Римлянам 4:1-13

думаюПавел только что показал, как «заслуживается» спасение, говоря, что человек к своему спасению вообще ничего не приложил. Все, что теперь может сделать человек – это поверить, положиться на Иисуса, довериться Ему в этом вопросе. Потому что, как он ничего не сделал, так и не способен сделать что-то в дополнение. Теперь апостол раскрывает суть этих «заслуг» на примерах.

1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
(Рим.4:1)

То есть, что заслужил Авраам своими поступками?  И тут же Павел отвечает, на риторический вопрос.

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
(Рим.4:2)

Что мы привыкли рассматривать в историях Божьих людей? Дела. Не правда ли? Читая об их делах, мы строим свое представление о них и отношении Бога к ним. А Павел здесь, вдруг, уверяет нас, что своими делами перед Богом ничего не заработал. Ну, то есть перед нами, конечно, он выглядит хорошо. Мы, глядя на него можем сказать, что Авраам действительно хороший человек. Он праведен, честен, любит Бога и т.д. Однако апостол опровергает наше понимание, говоря, что это лишь перед нами, но перед Богом все иначе. Все его дела не имеют ровно никакого значения перед Богом. Здесь возникает некоторое несоответствие с тем, что мы увидели у Павла в начале послания. Но это противоречие кажущееся. Оно возникает от непонимания одного принципа. Существуют поступки двух категорий. Одни поступки – дела плоти, другие – дела веры. В начале послания Павел говорит о второй категории дел. Здесь же, о первой. Видите, в первом стихе апостол ясно указывает на то, что Авраам «приобрел по плоти». То есть идет речь не о всех поступках, но о поступках плоти.

В чем же отличие первых поступков от вторых? Внешне о них судить сложно, так как совсем не всегда видна мотивация, но Бог видит их природу, поэтому безошибочно определяет все наши поступки. Сам апостол дает пояснение на этот вопрос цитатой:

3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
(Рим.4:3)

Давайте немного остановимся на этом месте. Вот это «поверил» когда произошло? Вот краткая предыстория.

Авраам получает призыв выйти из дома отца и идти в землю, указанную Богом. При этом Бог пообещал ему наследие – «великий народ». Через некоторое время, по причине голода, Авраам спускается в Египет, где происходит нашумевшая история с женой. Теперь Авраам получил много богатства от фараона и ушел из Египта.

После этого происходит спор между пастухами Авраама и пастухами Лота, в результате которого Лот занимает лучшие пастбища. В поддержку Аврааму Бог является и обновляет свое обещание. Затем Содом и Гоморра были захвачены и все жители были уведены в рабство вместе с Лотом. Авраам вступается за них и освобождает, а на обратном пути встречает Мелхиседека и отдает ему часть своего имущества.

Авраам возвращается с пустыми руками. Он вернул все имущество жителям Содома и Гоморры, ничего не оставив себе, и из того, что имел, отдал буквально все. Именно это «все» становится прообразом десятины в законе. Что есть у Авраама? Усталость, растраты и Божье обещание, которое вот уже много лет не исполняется.

И вот, между Авраамом и Богом происходит разговор. Во время этого разговора Бог изменяет имя Аврама (одно «а»), на Авраам (два «а»). Как это звучит, мы можем лишь предполагать. Все спекуляции вокруг произношения – блеф. Так как сегодня никто не знает, как на самом деле звучали еврейские слова. Язык в свое время был почти бесследно утерян. Тот же язык, что мы сегодня имеем – это некая реконструкция.  Если еще учесть, что в древнем еврейском языке вообще отсутствуют гласные буквы, вообще удивительно, о каком правильном произношении может идти речь.

Таким образом Аврам из отца превратился в Авраама – отца народов. Он напоминает Аврааму, что его награда весьма велика, и что Бог Сам является его защитой. Но вот речь самого Авраама:

2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
(Быт.15:2,3)

Что мы здесь видим? Полное разочарование. Никакого намека на энтузиазм или ту радостную веру, какую он имел при выходе из дома отца. Никакого оптимизма. Мы видим усталого человека, наполненного пессимистическими суждениями.  Он, фактически, предъявляет Богу претензии.

— Да что ты можешь мне дать? Время упущено, а я как был без детей, так и остался. И все мое наследие, весь мой народ – это чужеродный раб Елиезер. Чего еще ждать, ты уже не дал мне потомства!

Видим ли мы здесь какой-либо намек на веру? Ни малейшего. Если бы мы встретили такого Авраама у себя в церкви, что бы мы о нем подумали? Мы бы решили, что это слабый, невозрожденный, проблемный человек, которого нужно долго и терпеливо наставлять в вере. Мы бы так решили, глядя на него. Но, что делает Бог?

4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
(Быт.15:4,5)

Итак, Бог ничего нового не сказал. Он лишь повторил свое обещание. Разница лишь в той иллюстрации, какую Бог использовал для выражения множественности его наследия. Бог не стыдил Авраама, не воспитывал его. Не обличал в неверии. ТОЛЬКО напомнил и еще раз пообещал. Какова реакция Авраама?

6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
(Быт.15:6)

Смотрите, Авраам послушался голоса Бога и покинул родной дом, но это не вменилось ему в праведность. Он годами ходит по чужим землям и уже свыкся со званием «чужого».  Именно это «звание» и прилепилось к Аврааму и его роду. И это «звание» в переводе на язык тех народов, звучит как ХИБРУ или, по-нашему, еврей. И все это не вменилось ему в праведность. То есть это все не имеет отношения к делу веры. Почему? Потому что все это время у него оставались силы. Еще были надежды на свои возможности. Но когда надежда на себя стала угасать, и он почувствовал близость полной старости и беспомощности, вот когда понадобилась вера. И когда Авраам, раздавленный годами бесплодных брожений, нашел в себе силы опять положиться на слово Бога, вот тогда Бог отметил это дело и посчитал его праведностью Авраама.

Видите, как бы хорошо себя Авраам не вел, как бы радостно не побежал в землю, указанную Богом, оставив все, как бы долго он ни ждал, праведность была объявлена только за один поступок. И этот поступок – решение довериться тогда, когда уже стало трудно верить. Но вернемся к посланию Римлянам.

Итак, апостол напоминает нам об Аврааме, указывая нам на то, что праведность Авраам получил не делами. Ни тем, что послушался и пошел. Ни тем, что ставил жертвенники. Ни тем, что годами  бродил в ожидании. А всего одним еле уловимым поступком, какой мы, возможно, даже не заметили бы, если бы о нем особо не было объявлено. И на основании этого Павел делает следующее заявление.

4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
(Рим.4:4,5)

4-й стих. Зарплата работнику дается не по милости, а по договору. Как поработал, так и заплатили, при условии честных отношений.
5-й стих говорит о другом. Если же ты доверился кому-то, то получаешь воздаяние веры. И твоим делом считается вера. Как часто мы спрашиваем друг у друга: «Ты веришь мне?». Почему это нам так важно? Да потому, что мы созданы по образу Божьему. Богу важно, чтобы мы верили Ему. И это для него важнее всего.

Теперь, мы уже увидели, что человек, как бы ни старался, не способен сам исполнить всего Закона, поэтому обречен на смерть. Но мы уже поняли, что Богу не нужна наша смерть. Все, что Ему было нужно, чтобы мы отказались от своих амбиций и положились на Него. Этого Он желает больше всего и об этом его послание. И если я доверяюсь Ему в деле исполнения договора, Он Сам решает этот вопрос. Ведь для Него нет ничего невозможного. Мало того, в случае нашей веры, мы для него уже праведны.

6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
(Рим.4:6-8)

Другой герой – царь Давид. Павел цитирует Псалом 31.

1 Псалом Давида. Учение. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
(Пс.31:1-11)

Первый и второй стихи псалма – восклицание восторга. Далее Давид описывает свою историю, благодаря которой он пришел к таким восторженным выводам. Некоторые толкователи считают, что этот псалом Давид написал после греха с Вирсавией. Когда он своими приказами избавился от ее мужа. После чего у них родился сын, которого Бог в наказание отобрал у Давида. Давид тяжело переживает свою вину. Осознавая все последствия этого поступка. Ведь, если бы не умер сын, его народ стал бы пренебрегать царем, и тогда все государство потеряло бы силу. И не смогло бы успешно защищаться от врагов. Так что малая жертва спасла всю страну. Но она не понадобилась бы, если бы Давид не пошел на поводу своей плоти.

Итак, Давид страшно переживает свою вину. И в псалме он рассказывает, что пока он молчал, то есть не признавался перед Богом в своем грехе, не каялся, не молил о прощении, его жизнь была ужасной. Его «кости обветшали» от постоянного внутреннего плача и страха. И это он сейчас осознает как «давление руки Божьей». То есть он понимает, что такая тяжесть была по причине того, что Сам Бог прижимал его к земле, вынуждая открыть свой рот и расстаться с грехом.

И вот, когда он открыл в покаянии свой рот и раскаялся, он на себе ощутил, как здорово быть прощеным. Но ведь прощение не дается по заслугам. Давид не заслужил прощение. Он его получил в ответ на прошение. Но не заработал его. Он не вернул убитого по его приказу мужа Вирсавии, да и от самой Вирсавии он не отказался. Потому что это уже ничего бы не изменило. Но он признался, просил о милости и получил ее. По заслугам? Нет, по милости.

И вот, Павел, приведя нам в пример двух великих Божьих мужей задает вопрос.

9 Блаженство сие [относится] к обрезанию, или к необрезанию?
(Рим.4:9а)

Совершенно очевидно, что такая милость не имеет никакого отношения к обрезанию. Второй вопрос об Аврааме:

9 … Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? …
(Рим.4:9б,10а)

Десятый стих в греческом тексте звучит так: «Как засчиталась? Находясь в обрезании или вне обрезания?

Итак, Бог засчитал веру Авраама еще тогда, когда об обрезании люди еще и не подозревали. Поэтому апостол дает соответствующий ответ.

10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
(Рим.4:10)

А что же тогда такое – обрезание?

11 И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании.
(Рим.4:11,12)

Смотрите, Авраам, а ведь мы сейчас о нем говорим, получил знак обрезания. Этот знак он получил уже далеко в старости. А это должно нам показать последовательность и зависимость одного от другого. Не обрезание, а затем праведность, а сначала праведность, и как подтверждение ее – обрезание. То есть знак обрезания – это знак того, что уже, до обрезания, есть (или должно было бы быть) у человека. А это значит, что если ты не праведен, т.е. Бог не считает тебя праведным, значит твое обрезание – подделка документов. Но, если ты действительно праведен, то обрезание, в общем-то, не имеет значения, потому что тебя Бог уже признал. Давайте еще раз посмотрим на текст.

11 И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании.
(Рим.4:11,12)

И одиннадцатым стихом Павел доказывает, что, раз Авраам получил обрезание как подтверждение того, что уже имел. То все, кто верит, подобно Аврааму, его потомки, независимо от знака обрезания. Он и отец необрезанных, потому что был обрезан лишь ближе к концу жизни и отец обрезанных. Все, что важно – это чтобы человек, подражая Аврааму, ходил по его следам веры.

13 Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
(Рим.4:13)

Здесь вообще уже нечего объяснять, все и так понятно. Авраам жил тогда, когда еще не было закона. Имеется в виду закон Моисея. Соответственно Бог обещал Аврааму наследие мира не по причине того, что Авраам что-то там исполнил. Обратите внимание, первый призыв Богом Авраама произошел, как бы вдруг, без предупреждения. Авраам еще ничего не успел сделать. Совсем ничего. Ни о какой вере еще не было даже речи. Но, после того, как вера вменилась ему в праведность, Бог заключает с Авраамом первый договор, в котором от Авраама вообще ничего не требуется, есть только одна сторона, обязанная что-то делать – Бог.

7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].
18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
(Быт.15:7-18)

Здесь описан древний обряд заключения договора. По этому обряду соглашающиеся стороны должны были разделить жертвенных животных и пройтись между ними. Авраам с легкостью сделал это. Но пришлось ждать, пока Бог сделает это. Согласитесь, не очень великая цена, чтобы получить такое наследие.

И вновь получается, что даже в этом договоре Бог на себя берет такие обязательства, что ожидание Авраама даже в течение нескольких часов не идут ни в какое сравнение. Это скорее поблажка, чем требование. Милость, а не заработок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.