Римлянам 3: 21-31

думаюМы продолжаем чтение послания Римлянам. Павел крайне недоволен тем, что происходит в Риме, а точнее в Римской церкви. Сегодня, почему-то мы не вспоминаем об этом. Все, что мы помним о Римской церкви – это мучения, которым подвергались христиане. Но, судя по посланию Павла, сами христиане стали немалым поводом для того, чтобы дьявол так расправлялся с детьми божьими.

Павел обвиняет Римских христиан в извращении правды, а точнее в удержании истины в унижении (или в разрушении). И за это обещает излияние гнева Божьего на них. Возможно зверства Нерона – это исполнение пророчества Павла. Кроме того, он предупреждает, что в результате таких верований, какие были в Римлян, в конце концов, мир познает величайший разврат, какой мы сегодня и наблюдаем вокруг. Иначе говоря, весь этот разврат породили извращения Христова учения.

Но на поверхности мы видим то, что в церкви Рима образовалось два лагеря – христиане из евреев и не евреев. Они стали двумя непримиримыми врагами. Одни доказывали преимущество еврейства, другие достоинство язычества. Но Павел начал свой разбор «полетов» с еврейских христиан. Показав, что перед Богом не важна целостность мужского достоинства или цвет кожи, но сердце, посвященное славе Божьей. И если ты внешне еврей, а внутренне не таков, то и перед Богом ты никто и зовут тебя никак. И, наоборот, если твое сердце прилеплено к Богу, но внешних признаков еврейства у тебя нет, ты уже еврей – ты часть Божьего народа.

Павел показал, что Закон действует только на тех, кто имеет к нему отношение. Евреи заключили договор с Богом, поэтому с них спрашивается в соответствии с этим договором. Но, никто из них не исполнил всего договора. Однако Бог не махнул на них рукой, а, вместо забвения, со Своей стороны исполнил все до пункта. И теперь, как бы мы ни оправдывались, мы оказываемся перед Ним виноватыми. И все было бы ужасно, если бы ни одно «но». И это «но» начинается с того, что Бог не собирается обвинять нас в неверности, хотя мы и неверны. Но заключил этот договор лишь для того, чтобы доказать нашу несостоятельность. А так как мы подтвердили свою слабость, то и цель Бога была достигнута. Итак, все согрешили и все до одного лишены права на воздаяние по договору, однако…

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
(Рим.3:21)

Итак, все перед Богом виновны и достойны смерти. Ведь по договору, все, кто нарушит Закон (читай любой пункт закона) должен умереть. Однако «но», что буквально отменяет прежде сказанное. А именно это «но» отменяет приговор Закона. Как же так? А вот как.

Ныне – т.е. сегодня, в наше время. Имеется в виду время после определенного события на Голгофе. Оно и две тысячи лет назад было «ныне» и сколько бы еще не существовала Земля и люди, все еще будет «ныне». Итак, ныне, т.е. сегодня что-то произошло. Павел пишет, что «явилась правда Божия».

Явилась (5319): делать явным, являть, открывать, показывать;

Геродот использует это слово следующим образом – «он стал известным (являть) у всех греков своей чрезвычайной щедростью».

Правда (1343): мы уже рассматривали это слово, оно говорит о справедливости, о судах, судопроизводстве и законности;

Итак, сегодня, в наши, в том числе, времена, наконец-то, нам стала понятна, была явлена, открылась, объяснена, рассекречена суть Божьего правосудия. То есть нам было показано, о чем пойдет речь дальше, что именно задумал Бог и как Он хочет явить свою справедливость.

Эта правда, или суть Его замысла была открыта нам «независимо от закона». Вот это слово «независимо» часто сбивает людей с понимания послания. Дело в том, что этого слова нет в Писании совсем. Переводчики постарались сделать для нас понятнее, но, видимо перестарались. Дело в том, что слово «независимо», как я понимаю, подразумевает отсутствие какой либо связи одного с другим. Если тут указывается на отсутствие какой либо связи с Законом, то становится непонятным длительное вступление и рассуждение Павла о Законе. Зачем, если правда Божья явилась совершенно независимо от Заповеди?

Но, на самом деле, там нет слова «независимо», но стоит слово «без». А это слово подразумевает не полную независимость одного от другого, а не обязательность исполнения всех условий. То есть, речь идет не о том, что Закон вообще не был нужен, а о том, что даже когда условия были не выполнены, пришло исполнение договора. Мы немного говорили об этом раньше.

Итак, повторимся. Договор был заключен между человеком (Моисеем) и Богом. Человек НЕ исполнил всего договора, Бог, независимо от этого, исполнил его полностью. Вот такую «независимость» подразумевает послание.

Павел утверждает, что о таком исходе дела было уже объявлено задолго до события. И, что самое интересное, о таком исходе было записано уже в самом Договоре! Мы привыкли к другому. Обычно после подписи договора мы обнаруживаем неприятные пункты и подпункты, на которые мы бестолково не обнаружили внимание. Здесь же, мы так же бестолково не обратили внимания на спасительные (!) для нас пункты этого Божественного договора. Бог «провел» нас так, что мы, подписывая обычный договор, требующий больших усилий, подписали договор, по которому противная сторона обещает нам на много больше возможностей, чем мы подозревали.  Мы заключили договор не с тем, кто подставил нас, а с Тем, Кто умышленно подставил Себя. А такое Его отношение к Закону открылось только «ныне». Но и не только это. Задолго до этого «открытия», пророки подозревали такой «подвох» со стороны Бога. Они интуитивно догадывались об этих «секретных» подпунктах, и о «втором дне» Договора. И понимая это, предсказывали об этом, открывали это людям, но слепота и глухота Ветхозаветных людей не позволила обнаружить эти скрытые места договора, или правильно их понять.

22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
(Рим.3:22)

Итак, «правда Божия» открылась  через доверие Иисусу Христу.  Иначе говоря, именно Христос показал нам эти «скрытые» пункты. И дал понять, что все эти преференции доступны не только евреям, а «всем верующим, ибо нет различия». То есть условие обнаружения этих благих, спасительных условий, вера в Иисуса. И всякий верующий в Иисуса, без различия и принадлежности к еврейскому народу, получает доступ к благам договора, который изначально был предназначен только для «детей дома Израилева».

А почему такая возможность вдруг открылась и язычникам? Ведь изначально они не входили в договор.

23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
(Рим.3:23)

Если евреи по причине греха перестали быть евреями, то есть стали язычниками, то  почему же нужно отделять язычников от того, что получают «бывшие» евреи?

24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
(Рим.3:24)

Итак, «все согрешили и лишены славы Божией», то есть теперь все равны перед Богом. Теперь, если одни получают даром, незаслуженно оплату по договору, который они не выполнили, то почему Тот, кто делает такой дар не может точно так же, одарить и тех, кто изначально был вне договора и, так же как евреи, не исполнил его? А теперь внимание, нужно обратить пристальное внимание на следующий текст:

24 … искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
(Рим.3:24б,25)

Смотрите, что говорит апостол: «Бог (Иисуса) предложил в жертву умилостивления».  А теперь вопрос, кто кому приносит жертву умилостивления? Традиция учит, что мы приносим жертву умилостивления Богу. Если мы смотрим на Закон (Ветхий Завет), то так и есть. Там люди приносили жертвы Богу. Этой жертвой они либо умоляли о милости (умилостивление), либо прославляли (жертва хвалы), либо благодарили (приношение благодарения) и т.д. Но здесь что-то другое!

Кто-то скажет, что здесь прямая параллель с принесением сына Авраамом в жертву Богу. Когда Бог сначала потребовал сына, а потом, Сам предложил взамен сыну Авраама ягненка, который запутался в ветвях. Он невозможное заменил возможным и свое чужим. Но вот в чем проблема. Аврааму Бог на самом деле не предлагал, а приказал. У Авраама не было выбора. Предложение же подразумевает выбор. Я могу принять, а могу не принять. Авраам же все делал по приказу, не имея никакого права на колебания или отказ. Я имею в виду события у жертвенника.

А предлагать жертву может только тот, кто приносит эту жертву. Если мы читаем установления о жертвоприношениях, то обнаруживаем, что «предлагать» жертву – это право человека. Тогда как Бог либо принимает ее, либо не принимает. Каин предложил Богу жертву из плодов с его огорода, а Авель из лучших животных его стада. Бог предложение Авеля принял, а предложение Каина отверг. Бог не предлагает жертв, он решает, принять человеческое предложение или нет.

Но в 25-м стихе мы читаем, что Иисуса «Бог предложил в жертву умилостивления».  Что такое жертва умилостивления. В общем смысле, это некое воздаяние, призванное удовлетворить чей-то гнев. В данном смысле Бог предлагает Своего Сына, в качестве воздаяния за чей-то гнев. И вот вопрос, кому Бог приносит жертву? Чей гнев Бог хочет умилостивить?

И единственный ответ, который возможен в отношениях между двумя, человеком и Богом, это человек! Подумайте над этим…

Я помню спектакль ярославского христианского театра, который начинается с того, что люди предъявляют претензии Богу. И правда в том, что к приходу Иисуса большая часть людей, и особенно тех, кто желает справедливости, оскорблены теми, кто одет в священнические одежды. И они воспринимают эти обиды, как обиды и несправедливости, оказанные им Богом. Да, это не справедливо по отношению к Богу, но Бог думает не об этом. В конце конов, Он всегда искал только одного – «явления Его детей этому Миру».  Чего ждет каждая тварь? «Откровения (открытия) детей Божьих».  Но дети Божьи одурачены, обмануты и порабощены грехом. И, прежде чем дать человеку прощение, нужно, чтобы человек дал прощение Богу. Иначе человек просто не примет Его прощения на себя.

И вот праведность или справедливость Божья. Он,  не имея никакой перед нами вины, отдает Своего Сына в жертву умилостивления человеческого гнева, обращенного к Богу. И именно этим примиряет человека с Собой.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан.3:16)

Итак, жертва на кресте – это умилостивление нашего гнева. А где же прощение, о котором говорил Павел прежде? Где искупление во Христе Иисусе? Мы же привыкли думать, что наше искупление произошло на кресте. А получается, что на кресте произошло искупление Бога. Странно, не правда ли?

Давайте еще посмотрим на прообраз Пасхальной жертвы в истории Моисея. Он приходит из пустыни с посланием к фараону. Тот не отпускает и со временем ожесточается и налагает на евреев повышенные и неподъемные требования. В результате все евреи настраиваются против Моисея. Они начинают мешать ему, выговаривать ему свое недовольство, изливать на него свой гнев. И в результате, Бог дает указание Моисею о ягненке. А ведь, по сути, этот ягненок – отображение отношения евреев к посланному Богом Моисею. И когда евреи пожирали спешно бедного агнца, это было им обличением, потому что они именно это делали с Моисеем, все время, пока не оказались на свободе. Искупление евреев было не в том, что люди принесли Богу достойную жертву, а Сам Бог сделал все возможное, чтобы люди вышли на свободу, и подставил своего единственного на тот момент слугу – Моисея. И если бы не Моисей, если бы не его повиновение  и доверие Богу, они так и остались бы в рабстве. И получается, что искупление происходило не тогда, когда они уничтожали агнца, а тогда, когда Моисей, преодолевая страх, шел на встречу с фараоном и говорил слова Божьи. Именно это поведение, эти его угрозы и чудеса вынудили фараона отпустить рабов (искупили их). Моисей заплатил цену повиновения Богу, чтобы победить фараона.

Что делает Иисус. Он, как Моисей, платит цену послушания Отцу и преодолевая тот же страх, побеждая плоть, одерживает победу в пустыне. Потом, оплачивая цену повиновения Духу Божьему, тратит все свое время на то, чтобы освобождать и исцелять людей, обучать учеников. Он платит цену Богу и побеждает сатану. После чего люди выкуплены и освобождены. Итак, искупление Христа происходит не на кресте, а задолго до креста, самой жизнью Спасителя. Потом Он оплачивает человеческий гнев и примиряет человека с Богом. И, наконец, Бог Отец Сам снимает с человечества вину за смерть Сына тем, что дает Ему воскресение. Итак, человек не приложил к этому никакого усилия. Иисус тратил силы. Он победил сатану. Он тратил все свое время на учеников и на больных. Он стал жертвой человеку от Бога. И Он же стал прощением за человеческий гнев, излитый на Него Самого.

25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
(Рим.3:25,26)

Теперь, когда принцип стал понятен, можно рассмотреть 25-й стих подробнее. Итак, Бог предложил в жертву умилостивления Иисуса. И Он пролил кровь, примирив человека с Богом, а не Бога с человеком, так как Бога не нужно примирять, он и так нас любит. Теперь, если мы верим в это, то видим Его правду, Его справедливость. Именно в этом принципе явлена вся суть Божьих судов. И теперь, если мы понимаем, что сделал Бог для нас, то и начнем понимать, откуда берется Его благодать. Мы начинаем видеть Его любовь к нам. Понимаем, как сильно Он не хочет нас наказывать, но прощать. И как Он не хочет помнить наши грехи, сделанные раньше, когда Ему приходилось терпеть наше неверие. Именно поэтому Он оказывается для нас справедливым и оправдывающим всякого, кто поверил Иисусу.

27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
(Рим.3:27,28)

И действительно, все что сделано, сделано Богом и Его Сыном. И какую роль здесь играет Закон? Получил ли кто-либо оправдание делами Закона? Никто. Все, что сделано, сделано Иисусом и Отцом. И все, что нам остается – довериться им.

Двадцать восьмой стих начинается со слова «ибо». На самом деле греческий текст звучит немного иначе, хотя смысл и не сильно меняется: «Мы же делаем вывод, что человек оправдывается верой вне Закона (без участия Закона)». То есть без необходимости быть в полном соответствии с Договором. И теперь, на основании всего выше сказанного, Павел вновь задает вопрос и отвечает на него.

29 Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
(Рим.3:29,30)

Теперь, если все так, то надо вспомнить, что «все согрешили». Значит все теперь в одном положении перед Богом. Поэтому Павел спрашивает. Если все оказались равными, одинаковыми грешниками, то неужели Бог будет продолжать выделять для себя в отношении прощения одних, а других отталкивать? И сам отвечает, что это не так. Почему? Потому что нет больше никакого Богадля отдельного избранного по плоти народа. Кто же остальных будет прощать? Ведь мы уже поняли, как Бог любит нас. И если Бог нас так любит, может ли он кого-то оставить на погибель? Ведь все, что нужно для получения свободы – вера. И здесь, как мы уже обнаружили, не имеет значения, обрезан ты по вере, или не обрезан. Все мы, как обрезанные, так и не обрезанные, получаем оправдание «через веру». У нас, просто, нет других шансов и другого пути.

И, казалось бы, теперь все ясно. Все встало на свои места. Но тут же Павел вновь вносит беспорядок. Он задает риторический вопрос, на который и отвечает:

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
(Рим.3:31)

Если не понятно, давайте разбираться и с этим. Нужен ли был закон? Безусловно! Потому что именно благодаря Закону мы поняли, что такое грех и почувствовали на себе его силу. После чего нам не нужно объяснять, что наши усилия не получат оправдания. Но подробнее Павел говорит дальше. Вот и мы, поговорим об этом  дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.