В гости к Левию

думаюРазмышляя над уже написанным и тем, что предстоит написать, я, вдруг, обнаружил еще одну черту Евангелия от Марка. Марк в подаче своего учения поступает точно так же, как это делал Иисус. То есть, сначала он являл Царство Божье в силе, а потом уже начинал учить. И здесь Марк идет по тому же пути. Сначала (первая глава) Марк описывает величие Учения Иисуса, и только потом начинает раскрывать секреты Царства. Мы уже читали, что во второй приход Иисуса в Капернаум, Учитель не стал исцелять, но учил. Тогда как в первый, он не учил совсем, а только исцелял. И это первое.

Второе заключено в том, что свой путь в повествовании учения Марк начинает с изображения, во-первых, резкого отличия этого Учения от учения ветхого. И первое резкое отличие заключается в том, что человек переходит с позиции раба, в позицию господина. Ветхий Завет – человек раб Бога. Все права у Него и только Он решает, что и как должно быть. Новый Завет ошарашивает тем, что люди, в результате принятия этого учения, преобретают право прощать грехи. А ведь это раньше было исключительно прерогативой Бога.

И дальше, Марк продолжает являть нам резкое отличие от привычного подхода. Иисус буквально шокирует своих слушателей чрезвычайными противопоставлениями прошлому учению. Итак, первое, что Иисус сделал, указал на то, что Евангелие в результате наделяет человека правом прощать грех. Чем еще наделяет Евангелие в противовес Ветхозаветному учению?

13 И вышел [Иисус] опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.
(Марк. 2:13)

Каждый раз, читая Писания, я стараюсь увидеть событие глазами очевидца. Как он оценивал бы написанное? И каждый раз обнаруживаю массу противоречий с традиционным «философским» подходом. Но, не буду забегать вперед, а просто продолжу.

Итак, только что Иисус простил грехи больному человеку и в качестве доказательства Своего права на это действие исцелил больного. Люди были шокированы увиденным. Не исцелением, так как исцелений несколько дней назад было невероятное количество, а правом Сына Человеческого прощать грехи. И, почему-то Иисус выходит на улицу, и там продолжает учить. Вопрос, возможно вообще не имеет ничего серьезного за собой, однако, любопытно, почему Марк указал на это.

Ответов может быть несколько. Во-первых, Марк должен был подвести читателя к встрече с Левием, о которой сказано в 14-м стихе. Во-вторых, необходимость больных совершать «чудеса смекалки», чтобы достичь исцеления, побудила искать более подходящего места для учения. И здесь, в, казалось бы, незаметном сюжете Марк, вдруг показывает  нам нечто очень важное.

Мы уже говорили раньше об этом, но, повторение – мать учения. Иисусу очень нравится исцелять, это раз. Два,  исцеления – это самое важное во всем учении Наставника. Буквально никто не должен остаться без внимания в плане исцелений. Три, вспоминаем фразу, которая преследует нас на протяжении всех Евангелий. А именно – «Царство Божье ДОСТИГЛО тебя».

В данной ситуации Иисус является представителем Царствия Божьего. И Он, как действующее Царство Бога,  стремится достичь каждого Своей властью.  В плане учения у Него такого рвения не обнаруживается. Учение он преподает некоторым, а вот действие этого Учения принадлежит всем. И здесь совершенно отчетливо видно, что ради достижения Властью Бога каждого, он готов даже принести в некую жертву Учение. Сами посудите, если вы хотите чему-то научиться, то ищете место, где вам никто и ничто не помешает. Вам нужно внимать учителю. Вы злитесь на любого, кто отвлекает учителя  или вас от интересной вам темы. И, казалось бы, Иисус должен уединиться, что Он и сделал вначале. Под уединением я понимаю здесь не буквальное нахождение один на один с Собой, а размещение в доме, где нет лишних шумов. И, возможно, Он остался бы там, если бы, вдруг, не выяснилось, что есть еще кто-то не исцеленный. Точнее, есть люди, которые не готовы ждать, когда Учитель придет в их селение, а приходят сами. И ради них Наставник переносит свой «класс» к морю. Кстати, вы когда-нибудь пытались разговаривать на берегу моря?

Один на один, проблем нет. Вы говорите погромче, а слушающий внимательнее прислушивается. Но мы же помним, что Иисуса слушало большое множество людей. Для слушающих это было совсем не удобно. Однако Иисус предпочел быть на берегу. С этим, кончено же, можно не соглашаться, однако есть над чем подумать.

Итак, Иисус выходит к морю и учит. И, судя по всему, Он делает это не сидя. Он идет. Совершенно нереальная ситуация. Однозначно, будут люди, которые вообще не смогут чего-то услышать. Однако, похоже Иисус учит не только «словом». И вот урок, который преподает Иисус:

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И [он], встав, последовал за Ним.
(Марк 2:14)

Вот Иисус идет, возможно, со всей, сопровождающей его, толпой слушателей. Учениками их, пока, назвать нельзя. На Своем пути он обнаруживает Левия. Этот человек собирает подати. Для иудея совершенно очевидно, что с таким человеком нельзя иметь дело. Он собирает деньги для оккупационных властей. Он – предатель. С такими людьми разговаривать нельзя. Это осквернение. Человек Ветхого Завета ужасно боится скверны. Ветхозаветный человек знает, что при соприкосновении с грязью, нельзя не испачкаться. Весь Ветхий Завет говорит нам одно и то же. Скверна должна быть удалена из стана. Если ты прокажен, то обязан соблюдать меры безопасности. Заранее всех уведомлять о своей болезни, ходить в стороне от людей и т.д. Человек же, который случайно контактировал со скверной, должен пройти целый ряд предохранительных мер, чтобы остановить распространение скверны, или убедиться, что остался чист.

Это и понятно. Как в древности, так и сегодня, если человек чем-то болен, нас интересует, заразно это или нет? Чего мы боимся? Правильно –скверны. Общаясь с подонками, мы рискуем создать впечатление, что мы тоже подонки – это скверна. Вспомним знаменитый первый псалом.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
(Пс.1:1)

Я совершенно ЗА этот псалом. Однако именно его цитируют, когда хотят показать, как скверна сильна. Но ведь это произведение не об этом. Здесь не сказано, что мы должны отвернуться от людей, которые не знают Бога. Здесь сказано, что мы должны быть всегда в Боге. Это не одно и то же.

Итак, Иисус находит Левия Алфеева и все, кто с Учителем, наблюдают за происходящим. Наставник не просто подходит к нему, Он говорит с ним и, как потом выясняется, идет к нему в гости. Что происходит?!

Ветхий Завет учит бояться скверны, а Новый делает нас ужасом для нее. В Ветхом Завете человек боится всего, в Новом, все боится человека. Вот, еще одна черта Евангелия, которому служит Иисус. Но ведь таким свойством, опять же, обладает ТОЛЬКО Бог! И снова Иисус показывает нам, что Он, как Сын Человеческий (помните, почему важно, что человеческий?) страшен для любой скверны, а не наоборот.

Второе, что делает Иисус, он говорит с Левием не как обычный прохожий. На самом деле Он вообще не говорит с Левием. Он ему приказывает. И, что происходит? Левий повинуется.

Кстати, а почему Иисус пошел именно в дом Левия? Только что Он оставил дом тещи Петра, учил на берегу моря, возможно продолжая идти. Однако, на всем своем пути, ему не попалось больше больных людей. По крайней мере так пишет Марк. Если что и было, Марк посчитал важным это не указывать, чтобы подчеркнуть что-то другое.

Итак, Иисус приходит в дом сборщика податей. Это само по себе – скверна. Но Иисус еще и садится есть. И, о ужас, вместе с Ним за одним столом множество людей, осквернивших себя теми или иными поступками.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
(Марк.2:15)

Здесь важно обратить внимание, как мне кажется, на два момента. Первое, подряд в двух стихах используется указание на «следование» за Иисусом. Каждый раз, когда Иисус хочет кого-то присоединить к своей группе, он не утруждает себя уговорами. Он просто приказывает. И его приказ – это приказ следовать.  Учитель не говорит с «последователями» как с друзьями. Он говорит с ними как царь. И, что еще более странно, люди подчиняются и следуют. Никто не возмутился!

Второй момент, таких «последователей» было много! Нам кажется, что Иисус только некоторым сказал следовать. Но повторное использование одного и того же слова наводит на другую мысль. Это не просто любопытные, это те, кому Иисус приказал следовать.

Еще более понятным становится это слово, если посмотреть на его греческий исходник.

Следовать (190) 1. следовать (за), идти вслед (за); 2. подражать, сообразовываться.

Мы помним, что греческое слово – это не одно из значений, это оба значения вместе. Даже в русском языке это слово означает «идти след в след». То есть не рядом, а в точности повторяя движения. Позже это слово стало означать простое хождения за. Но в древнем греческом языке значение полного подражания наличествует. Итак, Иисус требовал не просто идти за Ним, а буквально «подражать» Ему. Вот это и есть его приказ Левию. И таких людей, подражающих Иисусу было множество. И, что интересно, большая часть из них, были людьми из категории скверны.

Теперь, немного забегая вперед, хочу сказать, что, если скверна соприкасается с Иисусом, она превращается в благословение. Учитель приказал многим оскверненным подражать Ему, и они превратились из скверны, в святость. И это важное замечание. Итак, Учение Иисуса превращает любую скверну в святость. Но, чтобы понять, как это происходит, нужно понять само учение Христа. Чем мы  и занимаемся. Продолжу в следующий раз.

Один комментарий к “В гости к Левию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.