Вспомним, что мы читаем. Марк показывает нам величие Христова Учения. Затем начинает открывать его секреты. И первый секрет в том, что человек приобретает некоторую божественность. Во-первых, человек, благодаря Учению Христа получает право прощать грехи. Во-вторых, человек переходит из разряда боящихся скверны, в разряд пугающих скверну. И на этом мы остановились.
Итак, Иисус в гостях у Левия, в окружении людей, так или иначе осквернивших себя в свое время. Но, похоже, это Иисуса ничуть не смущает. Все эти люди, которые когда-то считались скверной, превратились в людей, подражающих Святости, идущей за Нею след в след. Мы наблюдаем невероятное событие, в котором оскверненные люди, вдруг, стали святыми. Но этого не видно снаружи. И люди, мыслящие критериями Ветхого Завета, где скверна сильнее человека, где она опасна, не могут переварить того факта, что Учитель от Бога поступает точно противоположно ожидаемому. По их мнению Иисус «сидит среди развратителей», и не понимают, что благодаря Иисусу они уже НЕ развратители. Древнее прошло, теперь все новое.
16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками.
17 Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
В ответ на слова книжников и фарисеев Иисус говорит аллегориями. Но, прежде давайте еще постараемся что-то понять. Эти самые книжники и фарисеи, почему-то оказались свидетелями этих событий. Если они свидетели, значит, они находятся там же. То есть они, по своим убеждениям, уже осквернились. Ведь они находятся в доме скверны и в окружении скверны. Но на это они не обращают внимания. С другой стороны это говорит немного в пользу этих ребят. Все же они пытаются уяснить что-то, уразуметь. Однако их разум не в состоянии раскрыться навстречу новому Учению. И это Учение их взрывает изнутри, поднимает бунт, гнев и т.д.
Иисус говорит им первую фразу: «… не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Здесь определенный намек. И ожидается, что фарисеи и книжники уловят его. Ведь здесь есть только три категории людей. Множество тех, кто воспринимается как скверна (мытари и грешники) и те, кто считает себя святыми (книжники и фарисеи). Третья категория здесь представлена одним Человеком – Иисусом. Это врач. Иисус, как бы, говорит фарисеям, что они считают себя здоровыми, поэтому им не нужен врач. То есть Иисус не собирается на них тратить свое время. Тратить время на здоровых – пустая трата времени.
И здесь еще одна характеристика Учения Христова. По устоявшемуся пониманию Ветхого Завета, Бог уделяет время только праведным. Только праведник жив, ему и почет и слава. У Иисуса же получается ровно наоборот. Все свое время Он, как действующее Царство Бога, тратит на больных, то есть на грешников. Почему? Ответ очевиден, потому что они НУЖДАЮТСЯ. Потому что праведным Иисус не нужен. Буквально НЕ НУЖЕН!
Здесь слово «нужда» становится ключевым. Если тебе Иисус нужен, то есть, ты в нем нуждаешься, то Он приходит к тебе. Если ты уже здоров, то, зачем тебе Спаситель? Вот это «здоровье» имеет очень интересную характеристику. Здоров или нет определяется тем же словом «нужда». Если ты нуждаешься, ты тот «больной» ради которого Иисус готов тратить свое время. Если нет, его время не будет на тебя потрачено.
Вторая фраза: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Знаете, в свете того, как сегодня открывается учение Христа, меня сильно смущало слово «покаяние». Нет, поймите правильно. Само по себе покаяние меня не смущает, оно смущает меня здесь, в этом тексте. Почему? Да потому, что за все повествование Марка, что мы прочли, мы не увидели ни одной молитвы покаяния, ни одной просьбы о прощении и т.д. Слово «покаяние» мы встречаем только в описании сути проповеди Иоанна. Но, как мы увидели, Иоанн совсем не понимал Иисуса, и ожидал чего и кого угодно, только не своего Кузена. Он ждал того, кто придет с «секирой», готовой рубить деревья под корень. Он ждал того, кто придет как огонь, который попалит всех нечестивых. А пришел Тот, Кто льна курящего не угасит и трости надломленной не преломит. Кто вместо общения с праведниками предпочитает общение с грешниками. Итак, это слово оказывается сильным диссонансом течению повествования Марка. И, каково же было мое удивление, когда я обнаруживаю, что здесь слова «покаяние» никогда и не было! Вы понимаете? Смысл слов Иисуса меняется кардинально.
Иисус не призывает грешников к покаянию, Он их призывает к Себе. И этот призыв уже несколько раз звучал: «Следуй за Мной». Вот к чему призывает Иисус. Воистину облегчение для моей души, когда оказалось, что этого слова здесь нет.
Видите ли. Этого слова нет и у Матфея в тексте, рассказывающем ту же историю. Это слово появляется только у Луки. Видимо переводчики или поздние переписчики, обнаружив это слово у Луки, посчитали, что слово «покаяние» у двух других Евангелистов попросту пропущено. И они решили исправить ситуацию. Однако надо понимать кое-что. Если Матфей и Марк перед собой ставят задачу донести Учение, первый до евреев, второй до язычников, то у Луки цель несколько отличается. Судя по всему, перед Лукой стоит задача разъяснения основания для тех, кто уже знает учение Христово.
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
(Лук.1:4)
То есть ко времени написания Лукой своего труда, учение христианам было уже достаточно подробно разъяснено. Однако возникли другие вопросы. Например, откуда оно взялось. Откуда взялся Иисус. Почему Он, а не кто-либо еще. И Лука занимается подробностью, тщательностью. То есть описывает все, заботясь именно об этих подробностях, достигая большей исторической точности, а не догматической.
И в этом Евангелии мы вдруг обнаруживаем массу интересного, что было упущено другими Евангелистами. Это произошло не потому, что они иначе видели происходящее, а потому, что ставили перед собой другие задачи. Соответственно иначе расставлялись акценты и приоритеты. Если Матфей пишет к Евреям, то не тратит времени на разъяснение еврейских традиций и свободно использует слово «язычники». Одновременно с этим он не позволяет себе часто употреблять слово «Бог», почему вместо «Царства Божьего» у Матфея все время звучит «Царствие Небесное». Марк вообще старается избегать столкновений с еврейскими традициями, обращаясь к ним лишь, когда это крайне необходимо с краткими пояснениями. При этом Марк свободно использует слово «Бог». У него Царство принадлежит Богу, а не Небесам. Лука делает «тщательное» исследование и подробнейшим образом описывает еврейские обычаи. Царство у него принадлежит Богу, но при этом Лука старается избегать слова «язычники». И там, где это возможно он это слово просто убирает.
Итак, у Матфея и у Марка в приведенном тексте нет слова «покаяние», а у Луки есть. Почему? Давайте поразмыслим. К моменту написания текста Лукой, работы Марка и Матфея уже были в ходу. Основываясь на них, христиане обучались Царству. Однако, если бы все было хорошо, не понадобилось бы писать новое. Большинство исследователей считают, что это евангелие появилось между работами Марка с Матфеем и работой Иоанна. То есть позже первых двух и раньше последнего. Так оно и расположено в Библии.
Теперь, если Лука посчитал нужным написать эту работу, значит, он заметил какой-то крен в учении. И решил пояснить те моменты, которые были упущены первыми писателями. Возможно, люди как-то пытались «досочинять» историю Иисуса и в результате они получали некоторое мифическое лицо. Тенденция не изменилась и сегодня. Чем меньше человек понимает Учение Христа, тем более мифичным у него получается Спаситель. А если учесть, что Евангелие легло на языческое сознание сплошь пропитанное мифологией, то такая точка зрения более чем возможна. Однако, это не важно. Важно, что были некие причины написания еще одного Евангелия. В котором делается явный акцент на историчности, подробностях и, особенностях исцелений (Это особенно ясно, так как Лука, по некоторым данным, имел профессию врача).
И здесь Лука совсем не рискует испортить Учение Христа, добавлением таких нюансов, как призвание в покаяние. Потому что христиане уже знакомы с основанием.
Теперь вернемся к тексту. Представьте себе, что христиане на протяжении нескольких десятков лет читают, что Иисус призвал грешников. Не к покаянию, а просто призвал. Что они видят в тексте? Они видят не покаяние, а призвание. Главное здесь – призвание. Иисус пришел ПРИЗВАТЬ грешников. И с этим пониманием они живут первые десятки лет. Может ли их понимание изменить одно слово, добавленное Лукой, в качестве указания на изменение их жизни. Ведь они действительно, отвечая на призыв, полностью меняли свою жизнь. Вот это изменение и есть покаяние. Однако мы, современные люди, читаем Евангелие от Луки почти одновременно с другими Евангелиями. Мы читаем многие места параллельно. Мы любим обращаться к «параллельным местам». Мы создаем «полную картину». И получается совсем другая «полная картина». Если Лука не претендовал на замену главного слова «Призвал» на второстепенное «покаяние», то у нас именно это и произошло. Мы, не видя, что текст направлен к людям уже знакомым с учением и составляем свое понимание, основываясь на тексте, который ментально ссылается на предыдущие Евангелия. У нас же это не срабатывает. Мы получили все четыре Евангелия сразу, в одной книге. У нас между прочтением Марка и Луки не тратится десяток лет. И вдруг, мы обнаруживаем главенство слова «покаяние».
Я подозреваю, что это достаточно сложно понять. Потому позволю себе еще отступление. Представьте себе, что вы на протяжении десятка лет смотрите один фильм (ну не только, но с какой-то периодичностью), например « Ирония судьбы…». Что происходит. Как только я говорю в отношении этого фильма первое слово «ирония…» у вас автоматически всплывает продолжение – «… судьбы или с легким паром». Почему? Потому что это название вошло в вашу кровь и плоть. Это название теперь всегда будет вызывать у вас некоторые ассоциации. И это неизбежно. Я могу даже не напрягаться и не писать все название целиком. Главное дать намек, вы все додумаете сами.
Во время разговора, я могу сказать что-то типа: «Как Ипполит в ванной». И вы сразу вспомните, кто такой Ипполит, и что он делал в этой ванной». Неправда ли? А если я скажу, что Ипполит влез в ванну, чтобы ему «потерли спинку», вы улыбнетесь, вспомнив всем известную сцену. Однако, вы прекрасно знаете, что «потереть спинку» здесь совсем не главное. Это просто некий ключ к вашей памяти.
Лука пишет Феофилу, который уже знает Учение. Он живет в нем и для него на протяжении десятков лет Иисус просто призывает грешников. Поэтому, если кто-то скажет, что Иисус призвал грешников к покаянию, это лишь добавит некий штрих к общей картине, но никак не изменит ее. Чего Лука и добивается. Однако в нашем случае все получилось ровно наоборот. Ключевым словом стало «покаяние», возможно, благодаря тому, что кто-то переписал это слово из Луки в работы Марка и Матфея. И теперь все проповедники вынуждены соглашаться с тем, что Иисус призывает именно в покаяние, и именно это покаяние здесь главное. Но, надеюсь уже понятно, что это не так.
Небольшой итог всем этим рассуждениям – Иисус не призывал грешников в покаяние, по крайней мере, в такое, к которому привыкли мы. Но, само собой, вы можете с этим не соглашаться. Спорить не буду.
Итак, Иисус пришел, чтобы призвать в Царство Божье именно тех, кого все считают скверной, и кто себя считает чем-то подобным. То есть тех, кому есть в чем каяться. А вот праведники, то есть те, кого считают праведниками и кто сам себя таким считает, Иисус игнорирует. Иначе говоря, Бог хочет дать Царство только тем, кто сознает свою нужду в Нем.
Так здорово!!! Царство только тому, кто его ищет и кто нуждается. Кто ищет Царства, получает его, а кто нуждается в Царстве, получают плоды Царства, и то, если найдут кого-то с Царством. А люди с Царством так редко найти можно.