Добрались до Иоиля

думаюМы проработали уже почти весь Ветхий Завет на вопрос значения термина «пост». Уже пришли к определенным выводам. И до того как перейти к тому же вопросу в перспективе Нового Завета, нам нужно проговорить еще 3 места. Два места из книги Иоиля и одно из книги Иова. Возможно для кого-то уже совершенно ясно, что такое пост по Ветхому Завету, однако, ради полноты ответа мы не можем отбросить и эти три места. И кто знает, что мы тут можем обнаружить?

Итак, что мы можем сказать об Иоиле? Предположительно (по некоторым оценкам, а их всего 3 варианта) Иоиль жил в пятом веке до Рождества Христова. То есть уже после Вавилонского пленения. И, по всей видимости, либо он сам был современником окончания восстановления стен Иерусалима, либо его отец. Что еще можно сказать об этом пророке? Запись своих пророчеств, видимо вел он сам (по преданию), либо кто-то другой под его диктовку. И текст пророчества – это поэзия. Это не сухое изложение фактов, это… … если бы Иоиль жил сегодня, то, возможно, он пророчествовал бы каким-то самым модным поэтическим стилем. Возможно даже, он был бы рэпером. Кто знает? Но мы знаем точно, что для того времени он был «современен».  Но это все «лирика», перейдем к тексту.

Первый отрывок из двух нами рассматриваемых находится в первой главе его книги. Эта глава звучит как «объявление воздаяния с удовлетворением». То есть четко видно, как Иоиль радуется надвигающимся бедам на тех, кто предал Бога. Взгляните, хотя бы на 15-й стих:

15 О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.
(Иоил.1:15)

Эта радость не от того, что беда пришла, а от того, что главная беда скоро остановится. И главная беда – это отношение людей к Богу. Тому, что эта «зараза» будет скоро остановлена, радуется пророк. Наконец-то прекратится нечестие! И то, что грядет, должно быть известно всем и передаваться из поколения в поколение, чтобы все помнили об этом «дне Господнем»! Кстати, обратите внимание, что под «днем Господним» подразумевается жуткое бедствие, а не приход благодати. О благодати же Бог будет говорить позже. Сейчас же мы в той части, где Иоиль с горящим взглядом и наслаждением кричит в глаза ленивым и заевшимся евреям, думающим только о своем брюхе, ожидающие их проклятия.

3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду:
(Иоил.1:3)

В этом стихе явно читается величие грядущего наказания, сравнимое разве что с Египетскими казнями.  И вот что ожидает Евреев:

4 оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки.
5 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!
6 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы.
7 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее.
8 Рыдай, как молодая жена, препоясавшись [вретищем], о муже юности своей!
9 Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни.
10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.
11 Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле,
12 засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.
13 Препояшьтесь [вретищем] и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния.
(Иоил.1:4-13)

Обратите внимание на безвыходность положения. Иоиль снова и снова указывает на бесполезность покаяния для этого народа. Что бы они ни делали, как бы ни молили Бога, «дверь заперта», их участь «плач и скрежет зубов». Неизбежно придет враг, который опустошит всю землю, как саранча. Поэтому такие слова пророка как: «Пробудитесь, пьяницы, плачьте и рыдайте,…», или «… препояшьтесь вретищем и плачьте, священники!», это не приказ, это что-то граничащее с насмешкой над беспомощными суетливыми действиями, которые ровно ни на что не способны повлиять. Потому что угроза, по словам пророка, это уже свершившийся факт. И вот в этом настрое Иоиль говорить следующее:

14 Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
(Иоил.1:14)

Возможно, кто-то, после невнимательного прочтения предыдущих строк, мог бы взять это место в качестве руководства к действию. Однако, этот стих здесь расположен в том же ключе, что и приведенные мной слова выше. То есть, «делайте что хотите, хоть плачьте, хоть рыдайте, хоть всех старцев соберите в дом Господа и взывайте без конца, результата не будет, воздаяние придет и не замедлит». Почему я так говорю? Прочтите стихи выше, те, что находятся раньше 14-го.  А вот стих, который идет сразу за 14-м я уже приводил. Это стих, который открывает нам «наслаждение пророка» от воздаяния. Это наслаждение ребенка, который обидчикам кричит: «Смейтесь, смейтесь, я сейчас папу приведу! Он вам покажет!».

15 О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.
(Иоил.1:15)

А следующим стихом, в том же ключе пророк как бы спрашивает: «Что, весело? Теперь смейтесь и веселитесь, наказания уже не избежать».

16 Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего — веселье и радость?
(Иоил.1:16)

Видите эти два слова в конце? Я о них и говорю? Вот нечестие прямо в Храме, а народ веселится! И дальше Иоиль, как бы, приводит еще и еще факты, обвиняющие евреев, чтобы Бог не остановился и не отменил наказания. Но, пока остановимся.

Как мы уже заметили, здесь термин «пост» употребляется в качестве насмешки. Мол, делайте теперь, что хотите, хоть поститесь… То есть здесь Иоиль указывает на 2 вещи. Первое – их пост. То есть это не Божий пост. Второе – этот пост совершенно бесполезен.  Так что, не вздумайте использовать это место в качестве опоры для учения о посте. Скорее наоборот.

А вот со вторым местом дело обстоит иначе.  Но, давайте постепенно подойдем к этому месту. Итак, Иоиль в «иступленном восторге» объявляет о приближении ужаса для грешников. С такого же ключа начинается и вторая глава. Он как обезумевший творит духовную пляску вокруг будущего пожарища. Вот он кричит, чтобы трубили в трубы, оповещали всех о беде, чтобы все видели это своими глазами! И вот уже он описывает войско удивительной армии, которой никогда не было до сих пор и никогда больше не будет. По словам пророка от вида этой армии «у всех лица побледнеют» (2глава 6 стих). И эта армия названа пророком Божьим воинством.

И вот странность. Вдруг пророк, как бы спотыкается, и его «безумный танец» заканчивается. Дело в том, что до сих пор Иоиль передавал мощь и силу, страх и трепет армии, являющейся орудием воздаяния Бога. И Иоиль видел эту армию, как армию, которую невозможно остановить. Хотя… как мы видели в конце первой главы, все же Иоиль чего-то опасается. Иначе он не стал бы еще и еще раз убеждать Бога в степени вины народа. И вот, то, чего он опасался как человек, прозвучало от Бога.

Если Иоиль уже был в восторге от близкой расправы, он даже говорил о ней в настоящем времени (образец веры), то это еще не значит, что Бог думает так же. Это не значит, что Бог так же восторгается от «неминуемости наказания» и от его ужаса. И вот, что услышал Иоиль, и был вынужден передать людям:

12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»
18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
(Иоил.2:12-18)

Итак, мы видим прямую параллель с первой главой. Только прежде Иоиль был уверен в гневе Божьем и неотвратимости наказания. Теперь же, он получил от Бога слово, которое ставит его «бешеную пляску» ему в укор. Потому что Бог, как оказалось, не такой. Если прежде Иоиль говорил: «поститесь не поститесь, все равно умрете», то теперь обратное: «поститесь, потому что Бог благ и милостив».

Иначе говоря, поэт Иоиль, нарисовал нам целую драмму, где Бог готов исправлять не только грешников, но и зарвавшихся пророков. И обличение к пророкам приходит просто, когда Бог начинает говорить совершенно противоположное тому, что только что излагал человек.

И в этой части мы точно так же видим слово «пост». Однако вот что нужно учитывать. Да, «пост» здесь получил легитимность, то есть право.  Помните, да, прежде Илия говорил об «их посте». Вот «их пост» и оправдал Бог. Иначе говоря, Бог, полный милости готов услышать людей в любом виде, любым способом. И неважно уже, есть этот способ в Законе или нет. Главное для Бога их сердце. А как это будет сделано, в посте или без поста, в пепле или в опилках, уже не имеет значения, главное здесь уже не форма, не метод, главное «покаяние», изменение своей жизни, отвержение идолов и исправление всех путей своих.

И все же, что здесь Иоиль понимает под словом «пост»? Увы, никаких подробностей прямо связанных с этим словом. Скорее наоборот. Как в первом случае, так и во втором, пророк ставит рядом два противоположных слова по значению. Первое слово – «пост», второе – «торжество». Как бы ни пытался кто-то сказать, что под «торжественным собранием» подразумеваются голодные и плачущие люди, это не укладывается в значение древнего слова, которое используется здесь. Оно имеет следующие переводы: праздничное или торжественное собрание, праздник или торжество. Вы видите здесь намеки на голодных и скорбящих? Я нет.

Иначе говоря, в первом случае Иоиль говорит: «Вы хоть поститесь, хоть веселитесь, толку нет». Во втором случае: «Делайте что-нибудь, или поститесь или восхваляйте и радуясь Божьей воле! Делайте что-нибудь, потому что Бог милостив!». И такое полное повторение этого противопоставление очень важно, чтобы мы увидели эту параллель между двумя вариантами. Первый – злорадство человека пророка, второй – воля Божья.

Итак, основываясь только на противопоставлении, выявленном нами, мы можем сказать одно. Празднику противопоставляться может только траур или скорбь. И это повторяет наши исследования. Пост – это непрерывное нахождение перед Богом, чаще всего в скорби, в ожидании ответа или стремлении освободиться от переполняющей человека скорби.

Добрались до Иоиля: 5 комментариев

    • В Писании ничего об этом нет. И судя по тому, как Илья относится к «их посту», то, видимо, нет.

    • С другой стороны, термин «пост» пришел в качестве названия к определенным действиям. Например «ожидание ответа от Бога». Если учитывать именно это значение, то пророки постились. Просто они это действие не называли «постом».

  1. Дык я же не комментирую, я исследую, и оставляю за собой право на ошибку. Как детектив, пытаюсь откопать то, что спрятала от нас религия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.