Как я и обещал, приступаю к одному из самых интересных событий, описанных в работе Марка. Но прежде немного напомню. Иисус несколько дней назад был в этом городе. Если еще не забыли, это Капернаум. Он находится на северном побережье Тивериадского моря (озеро Кенерет). Когда Он там был, то исцелил всех (!). Запомним слово «всех». И вот, по истечении некоторого срока, Учитель вновь пришел сюда. И, как и ожидалось, к Нему собралось множество людей. Действительно, если бы мы узнали, что в нашем городе, где все до одного получили исцеление менее чем за одну ночь от одного человека, и этот человек сейчас в городе, наверное мы бы пошли посмотреть, а может и поучиться от Него. И из первых двух стихов видно, что на этот раз к Нему не пришло ни одного больного.
Но ведь город Капернаум находится не на Марсе. Вокруг города тоже живут люди. И эти люди тоже хотят быть здоровыми. Проблема лишь в том, что новости до них приходят чуть позже. Можете себе представить разочарование людей, которые узнали о великом чуде только на следующий день, когда Иисус уже удалился.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
(Мар.2:3-12)
Итак, когда Учитель пришел второй раз, и люди собрались к Нему. Это была не ночь. И, вполне вероятно, что люди из селений, расположенных недалеко от Капернаума, уговорили кого-то прислать за ними, если этот «Чудотворец» придет снова. Так вот, Иисус приходит, и пока народ собрался, пока Учитель что-то доносил до них, у соседей было время узнать и прийти. По всей вероятности так и произошло. Как мы видим из следующих стихов, эти четверо пришли не сразу. Они пришли тогда, когда народ уже заполонил и дом и все вокруг, и, кроме того, Иисус уже (обратите внимание) «говорил им слово». Для меня совершенно очевидно, что дело не только в тяжком грузе, но и в расстоянии. Давайте повторюсь:
- Несколькими днями раньше Иисус исцелил всех (!) в Капернауме;
- Народ уже собрался в большом количестве
- Иисус уже успел чему-то учить.
Из рассказа Марка не совсем понятно, был ли кто-то еще больной в этот день. Но если просто следовать за его повествованием, то создается впечатление, что Марк акцентирует внимание на том, что Иисус уже не исцеляет, и больной здесь скорей исключение, чем правило, второе, что после исцеления этого больного, это следующие стихи, Иисус покидает дом. И главное, это само событие, к которому я и перехожу.
Итак, четыре человека приносят «расслабленного», в нашем понимании это паралитик. Когда они уже пришли, оказалось, что из-за их опоздания все билеты в партер уже «распроданы». Эти ребята, недолго думая, разбирают крышу и спускают больного прямо к ногам Учителя. Что они хотят? Правильно – чтобы Иисус исцелил этого бедолагу. Их не интересует сейчас Его учение. Все, что им нужно, чтобы их друг, или родственник был здоров. Марк не дает нам никаких пояснений на счет этого человека.
Что же происходит дальше. Дальше всем знакомое «Иисус увидев их веру». То есть Учитель видит в них веру. И здесь все учителя на все лады начинают учить, что нужно иметь такую же веру, как у этих четырех парней. Если бы мы имели такую веру то…
Не могу согласиться с такой логикой. Просто включаем голову и пытаемся рассмотреть ту веру, что была у этих ребят. А ведь мы уже практически все рассказали. Эти ребята услышали от жителей Капернаума, что весь город за одну ночь стал здоров. И вот этот удивительный Человек, через кого произошло такое чудо, снова в городе. Внимание, вопрос. Если бы вы одним прекрасным утром узнали, что все жители соседнего с вами города за одну ночь выздоровел от всех (!) болезней, что бы вы сами сделали, если бы у вас был бы такой друг, брат, сват, который парализован или как-то иначе тяжело болен. Как бы вы поступили, если бы узнали, что этот чудо человек снова пришел? Надо ли было вам напрягать вашу веру, чтобы вскочить, собрать помощников и тащить больного к Лекарю?
Если сегодня масса людей готовы отдавать свои деньги, время и нервы даже ради чужих людей, чтобы только спасти их от болезней. Притом совершенно, не будучи уверены, что врачи смогут помочь на все сто процентов. Так вот, я вижу, что таких верующих и сегодня хоть пруд пруди.
Возникает другой вопрос. Если речь о такой вере, то чего тогда особенного в ней и почему Иисус ее приметил? Разве остальные, кто «оккупировал» дом, не имеют такой веры? Я тут вижу полное собрание верующих. Однако Иисус на что-то обратил внимание.
Думаю, что помогут нам разобраться слова Иисуса. Ведь первые слова, которые Он произнес в описанном сюжете, это слова в ответ на их веру. Давайте еще раз взглянем на событие:
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
(Мар.2:5)
Не кажется ли вам странным, что в ответ на их веру Иисус не исцелил больного, а сказал про прощение грехов. Обратите внимание, исцеление произошло потом, в ответ на возмущение книжников. Любопытно, а если бы книжники не возмутились? Да нет, конечно Иисус не оставил бы больного лежать. Однако прямо тут Он не торопится исцелять. Хотя судя по тому, что мы прочли в первой главе, исцеление – это особое удовольствие для Иисуса.
Итак, в ответ на их веру, он прощает больному грехи. НЕ ИСЦЕЛЯЕТ!!! Он прощает грехи!!! НЕЕЕЕЕЕ ИИИИСЦЕЕЕЛЯЯЯЕЕЕЕТ! Так во что же верили эти ребята?
Вопрос на засыпку, шутка, кто может прощать грехи? И евреи, и язычники прекрасно знают, Кто имеет на это право. Право прощать грехи может лишь Бог. Для еврея – это Единый Бог. Для язычника, это любой из множества богов. Может быть даже император, ведь он тоже «божество». Священники сами не прощают грехи, они лишь провозглашают волю Бога. Однако для язычника гораздо легче поверить, что на землю пришел какой-нибудь бог. Еврей в это никогда не поверит. Итак, если Иисус простил грехи в ответ на их веру, значит, они верили, что это не просто лекарь, это Бог, посетивший землю. Да, они язычники, они ничего не понимают, что с них взять. Однако именно они оказались ближе к истине в этой ситуации.
Почему я их называю язычниками? Действительно, может это евреи. Даже если это евреи, то такие, которые всю жизнь живут вперемешку с еллинами. Если о Назарете говорили с презрением, признавая языческий дух этого города от смешения с языческим народом, тем более Капернаум, который еще дальше от Храма. Так что, может быть это и евреи, однако мыслящие уже давно и глубоко как язычники.
Итак, Иисус увидел в них веру в то, что Он, Иисус, может простить больному грехи. То есть этот больной шел за чем-то бОльшим, чем исцеление. Он шел к Богу, посетившему землю, за прощением. И, о чудо, Иисус не обругал его, не обозвал нечистым, не указал на то, что Он не Бог, не начал наставлять его в истине. Он просто простил грехи. То есть сделал именно то, чего от него ожидалось.
Теперь на сцену выходят «праведники».
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
(Мар.2:6,7)
По-моему, совершенно логичные претензии. И Марк акцентирует наше внимание на этом факте. Зачем? А затем, чтобы читатель, то есть мы с вами, увидели одну из особенностей учения Христова. И эта особенность в том, что… А пока не скажу, читаем дальше.
Итак, книжники, т.е. грамотные ребята, были там же. Стоит пояснить еще одну вещь. Иисус недавно поставил город на уши. Совершенно логично, что это удивило и поразило всех и каждого. Как и везде, есть люди, которые очень интересуются реальностью Божьей. Есть люди, которые как и мы, исследуют Писания, стараются понять секреты бытия, Божьей силы и т.д. И, конечно же, как только они узнали о чудесах такого рода, они тут же прибежали послушать этого удивительного Человека. А разве вы не так поступаете?
Иначе говоря, книжники, это не всегда плохо. Эти ребята не пришли мешать Иисусу. Они пришли научиться, разобраться. Но, они уже что-то знают. Они уже чему-то научены. У них уже есть вера, убеждения, внутренний хребет. И когда они слышат то, что, по их мнению, является «БОГОХУЛЬСТВОМ», то даже чудеса уходят на второй план. Потому что для них, свои убеждения важнее любого чуда.
Как часто мы сегодня слышим со всех сторон: «Не гоняйтесь за чудесами!». Откуда это убеждение, что человек, ищущий чудес, находится в опасности? Ответ прост. Потому что человек, ищущий чудес, это человек, ищущий реальности божьей. А значит, он однажды может найти, что искал. Вы можете ответить сами, кому это не выгодно. И нас начинают пугать, что мы заблудимся, что дьявол тоже творит чудеса. Вот вопрос, а где в писании дьявол творит чудо? Я читал лишь о ложных чудесах. А ложные, это значит поддельные, то есть чудеса, которые и не чудеса вовсе. Например, сегодня часто можно слышать фразу «чудеса кулинарии». Вы видели хотя бы одно настоящее чудо в кулинарии? Я нет. Все, что делается в кулинарии – совершенно естественная вещь. Фраза «Чудеса математики» скорее звучит насмешливо, чем серьезно. «Чудеса физики», вообще указывают нам на полное отсутствие чуда. Все, что выдается здесь за чудо – это абсолютно естественная вещь, кем-то обнаруженная, проверенная, просчитанная и т.д. Мы прекрасно понимаем, что такое чудеса фокусника. Все это более или менее искусное владение предметом. Здесь нет никакого чуда. Да мало ли таких чудес? Чудеса медицины, чудеса голодания, чудеса, чудеса и чудеса. Еще правда есть чудачества. Среди христиан таких «чудес» тоже хватает. Их тоже часто выдают за чудеса. То есть ложные чудеса, это действие, которое звучит как чудо, выглядит как чудо, пахнет как чудо, ощущается как чудо, но все же, это обман.
Если я хочу божьего чуда, я никогда не соглашусь на подделку. Мы, христиане, желая божьего чуда, иногда сами себя стараемся убедить, что с нами произошло именно чудо. Мы готовы всем рассказывать, что это чудо божье, хотя очень часто с нами произошло совершенно закономерное событие. Мы лишь одели его в одежды чуда. Вот это гораздо опаснее, чем искать или «гоняться» за чудесами.
Я еще немного отвлекусь, простите мне это. В своей работе «Исследование силы» я обнаружил одну странность. Очень часто слово «дунамис» переведено как «чудо». Однако, я совершенно точно установил, что это слово к чудесам не имеет прямого отношения. Точнее чудеса делаются этим «дунамис», однако чудо и «дунамис» вещи разные. В Писании есть слова, которые означают слово «чудо», однако их не так уж и много. Даже складывается впечатление, что евангелисты избегают этих слов. Потому что даже они то, что делал Иисус, не называли словом чудо. Все, что у нас переведено как «чудеса», на поверку оказывается ничем иным, как действием власти. Итак, если я «бегаю за чудесами», на самом деле, я бегаю за истинным Евангелием, которое учит Божьей власти в жизни христиан. Тот же, кто избегает погони за чудесами, не желают знать настоящего Евангелия, их устраивает Евангелие-заменитель.
За несколько лет своей веры, я испытывал много чудесных вещей. Что-то из этого на поверку оказалось естественным, что-то действительно имеет Божью природу. Но, даже ошибаясь, и двигаясь в том, что оказалось обманом, я выиграл. Почему? Потому что я искал и делал выводы. И, отчасти, благодаря этому разнородному опыту, я сегодня могу что-то понимать в Писании.
Вернемся к событию. Итак, ребята, которые очень хотели понять, как Иисус делает это, не смогли устоять, когда услышали слова, полностью подрывающие их веру. Иногда, когда я рассказываю то, что обнаружил, раздаются голоса очень похожие на голоса этих ребят. Меня все время кто-то хочет поправить. Кто-то очень заботится обо мне, как бы я не угодил в заблуждение. Вы знаете, мы все уже давно в него угодили. И самое большое заблуждение — думать, что мы еще куда-то можем угодить.
Итак, ребята возмутились от слов Иисуса. И вот Его ответ. Помните, я не стал рассказывать об еще одной особенности учения Христова? Вот эта особенность:
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
(Мар.2:8-12)
Мне нравится простое объяснение слов Иисуса. Когда люди говорят кому-то, что ему прощены грехи, проверить истинность слов невозможно. Поэтому любой человек может с умным и авторитетным видом говорить это. Все просто. Никто не может проверить так это или нет. Да, конечно, можно привести места Писания. Согласен. Но речь не о Писании. Речь о том, что Бог тебя простил или нет. Понимаете, есть разница, верить, что Бог тебя простил и действительно получить прощение от Бога. Я не сомневаюсь, что каждый уверовавший в Христа, получает прощение даром. И все же, речь не о закономерности, а о реальности. Писание говорит, что мы прощены через веру в Христа, и мы верим. Но Писание точно так же говорит, что мы исцелены ранами Христа. И вот тут, вся наша вера дает сбой. Извините ребята, но если моя вера дает сбой в отношении болезни, то почему я уверен, что точно так же дело не обстоит и с прощением грехов?
Все просто, я верю, что грехи прощены и все. Этого нельзя никак проверить. А наличие болезни, оно или есть, или нет. И это никак нельзя игнорировать. Поэтому, сказать, что прощен, гораздо легче, чем сказать, что исцелен. Хотя, современные христиане уже научились с сумасшедшей легкостью заявлять, что человек исцелен, даже если после этого он еще годами мучается, а иногда, даже, умирает. Вот ведь странность какая.
Итак, Иисус доказывает право прощать грехи не Писаниями, как мы. Он доказывает право прощать грехи тем, что «сказать труднее». Он исцеляет парализованного. И это Его доказательство, что, внимание, «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».
Вы обращали внимание на некую закономерность в употреблении Евангелистами сочетаний «Сын Божий» и «Сын Человеческий»? А ведь проглядывается очень интересное правило. Всегда, когда говорится о Сыне Божьем, речь идет о Боге и Божественной природе Иисуса. То есть о том, что доступно ТОЛЬКО БОГУ. И, наоборот, когда используется сочетание «Сын Человеческий», всегда идет указание на ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ природу, то есть на то, что доступно любому человеку. И если «Сыну Человеческому» это возможно, то это возможно любому другому сыну человеческому. Не поленитесь, проследите эти вещи в Писании. Возможно, вам откроются многие тайны.
Итак, вот ответ Иисуса, и это же особенность Христова Учения. Отныне сугубо Божественное право прощать грехи передается людям. То есть Бог передает все права на прощение и НЕ прощение в руки христиан. И тут важно понимать, что теперь, прощение идет не от имени Бога, а прямо от человека. И если человек (Христов) прощает, то прощает и Бог.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(Иоан.20:23)
Учение Иисуса наделяет человека Божественными возможностями. Теперь человек может и должен делать то, что до Иисуса мог делать Только Бог. А теперь обратите внимание на последние слова в этой истории:
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
(Мар.2:12)
Если я спрошу, чему так все изумлялись, то большинство ответит – чуду исцеления. Но, ребята, давайте быть честными. Иисус пару дней назад исцелил весь город. Разве там не было парализованных? Подумайте. Если Иисус как пулемет исцелял в течение одной ночи, разве это не удивительно? Чего же теперь удивляться, если все жители города были свидетелями величайшего чуда – исцеления целого города? Чего они такого не увидели в ту ночь? Ответ тот же. Они никогда не видели, что человек имеет право прощать грехи. А то, что больной пошел, стало доказательством этому утверждению. Если идти дальше, то получается, что учение Христово наделяет человека Божественными чертами, правами, обязанностями и возможностями. Вам все еще интересно? Тогда мы идем …
Здравствуйте, Алексей. Помогите, пожалуйста со следующим вопросом. Мне предложили высокую должность в государственных структурах, зная, что я профессионал и могу поднять авторитет этой службы и буду ломать коррупционные схемы. Как по Вашему мнению, христианин вообще может идти во власть или нет? Когда я покаялся в той церкви, где я сейчас, оказалось, что у них есть откровение о пробуждении с верху, т.е., что христиане должны идти во власть и менять жизни людей, борясь с коррупцией, криминалом и т.д. Но я слушал одного проповедника Александр Синицкий (у него есть сайт «Пробудись»), который говорил, что христианину вообще нельзя идти во власть. Обосновывал он это тем, что дьявол в пустыне сказал Иисусу, что все царства мира принадлежат ему и поэтому власть на земле все равно от дьявола. Также он апелировал тем, что Иисус говорил Пилату, что Его Царство не отсюда, пытаясь донестю этим прокуратору, что ему лучше покаиться и бросить свою должность. Какое Ваше мнение? Спасибо.
Я не разделяю радикальных подходов в этом вопросе. Христиане действительно не должны «рваться» во власть, однако если приглашают, почему нет. Другое дело, чем там заниматься. Я вижу одно, политика — это может быть Божьим, а может нет. Есть чистая, есть грязная. В наше время вся политика нечиста. Изменять политику, все равно, что освобождать пустыню от песка. На это тратить время, я думаю, безрассудно. Однако в политике тоже люди, и они тоже нуждаются в Слов Божьем. Кроме того, человек в политике может помочь христианам политически. Это совершенно не благодарное дело, однако, это возможно. Неблагодарное потому, что, христиане, вряд ли оценят ваши старания. Но ведь мы не для христиан действуем, а для нашего Отца. Так что, все зависит от того, чем вы там собираетесь заниматься. Еще раз хочу подчеркнуть, что ничего ломать в политике или государсве, равно как и строить Иисус нас не учил. Но влиять на людей, помогать, спасать людей мы можем и должны всюду.Вот как-то так.
Вы спрашивали, конечно, не меня, но хочу засвидетельствовать из собственного опыта с чем вы столкнетесь. Однажды меня взяли на работу в коммерческую структуру для решения конкретной прикладной задачи — повысить эффективность бизнеса. Два месяца я изучал ситуацию и рисовал план реструктуризации. В конечном счете для позитивных изменений фирмы директор должен был принять решение: или согласится с тем,что я предложил или все останется по-прежнему. Согласится с моими предложениями означало для директора — измениться самому (для него фактически наступить на себя и построенную им систему взаимоотношений). Он понял и по факту, а не на словах, не согласился. Я уволился. Божьей благодати и дерзновения, брат!