Пост Ездры

думаюЕздра – судя по тексту Писаний, «книжник, сведущий в законе Моисеевом». По некоторым данным он жил в середине пятого века до Рождества Христова. Когда евреи были в рабстве в Вавилоне , Сын Ксеркса, царя Персии, Артаксеркс, отпускает евреев во главе Ездры в Израиль для восстановления Храма. Он и обеспечил отряд Ездры всем необходимым для похода.

Итак, Ездра со своим отрядом в течение 4х месяцев шел в Иерусалим. Но нас интересует остановка на пути у реки Агавы. Сегодня нельзя сказать точно, где это было. Однако, судя по тому, что до этого места Ездру ни что не беспокоило, у реки Агавы заканчивалась территория правления Артаксеркса. Дальше евреи должны были идти либо полностью беззащитными, либо взять с собой Вавилонское войско для охраны. Но именно этого Ездра и нехотел.

21 И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего,
22 так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его!
(Ездр.8:21,22)

Ситуация очень схожая с исходом евреев из Египетского рабства. Как в свое время евреи оказались перед угрозой уничтожения от погони фараона на берегу Чермного моря, так здесь евреи оказались перед угрозой уничтожения от врагов Израиля сразу после выхода из владений благословенного царя. Там преградой было непреодолимое препятствие – море, здесь такое же непреодолимое препятствие – враги. Напомню, что как и древние евреи, выходя из рабства, были далеки от способности воевать, так и евреи с Ездрой, так же не имели возможности учиться сражению, они бывшие рабы.

Ездре было бы, несомненно, легче, если бы он попросил Артаксеркса о помощи. И царь совершенно точно выделил бы им часть войска для сопровождения. Но Ездра уже много наговорил царю и славе Божьей. И теперь было не правильно давать задний ход. Как выразился сам Ездра: «Стыдно». Скажу больше, если бы Ездра, все же, попросил царя о помощи, он бы не прославил Бога, а наоборот, обесславил. Так что же делать? Ездра выбирает единственный путь – просить Бога о благополучном пути (стих 21). Но, давайте вспомним, как это делали божьи люди раньше? Они просто обращались к Богу и получали ответ. Если не получали сразу, то ожидали, и получали позже.

Давайте вспомним в этом ключе историю с Саулом. Пророк Самуил сказал Саулу, чтобы он шел в Галгалу и ждал там 7 дней, пока не придет Самуил. И тогда будут принесены жертвы, и Самуил скажет, что делать Саулу. По сути, голос пророка – это голос Бога. Через Самуила Бог обращался к Саулу и приказывал ему ждать 7 дней, пока Он, Бог, не скажет ему, что делать дальше. Что же произошло на самом деле? Саул, когда оказался в Галгале, выждал положенные семь дней, но Самуил (голос Бога) не приходил. Тогда Саул решает сам приносить жертвы. Но, как только он это сделал, «голос Бога» пришел, но уже в гневе на Саула. По сути в этот час Саул прекратил быть царем в глазах Божьих. То, что требовалось от Саула, по нашей терминологии, называется – пост. От него требовалось дождаться ответа от Бога, тем более, что Сам Бог объявил, когда Он даст его.

Теперь вернемся к Ездре. Что он делает? Правильно, он делает то же самое. Он ждет ответа от Бога. Но теперь он делает это не один. Он не сидит 40 дней на горе, как Моисей. Он не ждет 7 дней в Галгале, как Саул. Он решил делать все не один, а в собрании с людьми. В конце концов ведь не он только отправляется на родину. И еще кое-что.

Если мы читаем внимательно книгу Ездры, то видим некие подробности. Например, совершенно очевидно, что, хоть Ездра и научен Закону, как написано, все же, он внимательно изучает Писания. Отыскивает все, что связано со служением. Что это значит? Это значит лишь одно, то, начальное знание, какое было получено Моисеем и передано  священническому колену Аарона, утеряно. Ездра обучен Закону, то есть Торе. Однако, при этом, он понимает, что практическая сторона служения ему совершенно не ясна. Он разыскивает в Вавилоне всех, кто хоть как-то связан с этим служением. Он собирает сведения по крупицам.

Далее. Мы совершенно точно знаем, что слово «пост» в Законе не используется. Значит слово «пост» он берет НЕ из Закона. Где он его взял?

Здесь могут быть 2 источника. Первый – история о Давиде, Ахаве и Иосафате. Второй – Вавилонские культы и религиозные практики. Оба источника в совокупности создают точку зрения Ездры о посте. И в результате он получает нечто похожее на те посты, какие мы рассматривали ранее. Кроме того, он сразу же, как только получает право как-то действовать самостоятельно, включает весь арсенал своих знаний и запускает их в дело. Здесь и заработало его представление о посте. То есть то, что ранее божий человек делал бы один перед Богом, Ездра делает сообща. Почему? Потому что в истории есть примеры и в Вавилоне есть примеры. И не важно, что вавилоняне поклоняются другому Богу. Важно, что они используют посты, в своей практике. Итак, объявлен пост. Все в сборе и ожидают от Бога ответа по поводу их путешествия.

Что еще важно понимать. Народ был в рабстве с 598 года до Рождества Христова по 539. Всего 59 лет. Поколение сменяется каждые 25 лет. То есть взрослые священники, оказавшиеся в Вавилонском плену, уже не могли быть в отряде Ездры. Те взрослые люди, кто так или иначе был знаком с практическим служением Богу, и даже те, кто знал Его имя, или не дожили до эдикта Кира или не могли отправиться в опасный путь с Ездрой. И тем более не могли передать свое знание и умение новому поколению, так как большую часть его можно передавать только в храме и только во время определенного действия. Например, все мы знаем закон «не упоминай имени Божьего  напрасно». А ведь значение этого закона совсем не связано с современным пониманием. Оно говорило древним Евреям, что имя Бога можно употреблять только (!) в Храме и только при определенных условиях. И вот, молодые священники имеют только теоретическое представление о служении и то не во всей полноте. Мало того, даже имя Бога им уже не известно. Все, что они знают – это то, что написано в Законе, а именно 4 еврейские буквы, которые звучат приблизительно как [й][х][в][х]. Вот здесь и начинается веселье. Теперь Бога, как только не зовут. И Яхве и Иегова и разными «заменителями».

Так вот, можно ли ожидать от Ездры четкого и верного исполнения Закона, именно в том виде, как этого требовал сам Закон? А можно ли было ожидать от народа такого исполнения? Нет, нет и нет! Это уже не те евреи. Это вновь рабское поколение. И, Бог, как видно, хоть и требует от них исполнения, все же, требование уже не такое жесткое, как к их отцам. Например, на крик Моисея, Бог реагирует так:

15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,
(Исх.14:15)

Как на тот же вопль Ездры реагирует Бог?

23 Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас.
(Ездр.8:23)

Вот и все. Ни каких «воспитательных речей». Никакого недовольства. Бог просто услышал их. Почему? Потому что они стояли перед Богом в вере, что получат ответ. Потому что они не хотели бесславить Бога, а наоборот, искали способ вознести Его имя. И потому, что от них нельзя уже требовать все так же, как от их отцов. Они были рабами.

Смотрите, термин «пост» с того момента уже воспринимается как само собой разумеющееся. Пост стал нормой. Почему? Потому что «новая жизнь» евреев началась с поста. Но вот в чем загвоздка. То, что раньше было очевидным и ясным, теперь приобрело инородное имя, которое даже и не еврейское. И то, что раньше все понимали ясно, благодаря имени, получило возможность смены смысла. Если не понятно, объясню. Пока не было термина «пост», все понимали, хочешь получить ответ от Бога, подойди к двери Его кабинета, постучи и жди. Когда Он посчитает нужным, он поговорит с тобой. Теперь, есть имя «пост». А что такое «пост»? Заинтересовавшийся в этом верующий начинает переворачивать Писания и обнаруживает, что в Нем нет ясного толкования этого слова, да и вообще, оно иноземное. Что это значит? Это значит, что со временем это слово будет как-то изменяться, и уже нет гарантии, что в результате будет значить именно то, что значило изначально. Что мы сегодня и видим. Сегодня пост – это отказ от приема пищи. И где-то на заднем плане вырисовываются неясные духовные контуры.

Но все уже случилось. Требования к Евреям снижены, благодаря Божьей милости. Хотя Закон не изменился ни на йоту, все же, отношение к народу у Бога изменилось в сторону благодати. Когда читаешь, даже создается впечатление, что Бог, как бы, вообще не замечает многих их согрешений. И вообще, весь Израиль выжил только исключительно благодаря Божьей милости.

А что же пост? Как и раньше, здесь пост никак не связан с пищей, по крайней мере, на это нет даже намеков. Но повторяется ожидание ответа в страхе (скорби) перед опасностью. И ожидание неотступное, не прекращающееся ни на секунду, вплоть до ответа.

Пост Ездры: 6 комментариев

  1. Здравствуйте!Вот по второму кругу читаю про посты -вернулся через пару лет к этому ,и все равно есть непонятки .Слово пост с греческого значит именно воздержание от пищи ,а с еврейского значит закрывать рот ,у вас интересные мысли по этому поводу ,но есть так же сильные свидетельства людей которые постились и Бог освобождал ,давал направления,менял жизни людей ……и они да не ели .Я в замешательстве …….Послушайте что говорит о посте Торбен Сондергаард в своих учениях о реформации 13 урок .Думаю и думаю….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.