельзевул» и т.д. Марк в отношении веельзевула дает пояснение, которое мы находим в 22-м стихе. Там Марк дает язычникам объяснение, что веельзевул – это князь бесов (по-гречески демонов). Что такое демоны, язычники знают. Для Язычника демоны – это боги. В нашем, христианизированном сознании – это нечистые духи. Язычники под словом «демон» понимают всех богов. И хороших и плохих. И если в Иисусе, по словам Марка, находится князь над всеми богами, то это звучит сильно. Кроме того, эта информация подается Марком как заведомо плохая. Потому что прежде о Нем сказано, что он буквально сошел с ума. То есть, для Иисуса это плохо.

И еще раз вспомним, что буквально только что какой-то явил им силу Бога, гарантированно объяснив, что все остальные боги – это не боги, а враги. Что должен был понять язычник? Только одно. Если в Иисусе, по словам фарисеев, находится князь демонов, а все эти боги – враги истинного, силой Которого перед его глазами апостол сделал чудо, то это однозначно плохо.

Второе – слово «сатана». Снова нужно вспомнить, что мы читаем с точки зрения язычника. А это должно нам сказать что-то другое. Сатана – это обычное древнее слово. Оно никак не связано с божественной сущностью. И означает оно – противника. Дело в том, что мы, как христиане двадцатого века с молоком матери впитываем понимание этого слова как одно из имен древнего Змея, соблазнившего человека. Но для язычника, знакомого со словом «противник» имя «сатана» не известно. Для него это всего лишь любой противник. Если мы играем в шахматы, то человек, с кем я играю, сатана для меня, а я, сатана для него. И по большому случаю, змей – сатана для Иисуса и нас, а мы и Иисус, противники (сатана) для змея. И здесь нет ничего странного. Это всего лишь словообразование. Мы должны понимать это именно так, как это писалось и читалось, иначе мы рискуем не заметить смысла.

Даже тот факт, что в греческом тексте эти слова стоят с большой буквы не должно нас пугать. Это лишь отправляет наше понимание к духовному противнику, под которым, в отношении Иисуса понимается тот древний змей, которого фарисеи называют веельзевулом.

Итак, возвращаемся к тексту. Иисус знает, что фарисеи обвиняют Его в одержимости «веельзевулом». Заметьте, евреи не обвиняют его в одержимости сатаной. Потому что это не имя, а позиция. Иначе это звучало бы как одержимость противником.

Так вот, Иисус не говорит: «… как может веельзевул изгонять веельзевула». Он говорит: «…как может сатана (противник) изгонять сатану (противника)». Здесь все меняется. Иисус не говорит о конкретной личности, он рисует им принцип, действующий в жизни. Когда кто-то «дружит с кем-то против третьей личности», то они забывают на время о своих проблемах.  Например, сегодня России удобно дружить с теми, кто против политики на Украине. А тем, кто на Украине, удобно дружить с теми, кто по определению против России. Назвать все эти лагеря дружными – большая ошибка. И те и эти дружат против. Как только одна из сторон одержит победу, эта «дружба» потеряет смысл. Но во время ответственных событий, именно такой союз дает силу для победы. Так вот, если в этой «дружбе против» кто-то прогнал союзника, что остается? Противник слабеет, рискует проиграть. По этой причине, союзники, плохие или хорошие не отказываются друг от друга, пока это выгодно.

Итак, если Иисус, со слов фарисеев, противник истинного учения (читай Закона), то Он должен быть в союзе с бесами, а не против них. Кто еще так сильно ослабевает сторонников закона, как болезни? Никто. Именно болезни всегда были самой главной угрозой жизни на земле вообще, и служителей закона в частности. И если вдруг, противник людей решит прогнать самого сильного союзника, то проиграет он сам.

И вот первая аллегория. Здесь речь о разделившемся в себе самом царстве. Кстати, снова обращаю внимание на это слово  — «царство». Речь не о территории. Потому что разделение территории если и ослабевает могущество государства, то не так сильно, как разделение в рядах государства. Здесь под царством подразумеваются войска, силы, те, кто выполняет приказы. И если такое царство разделилось, значит во время боя, кто-то будет играть на руку врагу, а это прямой крах в сражении.

Вторая аллегория еще понятнее для людей того времени. Каждый раз, когда враг  осаждает город, все жители держатся друг за друга. Они сплачиваются, чтобы выжить.  Однако, если в осажденном городе произвести разделение, то это будет означать, что внутри города есть сторонники нападающего врага. Это значит, что ворота будут открыты, и враг захватит город.

Третья аллегория снова возвращает нас к «противнику». Но в отличии от сочетания «сатана сатану», где распря происходит не между двумя союзниками по войне, здесь распря происходит внутри одного противника. То есть если противник пришел в смятение, поступает не последовательно, хаотично, сам себя осуждает и опровергает. Такой «воин» не способен одержать победу.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
(Мар.3:23-26)

Все эти доводы должны были заткнуть рот тем, кто распускает совершенно нелогичные сплетни об Иисусе. Однако самое сильное, с моей точки зрения, заявление Иисус делает дальше:

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
(Мар.3:27)

Здесь раскрывается секрет успеха Божьего Царства. Я помню, да, что там, помню, и сейчас еще часто встречаю ситуации, когда христиане, изгоняя бесов кричат: «Сатана, я связываю тебя». Я не помню, кто из божьих людей научил так поступать христиан. Конечно же, каждый делающий так, скажет, что это написано в Библии. Вот мы как раз там, где это написано. Однако, одно дело стих 27, и совсем другое, учение о связывании бесов.

Так вот, мы не видим ни одного действия Иисуса, похожего на связывание «сильного» во время исцелений. Ответ нам дает слово «прежде». Если понимать под «вещами», которыми владеет веельзевул, больных, то перед глазами свидетелей Иисус буквально «расхищает его вещи». То есть спокойно ходит и забирает все, что хочет. Но как такое возможно? Это возможно потому, что «прежде» Он уже связал веельзевула. Это произошло в пустыне. И об этом Марк говорит вкратце, без подробностей в первой главе. Однако здесь, в третьей главе, Марк уже цитирует намек Иисуса на некое событие, которое уже свершилось прежде. И это событие, не очевидное для слушающих, дало Ему возможность так свободно хозяйничать в «доме веельзевула», то есть среди болезней и бесов.

Судя по всему, такое объяснение Иисус считает исчерпывающим. Он больше не доказывает, не поясняет ничего. Наоборот. Теперь, опираясь на все выше сказанное, Иисус изливает гнев на род фарисейский в виде проклятия. Его проклятие звучит просто.

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.
(Мар.3:28-30)

Важно понимать, что эта фраза никак невозможна в отрыве от событий, описанных выше. То есть, эти три стиха появились в ответ на обвинения Иисуса в том, что Он…

22 … имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
(Мар.3:22б)

О чем напоминает нам Марк в 30м стихе:

30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.
(Мар.3:30)

То есть в ответ на обвинения Иисус сначала использует аллегории, а потом, высказав достаточно доказательств Своей Правоты, заявляет проклятие непрощения за хулу Духа Святого. Итак, совершенно очевидно, что хула на Духа Святого произошла тогда, когда фарисеи назвали Дух Святой, что был в Иисусе, веельзевулом, князем бесовским. Однако надо понять и другую сторону. Иисус обвинил не простых людей, а именно фарисеев. С одной стороны потому, что именно они распускали о Нем такой слух, с другой потому, что именно они то прекрасно должны были понимать, какой на самом деле в Иисусе Дух.

Давайте еще раз уясним вот что. Фарисеи с самого начала действительно старались разобраться в Христовом учении. Мы об этом говорили. Но потом, когда Иисус стал говорить о преобретении божественных характеристик и прав, их мозг «взорвался». И, вместо того, чтобы смириться и принять эту истину, они предпочли назвать это учение дьявольским. Итак, в чем дело? Правильно, они просто НЕ ЗАХОТЕЛИ признавать истину. Речь не о понимании, а о явном противодействии. Точнее о непонимании из-за нежелания смириться.

Здесь сложность уже в самом понимании смирения. Ветхозаветное мышление говорит, что смирение, это признание себя низшим, ничтожным. А Христово учение говорит, что смирение, это такое повиновение Богу, которое делает тебя высшим, могущественным. Итак, хула на Духа Святого возможно лишь тогда, когда Его называют дьявольским те, кто понимает суть проблемы, но, по каким-то причинам, не согласился и восстал против.

Теперь вернемся к началу событий. Помните, там мать Иисуса с Его братьями пришли забирать своего «сошедшего с ума Родственника». Итак, именно тогда, когда Иисус объявляет проклятие на лукавых фарисеев, народ передал Иисусу весть о пришедших родных. Теперь представьте себе в каком эмоциональном накале был Иисус, обращаясь к фарисеям. И именно в этот момент мать и братья пришли с глубокой верой в то, что Иисус – сумасшедший.

Что проявили родные? Они показали Иисусу свое полное  неверие в Него. Кроме того, они показали, что, как и фарисеи, которых Он только что обвинял, повторяют вслед за ними их обвинение в том, что во Христе не Святой Дух, а дух нечистый. И их вера столь сильна, что они реально пришли забирать Его. Мама позаботилась о том, чтобы ее сопровождали сильные мужчины, братья Иисуса. Ведь с сумасшедшим ей никак одной не справиться.

Может я что-то не понимаю, но то, что в этот момент Иисус пережил настоящее потрясение, потому что Его первый раз предали самые близкие, это факт. А ведь только что Он объявил, что такие дела никогда и никому не будут прощены. Ситуация патовая. Или Иисус должен сейчас же забрать Свои слова о непрощении назад, или подтвердить их в отношении матери и братьев. Однако Он поступает иначе.

Учитывая, что за ним пришли именно родные, Иисус отрекается от родства с ними! И в этом уже их наказание. И дальше мы не находим ни одного момента ни у Марка, ни у других Евангелистов, где Иисус как-то выделяет Свою мать. Это уже потом христиане сочиняют мифы о почитании Марии, превозносят ее, притягивают к своим теориям ее песнь, записанную у Луки. Придумывают разные мифы и в результате, фактически, замещают ею в церкви Самого Иисуса.

Если вы не согласны, то найдите хотя бы намек на то, что Иисус вновь общается с нею, как с матерью. Если мы найдем место, где Иисус как-то говорит со Своей матерью, то не сможем пропустить мимо своего внимания то, как Он к ней обращается.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
(Иоан.19:26)

Он называет ее «жено», т.е. «женщина». Справедливости ради надо признать, что и до этого Иисус точно так же обращался к своей  матери, называя ее просто «женщиной». Подумайте об этом. Такое обращение не появляется на пустом месте. В любом случае, никогда Иисус своих слов обратно не брал, это факт.

Итак, Иисус отрекся перед множеством свидетелей от Матери и братьев по плоти потому, что они «Хулили Духа Святого». И так же перед множеством свидетелей он объявляет своих настоящих родных. Его родные это те, кто исполняет волю Божью.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Мар.3:33-35)

А теперь оставим «скользкий вопрос» о родных Иисуса и попытаемся разобраться в сути последних слов. Вот два момента, которые сразу видны в этих стихах:

  1. Его родные те, на кого показал Иисус. Буквально это те, кто в тот момент сидел рядом с Ним и слушал Его.
  2. Его родные те, кто исполняет волю Божью.

А теперь давайте соединим эти два пункта, потому что одно вытекает из другого. Родные Иисусу те, кто исполняет волю Божью, то есть те, кто в данный момент (во время речи Учителя) сидели и слушали Его.

А теперь вопрос. А как мы научены? Что значит, в нашем понимании, исполнять волю Божью? Мы тут же начнем перечислять целый список. Это и проповедь Евангелия, и добрые дела, хорошее поведение, любовь, радость и мир.

Но вот, перед Иисусом сидят люди, которые еще ничем себя не проявили. Они никому и ничего еще не проповедовали. Добрые у них были дела или нет, мы не знаем. Наоборот, зная, что это простые рыбаки и скотоводы, скорее мы найдем больше НЕ добрых дел. Про поведение мы вообще умолчим.  Что такое любовь, они знают тоже отдаленно. Радости у них выше крыши. И мир, что в семье, что в быту, встречается редко. Так почему же Иисус именно этих людей назвал своими родными?

Он объяснил просто. Потому что именно они исполняют волю Бога. Так где же? В данный момент есть одна воля Бога. Чтобы они сидели и слушали. Слушали не как фарисеи, которые тоже были очень внимательны, но цель их была – обвинение. Слушали как люди, жаждущие ответа, принимающие учение в полноте.

И второй вопрос. Основываясь на том, что мы прочитали, ведь мы договорились, что на короткое время мы превратились в древних читателей из язычников, чему учил Иисус? Ни одного слова за три главы (!) мы не нашли про любовь, милость, прощение. Я имею в виду учение Иисуса. Наоборот, только что Иисус обеспечил некоторых «товарищей» вечным НЕпрощением.  Но чему же учил все это время Иисус. На чем в течение трех глав Марк ставит акцент? И вывод прост. Единственное, о чем мы все это время читаем – это Царствие Божье. А если вспомнить, что это, то получается, что все наше внимание Марк концентрирует на Власти Божьей, которой наделяется человек для владычества, как минимум, над бесами. И больше ни о чем мы не читаем.

Теперь подведем краткий итог. Воля Божья, если следовать логике Марка – это обучение человека хождению во Власти Бога и наделение его этой властью. Другую волю Бога Марк нам не озвучивает. Возможно пока. Так это или нет. Мы еще увидим. Но прямо сейчас Марк заставляет держать нас свое внимание именно на Божьей Власти. Это и есть Воля Божья.

Кто исполняет волю Отца: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*