Идея оказалась привлекательной.

думаюМы только что говорили об Иезавели, которая объявила всеобщий пост ради коварного спектакля, ради обвинения доброго человека в хуле на Бога и на царя. Иезавель сделала это, чтобы вся вина легла на невиновного. И это было ужасным коварством. Но сама идея «объявлять пост», оказалась живучей и привлекательной. В то же самое время, когда Иезавель использует объявление поста в Израиле, в Иудее на троне сидит благочестивый царь по имени Иосафат.

И вот, приблизительно в те же времена, на Иудейское государство напали, сговорившись, 3 войска – Моавитяне, Аммонитяне и Моанитяне. Иосафат – замечательный царь. Образцом для подражания для себя он считал царя Давида. Как и отец, Иосафат искоренял, что было сил, всякое идолопоклонство в своем государстве.

6 И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.
(2Пар.17:6)

Кроме того Иосафат послал особенных людей по всей иудее с книгами Закона, чтобы они обучали весь народ Слову Бога. И все страны, окружавшие Иудею боялись Иосафата и несли ему дары. И вот Иосафат «породнился с Ахавом». Про Ахава мы читали выше – это царь Израиля, у которого женой была Иезавель. И, когда они вдвоем решили идти против Рамофа Галаадского, то все пророки говорили доброе, один только пророк Михей, говорил обратное. И в результате Ахав погибает, а Иосафат возвращается домой с миром. На пути ему встретился прозорливец Ииуй. Он передал Иосафату недовольство Бога по поводу его помощи Ахаву в нападении на Рамоф.

Иосафат расставил по всем городам судей с особенной инструкцией, которая, вкратце говорила о том, что они делают дело Божье. Значит они должны делать это с особенным отношением.

6 и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и [Он] с вами в деле суда.
7 Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.
(2Пар.19:6,7)

Итак, после всех этих событий Моавитяне, Аммонитяне и Моанитяне пошли войной против царя Иудеи. Мы уже знаем, что к тому времени Ахав был мертв. А это значит, что случай с «постом» уже в прошлом и наказание за виноградник настигло Ахава. Но история с объявлением поста, безусловно, Иосфату знакома, так как он успел побывать даже в родстве с Ахавом. Итак, до Иосафата уже дошла идея «объявленного поста». Скажу больше. Если он был дружен с Ахавом, то и о посте он услышал с положительной стороны. Не думаю, что Ахав и Иезавель рассказывали о посте как о коварной задумке. Наоборот, объявление поста было подано как нечто новое (ноу-хау). И история с виноградником тоже гарантировано прозвучала как «Воля от Бога полученная в результате этого самого объявленного поста».

И вот на пороге Иудеи враг. Что же делает Иосафат?  Он хватается за эту «замечательную» идею и воплощает ее в жизнь.

3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.
(2Пар.20:3)

До Иосафата никто и никогда не объявлял пост, да еще по всей Иудее. Однако, несмотря на то, что идея эта изначально неверна, пройдя через переосмысление в сердце Иосафата, она превратилась в действительно рабочую идею. И далее мы уже видим, как раз от разу Иудеи обращаются к ней (к идее об объявлении поста) и имеют успех. А теперь, давайте рассмотрим как можно ближе этот пост.

Итак, пост объявлен. Теперь для нас важно увидеть, как пост исполняется. Смотрим внимательно.

4 И собрались Иудеи просить [помощи] у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа.
5 И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором,
6 и сказал: …
(2Пар.20:4-6)

Первое, что сделали люди, как только до них дошло известие о посте – они собрались. Если это идея, пришедшая от Иезавели, должна быть параллель. И действительно, обратившись к предыдущей истории, мы обнаруживаем кое-что. В прошлый раз я не уделил этому достойного внимания. По письму Иезавели нужно было Навуфея посадить «на первое место в народе». Иными словами, народ где-то должен был собраться. Значит, по идее Иезавели, объявление поста дополняло к понятию поста еще и сбор в каком-то особом месте.

Возвращаемся к посту Иосафата. Иосафат, так же как Иезавель, только с совершенно иными мотивами, объявляет пост и первое, что делают люди – собираются. Явно не указано, где. Однако не трудно догадаться, куда должны были собраться люди, чтобы вопрошать Бога. Это и есть – второе действие.

Итак, первое – сбор, второе «просить Господа». Далее идет предложение «из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа». Это предложение нельзя использовать для определения третьего действия, так как это дополнение или пояснение предыдущих. И смысл этого предложения лишь в том, что в доме Господнем а) собрались б) просить Господа (т.е. умолять) из всех городов Иудеи.

Возникает пара вопросов. Имеет ли этот пост отношение к пище и как долго длился этот пост. Вопрос о приеме пищи, все же очень важен, именно потому, что сегодня именно эта сторона (после духовной) считается главной. Так вот, мы не видим никаких намеков на пост, как отказ от пищи. Если бы это было иначе, то мы прочли бы что-то вроде этого:

3 … и объявил пост по всей Иудее.
4 … И (как только они получили известие о посте) отказались Иудеи от еды и собрались просить у Господа…

Такой текст был бы логичен. Потому что здесь, 4-й стих – это исполнение 3-го, а значит в нем должно быть описание того, что они исполняли. Либо было бы написано проще: «И постились все в Иудее». Тогда было бы не ясно, есть отношение к пище или нет. Но в том тексте, какой мы имеем, все очевидно.

Ответ на второй вопрос так же прост. Пост был не слишком длинным. Сами посудите. Вот люди собрались в Храме. То есть пост начался. Все встали перед Богом, и царь вышел с речью. Далее явно читается некая пауза, то есть какое-то время все ждут.

13 И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их.
(2Пар.20:13)

Таким образом, третье действие в этом посте – речь, т.е. тот самый вопрос к Богу, озвученный царем. И четвертое действие – ожидание или «стояние» всего народа в ожидании. И вот в какой-то момент на одного из собравшихся, вопрошавших, стоявших и ожидавших сошел Дух Господень.

14 Тогда на Иозиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иеиела, сына Матфании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания
(2Пар.20:14)

Он начал пророчествовать. В своем пророчестве он говорит о том, что Иудеи даже не вступят в бой, но будут наблюдать, как Бог предаст врагов им в руки. И во время этого пророчества звучит слово «Завтра». На что важно обратить внимание. В те времена, совершенно обычно, когда сражения проводятся с утра. Если же что-то особенное, например, особая хитрость, то ночью. Но, это оговаривается в Писании отдельно. Когда же говорится «Завтра», значит после восхода солнца. Второе, если сегодня говорится «Завтра», то это еще не ночь. Если бы была ночь, то звучало бы слово «утром» или «на рассвете» ну, или «днем». Но звучит слово «Завтра».

Далее, если бы «пост» длился более суток, это обязательно было бы указано, как нечто неестественное, особенное, требующее повышенных усилий. Ан нет, такого указания не находим.  И еще одно. Трудно сказать, сколько времени народ собирался в Иерусалим. Но не очень долго. Так как собирались люди только из Иудеи. Иудея – это то, что в то время было южным государством и включало в себя колено Иуды, Симеона и половину колена Вениамина. Территория не очень большая и не требовала длительных переходов, чтобы достичь Иерусалима. Иначе говоря, народ собрался быстро, и по всей видимости в тот же день, как объявили пост.

Теперь смотрим. Пост объявлен, нужно время, чтобы посыльные развезли депеши. Нужно время, чтобы люди в городах решили, кто поедет, и после этого еще добраться до Иерусалимского Храма. Все это происходит в течение одного дня. В этот же день люди собираются в Храме, царь обращается с речью к Богу и через некоторое время ожидания Дух сходит на Иозиила. Весь пост закончился до наступления ночи. Я думаю, пост длился несколько часов, максимум 6, и то с большими натяжками. Срок возможно длинный, однако за шесть часов вряд ли сильные воины, привыкшие к лишениям и длительным переходам могли сильно проголодаться, так что это можно было бы занести в работу поста. Нет, пища никак здесь не вклеивается.

Но все, что мы ранее посчитали за пост, вполне согласуется. Единственное отличие, это при «объявленном» посте добавляется обязательное собрание людей в определенном месте, например в Храме. Все остальное остается, как и раньше. Пост – это нахождение пред Богом с ожиданием ответа вплоть до его получения, чаще всего в скорби.

Идея оказалась привлекательной.: 7 комментариев

  1. С первой статьи я восхищаюсь этим разбором. Верю, что Господь многое откроет нам через эти размышления. Уже открывает. Спасибо, Папа! Алексей, расскажите, если можна, как пришло побуждение разбирать тему поста. Спасибо. Благословений вам Отца, откровений, обилие благодати!

    • Просто много стало разговоров, а у кого ни спросишь, основания какие-то шаткие. Кроме того за последнее время все больше сталкиваюсь с текстами из Писания, которые никак не вяжутся со сложившейся традицией в этом вопросе. Вот и решил разобраться. Жаль не всегда есть время и силы.

  2. ХОРОШО буду смотреть за вашими продвижениями о постах благословений вам в ваших трудах Аминь

  3. Спасибо за труд я тоже с нетерпением жду кульминации да поможет вам Господь я вот что хотел спросить или сказать не знаю как правильно будет но суть вот в чем -сегодня в учениях о посте ставиться ударение на то что бы мы постились что бы что то получить или за кого-нибудь или за что нибудь цель что то получить от Бога получается что пост это как давление на Бога (но лично я с этим не согласен)сегодня постятся и за пробуждение и за рост церкви и еще за многое чего НО ЕСТЬ ЛИ В ЭТОМ ТОЛК(я не хочу не кого обидеть я сам не против поста только я за здравый подход к нему ) изучая разную христианскую литературу и историю первой горячей церкви я не вижу что бы там ударение ставилось на посте это были просто страстные по Богу люди и они не постились за пробуждение они шли и с ними Приходил Бог а там Где Господь там и пробуждение и рост и все прочее современные учения о посте ставяться по Новому Завету на послании к Коринфянам там где речь за защиту служения апостола Павла и на Евангелиях в пример Господа Иисуса -но имеет ли это отношение к нам (вы затронули очень интересную тему спасибо за это) если у вас есть в планах или желание затроньте пожалуйста эту сторону поста -ПОСТ КАК ЗАЛАМЫВАНИЕ И ВЫКРУЧИВАНИЕ РУК БОГУ С ЦЕЛЬЮ ЧТО ТО ПОЛУЧИТЬ (независимо от того что по этому поводу говорит Слово) спасибо за внимание

    • Дима, у меня есть в планах говорить об этом. И я вас попроошу, если я забуду, напомните мне, хорошо?

  4. Слава Господу за это исследование, брат. Но … дорог конец, да дарует Господь благодать завершить. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.