Научи нас молиться (5)

думаю7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф.6:7,8)

Не буду никаких вступлений говорить. Сразу приступим к разбору текста. Здесь словосочетание «говорите лишнего» — это перевод греческого слова БАТТАЛОГЕО. Стронг предлагает такой перевод (945): говорить пустое или лишнее. Вейсман, практически повторяет то же значение – говорить вздор, болтать.

Проблема этого слова в том, что оно практически нигде кроме Нового Завета не встречается. Разные исследователи пытались объяснить происхождение этого слова. Например Эразм Роттердамский (конец XV века) объяснял его как происходящее от имени Киринейского царя Батта, который, как говорят, заикался (судя по Геродоту). Некоторые связывали значение слова с именем Батта, который сочинял скучные многословные поэмы. Однако большинство исследователей связывают его с эффектом звукоподражания. Так БАТТАРИЗО означает  заикаться.

Теперь представим, что еврей слышит молитву язычника, который часто повторяет слово «бар». Таких язычников называли «барбарос», то есть варвар. Например, в 1Коринфянам 14 глава, Павел говорит:

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
(1Кор.14:11)

Здесь оба слова «чужестранец» являются переводом слова БАРБАРОС.

Уильям Тиндейл был первым переводчиком, который использовал этот принцип в переводе, и перевел БАТТАЛОГЕО как «лепетать, бормотать».  В том же 7м стихе (Матф.6:7) Иисус использует другое слово (Конечно не Иисус, а тот, кто переводит слова Учителя на греческий) «многословие».

7 … ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
(Матф.6:7б)

Многословие ( полулогия 4180): многословие, словоохотливость, говорливость.

В таком же значении эти слова используют и древние — Ксенофонт, Платон, Аристотель и другие.

Что же нужно понимать под таким наставлением Учителя? Прежде чем пояснить, давайте обратим внимание еще на одно указание Христа, а именно на тот факт, что когда мы еще не открыли свой рот для просьбы, Отец уже знает, о чем мы будем просить.

8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф.6:8)

Итак, может быть вообще не надо озвучивать просьбу? Наоборот, обязательно нужно озвучить. Почему, да потому, что вера должна получить выражение. И Писание говорит нам, что мало верить сердцем, обязательно  (!!!) нужно сказать устами.

8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
(Рим.10:8-11)

Конечно, эти стихи говорят не о молитве, а об исповедании. Однако принцип от этого не меняется. Вот простой пример в словах Иисуса. Это все та же вдова, о которой мы уже говорили, и, возможно еще будем говорить.

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лук.18:1-8)

Я не буду сейчас разбирать смысл этой притчи. Однако обращаю внимание вот на что. Речь идет о судье. Если к нему приходит кто-то чужой (не брат и не сват), совершенно логично, что первое предположение судьи – он ей понадобился именно потому, что он судья. То есть еще до того, как она открыла рот, судья уже понимал, что, в принципе, ей нужно. И второе, что он знал – он ей откажет. Далее, она получила «доступ к телу» и смогла высказать свою просьбу.  Теперь судья все знает. А теперь представьте такую ситуации в жизни. Судья не желает с ней больше говорить. Поэтому все, что она может сказать, это кратко повторить свою просьбу, как только он оказывается рядом с ней. Ей некогда расшаркиваться и смущаться. У нее нет времени выстраивать свою речь красиво и убедительно. Все, что у нее есть – возможность крикнуть, повторить. Возможно, в ее крике была не только просьба, но и какие-то доводы, в целях убеждения. Однако, единственное, что убедило судью – это настойчивость.

Или вот другая иллюстрация. Иисус идет в сопровождении учеников и разных зевак и жаждущих исцелений. И вот слепые. Как вы думаете, будут ли эти слепые что-то бормотать? Нет, они будут кричать, взывать, уговаривать, убеждать, настаивать, нарушая все грани приличия.

30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
(Матф.20:30,31)

Смотрите,  во всех этих примерах есть повторы. Но эти повторы оправданы ситуацией. Они исходят из отчаяния и веры в то, что их услышат. И суть не в том, что Иисус их услышал физически. Думаю, Он услышал их сразу же. Речь идет о положительной реакции. Например, обиженный человек может умышленно не реагировать на просьбы обидчика, при том, слышит физически с самого начала.

Или ситуация с Хананеянкой.  Она просила, а Иисус не реагировал. На то была причина. Однако она заставила Его услышать ее, то есть сначала отреагировать, потом выполнить просимое.  Но все эти примеры ничего общего не имеют с тем, как обычно молятся верующие. Что мы слышим? Мы слышим речи более похожие на заклинания, чем на то, о чем учит Христос. Это, например, вставки слова «Господь» или «Отец» после каждого слова. Притом и слова, которые звучат в молитве, скорее служат заполнением пауз, чем необходимостью.  Мы и языки часто используем в том же стиле. И в результате в наших молитвах звучит столько вздора и пустоты, что нормальный человек, если бы к нему так обращались люди, заткнул бы уши и приказал бы слугам убрать этих людей от него.

Представьте себе, что ваш сын, дочь или друг, брат, кто угодно, подходит к вам с просьбой о чем-то. Например, о деньгах. И начинает так говорить.

— Дорогой, послушай, дорогой, ты, дорогой, не мог бы, дорогой, дать мне, дорогой, немного, дорогой, денег, дорогой. Ты, дорогой, такой замечательный, дорогой, что, я, дорогой, просто, дорогой, не могу молчать, дорогой, да будет, дорогой, твое здоровье, дорогой, прекрасно, да, дорогой, будут, дорогой, твои дети, дорогой, умницами, дорогой, и умниками, дорогой, …
… проходит 2 часа…
…у меня, дорогой, нет слов, дорогой, а, дрогой, просьба, дорогой, у меня, дорогой, о деньгах, дорогой, не мог бы, дорогой, ты, дорогой, дать мне, дорогой, 2 рубля, дорогой, мне, дорогой, не хватает, дорогой, на билет.

Думаю, такая речь не продлилась бы так долго. Через 3 минуты вы уже стали бы уговаривать его замолчать, или мерить ему температуру, звонить в скорую, вызывать психушку. Так почему мы думаем, что с Богом можно так говорить? Ведь мы созданы по образу и подобию Его. И если для нас такой стиль выглядит глупостью, то почему это будет мудро для Бога? Потому что «немощное Божье мудрее человеческого»?

Итак, все, что здесь объясняет Учитель, это то, что все должно быть по вере. То есть, если ты веришь, что Бог живой, то и говори с Ним соответственно. Тем более, что, судя по примеру Даниила, когда ему пришлось ждать 21 день, Отец отвечает сразу же. Только есть какие-то сторонние причины, почему этот ответ достигает нас не сразу. Скажите, что будет с заказом в интернет магазине, если вы заказали что-то, а в тот промежуток времени, когда должен прийти курьер, вас нет дома? Что было бы со слепыми, которые кричали к Иисусу, если бы они крикнули раз и остались сидеть на месте? А если бы они сказали: «Мы верим, что Иисус нас исцелит»? В Евангелии я не встречаю ни одной ситуации, где Учитель ответил бы на такую (!) веру.  Может быть вы видели? Вот больной, он крикнул раз и занялся своими делами, говоря: «А я верю, что исцелюсь». Есть такое? Нет. Каждый, кто верил в исцеление должен был поднять свою пятую точку и идти, следовать, просить, ждать. А по факту тратить время без всяких гарантий.  У каждого из них были какие-то дела, возможно неотложные. Но они бросали все и просили, настаивали, кричали. Но кричали не бессмыслицу, не что-то невразумительное, а совершенно отчетливые, ясные и оправданные ситуацией слова.

Он живой, и говори с Ним соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.