Первое упоминание об объявлении поста

думаюСегодня я хочу рассмотреть историю о винограднике Навуфея. Это следующее упоминание о посте в Библии именно под названием «пост». История достаточно длинная. Ее можно прочесть в 3-ей книге Царств, глава 21. Но, прежде, давайте вспомним, к каким предварительным выводам мы уже пришли. Первое – пост, по всей видимости, заимствованное слово, так как о нем ничего не сказано в первых 6 книгах Писания, и, соответственно, ничего не сказано в Законе. Второе – изначально пост если и имел отношение к приему пищи, то совсем не в плане полного отказа от нее, так как в самом первом упоминании о посте в Писании, сказано, что постящиеся приносили мирные жертвы, что само по себе указывает на обязательность употреблять эти жертвы в пищу. Третье – каждый раз, и до сих пор Писания нам не дали повода в этом усомниться, пост имел отношение к стоянию (лежанию или сидению) перед Богом в состоянии скорби либо ожидая ответа, либо просто изливая свою боль. И всякий раз пост заканчивался тогда, когда приходил ответ от Бога, либо иссякала боль (утраты). Итак, вооружившись этими предположениями, двинем дальше.

И вот история. Только что Ахав – царь Израиля одержал победу над Венададом, царем Сирии. И, вместо того, чтобы исполнить волю Бога и наказать его, Ахав заключил с  ним договор. За это Бог разгневался на Ахава и обещал наказать самого Ахава за такое дело. И вот, «проклятый» Ахав обнаруживает недалеко от своего дворца виноградник. Но Ахав хочет на этом месте разбить «овощной сад». Он обращается к хозяину виноградника Навуфею с просьбой или поменять его виноградник на лучший, но в другом месте, или продать. Навуфей отказывается, потому что виноградник – это наследие его отцов. Когда Афав в расстроенных чувствах вернулся домой, его жена Иезавель поинтересовалась о причине «скорби». Тот описал все подробно. «Покладистость» Ахава возмутила Иезавель и она пообещала добыть ему виноградник. И вот, что происходит дальше.

8 И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем.
9 В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе;
10 и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя»; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер.
11 И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним.
12 Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа;
13 и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер.
14 И послали к Иезавели сказать: Навуфей побит камнями и умер.
(3Цар.21:8-14)

Давайте пока здесь остановимся. Итак, что же здесь происходит. Иезавель берет решение проблемы в свои руки и делает несколько действий. Она разослала письма старейшинам и знатным людям, которые живут с Навуфеем, от имени Ахава и с его печатью. И первое, что она требует – объявить пост.

Итак, кто такая Иезавель? Это дочь Сидонского царя Ефваала. Эта женщина – язычница. Ее отец был жрецом культа Астарты. А царственного положения достиг через убийство своего брата. Иезавель так манипулировала своим мужем Ахавом, что вынудила его построить храм Ваалу и насадить дубраву в честь Астарты. Дубрава – это искусственный дубовый лес, который насаживался специально для сексуальных оргий, являющихся частью культа Астарты. Кроме того, она умудрилась «прикормить» большинство старейшин и пророков Израиля. Которые стали все делать под ее управлением и так, как она скажет. Но, мало того, что она прикормила Божьих пророков, она завела целую армию пророков Ваала. И Израиль не мог сопротивляться ее желаниям. Именно в борьбе с ней позже «сломался» пророк Илия и был забран Богом.

Итак, вот несколько мыслей. Ахав – это середина 9-го века до Рождества Христова, а Давид – это конец 11-го, начало 10-го веков.  Обратите внимание, что пост не упоминается в течение более чем 150 лет. Вы можете себе представить «популярность» этого термина?

Итак, мы предполагаем, что термин «пост» пришел к евреям из захваченных ими народов. И вот, вновь «новшество». Впервые в Израиле пост ОБЪЯВЛЯЕТСЯ! До сих пор, судя по предыдущим отрывкам, пост был результатом движения души. Когда народ единодушно скорбит, кается. Пост не объявляется. Объявляется нужда в Божьем ответе. Объявляется сбор, например в Иависе. Объявляется что угодно, но только не пост. И вот, впервые объявлен пост.

Кем объявлен? Кто придумал «объявлять» пост? Из чьих уст вышла эта идея? Из уст женщины всем сердцем ненавидящей Бога Израиля. Она объявила пост, чтобы разыграть спектакль. Все старейшины и пророки, подвластные Иезавели, должны были изобразить великую скорбь. Они как бы предстали перед Богом и сокрушаются в великом грехе, содеянном в народе. И «сцена» такова, что некий негодник хулил царя и Бога. Что это значит? Это значит, что Бог отвернулся и готов излить свой гнев. И, чтобы гнев Бога не был пролит на невиновных евреев, виновника срочно нужно побить камнями. Кстати, такого указания в Законе тоже нет. Но есть подобный случай во времена Моисея. Там Бог сказал Моисею, чтобы хулитель имени Господа был побит камнями. Но, Моисей не объявляет для этого пост. Однако, совершенно очевидно, что во времена Иезавели уже никто, кроме изгнанного Илии, не слышит голоса Бога. А если быть точнее, тот, кто слышит, не имеет права голоса. И вот, чтобы изобразить, будто старейшины и пророки получают ответ от Бога и от него указание, они изображают скорбь перед Богом и ожидание ответа. И, по установленному сценарию, они «получают» прямой приказ, побить беднягу до смерти, что и выполняют.

В результате простой народ верит, что это воля Божья. Все взятки гладки. Ахав получает чужой виноградник, Иезавель «преподает» очередной урок своему мужу, как надо править.  И вот царь идет в виноградник. В это время Бог посылает Илию пророка к нему с приговором.

19 и скажи ему: «так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».
(3Цар.21:19)

21 [Так говорит Господь]: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле.
22 И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил [Меня] и ввел Израиля в грех.
23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
(3Цар.21:21-24)

Что же делает Ахав? Когда царь услышал все, что ему сказал Бог, он кается и постится:

27 Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.
28 И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь:
29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его.
(3Цар.21:27-29)

И вновь мы сталкиваемся с термином «пост». Но уже никто не ОБЪЯВЛЯЕТ пост. Ахав сам доходит до поста. И что здесь подразумевается под постом? Итак, смотрим. Вот действия, которые Ахав выполняет:

  • Разодрал одежды
  • Оделся в то, что осталось от одежды – в рванье.
  • Постился
  • Спал в рванье
  • Ходил печально.

Перед каждым из действий стоит союз «и». К сожалению, я не знаю еврейского языка и не могу с уверенностью сказать, насколько правильно перевели переводчики. Мне остается лишь довериться их работе. Итак, каждое из действий начинается (кроме первого) с союза «и». Это значит, что каждое из действий делается совершенно отдельно, то есть, нельзя сказать, что пост – это раздирание одежды, одевание получившейся ветоши, сон в ней, хождение печально. Как и ранее, в данном тексте нет никакой явной связи с пищей. Поэтому мы подставляем то понимание, какое получили из предыдущих отрывков. А именно, что пост – это непрерывное нахождение перед Богом в скорби и ожидании ответа (в данном случае милости). Вот что получаем:

27 Выслушав все слова эти, Ахав разодрал одежды свои, и надел на себя это рванье, и не прекращал умолять Бога о милости, и (до такой степени «не прекращал», что) спал в рванье и (постоянно) ходил печальным.

И, обратите (хотя уже и не в тему) внимание на то, что Бог даже такому ужасному человеку как Ахав, дает свою милость.

Небольшое «итого». Понятие поста не изменилось. Как минимум, для этого не было достаточного повода. Второе – идея объявления постов по всему народу вновь не принадлежит евреям. Как и сам термин «пост», так и его объявление родилось у язычников, и позже подхвачено евреями.

Первое упоминание об объявлении поста: 7 комментариев

  1. Алексей, я присоединяюсь к пожеланиям Дмитрия. Я в восторге от такого иследования. Не только о посте, а все темы. Когда читаю то внутри дух и душа просто ликует. Если бы напечатать книги, то их читать будут.

    • Ну, наверное, когда это будет нужно, то можно будет и напечатать, а пока… мне интереснее исследовать. Спасибо.

  2. Здравствуйте мир вам очень хорошая тема хотелось бы найти истину да поможет вам Господь ну очень увлекательно полезно и сильно сколько прочел книг про пост такого не читал у вас отлично получается дерзайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*