Римлянам 3:1-20

думаю

1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
(Рим.3:1-4)

Слово «итак», указание на связь с предыдущей мыслью.  А перед этим мы говорили, что настоящий Иудей, это не тот, кто внешне обрезан, а тот, кто «отрезал» или отбросил все, что ему мешает в общении с Богом, по причине жажды славы Божьей.

Но почему вообще такая суета вокруг Иудейства? Почему Павел уделяет внимание принадлежности к Божьему народу? Есть ли в этом что-нибудь особенное (преимущество)? Может, нет в этом ничего необычного?

Преимущество (4053): 1.чрезвычайный, преимущественный, превосходящий, небывалый, особенный, необыкновенный; 2.излишний, чрезмерный, ненужный.

Второй стих не имеет в греческом тексте слова «преимущество». Первая часть переводится просто как «много, во всех отношениях (со всех сторон)». Итак, есть ли что-то особенное в иудействе? Да, и много. Чего же особенного в принадлежности Божьему народу?

Судя по всему, это относится уже не столько к иудеям, сколько к христианам из язычников. Если сначала он евреям дал понять, что они уже давно не евреи, потому что нарушили все, что можно, то язычникам он показывает другую сторону. Что принадлежность к божьему народу очень важна. Правда нам нужно учитывать, что только что апостол дал понять, что принадлежность к этому народу не всегда зависит от внешних признаков и ими не ограничивается. С одной стороны он разрушает причину гордости евреев, растоптав их веру в свое превосходство, с другой побуждает язычников присоединиться к Божьему народу.

Итак, зачем же язычникам входить в мир божьего народа? Первой причиной такого призыва Павел считает то, что Своему народу Бог вверяет Свое Слово.

Я хочу, чтобы было совершенно ясно, что уже в предыдущей главе Павел показал, что буквально любой человек может стать Божьим человеком, если обрезает свое сердце и ищет славы Божьей, и, наоборот, любой еврей, теряет всякий смысл в обрезании, если его сердце не обрезано. Но, вернемся к «преимуществу» божьего народа.

Говоря о евреях, Павел, на их примере показывает особенность еврейства. И первое, как уже было сказано – доверие Своим людям Своего Слова. Ветхозаветным людям было дано Писание. После чего Павел делает еще одно заявление.

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
(Рим.3:3)

Как бы не вели себя «неверные» евреи, Бог не отнимает своих обещаний. Он остается верен в любом случае. О чем здесь речь? А вот о чем. Мы уже знаем, что не «некоторые», а все «нарушили» договор с Богом. И, судя по предыдущим высказываниям Павла, все евреи уже не евреи. Но, значит ли это, что Бог теперь может отменить свои обещания? Сами посудите, что бы сделали мы? Если нет того, с кем мы договорились, то и договор можно не выполнять. Однако Бог не как мы. Потому что такое решение – отказ от выполнения обещания, это уже нечестие, хотя и оправдано отсутствием второй стороны. Бог же не может быть нечестным. И если все евреи отказались выполнить договор с Богом, Бог не может отказаться от выполнения своей части договора.

Некоторые (5100): некто, нечто, кто (что)-либо, кто (что)-нибудь;

Смотрите, мы привыкли понимать под словом «некоторые» часть чего-то большого. То есть, существует некоторое количество людей, и какая-то часть, не все, этих людей – это некоторые. Но в греческом тексте не совсем так. Значение слова «некто», может пониматься как «некоторые», однако у этого слова есть и другое значение, как слово, дающее намек на всем известного человека. Помните мультик «38 попугаев»? Там мартышка говорит фразу: «не будем показывать пальцем, хотя это был Слоник».  Так вот, Павел «играет» в ту же игру. Имея в виду весь божий народ, а не часть его, он говорит «некоторые» или «некто», «не будем показывать пальцем, хотя это были евреи». Теперь, если все евреи оказались неверными, неужели Бог получает для Себя право быть неверным со Своей стороны? И тут же Павел отвечает категоричным «НИКАК».

4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
(Рим.3:4)

Кстати, обратите внимание на слово «всякий». Что означает слово «всякий»? Все до одного! Все до одного люди лживы, т.е. не способны выполнить договора, т.е. Закона. И вот здесь ответ. Бог всегда и при всех обстоятельствах верен. А человек всегда и при всех обстоятельствах лжив. Просто каждый раз человек находит себе очередное объяснение и оправдание, через которое он успокаивает свою совесть, убеждая себя в правоте. И по этому, что бы ни говорил Бог, Он всегда прав, а человек, что бы он ни говорил, всегда НЕ прав. По этому, если поставить на ринг Бога и человека, то Бог обязательно победит. Я здесь не сравниваю силу Бога, т.е. Его могущество с силой человека. Здесь речь вокруг договора между Богом и человеком. Как бы человек не оправдывался, он не исполнил договора, а Бог выполнил каждый его пункт. Более того, чем больше мы оправдываемся, тем более очевидной становится правда Божья.

Смотрите, если вы договорились с кем-то, что сделаете заказ, взамен на некую оплату. Вы приступаете к работе, и вот то одна проблема, то другая. В результате вы либо не доделали, либо сделали с опозданием, либо с огрехами. И вот вторая сторона подходит к вам и платит полную сумму, как будто вы все сделали чисто и точно в срок. И не дай Бог у вас вдруг проснулась жадность. И вы, а не он, чем-то оказались недовольны. Вы подаете в суд (допустим, что суд честный), кто в рамках договора выиграет? Вы, допустившие массу ошибок в выполнении или тот, кто заплатил вам полную стоимость и без опозданий? Даже посторонние люди скажут о вас, что вы обнаглели до такой степени, что получив полную сумму тогда, когда не должны были получить и половины, еще и остались недовольными.

Понимаете? Все евреи нарушили договор с Богом, но Бог, оставшись верным, исполнил все, что касается Его стороны. И в этом Его верность. И уж конечно, это само по себе особенная вещь. Получить то, чего ни ты, ни твои предки не заслужили только лишь потому, что принадлежишь к этому народу. И в первую очередь это касается Божьего Слова – Писаний.  Итак, на фоне нашей неправды, Божья правда становится еще более яркой.

5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому [рассуждению]).
(Рим.3:5)

Павел любит хорошую иронию. И внутренне насмехаясь над гордостью христиан из евреев, задает этот вопрос: «раз на фоне нашей неправды Божья правда сияет еще ярче, то может Богу надо еще и благодарить нас за это? Может нам еще и предъявить Богу претензии, мол, зачем он гневается, если мы лишь славим Его таким обрзом?».

Апостол даже поясняет, чтобы не было лишних вопросов: «говорю по-человечески». Слово «рассуждению» можно принять во внимание, но, надо понимать, что оно не присутствует в большинстве копий.  А говорить по человечески, вспомните первые части наших рассуждений, это значит говорить по плотски, так как рассуждает глупость, невежество. То есть Павел заявляет сразу, что это издевка. Павел ерничает. И тут же дает ответ:

6 Никак. Ибо [иначе] как Богу судить мир?
(Рим.3:6)

Есть такое произведение у Джованни Боккаччо, называется «Декамерон». Там есть короткий рассказ о еврее, принявшем Христа, после того, как съездил в Рим и увидел разврат священников. Когда же его спросили, почему он после этого решил стать христианином, тот ответил, что если христианство растет и ширится вопреки всем искажениям и разврату, значит, христианство имеет великого Покровителя, Который больше и сильнее любых извращений, и ни какая грязь не способна ослабить его. Такому Господу нельзя не поклоняться. Но значит ли это, что все извращенцы и нечистоплотные люди, должны получить благодарность? Нет, все они получат гневное воздаяние, и ничего более.

7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
(Рим.3:7,8)

Как видно из этих двух стихов, наши рассуждения верны. Кроме того, мы замечаем здесь то, о чем говорили в начале этого послания, что иудействующие христиане обвиняли Павла, что тот учит не соблюдать Закон. По поводу этих «учителей» Павел делает простое резюме: «Праведен суд на таковых».  Подразумевая, что они достойны гнева (так как в контексте послания, под судом Божьим понимается именно гнев).

9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
(Рим.3:9-18)

На первый взгляд Павел сам себе противоречит. То он говорит, что евреи имеют преимущество, потому что им вверено Слово Божье, и тут же отказывается от своих слов. Здесь проблема не двух местах. Первое, слово «преимущество», которое использовано Павлом в 9-м стихе, не соответствует слову «преимущество» использованному апостолом в стихе 1-м.  В 1-м стихе – периссон, а в девятом – проехомета. В 1-м стихе – нечто особенное, чрезвычайное, в 9-м буквально превосходство, преимущество.

Другими словами Павел не буквально связывает одно с другим. Вторая проблема – слово «мы». Если в первом стихе апостол говорит о особенности в еврействе, как возможности получить Слово Бога, то здесь не идет речи о еврействе, но о «мы», т.е. евреи перед язычниками или язычники перед евреями.

И третье – слово «итак». Это слово – указание на подведение некоторого итога в рассуждениях. Каким же рассуждениям Павел подводит итог?

  1. Обрезание не то, что снаружи, а то, что в сердце.
  2. Еврей – это тот, кто ищет славы Богу, а не себе.
  3. Никто из иудеев не исполнил договора с Богом, а Бог исполнил.
  4. Через неисполнение евреями завета, правда Божья засияла лишь ярче.

Итого: есть ли у кого-то преимущество? Если все евреи оказались на поверку такими же язычниками, как и все остальные? Нет!

Павел использует здесь слово «нисколько».  На самом деле здесь два слова «нет» и «совсем». В сочетании этих слов в греческом тексте мы получаем не «не совсем», а «совсем нет». И такое заявление говорит об абсолютном отсутствии какого-либо преимущества. И далее Павел просто цитирует известные всем евреям тексты. Этот текст Павел берет не из одного места, но из нескольких. Но, безусловно, каждый еврей знаком с ними, и не может спорить.

10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
(Рим.3:10-18)

Вот эти «нет праведного ни одного», «никто не ищет Бога», «все», «до одного» и «ни одного», подтверждают слова апостола. И все эти слова – крик праведной души, которая кричит в унисон с сердцем Творца. Это Бог, через своих людей, кричит в сердца наши, стараясь пробудить их, чтобы хоть кто-нибудь, очнулся от спячки и обратил на Него внимание.

А раз так, раз нет ни одного человека на всем белом свете, кто оказался бы достойным божьего договора, то и нет никого, у кого было бы хотя бы малейшее преимущество перед другими. Что получается? Да, евреи получили Писание, но своим отношением к Нему, они потеряли всю свою особенность.

Павел не останавливается на этом. Следующую речь он начинает со слова «но».

19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
(Рим.3:19,20)

Что такое «но»? Это указание, на нечто противоположное. Когда мы говорим ребенку: «Я купил бы тебе мороженое, но…». Этим «но» показываю, что я, на самом деле, этого мороженого не купил. «Но» противопоставляет следующее за ним утверждение утверждению, идущему в начале.

Итак, о чем мы говорили до «но»? Мы говорили о том, что никто сегодня не имеет ни малейшего преимущества перед другими в отношении Закона. Но! Понимаете? Никто не имеет преимущества, но есть противопоставление. НО! Что же Павел противопоставляет? Иначе говоря, все бы уже давно погибло, если бы ни это «но». Что же позволяет нам еще на что-то надеяться?

И свое рассуждение Павел начинает издалека. Решая подвести читающих к главному постепенно. Итак, мы кое-что знаем. А именно, что закон работает ТОЛЬКО для тех, кто стоит под ним. Например, если я нахожусь на территории России, то на меня распространяются только те законы, которые приняты Россией. Если я еду в Америку, то Российские законы на меня уже не действуют, кроме тех, которые регламентируют мое поведение в Америке как гражданина России. Наоборот, для Американца Российские законы лишь повод повеселиться или погрустить. Но над ним висит закон Америки, и воздаяние или наказание он получит не по Российскому законодательству, а по Американскому.

Те, кто «подписал» договор с Богом, оказывается под действием этого Договора (Закона). Кто не подписывал, тот вне Закона. Что получается. Язычники не подписывали договор с Богом, поэтому с них не спрашивается по этому договору, а евреи подписались. И теперь, к язычникам нет претензий по Закону, а евреям есть. И такие претензии, что никто ничего не может сказать против.  Можно кричать что угодно, но начни проверять по пунктам Закона, и все проваливается. Все рты умолкают.

И кто бы ни пробовал судиться с Богом, даже со всего Мира, оказывается виновным в нарушении договора. Почему? Потому что этот договор с самого начала не заключался для нашего исполнения. Вот тут мы подходим к великой мудрости Бога. Бог и не собирался дожидаться нашего исполнения. Он изначально знал, что никто не сможет его исполнить. Но, когда человек заключал этот договор, он думал, что достаточно силен, чтобы быть правым перед Создателем.

Как объяснить человеку, что его амбиции ни на чем не основаны. Ответ прост, просто дать человеку их выполнить.  И чтобы не просто «дать», но «обязать» человека выполнить невыполнимое, чтобы человек уперся в свою несостоятельность, перестал считать себя способным все исполнить и тем достичь Бога, чтобы человек не погиб окончательно, Бог заключает с ним этот договор. При этом выбирает не тех, кто уже все, что можно нарушил, а тех, кто еще «держится», «старается». Потому что те, кто уже к тому времени сломался, их в свое слабости убеждать не нужно, а тот, кто еще думает, что имеет силу воли, его еще предстоит научить истине.

И вот, человек заключил договор, и началась эпоха «старателей». Люди пыжились, мучились, надрывались, но не останавливались в своих попытках исполнить этот договор. И все до одного проигрывали этот обреченный бой. И каждый, кто пытался одолеть Закон, оказывался перед выбором. Либо признать себя несостоятельным и признать Бога Единственным выходом, либо найти себе массу оправданий, а еще лучше, перетолковать пункты Договора, облегчив себе задачу. Иначе говоря, слукавить. Однако как первое, так и второе, без всякой милости доказывало всегда одно и то же, человек не способен противостоять греху. И это – есть путь познания греха.

Человек мечтал познать добро и зло, чтобы стать подобным Богу, Бог дал ему такую возможность. Теперь все старания исполнить закон приводят ТОЛЬКО к познанию силы зла. И никакой праведностью тут не пахнет.

20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
(Рим.3:20)

Итак, Павел показал на равенство перед Богом и Законом, как евреев, так и язычников, указал на то, что все до одного, как евреи, так и язычники не исполнили Договора и оказались под судом. И все бы было ужасно, если бы ни одно «но». Закон не был дан для исполнения, но для познания греха, т.е. осознания своей слабости перед ним и несостоятельности человека как самостоятельного божества. Понимаете? Закон с самого начала не давался для того, чтобы осудить человека. А, наоборот, помочь человеку осознать свою несостоятельность и через это получить другой путь спасения. То есть, Закон был дан не для суда, а для спасения, так, чтобы человек уже не полагался больше на свою плотскую силу.

Теперь, если бы Закон был для суда, то все бы уже давно погибли, но появилось «Но» с большой буквы, и о нем в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.