Кто больше

думаюВ предыдущей части мы увидели, что Иисус настаивает на том, чтобы Его ученики «вложили себе в уши» хвалу людей, и запомнили, что эта хвала – путь к расправе. Так же мы прочли, что ученики не поняли этого послания, и оно осталось для них закрытым. Однако вопрос, повисший в воздухе, не мог оставить учеников в покое. Так что, они за спиной Учителя начали бурное обсуждение. Мне не совсем ясно, почему они боялись спросить об этом вопросе Учителя, но факт есть факт. Они действительно боялись спрашивать Иисуса на этот счет.

Так вот. За спиной Иисуса ученики подняли бурное обсуждение.  На повестке дня стояло два вопроса. Почему эти удивления и восторги от людей нужно запомнить, буквально «вложить в уши», и как это связано с гибелью Иисуса? И…

Стоп! Вот, прямо сейчас у меня возникла догадка, что ученики отреагировали на весть о гибели Иисуса как страусы, закопав голову в песок. Они отреагировали как дети, которым нужно выучить сложное стихотворение,  но они отказываются даже думать об этом, решая подумать «завтра». Они испугались спрашивать Иисуса о Его гибели, потому что подозревали, что ответ им не понравится. Поэтому они решили, что лучше обсудят этот вопрос между собой.

Итак, ученики запустили обсуждение. И в ходе рассуждений на тему слов Иисуса, они кружили, кружили, и уперлись в вопрос: «… кто бы из них был больше?».

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
(Лук.9:46-48)

Почему я пришел к такому пониманию. Дело в том, что 46-й стих в греческом тексте имеет интересный штрих. Здесь, на самом деле, никакая мысль никуда не ходила, не входила и не выходила. Вообще здесь нет слова «мысль». Здесь есть слово «рассуждение» (диалогизмос). Да, да, вы правильно подумали, речь идет о диалоге. На самом деле, слово «диалогизмос» возможно перевести как «мысль», но только если эта мысль возникла в ходе беседы. Иначе говоря, их беседа пришла к определенным выводам.

Кроме слова «диалогизмос» нужно обратить внимание на слово «пришла».  Это слово, в общем смысле, переведено правильно. Но необходимо обратить внимание вот на что. В словарном определении это слово содержит  яркую окрашенность в некий процесс, который завершился чем-то. Да что я говорю, вот как это слово употребляли древние.

  • Входить, приходить, прибывать – Гомер, Фукидид, Эврипид, Ксенофонт, Эсхин, Платон.
  • Поступать, проникать – Фукидид (примкнуть к союзному договору), Ксенофонт (вступать в число эфебов), Аристотель (поступления (доходы) и расходы);
  • Юр. Являться, представать – Платон, Демосфен (судьи, собравшиеся для разбора дел общественной важности), Демосфен (начать тяжбу);
  • Появляться на сцене, выступать – Ксенофонт, Платон;
  • (о душевных явлениях) возникать – Геродот (Крез разразился смехом), Геродот (Крезу вспомнилось изречение Солона), Эсхил (не надейся, что я оробею, как женщина), Платон (мною овладел страх при мысли о том, что именно…).

Буквально не «мысль пришла», а беседа. Эта часть предложения звучит, приблизительно,  так: «Рассуждения же в них вились, вились, и уперлись вот во что…».

Трудно представить какими заковыристыми путями шло их размышление над словами Иисуса, только уперлись они в вопрос о том, кто же, всё-таки, из них больше.  Это забавно, потому что я настаиваю, что отправной точкой их разговора были слова Иисуса, о восторгах людей и смерти Учителя.

Библейский текст слишком скуп, чтобы что-то говорить определенно, но мне рисуется, приблизительно, вот какая картина. Ага, Иисус приказал запомнить хвалу и восторг по поводу чудес, какие делает Учитель. Восторги, это же хорошо, значит, тот, кем больше восторгаются, тот и в выигрыше. Кроме того, раз восторгаются Иисусом, значит и апостолы в выигрыше. Это значит, что куда бы ни пошли ученики Иисуса, везде им приготовлен и стол, и дом, уважение и почет! О, как счастливы апостолы!!! Их теперь «будут ублажать все народы»! А кого будут больше ублажать? Кто будет иметь больше влияния на людей из апостолов? Ведь во дворце любого царя люди сидят и действуют в зависимости от положения. Так же, в зависимости от «величины» человека, ему достается и почет и уважение. А это значит, что и апостолам придется разделиться на «ранги». Это значит, кто-то будет больше, а кто-то меньше.

Безусловно, вся эта реконструкция, в чистом виде высосана из пальца, и все же, думаю, в ней есть доля правды. Главное не это. Главное то, что вопрос о «рангах», то есть кто больше, а кто меньше, возник именно в результате непонимания слов Иисуса, о восторгах и гибели. То есть, мы видим совершенное непонимание учения Иисуса апостолами. Кроме того, в ходе своих «изысканий» ученики совершенно потеряли вторую часть сказанного. А именно, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

А теперь представьте себе, если бы вы кому-то сказали подобное, а потом, за спиной услышали рассуждения, как у апостолов. Вы положились на внимание и понимание учеников, и вдруг слышите, что у них нет (!) никакого (!!!) понимания вообще. Мало того, они извратили ваши слова до неузнаваемости и потеряли часть того, что является главным. В данном случае главным является весть о распятии, а не о хвале. Точнее, весть о кресте, который случится по причине хвалы.

Важно, так же, помнить, что весть о жертве, наиважнейшая точка в учении Учителя. И если апостолы выкинули с легкостью эту информацию, значит дело совсем плохо. Так вот, я вижу здесь гнев Иисуса. И детей он поставил перед ними не в блаженном состоянии. Это был жест гнева. Это был крик души Иисуса, которым Учитель пытается достучаться в их сердца, закрытые от истины. А это значит, что иллюстрация с детьми говорит о том же, что и слова Иисуса об «ушах». А теперь внимание!

47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
(Лук.9:47,48)

Может быть, это не очень важно, но Иисус ребенка поставил не «перед» Собой, а «возле».  В этом жесте кое-что тоже можно прочесть. Если ставить ребенка «перед» собой, то этот жест, как бы выделяет ребенка, отрывая его от того, кто ставит. И тогда мы смотрим на ребенка, забывая о том, кто ставит. Когда же ребенка ставим рядом, смысл жеста меняется. Такой жест говорит об опеке, об ответственности большего за меньшего. Глядя на ребенка, мы вынуждены учитывать и того, кто стоит рядом с ним.  Визуально нам сложно отделить ребенка от того, кто его ставит рядом.

Далее. Чуть выше Иисус сказал о своей гибели. Мало того, он сказал, что именно люди, которые сегодня восторгаются чудесами Его, поведут Его на распятие и будут плевать в Его сторону.  И вот теперь можно вернуться к ребенку. Когда Иисус будет предан в руки человеческие, никто не захочет иметь ничего общего с теми, кто как-то связан с Учителем. И даже если ученики придут к кому-либо и скажут, что они последователи Христа, скорее всего их не примут. И никто не будет смотреть на их «величие». Всем будет наплевать, какое место за «царским столом» занимал тот же Петр. Роль будет иметь лишь одно. Связан ты со Христом или нет. Так вот, в таком положении не имеет роли никакое положение. Люди, которые будут ненавидеть имя Христа, или бояться преследований за Него, захлопнут дверь перед любым, пришедшим с этим Именем. И нет разницы, старый ты или малый, умный или глупый. Все будет решать одно лишь Имя. И это нужно уяснить ученикам. Если они это поймут, то все их «понты» потеряют всякий смысл.

Тогда, всякий, кто не побоится преследований за Имя Христа и примет последователя, тот примет Самого Иисуса, а значит и Самого Бога. И здесь опять не будет никакой разницы, какого ты роста, возраста или положения.

Мы знаем, что все люди сначала принимают по одежке. Имя Иисуса и будет нашей одежкой. И кто-то будет принимать, кто-то просто закроет дверь, а кто-то будет рад сдать властям и получить свои серебряники. В такой ситуации любой, кто принимает, достоин Божьей награды.

Итак, мы как Христовы ученики, должны понимать, что во всех серьезных делах имеет значение лишь Имя Иисуса, а не наше образование или способность говорить. Смит Вигельсворд, если я не ошибаюсь, вообще еле-еле говорил. Однако это не мешало ему стать величайшим проповедником Божьего Царства.

Что значит в этом контексте «быть меньшим». То и значит, сознавать, что главное – это Имя Иисуса, а все остальное лишь помеха. Вот почему и Павел сказал:

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
(Фил.3:7-9)

В этом контексте, все рассуждения о том, что мы должны быть такими «божьими одуванчиками» со штанами на лямках, звучат, по меньшей мере, кощунственно.

Один комментарий к “Кто больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.