Из Ветхого в Новый

думаюНазвание получилось многообещающее. Однако ничего здесь хитрого нет. От Ветхого завета осталось только одно место, которое мы еще не рассмотрели, и пора уже переходить в Новый. Вот и вся причина названия. Никакого намека на что-то более серьезное в название я не вкладывал. Опять же, потому, что я здесь не учу и не толкую (в смысле поясняю). Здесь я ищу ответы, в первую очередь для себя самого и записываю собственные мысли, чтобы их организовать, сформулировать и самому в них разобраться. А то, что выглядит это как учение, так это скорее привычка. Так сказать, издержки пасторского служения. Итак, начнем.

Иона

На самом деле в этой книге чего-то нового, на мой взгляд, в плане рассмотрения термина «пост», найти вряд-ли возможно. Однако, давайте взглянем на текст.

4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
(Ион.3:4-10)

Так о чем же здесь речь. Иона – пророк Бога. В отличии от других известных нам пророков Иона послан не к народу Израиля, а к язычникам. А именно в город Ниневию – столицу Ассирийского царства. По некоторым данным эта история произошла за 200 с лишним лет до разрушения Ниневии в 610-м году до Рождества Христова. То есть где-то в 9 веке. В это же время жил и действовал в силе пророк Илия. Если верить преданиям (подчеркиваю слово «если»), то Иона был тем самым мальчиком, которого воскресил Илия в доме Вдовы из Сарепты.

Так же мы читаем в Писании ссылку на события того времени с участием этого пророка:

23 В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и [царствовал] сорок один год,
24 и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех.
25 Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера,
(4Цар.14:23-25)

Как мы видим, Иона служил во время царствования Иеровоама, то есть либо, по одним оценкам, вторая половина 10-го века, либо, по другим, первая половина. Но это все лирика. А нас здесь интересует другое. Пророк сначала пытается бежать. Ведь его Бог посылает к народу, от злодеяний которых устал даже Бог! Но, как мы знаем, он оказался на берегу Ниневии, благодаря замечательной Божьей «подводной лодке». В «сильнодальнем» переводе стоит слово «кит». Вопрос о ките поднимался разными людьми в разное время. Действительно, очень странно, как кит оказался далеко наверху по течению реки Тигр. Однако, перевод достаточно «фривольный», так как древнее слово, переведенное здесь как «кит», судя по лексикону Стронга (конечно, это не словарь, но у меня под рукой нет словаря древнего еврейского, да и вряд ли я смогу им пользоваться), переводится как «рыба». Но, я опять отвлекся, извините.

Итак, Иона приходит в Ниневию, пророчествует гибель, а ниневитяне, вдруг, почему-то, начали каяться! И вот, они, ниневитяне, объявили пост и прочее. В результате Бог явил милость, а Иона обиделся.

Итак, первое. Кто объявил пост? Евреи? Нет. Ниневитяне. Какое отношение ниневитяне имеют к Библейскому посту? Только то, что этот пост упоминается в Библии. Можем мы по нему учиться посту Божьему? Нет. Почему? Потому что ЭТО НЕ ЕВРЕИ, это люди которые НЕ ЗНАЮТ СЛОВА! Обратите внимание, что Бог говорит о них:

11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
(Ион.4:11)

Сомневаюсь, что здесь речь идет о детях. Я, например, живу в городе, где по данным последней переписи около 28 000 человек. Древние города обычно были еще меньшего размера. Но про Ниневию Бог говорит, что в нем живет более (!), далее поражает точность, СТА ДВАДЦАТИ тысячь (!!!) человек. Если бы это были только дети, то мы уже говорим не о древнем городе, а современном мегаполисе. Безусловно, цифра в 120 000 человек говорит о громадном размере города, причем, вся эта территория была обнесена стеной (потому и называется городом).  Представьте себе территорию, где живет такое количество людей. Причем учтите, что все это население живет не в многоэтажных домах. То есть все эти жилища распределены горизонтально, а не вертикально, как в современных городах. Сегодня в одной «хрущевке» живет целый древний город – 120 семей, около 400 человек. Раньше эти семьи занимали бы территорию современного городского района. И это всего лишь один современный дом. А теперь распределите это на 120 тысяч, и стразу станут понятны размеры этой «столицы Мира».

Итак, ниневитяне объявили пост. Какой? А какой пост они могли объявить? Свой – языческий. То есть тот, что был принят и понятен им – ниневитянам. Повторяю, никакого отношения к «Правильному учению» этот пост не имел. Все, что важно здесь для читателя, что они – язычники, услышав пророчество глубоко и искренне раскаялись. А все их дальнейшие действия говорят об их покаянии, точнее о глубине покаяния.

А теперь, когда до нас дошло, что этот пост никак не может быть для нас образцовым, все же, рассмотрим его подробнее. А именно, мы обратим внимание на приказ царя, когда тот услышал пророческое слово.

6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
(Ион.3:6-8)

Вот в данном конкретном отрывке нет слова «пост». Однако это слово есть чуть выше. А суть вот в чем. Сначала услышал пророчество народ. И первым, кто объявил пост покаяния – народ Ниневии. И вот, когда народ уже вопиет и просит милости у Иудейского Бога, пророческое слово доходит до царя. И царь поступает как все цари. Повторюсь, весь народ уже в посте и плаче.

Царь делает «великое дело», он издает указ! Точнее, сначала и он, как весь народ, оделся во вретище и сел в пепел. Но, ведь он не просто «народ», он еще и царь. Нет бы сидел себе в пепле и вопил вместе со всем городом. Нет же, он обращается к уже постящимся и вопящим людям, и указывает им, что делать (очень актуально, не правда ли).

И вот в этом указе звучит требование отказа от пищи, как для людей, так и для скота, и, внимание (!), отказа от воды!  Помните? Мы уже читали о подобном требовании. Там была еврейская женщина – Есфирь. Она должна была войти в палаты царя. Та женщина всю жизнь провела «за границей». Вы встречали людей, которые всю жизнь провели, например, в Америке?

Мне довелось как-то работать с девушкой, которая оказалась в Америке по обмену и задержалась там надолго. После этого было много забавных моментов в Москве. Она привыкла жить там, и мир привыкла видеть через призму той культуры, хотя сама она русская и по национальности и по гражданству. Вот и Есфирь, живя в палатах Царских всю свою жизнь, она и на мир привыкла смотреть через окна этих палат. Поэтому и подход к посту у нее был не Иудейский, а языческий. Здесь же мы видим даже и не еврея, а язычника по роду и племени.

В случае с Есфирью, отказ от пищи стал «дополнительной жертвой» для Бога, а не самим постом. То есть отказ от пищи и пост – вещи разные. А как же здесь? А давайте посмотрим.

Итак, царь оделся во вретище и сел в пепел. Отказался ли он от пищи? Прямо на это не указано. Однако про вретище и пепел сказано подробно. И в указе так же все указано очень подробно. И в подробностях указа есть как вретище, так и пепел. Но к этим пунктам добавлено (!) требование голодовки. Сам царь этого не придерживается. Да и вельможи так же не обязаны все это соблюдать.

А теперь представьте себе на минутку эту картину. Ну, допустим, люди отнеслись к такому указу с пониманием. Возможно, они и посчитали, что пост – это отказ от пищи. Если это так, то они примут это смиренно и в полном согласии с ситуацией. А как же скот? Что будет, если вы не дадите скоту еды и не выпустите на пастбище?…

В наше время стало очень модным (извините за такое слово) во время траура или минуты молчания сигналить. Начинают гудеть машины, поезда, заводы и т.д. И все понимают, произошло горе. Но тогда не было ни машин с сигналом, ни заводов с гудками. И вот царь создает искусственный «рёв». Он запрещает взрослым не только есть, но и кормить детей и скот. И все это через какое-то время создает такой душераздирающий вой по всему «великому городу», что становится жутко далеко в окрестностях. Если взрослые и могут страдать тихо, то дети и скот чихали на все условности. И вот этот «рев» — главная причина отказа от пищи.

Мало того, как бы понятливы и солидарны с царем ни были взрослые, отказ от еды, полдела, но отказ от воды на территории крайне жаркой земли, это уже слишком. Таким образом, царь получал усиленный «плачь», где страдание вызвано уже не опасностью, озвученной пророчеством, а еще и подкреплено голодом и жаждой, воем детей и животных, которым вообще наплевать на любые пророчества.

Такой пост нам показывает не только покаяние народа Ниневии, но и жестокий нрав язычников, а именно царя и вельмож. Не думаю, что подобного рода пост (если приплюсовать к посту отказ от пищи) как-то соотносится со словом Божьим.

Итак, если говорить о настоящем посте Ветхого Завета, можно сказать следующее:

  1. Термин «пост» заимствован у соседних языческих народов.
  2. Этот термин, в качестве названия, пришел для описания таких действий как:
    1. Неотступное пред-стояние (сидение, лежание) перед Богом либо в ожидании ответа на вопрос, либо в излиянии сердечной боли до полного опустошения источника.
    2. Страдание, плачь перед Богом.
  3. Отказ от пищи упоминается только у язычников (либо у евреев, не знающих Писаний и всю жизнь живших вне Израиля).
  4. Объявление поста было изобретено достаточно поздно Иезавелью и внедрено в употребление еврейским народом.
  5. Объявление поста с отказом от пищи (и воды) нацелено на усугубление трагедии и делалось с целью ЗАСТАВИТЬ весь народ рыдать и вопить как можно громче и убедительнее, даже ценой криков детей и скота.

На этом мы закончили рассмотрение термина «пост» в рамках «Ветхого Завета».

Из Ветхого в Новый: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*