Пост Даниила

думаюНе буду писать длинного вступления, мы уже запомнили, что такое пост. Теперь я хочу просто посмотреть на это слово через книгу Даниила. Рассматриваемое слово «пост» в книге Даниила встречается только один раз. Но мы рассмотрим 2 места, потому что, говоря о посте, обычно ссылаются на второй отрывок, хотя слово «пост» там и не употребляется. В принципе, я мог бы вообще не обращать на второе место внимания, но, оно на слуху у «специалистов» по постам, так что, потрачу и на него некоторое время. Итак, вот первый отрывок:

1 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским,
2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
3 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
(Дан.9:1-3)

21 когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы
22 и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.
(Дан.9:21,22)

В данном отрывке я пропустил 17 стихов, потому что это пересказ текста молитвы Давниила. Сам текст имеет свой интерес, но не сейчас, не для нашего исследования. Если есть желание его просмотреть, просто откройте 9ю главу и сами прочтите. Меня же интересует термин «пост», им и займемся.

Даниил попадает в Вавилон еще юношей, получает там образование и оказывается на службе при дворе.         Свое пророческое служение он начинает еще при власти Навуходоносора, царя Вавилона. А рассматриваемый нами текст относится уже к правлению Дария, одного из Персидских царей, воцарившихся над Вавилоном после захвата его Киром. Итак, если я не ошибаюсь, мы сталкиваемся с 6-й книгой времени Вавилонского пленения и освобождения евреев.

Ситуация же такая. Первый год царствования Дария – это первый год свержения Вавилона. Приблизительно 538 – 537г. То есть 70 лет рабства закончены. Судя по всему, Даниил имел у себя книгу Иеремии, который пророчествовал о завершении рабства. Однако евреи все еще оставались в Вавилонии. И это сильно беспокоила Даниила. Вот, пророчество говорит о финале рабства, и даже Вавилон уже пал, но евреи еще не видят свободы. И, совершенно резонно, Даниил обращается с вопросом к Богу. И, как мы видим, его вопрос не праздный, для него это вопрос жизни. По этому его вопрос звучит сквозь боль, скорбь, о чем нам красноречиво говорит Писание.

3 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
(Дан.9:3)

А теперь, давайте обратим внимание вот на что. Даниил, судя по всему очень образованный человек. Мало того, это человек высокого слога. Его речь крайне поэтична. Обратите внимание, как много текста уделено подробностям самой молитвы. Во всех этих вещах явлены чувства Даниила. То есть пророк, не просто сообщает факты, как летописец, он, как бы воспевает общение с Богом. И вот в этой «песне» очень логично увидеть некоторые «усиления» чувств. Например, Даниил не ограничивается словом «молитва». Он обращается к Богу с «молитвою и молением». Кому то может показаться, что это два разных слова. Действительно, они разные, однако означают совершенно одно и то же.

Вот как Лексикон Стронга описывает эти слова:

Молитвою (8605) – молитва, моление, прошение;
Молением (8469) – моление, молитва.

Вы видите разницу? Я нет. Если не учитывать значение «прошения» в первом слове. Но, это совершенно одно и то же. Когда рядом ставят два разных по написанию, но одинаковых по значению слова, делают это для усиления акцента, чувства, эмоций.

Во второй части этого текста перечисляются 3 условия, в которых находился Даниил при молитве. Это «пост», «вретище» и «пепел». Понимая из предыдущих мест писания о чем идет речь, получаем нечто следующее: «… в бесконечной скорби пред Богом (в посте), осознавая свою ничтожность (а ведь Даниил уже князь, богатейший человек в Вавилоне), открыто перед людьми одев «форму бомжа», признавая, что он всего лишь прах (в пепле). Все эти элементы в принципе не должны были давать кому-то инструкций для формального подхода. Все это описано для одной цели, показать, как велика была его личная боль и жажда освобождения его народа.

Кстати, обратите на его молитву внимание, там Даниил взывает не к праведности Израиля, а к милости Бога. Он прекрасно понимает, что по закону ничего не изменилось, и Израиль не стал лучше.

18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.
(Дан.9:18)

Он просит прощения за народ, полагаясь исключительно на милость Господа, Его милосердие. Но это уже отдельная тема. Итак, ничего нового мы здесь не видим. И пост Даниила, как и в ранее рассмотренных местах никак не связан с пищей. И, обратите внимание, как долго пришлось Даниилу «поститься»? Даниил еще говорил, когда Гавриил пришел к нему с ответом.

Но вот что интересно. Это место писания обычно не используют прямо в учениях о посте сегодня. Наоборот. В качестве «обучалки» идет совсем другой отрывок. Вот он:

1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.
2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,
5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.
(Дан.10:1-5)

Итак, что же тут происходит? Уже прошло много времени. Евреи под командованием Ездры уже 3 года как в Иерусалиме. Уже восстановлен жертвенник Храма, восстановление которого полным ходом ведет Ездра. И часть евреев уже там. Но и евреи в Иерусалиме находятся в постоянной опасности от соседей, а особенно от самарян, которые постоянно подговаривают враждебные евреям страны нападать на них, и евреи в Вавилоне все еще не обрели полной свободы (например, Есфирь). То есть, вроде бы, уже более 70 лет прошло по книге Иеремии, но пророчество так и не исполнено окончательно. Все время чего-то не хватает. И вот, Даниил пишет, что он три недели (21 день) был «в сетовании».

Обратите внимание, что в этом месте Писания слово «пост» вообще не используется. Главою раньше Даниил говорит, что был в «посте», а здесь он предпочитает слово «сетование». И я вижу здесь прямую параллель. Поэтому и используется это место в учении о посте. Я совершенно согласен, что это место так же говорит о посте. Но слово «пост» не употребляется. Используется синоним, т.е. слово равное по значения и отличное по написанию. Иначе говоря, используя терминологию Даниила можно смело сказать, что пост – это сетование. А ведь это полностью подтверждает наши доводы.

А теперь то, на что обычно обращают внимание сторонники поста, как отказа от пищи. Это третий стих десятой главы.

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
(Дан.10:3)

Некоторые «талантливые» толкователи делают из этого вывод, что пост может быть с «частичным отказом от пищи». Но такое толкование обусловлено полным не пониманием написанного. Дело в том, что у евреев есть понятие «вкусного хлеба». Этот термин говорит не о еде в общем смысле, а о праздничной еде. То есть Даниил совсем не голодал! Все, что он сделал – он не мог праздновать. У древних евреев под праздничной едой понимался «вкусный хлеб», мясо и вино. Вот эти три вещи и не входили в «уста» Даниила. О том же самом говорит нам и продолжение «мастями… не умощал себя». Этот элемент говорит не только о празднике, хотя умащение мастями – обязательный элемент празднества. Он говорит о состоянии пророка. Как и в девятой главе пророк находится в глубокой скорби и «сетовании», так и здесь. И хотя прежде ангел прибыл незамедлительно, во второй раз ангелу пришлось пробиваться через сопротивление.

Иначе говоря, все эти элементы – отказ от праздничной пищи, умащение себя мастями, чтобы выглядеть богато, все это повторяло, хотя и в меньшей степени, боль предыдущего вопроса.

А теперь давайте посмотрим вот на что. В девятой главе мы видим величайшие внутренние страдания. Даниил полностью и без оглядки сбрасывает с себя всякий налет власти и достоинства. Его скорбь велика. В десятой же главе, пророчества уже, как бы, исполняются. Кое-что уже происходит. И сам Даниил уже не разрывает одежд и не посыпает голову пеплом. Все его «посвящение» — он не празднует. То есть его «пост» даже сам Даниил уже постом не называет, а подбирает совершенно искренне и честно слово, которое описывает страдания меньшего уровня. И здесь мы уже видим не полное соответствие, какое я вывел чуть раньше, а явное отличие в степени переживания. Уже нет таких «поэтических усилений», типа «с молитвой и молением». Нет ничего подобного. Даниил обращается к Богу, но его интенсив гораздо ниже. По сути, мы видим некоторый спад ревности.

С одной стороны мы читаем про сетования, причем целых 21 день. Но на практике, эти сетования не такие великие, как раньше. Его жизнь никак не меняется, он, всего лишь, грустит, т.е. сетует. И вот тут мы видим другую реакцию Бога.

Вроде бы ответ послан, как и в первый раз тут же. Но ангелу пришлось с чем-то бороться. Мало того, прежде тот же ангел приходил тихо, без «фокусов», как к другу. На этот же раз он пришел так, что Даниил чуть не испустил дух. Судя по всему, Бог уже не так доволен Даниилом. Что же произошло с ним?

Ангел дает на это исчерпывающий ответ:

13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
(Дан.10:13)

Если бы мы не знали, что происходит, мы бы подумали, что князь Персидский, т.е. ангел царя Персии, не хочет освобождать евреев. Но это не так. Есть эдикт Кира, в котором он возвращает всем захваченным им народам их Богов и их храмы, народы возвращаются на родину. Он желает захватить весь мир, и потому прекрасно осознает, что такой грандиозный план невозможно исполнить одной силой. Под этот же эдикт подпала и Иудея. То есть царь Персидский, а ныне и Вавилонский никак не может быть врагом освобождения народа.

Однако, по словам ангела именно его ангел противостоял ему. Так что понадобилась помощь одного из первых (старших) ангелов – Михаила. И я здесь вижу намек на состояние пророка. То есть вина была не на Боге, так как Он послал ответ тут же. А Даниил был не в состоянии принять этот ответ, да так, что ангелу пришлось явиться в некоем гневном образе, так что Даниил чуть не оказался перед Божьим троном навечно.

Что же произошло. И ответ я вижу здесь один. Даниил уже долго находится у власти. Он один из наместников, а точнее один из князей. Даниил теперь не просто раб – он старший над наместниками персидского царя, то есть князь. Даниил – персидский князь! Его положение – вот что стало преградой для ангела. Точнее не само положение, а то, как он свыкся с ним. Даниил сжился с положением князя, вжился во власть. И это вызвало гнев Бога, явленный в ужасе, который пророк пережил при очередном появлении Гавриила.

Однако, я увлекся. В книге Даниила мы бегло рассмотрели «пророческий пост», и увидели, что этот пост, как и все предыдущие не связан с едой прямо. Он связан лишь с уровнем сетования, со скорбью и непрестанным предстоянием перед Богом.

Пост Даниила: 9 комментариев

  1. Брат Алексей,
    Разбор по посту очень интересен, но должна сказать открыто — при всём уважении и чести — толкование о Князе Персидском есть мудрствование. Желаю Вам, чтобы открылась вам Истина. Роми

      • Брат, конечно, спорить не будем. Ведь, не в этом главное. Если Вы отрицаете, что речь идёт о князьях тьмы, то переубеждать не мой удел. А главное ведь любить Господа и ближнего. Будьте благословенны!

        • Но всё же не даёт мне покоя эта тема. Как насчёт князя Персидского в Дан. 10:20. Это опять сам пророк что ли? А причём тут князь Греческий тогда?

    • Роми, извините, не знаю, как вас на самом деле звать, я все написал внятно, вроде бы. Прочтите еще раз.

  2. Князь царства Персидского, который противостоял ангелу, сам Даниил ?!,т.е. его положение…»вжился во власть». Спасибо, Отец! Возможно, это одна из важнейших истин — «вжиться во что-то», необходимая для осознания нам, мне, чтобы слышать Отца. Обилие вам благодати !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*