Римлянам 11:13-18

думаюДо сих пор Павел направлял свое послание преимущественно иудеям. По крайней мере, могло сложиться такое впечатление. На самом деле с самого начала послания апостол обращался и к христианам из иудеев и к христианам из язычников. Чтобы лучше понять суть послания, можно нарисовать такую картину. Павел собирает Римскую церковь вокруг себя. По одну сторону садятся бывшие язычники, по другую бывшие иудеи. И вот апостол начинает свое наставление. И, если мы помним, с самого начала он говорит о том, что все согрешили. То есть, теперь перед Богом нет достойных, все оказались в одном положении.

Далее, Павел, как бы, направляет свой взгляд на половину, где сидят христиане из евреев и начинает говорить им. Но делает он это на виду у христиан из язычников.  То есть, слова, направленные к евреям в первую очередь, точно так же имеют отношение и к язычникам, только с другой целью. Не для того, чтобы их убедить в их неправоте (как в случае с евреями), но, чтобы подготовить к следующему этапу. А именно к повороту в их сторону. И вот наступил этот момент. Павел повернулся к язычникам, и теперь на виду у евреев исправляет язычников, говоря, что евреи не все потеряны. И даже те, кто потерян, имеют все шансы вернуться, потому что от неверности евреев Бог не перестал быть верным, и эти самые евреи не перестали быть Божьим народом. И для самих язычников (бывших) приход остальных евреев к Отцу обернется благом. О чем мы читали в предыдущей части. Теперь, продолжим.

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
(Рим.11:13)

Как видим, это не моя фантазия, что Павел изменил направление речи. Он так и говорит: «Вам говорю, язычникам».  И тут мы впервые сталкиваемся с призванием Павла. Павел – апостол язычников. Не удивительно ли, что Павел, еврей из евреев, призван быть «почтальоном», доставляющим Христово письмо язычникам. Мало того. Павел прославляет свое служение. То есть, он неимоверно счастлив, что служит именно язычникам. Так как  прославляет свое служение именно потому, что он апостол язычников. Павел считает это крайне славным идти не к евреям а к язычникам, тогда как сам он еврей. И тут же он поясняет, в чем одна из его задач, как апостола.

14 Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
(Рим.11:14)

Павел только что написал, что Бог обратился к язычникам для того, чтобы возбудить ревность в Своем народе. Получается, что и Павел обратился к язычникам для той же цели. Он просто в одной воле с Отцом! Представьте себе, вот Павел смотрит на свой народ, который пренебрегает благодатью Бога и думает: «Ах так, не цените любовь Христову? Ну что же, тогда я иду к вашим врагам по вере, и им передам благодать, предназначавшуюся вам. А вы останетесь с носом. Вот тогда посмотрим, будете ли вы так небрежны!». И все это говорит о следующем. Как Бог, так и Павел лелеют одну мечту – покаяние евреев и обращение к милости во Христе. Но это не единственная цель. Павел продолжает:

15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых?
(Рим.11:15)

Вот о чем мечтает апостол! Вот что приводит его в восторг и вызывает жажду скорейшего свершения! Если конфликт с евреями принес спасение язычникам (миру), то что будет, когда конфликт будет исчерпан? Пока конфликт существует, Отец скорбит и гневается. Но как только конфликт исчезнет, что будет со всеми его детьми? Что будет с детьми из язычников и евреев? И Павел открывает нам, что за этим последует: «жизнь из мертвых»! И это не потому, что они евреи, а потому, что они уже были Его детьми еще до Христа. Речь не идет о рождении свыше, речь идет об отношении Бога к этому народу.

И вот еще что. Важно понимать, что выражение «жизнь из мертвых» не относится к евреям в данном тексте. Эта фраза направлена язычникам. То есть, пока все отвергнувшие Христа не пришли к Богу, мир (язычники) находят мир с Богом. Бог примиряется с миром, мир примиряется с Богом. Это о взаимоотношениях. Но когда наступит праздник у Отца. Когда сын, который «умер» воскреснет, тогда и для язычников это будет означать сумасшедший прорыв! Потому что праздник у Отца не направлен только на евреев. Это будет праздник Отца! Понимаете? Это наш с вами Отец будет праздновать! А что происходит с человеком, когда у него великая радость? Такой человек начинает дарить, раздавать, делиться, награждать. И все это он начинает делать буквально «без головы». То есть дары начинают получать вообще все, кто подвернется. И здесь важно лишь одно, не полить эту радость холодной водой, как это сделал брат из известной притчи.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Лук.15:11-32)

Мы по-разному смотрим на эту притчу. И, думаю, все эти точки зрения правильные. Но вот я предложил точку зрения, где в качестве «блудного» сына оказались евреи, а недовольный брат – это язычники, принявшие Христа, когда «блудный» отверг Его. Поймите правильно. Я не предлагаю альтернативу тем трактовкам, какие уже есть, по поводу этой притчи. Это лишь еще одни взгляд на давно известный текст. Просто смотрим мы на него с позиции послания Римлянам.

Итак, мы читаем эту притчу, и нам кажется, что это о религиозниках, о святошах, которые пренебрежительно смотрят на молодых христиан. И это правильно. Но, разве мы, современные христиане, обращенные из язычников или атеистов, не можем превратиться в этих религиозников? И вот что произошло в Риме. Евреи считали себя единственным божьим народом. В ответ на такую наглость язычники стали смотреть на евреев, как на «блудного» брата, который отверг Иисуса и ушел навсегда. И вот, эти христиане, что из язычников, уже стали осознавать, что теперь только они наследуют благодать. Теперь только они дети Божьи. Ан нет. И тот брат остается братом. Да он не прав, он даже глуп по отношению к Отцу. Однако он брат по отношению к тому же Отцу. И для Отца, если этот брат вернется, будет праздник. И Он ничего не пожалеет ради того, чтобы все вокруг вошли в Его радость. Он устроит такой пир, от которого вся вселенная, все творение возликует и забудет о своих бедах, потому что тогда даже те преграды, которые сегодня не позволяют нам войти в славу Отца, станут бессильными. Потому что наш Отец будет счастлив и еще более щедр, чем сегодня. Хотя как Он может быть еще более щедр? Может! И это нам предстоит понять, когда увидим массовые покаяния евреев. И это не фантастика – это истина.

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя.
(Рим.11:16-18)

И вот здесь нужно кое-что пояснить. И первое, на что нужно обратить внимание, это слово «начаток».  Некоторые любители евреев, считают, надо полагать не без основания, что начаток здесь – это евреи. Однако это не верно. Правда, можно подумать, что начаток – это Христос.

18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
(Кол.1:18)

Однако против этого есть некоторые мысли. В послании Римлянам, в 11-й главе, в 16-м стихе, сказано несколько иначе. Хотя на смысл текста это не сильно влияет, все же может пролить некоторый свет на содержание. Вот фраза: «Если начаток свят, то и целое». Однако в греческом тексте речь идет не о каком-то отвлеченном «целом» и его «начатке», а о начатке теста и самом тесте. Вот как выглядит текст: «Если же начаток свят, то и тесто». Помните притчу о Царстве Божьем, как закваске?

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
(Матф.13:33)

Я не очень понимаю, что может называться начатком для теста, но, опираясь на притчу, можно понимать именно закваску. На самом деле, как я уже сказал выше, это не столь важно. Потому что это не суть проблемы, а ее пояснение на примере из быта древних. И смысл в том, что все в этом мире производит плод по роду своему. То есть, если заквашиваем тесто святостью, то оно и будет свято все полностью. Теперь, если учесть вторую параллель, про корень и ветви, то мы придем к единственному правильному решению. Речь идет не о Христе, а о Боге Отце. Он корень и Он причина и начало всего. Кстати, в послании Римлянам и в послании Колосянам, в тех отрывках, которые мы здесь рассматриваем, использованы слова одного корня – архэ. Однако, все же они отличаются. Дело в том, что в послании Римлянам Павел использует не просто «архэ», а «архэ» с приставкой «ап». Если «архэ» переводится как начало, то «апархэ» — это предначало или сначала, либо самое начало.

Кроме того, Иисус не выступает в Библии в качестве корня. Он выступает в качестве лозы. Корень же – Бог. И в тексте послания Римлянам Павел обходит своим описанием лозу, он говорит о корне и ветвях.  И вот почему.

Корень – Бог. Ветви – евреи. Бог – свят.  Если Бог свят, то и его народ тоже, даже если они отвергли Его Сына. В данном случае святость означает одно, с ними Бог будет разбираться сам и не позволит никому «помогать» в этом вопросе. Это Его личное дело. Почему? Да потому что это Его дети. Упрямые? Да. Сто раз не правы? Да. Но это Его дети. С ними Он разберется Сам, как Отец. Итак, Корень Сам разберется со своими ветвями.

Далее. Павел, показав, что к евреям Бог относится как к Своим детям и указав на их «непрекосновенность» и особую к ним ревность (кстати, только что их заставил краснеть жутким образом), тут же ставит на место других своих детей – язычников.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя.
(Рим.11:17,18)

Итак, евреи – ветви. И вот, некоторые ветви отломились. Ясно, что они отломились от ствола дерева. По аналогии с виноградной лозой, ствол – это Иисус. Но Павел не о Нем сейчас, а о корне, т.е. о Боге. Так вот, некоторые потеряли связь с корнем, отломившись от Христа. Благодаря тому, что появилось «свободное место», на их место некий садовник привил ветви дикой маслины. И эти дички стали получать сок элитного дерева. Они получили элитный сок от элитного корня. Они стали «общниками корня и сока маслины». И вот Павел спрашивает: «Если тебя поставили вровень с другими ветвями, то почему ты превозносишься? Тебя же не выделяли как особенного! Ты не лучше других! Тебя поместили на место равных. Тебе дали шанс, на который ты даже не имел права расчитывать!». Кстати, такая позиция, точно так же, не позволяет и родным ветвям гордиться перед привитыми.

Но проблема в Риме не только в том, что превозносятся евреи над язычниками, но и в том, что язычники превозносятся над евреями. И по этой причине, Павлу необходимо урезонить зарвавшихся христиан. Вот откуда берется его: «не ты корень держишь, но корень тебя».  Буквально, не ты Бога выбрал, а Бог тебя. Не ты позволил Богу привить себя, а Бог принял тебя, снизошел, одарил милостью, ввел в свой Дом. Так как надо реагировать на это? Не надо быть ниже травы и тише воды. Надо быть благодарным и чтить Его милость. Бог не прививал нас, чтобы все время пинать нас. Это не сказка про Золушку. Мы приняты на равных. Но положение «на равных», не дает права превозноситься. Впрочем, такое положение не дает права превозноситься и другой стороне. Он – Отец и для бывших язычников и для евреев. Он – Отец, а не отчим. Поэтому у Него требование уважать и одну сторону и другую. Потому что Он сам любит как тех, так и этих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.