Римлянам 12:1-2

думаюНадо сказать, что послание Римлянам меня несколько удивило. Я и раньше читал его много раз, цитировал места из него, но вот чего я никак не мог обнаружить до последнего дня, что это послание гневное, возмущенное до предела, и одновременно пропитанное любовью и заботой до такой степени, что начинается, казалось бы, с «конца света», и переходит в милую беседу папы Павла (шутка) с милыми детками. Не думаю, что Павел действительно рассчитывал исправить всю проблему одним посланием, однако, надежда на исправление хотя бы некоторых очевидна.

Итак, давайте немного вспомним, о чем же шла речь до сих пор. Павел начинает с указания проблем. Он разве что не объявил Римлян антихристами. Но весь его пыл и гнев излился в пророчестве о том, что происходит с отступниками от Бога. И картина, которую он нам рисует – это картина современной Европы, с ее розово-голубой идеологией, ювенальной юстицией и усердием в уничтожении всего, что касается семьи. Именно такой финал Павел предрекает Римлянам, если они не исправят свои пути. И, как мы видим, они не исправились. Однако Павел надеется, что хотя бы кто-то да услышит его вопль, и одумается. Самая же яркая проблема, которая и вызвала такой гнев у апостола – это языко-еврейские взаимоотношения.

Это отношения, где евреи превозносятся над язычниками, считая себя народом божьим, исключая из своих рядов всех остальных. В свою очередь язычники, не желая давать спуску оппонентам, обвиняют евреев в отвержении Христа. Всей проблемы мы, конечно не представляем, однако совершенно ясно, что преткновением стал именно вопрос крови.

Сначала Павел доказывает, что так как все согрешили, то все оказались в разряде проклятых и лишенных славы. И это уравнивает положение двух народов. Кроме того, евреи собственными руками оттолкнули Божью благодать от себя, через что, Бог получил все причины оставить евреев и обратиться к язычникам. Однако это не дает язычникам преимущества, потому что Бог отверг свой народ не окончательно, но подловив их в непослушании, воспользовался возможностью привести язычников в число Своего народа. А это значит, что, когда нужно Богу, он вполне способен вернуть свою милость евреям. И те и другие держатся за Бога верой, а это значит, что и те и другие могут потерять благодать неверием. Как Бог воспользовался непослушанием евреев, чтобы спасти язычников, точно так же Бог воспользуется непослушанием язычников, чтобы спасти евреев, когда язычники окажутся упрямы и отвергнут Божью благодать. И таким образом из двух народов создается особый народ, Божий. Что это значит? Это значит, что все претензии евреев к язычникам и наоборот – прямое противление Божьей воле. Если я против евреев, я против единства Божьего народа, точно так же и если я против язычников, а это значит, что я против Бога. Вот и делайте выводы.

Вот с этим пониманием, в духе этой беседы Павла с Римлянами и нужно продолжать чтение послания. Только что Павел, теоретически, усмирил две стороны, утихомирил два вражеских войска, объявил мир, открыв им, что они родные братья. Вероятно, они шокированы этим открытием, и вот в этом шокированном состоянии, получив не малую дозу обличения от апостола, они слушают дальше.

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
(Рим.12:1,2)

И если мы понимаем, почему Павел сказал свое «Итак», то должны понимать и то, что значит «предоставьте тела ваши в жертву».  Слово «итак» указывает на продолжение предыдущей мысли. А мысль Павла была в том, что Бог из двух врагов создает свой народ, объединенный одной кровью – кровью Христа. Итак, два враждующих народа, евреи и не евреи, приняв Христа, становятся одной семьей. Но это совсем не просто! Ведь, хочешь, не хочешь, язычник, если только он служит Христу, должен называть братом еврея! А еврей, если он желает оставаться под благодатью, должен признать кровным братом язычника! Вы понимаете, что это значит? Это значит пойти против традиционных установок! Это значит идти против всех! Это значит, что твои сородичи отвернутся от тебя! Среднеарифметический язычник не смирится с тем, что его брат стал родным с евреем, и наоборот, что еще жестче, ни один еврей не смирится с тем, что его брат породнился с язычником.

Сегодня это не так заметно. Нам кажется, что мы живем в цивилизованном обществе, где все люди братья. Но, достаточно запеть еврейские песни на улице, и ты сразу поймешь, где ты проживаешь. Один брат решил поэкспериментировать. По случаю он приобрёл несколько липучек с флагами разных стран. И день ото дня он приклеивал то одну, то другую липучку на бейсболку и ходил по улице, внимательно прислушиваясь к голосам вокруг. Результат его поразил. Какую бы липучку он не налеплял, никто не реагировал никак, до тех пор, пока не налепил липучку с флагом Израиля. Народ реагировал бурно. И, вообще, странно, что его не побили.

Если бы не было предыдущих 11-ти глав, то можно было бы размышлять над 1-м и 2-м стихами как угодно. Но эти стихи появились здесь именно в результате этих глав, и стоят в одном контексте. Поэтому мы не имеем права толковать их никак иначе, как только в контексте конфликта в Римской церкви. Конфликта двух народов, внутри одной Божьей семьи. Именно эта «вера» и стала всем известна. Это был позор Христианской церкви. Надеюсь, теперь понятен весь сарказм апостола, когда он писал эти слова:

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
(Рим.1:8)

Итак, Павел призывает Римлян совершить нечто жертвенное. Перешагнуть через что-то болезненное. А именно через национальную и религиозную гордость и признать друг друга возлюбленными братьями и сестрами без ограничений. Это и есть «разумное служение ваше».

Дело в том, что в греческом тексте нет слова «для» в первом стихе. Далее, перед словом «разумное» (греч. винительный падеж (вижу что? Вижу кого?)) стоит определенный артикль, подобный английскому, говорящий о том, что речь об этом предмете уже велась и мы должны это понимать. И вот что у нас получается.

1.  … это разумное служение ваше.
(Рим. 12:1)

Что такое «это»? Это – тела, принесенные в жертву братской любви. То есть дела, которые достойны только родных братьев, наполненных любовью одного Отца. Это поступки, против привычных традиций, направленные на единение семьи Божьей, где предпочтение отдается именно Божьим людям, а не родным по плотской крови. Это дела, которые для одних будет признаком братской любви, а для других предательством. Это болезненный путь, это жертва, и это «разумное служение ваше».

2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
(Рим.12:2)

Сообразуйтесь  (4964): сообразовываться, становиться подходящим или соответствующим.

Это греческое слово «сусхематидзесте» состоит из префикса «су»  и глагола «схематизо», который переводится как «формировать», «давать вид или форму». Вместе с префиксом «су» мы получаем глагол второго лица. В тексте он стоит в настоящем времени в пассивном залоге, множественном числе и повелительном наклонении. То есть «будьте формирующимися».  Отсюда мы получаем следующий текст.

2 и не будьте формирующимися веком сим, но будьте преобразующимися обновлением ума,…
(Рим.12:2а)

Итак, Павел здесь использует пассивный залог. То есть это не мы себя формируем, а что-то извне. И Павел называет две силы. Первая – этот век. Вторая – возобновляемый (обновляемый) ум.  Век – это слово, которое означает не столько эпоху, сколько ее дух, ее традиции, образ мышления. И любопытно обратить внимание на слово «обновляемый». Это не просто изменение ума, как может показаться. Это возобновление. То есть нечто, что затухло, перестало работать, остыло. Но вдруг, работа возобновилась. Ум заработал вновь. Этим Павел показывает, что без Христа ума даже и нет. Он спит, не работает. Но, возобновив, запустив снова ум, мы начинаем мыслить. И вот этот, вновь запущенный ум способен что-то менять. И в первую очередь нас.

В чем же, по мнению Павла, состоит обновление ума. В данном контексте (а контекст для нас крайне важен) подразумевается то, что христиане Рима вообще не мыслили так, как нужно было мыслить. Их ум не работал. Точнее ум, который от Христа, не действовал в них. Но Павел своим посланием постарался запустить работу этой сущности. И это новое мышление, мышление о том, что Христос всех нас сделал родными братьями, ничем не отличающимися друг от друга по достоинству, способно из нас создавать человека новой формы, формировать нового человека. И, повторяю, это очень важно, человека Божьего, у которого есть только одна национальность – Христос, и только одна родина – Небеса, а живет этот человек в Небесном Иерусалиме, а не в Москве или Тель-Авиве. С принятием Христа наше гражданство остается лишь на паспорте. Если же оно еще в сердце, то такое сердце служит антихристу.

Следующий вопрос. Зачем мне «преобразовываться»? И Павел отвечает:

2 … чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
(Рим.12:2)

Здесь любопытно слово «познавать». Дело в том, что это слово не относится к работе головы, интенсивности мозга. Это слово говорит об опыте.

Познавать (2481): 1.пробывать, испытывать, проверять, исследовать, познавать; 2.(в результате проверки) одобрять, признавать годным, утверждать.

Иначе говоря, начав думать Христовым умом, мы запускаем процесс. При котором, этот новый ум начинает нас формировать, или точнее, переформировывать. И делает он это таки образом, что мы на собственном опыте начинаем переживать Божью волю, все ее (воли) благо, приятность (угодность) и совершенство. То есть это не работа в классе, это переживания жизни. Это опыт реальности Божьей воли в нашей жизни. Это не теории, которые могут быть оспариваемы. Это жизнь, прожив которую мы становимся ее свидетелями, а не профессорами теологии.

В самой фразе «познавать, какая это воля» (греч.) есть намек Павла Римлянам на их противоположное положение на момент написания послания. То есть сейчас, когда Павел пишет письмо Римлянам, они на себе испытывают другую волю. Они полностью несут все плоды, результаты жизни, сформированной сим миром. Но, подчинившись Христову уму, они точно таким же образом испытают жизнь Христову, Божью волю во всей ее славе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.